Особенности психолого-педагогического просвещения в учреждениях системы образования
Оценка 4.9

Особенности психолого-педагогического просвещения в учреждениях системы образования

Оценка 4.9
docx
22.03.2024
Особенности психолого-педагогического просвещения в учреждениях системы образования
Анна.docx

Содержание

 

Особенности психолого-педагогического просвещения в учреждениях системы образования…………………………………………………………

 

3

Статус психологического просвещения в системе психопрофилактической работы в образовательной организации………...

 

7

Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности………………………

 

11

Информирование о факторах препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся по оказанию им различного вида психологической помощи…………………………………………………….

 

 

13

Список использованных источников……………………………………….

25

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности психолого-педагогического просвещения в учреждениях системы образования

Психологическое просвещение - это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям.

Задачи психологического просвещения:

1. Знакомство педагогов и родителей с основными закономерностями благоприятного психического развития ребенка.

2. Популяризация и разъяснение новейших психологических достижений.

3. Формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком и в интересах собственного развития.

4. Достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога в образовательном учреждении.

Формы работы: лекции, выставки, беседы, подбор литературы, семинары

Проводя работу по психологическому просвещению важно, чтобы лекции, семинары и другие формы работы проходили не на абстрактном уровне, а имели предметом обсуждения данное образовательное учреждение, данный контингент людей.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и педагогов.

Предметом информирования являются причины возникнове­ния отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка.

Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способ­ствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Для родителей здесь имеет боль­шое значение знакомство с основами некоторых психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология». Для педагогов - психологическая специфика педагогических воздействий и возрастные особенности развития детей в контексте возрастной, педагогической и детской психологии.

Условием образовательного направления просветительской ра­боты является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с органи­зацией дискуссий, семинары, психологические погружения и неко­торые виды тренингов. Данные формы просветительских воздейст­вий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т. е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диа­логического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Темати­ческое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и педагогов, так и по инициативе психоло­га. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планиру­ется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуаль­ным познанием и половой идентификацией, техническими инфор­мационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компью­тер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»). Для педагогов - развивающие программы для детей, симптома­тика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специаль­ные способности (детская одаренность). Данная тематика обуслов­лена анализом наиболее часто встречающихся запросов.





Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологи­ческом просвещении широко используются и невербальные (на­глядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они пред­ставлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развиваю­щих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоря­жение родителей может быть предоставлена библиотека с подбор­кой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для педагогов может быть подготовлена подборка психолого-педа­гогической литературы.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования:

• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

 Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе психолого-педагогическим условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

По аналогии и Программа психолого-педагогического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО включает в себя требования к:

1) структуре программы;

2) условиям её реализации;

3) результатам психолого-педагогического сопровождения.

Основная образовательная программа общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Поэтому же пути логично пойти при проектировании Программы психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статус психологического просвещения в системе психопрофилактической работы в образовательной организации

 

 

Психологическое просвещение – одна из активных форм реализации задач психопрофилактической деятельности специалиста-психолога, направленных на формирование у населения родителей положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Средства психологического просвещения подразделяются на: вербальные (беседа, лекция, тематический КВН), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ. Наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. Практически безграничные, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.) Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят, в первую очередь, от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом, адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.

Психологическое просвещение можно разделить на традиционные формы просвещения такие как: общие и классные родительские собрания, беседы, лекции, оформление текстовых материалов (памятки, стенды, уголки родителей), создание психолого - педагогической библиотеки, групповые и индивидуальные консультации. И на нетрадиционные формы просвещения (активные): КВН, круглый стол, конференция, семинар- тренинг, детско- родительская гостиная, вечер вопросов и ответов, мозговой штурм.

Психологическая помощь – область практического применения психологии ориентированная на повышения социальной психологической компетентности людей и оказание психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе; непосредственная работа с людьми направленная на разрешения различного рода психологических проблем связанных с трудностями межличностных отношений, а также глубинных межличностных проблем.

Виды психологической помощи:

- психопрофилактика

- психологическое просвещение

- психодиагностика

- психологическое консультирование

- психотерапия

- психиатрия

- психокоррекция

Принципы психологической помощи:

- Доброжелательное без оценочное отношение к клиенту.

- Ориентация психолога на нормы и ценности клиента.

