ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-6 ЛЕТ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ
СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
Преподаватель фортепианного отделения
МБУДО № 1 Волкова Е. В.
г. Чебоксары
В последнее время педагоги все чаще поднимают актуальные для интеллектуального общества вопросы раннего эстетического развития детей средствами музыкального искусства через обучение инструментальному исполнительству (игре на фортепиано и других музыкальных инструментах). Методике обучения игре на фортепиано посвящены труды многих педагогов и музыкантов нашего времени: Т. А. Бабичевой, Б. А. Поливода, Н. Рябухиной, В. Е. Сластеленко, Т. Смирновой, Л. Хереско. По мнению большинства ученых, особый интерес представляет ранний период обучения игре на фортепиано, поскольку он имеет ряд преимуществ: у маленьких детей пластичные мышцы, навыки координации движений легко формируются и закрепляются, так как еще не окончательно сформирована костно-мышечная система. В этом возрасте хорошо проявляются индивидуальные способности физического и интеллектуального развития памяти, внимания, фантазии, воображения. Приобщение к музыке с ранних лет позволяет своевременно обнаружить слабые стороны развития ученика и сделать процесс обучения постепенным. Начальный этап обучения игре на фортепиано является решающим для всей дальнейшей судьбы будущего музыканта, поэтому занятия в этот период должны быть увлекательными и несложными для восприятия маленького ребенка.
В процессе работы оказалось, что объяснить пятилетнему ребенку клавиатуру, нотную грамоту довольно сложно. Всю эту информацию, которую дети 6-7 лет воспринимают легко и быстро на начальном этапе обучения игре на фортепиано, моя ученица просто отказывалась слушать. Поэтому я вынуждена была весь начальный период обучения строить по тому же плану, как и с детьми 6-7 лет, но используя методы работы, адаптированные для возраста 4-6 лет. Хорошим помощником для меня, как для педагога с небольшим опытом работы, стало учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет «Давай поиграем» автора-составителя Н. Рябухиной [3]. Название сборника очень точно отображает суть и самую главную особенность методики обучения на фортепиано детей данного возраста: вся работа первоначального этапа обучения с маленькими учениками должна проходить как игра, а новый материал преподносится на уроке в виде сказок, рассказов, стихов и сопровождаться музыкой.
Далее я хотела бы рассказать об особенностях моей работы с детьми 4-6 лет, когда они только начинают знакомиться с инструментом и нотами.
В нашей школе, где я работаю, по программе подготовительного класса предусмотрено 2 занятия в неделю по 35 минут. На мой взгляд, это очень хорошо. За это время педагог может рассказать новую тему, вспомнить с учеником то, чем они занимались на прошлом уроке и проверить домашнее задание. Учащийся в свою очередь за это время не успеет заскучать и эти первые занятия не будут ему казаться слишком долгими и утомительными.
В самом начале обучения, учитывая физиологические особенности данного возраста: быструю утомляемость, неустойчивость внимания, я стараюсь следить за чередованием разных видов деятельности. Поэтому первые уроки состоят из маленьких заданий, которые подчинены основным целям:
1) воспитать любовь к музыке, способность воспринимать и понимать ее;
2) увлечь и поддержать интерес ученика к занятиям;
3) раскрыть и развить музыкальные способности ребенка (слух, ритм, память), музыкальное мышление, способность слухового представления.
1 задание: «Приветствие»
На наших занятиях мы здороваемся по-музыкальному: я играю «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «соль» на слова «Здра –а –а – вствуй Да –ша», а ребенок на нотах «соль», «ми», «до» отвечает «Здра – вствуй – те». Второй раз повторяем нотами: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «соль» (поет и играет педагог) и «соль», «ми», «до» (поет ученик). Это короткое и очень простое упражнение дети очень любят и поют с большим удовольствием. Со временем ребенок с радостью узнает эти мелодические построения, часто встречающиеся на уроках сольфеджио.
2 задание: «Музыкальная разминка»
На музыкальной разминке можно играть любую детскую польку или марш. Я, например, играю песню В. Шаинского «Вместе весело шагать», а ученик во время куплета просто марширует под музыку. Параллельно я даю ученику ассоциативные задачи – «давай походим по лужам или по сугробам (в зависимости от времени года)». Во время припева прошу ученика делать наклоны в стороны с поднятыми руками (так колышутся от ветра деревья). Это упражнение, очень полезное. Ребенок одновременно делает несколько дел: он и слушает музыку, и сам выполняет ритмические движения под музыку. В более усложненном варианте он может петь знакомую ему песню со словами или нотами.
