Сазонова Н.Н.
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ №7» Изобильненского городского округа
Ставропольского края
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Семья была и остается базовым элементом для развития ребёнка. Заложенные в детстве жизненные ценности в будущем играют ведущую роль в успешности индивида на протяжении всей его социальной и личной жизни. При этом семья формирует основы психического здоровья и психосоматической устойчивости ребёнка [2, С. 37].
Как известно, удовлетворение базовых потребностей человека (потребность в еде, питье, любви и т.д.), особенно у детей связанно с семьей и семейным укладом. В настоящее время актуализируются многие проблемы, связанные с семейными ценностями и вообще с понятием «семья» как единицей общественной и частной жизни человека. Современные семьи претерпели значительные изменения, которые связаны с экономическими факторами, изменением социальной роли семьи, смещением ценностных ориентаций индивида. Все эти факторы стали основанием для уменьшения размера семьи и количества детей, значимости старших сиблингов. Значение и влияние старших членов семьи на действия и поведение детей перестало быть безоговорочным. Однако самая большая проблема связана с увеличением количества разводов. Они являются сильнейшим стрессом не только для родителей, но и для детей. В качестве результата таких потрясений у детей возникают различные психосоматические расстройства с более или менее яркой интенсивностью и длительностью проявлений. Наиболее часто встречаемые из них это вегетативные нарушения, проявляющиеся головной болью, аллергическими реакциями и др.
Необходимо отметить, что, к сожалению, полная семья далеко не всегда выступает гарантом психического и физического благополучия ребёнка. Так, по мнению специалистов Н.Н. Башкировой, И.Ф. Дементьева воспитательные успехи, психологическая устойчивость ребенка и удовлетворение всех его базовых потребностей, в первую очередь связаны с эмпатией, вниманием и любовью родителей, а не только с наличием обоих родителей.
В п. 3 Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» используются понятия простой, сложной и неполной семьи [4].
Простая семья состоит из супругов с детьми или без них. Сложная – из двух или более супружеских пар (когда супруги проживают с родителями). Неполная семья в большинстве представляет собой семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка. Однако семья с одним родителем – это основной, но не единственный тип неполной семьи. Существуют и такие неполные семьи, в которых дети проживают вообще без обоих родителей у дедушек, бабушек и других родственников. Последняя ситуация по своей отрицательной силе значительно выше неполной семьи, где ребёнка воспитывает один родитель.
Ряд специалистов,
занимающихся данной проблемой, например,
С. Строкач, В.А. Сысенко, указывают на то, что даже при наличии такого сильного
травмирующего фактора как развод или трагическая потеря одного из родителей,
полноценное развитие ребенка зависит от целого ряда факторов, главный из
которых – отношение оставшегося рядом родителя
(родителей, если после развода ребёнок продолжает полноценно взаимодействовать
с обоими) к ребенку после случившегося. [3, С. 20]
В.С. Мухина, ведущий отечественный психолог, указывает на то, что у детей воспитываемых одной матерью, отмечается повышенная впечатлительность. Они очень болезненно реагируют на тон голоса, обращённого к ним. Многие дети проявляют гиперчувствительность и могут отмечать минимальные изменения в настроении матери, особенно сильно реагируют на ее слезы. Также возможно серьёзное расстройство сна у таких детей, в виде часто прерывающегося ночного сна с кошмарами или длительной бессонницей. Такой сон не дает возможности отдыха нервной системе. После пробуждения у детей может отмечаться головная боль, вялость, раздражительность, отказ от приема пищи, различные вегетативные реакции.
В этой связи важным фактором стабилизации психоэмоционального состояния ребенка является сохранение спокойной домашней обстановки. Поэтому взрослым, воспитывающим эмоционально лабильного ребёнка, рекомендуется все вопросы, связанные с его здоровьем, обсуждать вне его присутствия и при необходимости подключать к работе с ребёнком специалистов (неврологов и психологов).
С целью снижения стрессорного эффекта после развода родителей целесообразно, с точки зрения С. В. Антоновой расширять кругозор ребенка через совместные путешествия, посещение с ним музеев, выставок и т.д., что позволит повысить его интеллектуальные способности, а также снизить влияние негативного психоэмоционального воздействия развода родителей [1, С. 35].
Многие специалисты отмечают (О.Е. Буланова, В.Г. Кобозева, Л.И. Акатов), что тормозящим фактором в развитии психологической и социальной адаптации ребёнка играет страх, а в неполных семьях этот страх может стать тотальным и соединить страхи матери (отца) и ребенка. Это осложняет взаимодействие внутри семьи и снижает качество жизни её членов.
Чтобы не возникало таких проблем, в семье доброе отношение должно гармонично сочетаться с требовательностью к ребенку. Очень важно, чтобы ребенок не боялся, не стеснялся себя (того, что у него только один родитель), чтобы у него формировалось правильное отношение к своим возможностям и окружающей действительности. Мать (отец) играют в этом главную роль, именно у них ребенок будет заимствовать представление о себе, и здесь возможно два варианта развития событий: либо ребенок будет считать себя ни на что не способным, либо, наоборот, человеком, который может достичь успехов. У ребенка должно быть сформировано понимание того, что у него много индивидуальных положительных качеств и достоинств, которые нужно развивать. Такой ребенок будет лишен эгоцентризма, он станет с удовольствием выполнять ту работу, которую может, будет радоваться своим достижениям. Это позволит ему вести полную впечатлений и положительных эмоций жизнь.
Список литературы:
1. Антонова С.В. Как сохранить ребенка после развода. Между двух огней. – М., 2000, стр. 63
2. Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России – М., 1997. стр. 78-90
3. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – СПб., 1989. стр. 176
4. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», стр. 3,4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.