- Запрет давать советы.

- Анонимность.

- Разграничение личных и профессиональных отношений.

Психологическое просвещение

Раздел профилактической деятельности специалиста психолога направленны на формирования у населения положительных установок психологической помощи, деятельности психолога практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению различных психологических расстройств.

Уровни профилактики:

- первичная – это работа со здоровыми людьми по предупреждению различных отклонений и прогнозированию возможных проблем.

- вторичная – это работа с людьми группой риска.

- третичная – работа с людьми, у которых проявляется дезодаптивное поведения.

Псих-я профилактика предусматривает деятельность по:

- По разработки апробации и внедрении развивающих программ для дететй разных возрастов и с учетом задач каждого возрастного этапа.

- Контролю за соблюдением псих условий, обучение и развитие детей в образ учрж и семье, обеспеченьем грамотного псих развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития.

- Обеспеченье условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень предупреждение возможных осложнений в псих-м развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации.

- Подготовки детей и подростков к созданию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовывать свои потребности и знания.

- Своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Предусматривает деятельность по:

1. Разработке апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа

2. Контроль за соблюдением психологических условий, обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития.

3. Обеспечению условий , оптимального перехода детей на след. Возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации.

4. Подготовки детей и подростков к созданию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовывать свои особенности и знания.

5. Своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Психологическое просвещение выступает как одна из форм и как один из способов реализации психопрофилактических задач. В рассматриваемом контексте основных направлений работы практического психолога психологическое просвещение занимает центральное положение в его психопрофилактической деятельности по определению. Если другие направления психопрофилактики могут успешно реализовать свои задачи только в комплексном взаимодействии специалистов, социальных институтов и их посредников, от которых в конечном итоге зависит психологическое благополучие ребенка, то психологическое просвещение - это и прямая обязанность, и относительно самостоятельная активная форма деятельности в структуре психопрофилактической работы практического психолога. Любая деятельность и развитие ребенка проходит в определенных средовых (социальных, микросоциальных, гигиенических, педагогических) условиях. И, собственно, от адекватности этих условий во многом может зависеть эффективность выполнения той или иной деятельности и развития ребенка в целом. Работа по созданию необходимых (или изменению) средовых условий может быть осуществлена только в тесном контакте с родителями ребенка, педагогическим коллективом образовательного учреждения, представителями общественных организаций и фондов, органов опеки, суда, прокуратуры и правопорядка. В этой плоскости смыкаются задачи, выполняемые как социальным педагогом, так и практическим психологом образования.

 

 

 

 

 

Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности

 

 

 Педагог-психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе, В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

В процессе профессиональной деятельности педагог-психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

Педагог-психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним педагог-психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

В ходе обследования педагог-психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

 

Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов).

Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка.

Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информирование о факторах препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся по оказанию им различного вида психологической помощи

 

Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога, критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задачам другого человека. Такое соответствие (несоответствие) проверяется по шкале:

1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию.

2. Действия психолога не конструктивны; он слишком старается воздействовать на другого человека.

3. Клиента не слышно или слышно очень мало; психолог реагирует больше сам на себя, а не на клиента.

4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент.

5. Суть задачи клиента понята психологом неверно, но через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психолог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.

6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатичность и непосредственность.

7. Высочайший уровень – психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности.

В практике психологического консультирования существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов-психологов:

Доброжелательное, безупречное отношение к клиенту. Подразумевает не простое следование общепринятым нормам поведения, а умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждая, стараться понять клиента и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и непредсказуема. Поэтому невозможно при любом жизненном и профессиональном опыте дать гарантированный совет. Кроме того, взяв на себя ответственность, психолог не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности и принятию собственной ответственности за все происходящее.
Анонимность. Означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специально оговоренных законом (угроза жизни). Об этих правилах клиент предупреждается заранее.

Разграничение профессиональных и личностных отношений. Действие этого принципа связано с возникновением переноса (склонности пациента переносить на психотерапевта и отношения с ним свои проблемы и конфликты) и контрпереноса (склонности психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом). Действуя в процессе консультирования, эти феномены снижают его эффективность.