3 задание: «Дирижер»
Это своеобразное упражнение на развитие координации ребенка. Подойдет любая детская песенка. Я, например, играю песню В. Шаинского «От улыбки хмурый день светлей». Ребенок в это время дирижирует на две четверти. Это, казалось бы, легкое задание, нередко доставляет маленьким ученикам некоторые трудности – движения руками, как и в музыкальной разминке, необходимо выполнять под музыку. Данное упражнение также помогает при игре на инструменте для правильного формирования пианистического аппарата. Руки во время движения следует держать немного согнутыми на уровне головы. Когда у ученика это упражнение будет свободно и легко получаться, можно попробовать дирижировать на три четверти и четыре четверти. Также это упражнение можно сопровождать счетом на раз, два, либо пением песни нотами. В дальнейшем, это поможет ребенку исполнять произведение и считать одновременно.
4 задание «Гимнастика для пальцев»
Для выполнения пальчиковой гимнастики я прошу ученика сложить ладошки вместе. Как нельзя кстати, стихотворение из сборника Л. Хереско «Про пять пальцев» [4].
Задание 5 «Пение песенок»
В течение всего учебного года мы с детками много поем нотами и со словами. Обязательно поем гамму и тоническое трезвучие в до мажоре. Почти каждый урок я даю ученику какую-нибудь новую песенку. Как правило, все песни простые, основанные на движении по трезвучию, или звукоряду. Ученик их быстро запоминает и с радостью повторяет дома. Когда учащиеся начинают играть эти песенки уверенно в до мажоре, я добавляю и все оставшиеся белые клавиши. Таким образом, к концу учебного года мои ученики без труда могут сыграть 10-15 несложных песенок в семи мажорных тональностях. Выполнение этих простых заданий в дальнейшем несомненно поможет моим ученикам в будущем на уроках сольфеджио, так как они учатся одновременно транспонировать, подбирать по слуху и запомнить ключевые знаки в тональностях.
Задание 6 «Музыкальная сказка о зиме»
«Музыкальную сказку о зиме» я рассказываю ученикам в самом начале обучения, на 3-4 уроках с целью знакомства с новыми инструментами. В качестве звукового сопровождения использую музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, маракасы. Сюжет сказки следующий: «Прошло жаркое лето, закончилась дождливая осень (играю «Детскую пьесу» С. Майкапара), наступила зимушка зима. Мягко падают снежинки (играю «Болезнь куклы» П. Чайковского, а ученик играет маракасами), зажигаются на небе звезды (ученик играет на треугольнике), на улице дует ветер, начинается вьюга (глиссандо на металлофоне). Недолго выла вьюга, пришла весна (играю «Апрель» П. Чайковского), запели птички (ученик играет в высоком регистре на фортепиано)». Сказка по времени длиться 2-3 минуты, но ученик в ней – не просто пассивный слушатель, а полноправный участник и помощник. Кроме того, он знакомиться с новыми инструментами и их звучанием, слушает фортепианные пьесы в исполнении педагога. Всем детям эта сказка очень нравится и многие просят ее повторить. В этом случае я немного видоизменяю рассказ, добавляя новые инструменты и пьесы для фортепианного сопровождения. Вариантов может быть много, все зависит от фантазии и вдохновения всех участников увлекательного действия.
Игре по нотам я начинаю обучать обычно со 2-3 урока. Для того чтобы ребенок быстрее запомнил расположение нот на нотном стане, использую песенки-загадки и музыкальные ребусы.
Подводя итог, хочется отметить, что в данной статье я описываю лишь небольшую часть тех музыкальных заданий и упражнений, которые использую на уроке со своими учениками. По окончании подготовительного класса у детей отмечаются определенные успехи: они имеют представление о музыкальной грамоте (длительности, метроритм), о средствах музыкальной выразительности: слышат высокие и низкие звуки, направление движения мелодии вверх и вниз; хорошо знают строение клавиатуры (расположение верхнего, среднего и нижнего регистров фортепиано), деление на октавы, названия клавиш; владеют навыками звукоизвлечения (non legato, legato, staccato). К концу года учащиеся уже могут играть по нотам и имеют некоторый запас музыкальных впечатлений. Ярко проявляется интерес к музыкальным занятиям, а также развитие их творческого начала.
Используемая литература
1. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой : учебное пособие / А. Артоболевская. – 6-е изд., М. : Советский композитор, 1992.
2. Бабичева, Т. А. Альбом для начинающих пианистов (песенки, упражнения и ансамбли) / Т. А. Бабичева. – Новосибирск : Окарина, 2008.
3. Рябухина, Н. Давай поиграем : учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет / Н. Рябухина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008.
4. Хереско, Л. Музыкальные картинки : занимательная книга для первоначального обучения игре на фортепиано / Л. Хереско; под общ. ред. Н. Копчевского. – Л.: Советский композитор, 1983.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.