Включенность клиента в процесс консультирования. Яркое эмоциональное переживание и рефлексия беседы возможны при условии полного понимания клиентом того, что обсуждается, логичности действий психолога и благоприятности психологической атмосферы.

Целью психологического консультирования является оказание психологической помощи клиенту. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выслушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации. Как отмечает Г.С. Абрамова, цель психологического консультирования – культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.
В процессе консультирования решаются следующие задачи:

– оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

– оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

– информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;

– повышение общей психологической грамотности;

– мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;

– коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

– выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Психолог в процессе консультирования может занимать различные позиции: позиция равенства, позиция сверху и позиция снизу. В разных теоретических ориентациях консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом. В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку, чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать.

Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии:

1) умение сопереживать, поддерживать, анализировать чувства клиента по отношению к ближайшим людям;

2) способность четко и конкретно тонизировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректировать высказывания.

В первую очередь необходимо рассмотреть понятия «психолог-консультант» и «психолог, занимающийся консультированием как одним из видов своей практической работы». В настоящее время наблюдается тенденция заимствования основных принципов, подходов, положений деятельности психолога образования из близких, родственных областей практической психологии, прежде всего из консультаций для родителей по проблемам семьи. Между тем каждая из этих областей имеет свою специфику, игнорировать которую без ущерба для дела нельзя. Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.

Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, проблемы формирования детского коллектива, возможности расширения собственных профессиональных умений, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, проф-ориентационная работа со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения. Важная сторона консультативной работы психолога – проведение им по запроса органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, народы судов, инспекций по делам несовершенно летних психологической экспертизы психологического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения обоснованного решения со стороны соответствующих инстанций по вопросам лишения родительских прав, направления школьника в специальные учебные заведен» и т. п.

В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует воспитателей, учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий. В таком варианте психолога и учителя следует рассматривать как специалистов в своих областях; сотрудничество по поводу проблемы ребенка позволяет соединить их знания и открывает богатые творческие возможности для решения проблем. В этом состоит основное значение консультативной работы.

Кроме того, поняв суть своих действий в отношении одного ребенка, педагог будет использовать эти знания в работе с другими детьми.
Следует различать понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.
Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого – в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы психолог обеспечил им быстрое решение проблемы, дал ответ, совет и, главное, подтвердил их собственное восприятие ситуации. Это относится и к воспитателям, и к учителям, с этим постоянно сталкиваются психологи. Педагоги часто испытывают чувство бессилия, сталкиваясь с особенностями тех или иных детей. Причину имеющихся трудностей они стремятся искать, как правило, в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные умения и личностные качества. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Психолог не должен в таком случае идти на поводу у педагога.

Многие исследователи и практики утверждают, что вовлечение консультируемого в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Психолог ответствен за помощь консультируемому в том, чтобы последний стал активным лицом в консультативном процессе: удовлетворенность этим процессом у консультируемого возрастает по мере его вовлеченности.
Подобное достигается только тогда, когда психолог принимает, уважает консультируемого и рассматривает его как значимого человека, помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. Центральный момент консультации – процесс взаимодействия психолога и консультируемого, установление доверительных взаимоотношений между ними. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и, следовательно, имеет равные с психологом права в процессе принятия решения. Иерархизированные отношения могут ограничить свободу общения. Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.

Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:

1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений. В большинстве случаев оказывается, что учителя не знают основных психологических особенностей данного ребенка, поэтому не могут найти правильный подход к нему.

Подвести учителя к пониманию – этого не очень простая, но необходимая задача психолога.

Не менее сложно консультировать родителей. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.

2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.

3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.

4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, предметных структурных подразделениях (методобъединениях), общешкольных и классных родительских собраниях.

5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.).
Специфика психологического консультирования в детских садах, школах, детских домах и др. заключается в том, что оно сосредоточивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования, – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого школьника. Администрация образовательного учреждения, воспитатели, учителя, родители, другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.

Индивидуальные консультации делятся на:

1) однократные и многократные;

2) консультации по личному обращению;

3) в результате вызова, направления;

4) без дополнительного тестирования или с дополнительным тестированием;

5) без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;

6) изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между консультациями).

По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.

Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. С точки зрения Г.С. Абрамовой, знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним.

Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) —> механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) —> содержание нормы психического развития (выбор направления изменения).

Следовательно, анализируя возможности изменения клиента, психолог работает с задачами и резервами развития данного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии.

Одним из наиболее востребованных в работе педагога-психолога является возрастно-психологическое консультирование. Этот вид консультирования имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.

4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.

7. Психолого-педагогическое просвещение населения.

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы: 1) общая оценка уровня развития; 2) сущность трудностей ребенка; 3) степень их сложности; 4) факторы, провоцирующие трудности; 5) сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы; 6) условно-вариантный прогноз развития.
Возрастно-психологическое консультирование проводится по следующему алгоритму:

1. Анализ информации, полученной и первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.

1. Уровень актуального развития: а) возрастно-психологическая характеристика; б) социальная ситуация развития; в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам; г) новообразования возраста, их развитие; д) трудности и отклонения, их причины.

2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития): а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития; б) показ условий для оптимального развития.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1.                 Адушкина, К. В. А32 Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-7186-0932-5

2.                 Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос-Пресс, 2016. - 208 c.

3.                 Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - М.: Феникс, 2005. - 192 c.

4.                 Соломин И.Л. Психологическое тестирование и консультирование. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август,1999, с.125-134

5.                 Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. – М.: Независимая фирма "Класс", 2003

6.                 Яицкая, Н. И. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ / Н. И. Яицкая, Е. В. Цыбуленко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (дата обращения: 27.09.2021).


 

7.                

Содержание Особенности психолого-педагогического просвещения в учреждениях системы образования………………………………………………………… 3

Содержание Особенности психолого-педагогического просвещения в учреждениях системы образования………………………………………………………… 3

Особенности психолого-педагогического просвещения в учреждениях системы образования

Особенности психолого-педагогического просвещения в учреждениях системы образования

Для родителей здесь имеет боль­шое значение знакомство с основами некоторых психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология»

Для родителей здесь имеет боль­шое значение знакомство с основами некоторых психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология»

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологи­ческом просвещении широко используются и невербальные (на­глядные) средства

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологи­ческом просвещении широко используются и невербальные (на­глядные) средства

По аналогии и Программа психолого-педагогического сопровождения введения и реализации

По аналогии и Программа психолого-педагогического сопровождения введения и реализации

Статус психологического просвещения в системе психопрофилактической работы в образовательной организации

Статус психологического просвещения в системе психопрофилактической работы в образовательной организации

Психологическая помощь – область практического применения психологии ориентированная на повышения социальной психологической компетентности людей и оказание психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе; непосредственная…

Психологическая помощь – область практического применения психологии ориентированная на повышения социальной психологической компетентности людей и оказание психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе; непосредственная…

Псих-я профилактика предусматривает деятельность по: -

Псих-я профилактика предусматривает деятельность по: -

Подготовки детей и подростков к созданию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовывать свои особенности и знания

Подготовки детей и подростков к созданию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовывать свои особенности и знания

Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности

Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности

Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)

Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)

Информирование о факторах препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся по оказанию им различного вида психологической помощи

Информирование о факторах препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся по оказанию им различного вида психологической помощи

Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и непредсказуема

Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и непредсказуема

В процессе консультирования решаются следующие задачи: – оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи; – оказание профессиональной помощи в решении…

В процессе консультирования решаются следующие задачи: – оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи; – оказание профессиональной помощи в решении…

Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии: 1) умение сопереживать, поддерживать,…

Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии: 1) умение сопереживать, поддерживать,…

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность,…

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность,…

В таком варианте психолога и учителя следует рассматривать как специалистов в своих областях; сотрудничество по поводу проблемы ребенка позволяет соединить их знания и открывает богатые…

В таком варианте психолога и учителя следует рассматривать как специалистов в своих областях; сотрудничество по поводу проблемы ребенка позволяет соединить их знания и открывает богатые…

Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса…

Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса…

Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и…

Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и…

По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий…

По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий…

По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования

По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования

Одним из наиболее востребованных в работе педагога-психолога является возрастно-психологическое консультирование

Одним из наиболее востребованных в работе педагога-психолога является возрастно-психологическое консультирование

Возрастно-психологическое консультирование проводится по следующему алгоритму: 1

Возрастно-психологическое консультирование проводится по следующему алгоритму: 1

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024