Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста
Оценка 4.9

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Оценка 4.9
Лекции
docx
1 кл—4 кл
24.07.2023
Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста
Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста.docx

 

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переходном этапе развития. В этот период осуществляется переход от мышления наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному. Словесно-логическое мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста.

К концу младшего школьного возраста среди детей можно выделить такие группы:

1)            Теоретики дети, которые легко  решают задачи  в словесном


плане;


 

2)            Практики дети, которым нужна опора на наглядность;

3)            Художники дети, у которых яркое образное мышление. Мышление младших школьников имеет свои особенности:

✔     с     появлением    новых    задач    мыслительная    деятельность


характеризуется стремительным развитием;

интеллектуальные возможности становятся более масштабными. Ребенок учится воспринимать информацию, обрабатывать ее, структурировать для дальнейшего использования;

✔    наглядно-образное       и       наглядно-действенное       мышление

приобретают важное значение и активно развиваются у младшего школьника;

 

словесно-логическое мышление начинает занимать значительную часть умственной деятельности ребенка;

развитие всех трех форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) происходит постепенно;

наработка базы основных понятий и терминов в процессе учебной деятельности;

возникает разделение абстрактного и реального, выдуманного и истинного, ребенок начинает осознавать что реально, а что нет;

формируется критическое мышление, необходимость в проверке своих суждений.

Критическое мышление в этом возрасте еще развито слабо, но постепенно начинают формироваться его зачатки. Чтобы процесс обучения шел в нужном темпе и ребенок хорошо развивался, важно использовать подходящие методы обучения. Развивать ребенка в этом возрасте лучше всего при помощи игр.

Критическое мышление начинает зарождаться у детей еще в дошкольном возрасте. В начале дети «чувствительны» к несообразностям в пространственных и причинно-следственных отношениях. К шестому году у них уже наблюдается открытая прямая реакция на несообразности в словесно- логических связях. Самостоятельность и критичность мышления дошкольников проявляется в основном в вопросах взрослым о сущности и значении того или иного предмета или явления. В процессе усвоения норм поведения, развития у детей нравственных чувств начинает проявляться их критическое отношение к определенным поступкам взрослых и детей, к высказываниям и суждениям окружающих людей.

Начиная с первого класса, важно не разрушить интерес, любознательность, склонность к рефлексии ребенка, что часто наблюдается к школе. Именно в первые школьные годы закладываются основные умения и навыки мыслительной деятельности детей, формируются их умения логически правильно мыслить, заучивать, запоминать, решать нестандартные задачи и

находить способы самостоятельного выполнения заданий, что и ведет к развитию мыслительных способностей учащихся.

Обычно в процессе усвоения норм поведения, развития у детей нравственных чувств, понимания явлений возникают несоответствия. В оценку «хороший», «плохой», «красивый», «некрасивый» часто

«вкладывается этическое содержание, проявление же критичности мышления носит при этом упрощенный характер.

К приемам формирования критического мышления у детей относятся следующие задания:

✔     дать заглавие законченной части рассказа;

✔     оценить и обосновать предложенные заглавия;

✔     оценить мнение товарищей по данному вопросу;

✔     анализ самостоятельных работ с просьбой исправления ошибок в своих сочинениях и в письменных работах товарищей;

✔     взаимное рецензирование работ и тому подобное.

Постепенно высказывания учащихся приобретают самостоятельный характер, проходя путь от пассивного к активному, от констатирующего к корригирующему уровню критичности мышления. К четвертому классу критическое отношение к объектам познания становится более обобщающим. Учащиеся не только исправляют ошибки, но и группируют части объекта познания, начинают взвешивать, сопоставлять, оценивать, соотносить и выдвигать свои доводы, не ограничиваясь констатацией. Они способны критически мыслить на таком уровне, который предоставляет им возможность исправлять в тексте не только орфографические, но и логические и стилистические ошибки. Критичность мышления детей на этом уровне носит

«диффузный» характер: сущность ошибки, причины или условия, ее порождающие, а также пути ее исправления в их ответах не раскрываются.

Критичность мышления младших школьников имеет разные уровни проявления: в зависимости от глубины проникновения учащегося в сущность

познаваемого объекта, способа решения задачи и характера подхода к объекту познания различается три уровня проявления критичности мышления:

1)            Уровень «зарождающейся» критичности: субъект подмечает, что в изображении объекта познания допущены ошибки, несоответствия, но он еще не в состоянии их осмыслить, объяснить.

2)            Уровень «констатирующей» критичности: испытуемые находят допущенные в объекте познания несоответствия, ошибки, но не стремятся раскрыть источник их возникновения (характерно для учащихся первых и вторых классов).

3)            Уровень «корригирующей» критичности: испытуемые не только отражают части объекта познания во взаимосвязи и взаимозависимости и обнаруживают допущенные в них ошибки, несуразности, но и раскрывают причины их возникновения, а также указывают пути и средства их устранения. Формирование критического мышления учащихся младших классов требует применения таких методов и способов развития, как анализ и оценка фактов, сопоставление, соотнесение, обобщение, решение проблемных задач, раскрытие причинно-следственных связей, объяснение причин ошибок и несуразностей                   (алогизмов),          объяснение   ошибок,   анализ   сочинений   и

высказываний, доказательство и опровержение.

Критичность  ума   рассматривается  как   механизм  саморегуляции, развивающий такое умение, как самооценка. Неадекватная самооценка может явиться сильным барьером в продвижении учащихся в учебной деятельности. Для     выбора          стратегии                  и    тактики    формирования   и    развития критического мышления, нужно чтобы учитель выявил предпосылки для

формирования критичности ума, с которыми ученик приходит в школу.

Самостоятельность мышления детей младшего возраста в процессе решения задач проявляется лишь в использовании аналогии, которая выражается не столько в «переносе», сколько в «наложении» опыта на новые предметы и явления.

Для младших школьников важно усвоить алгоритм критического подхода к анализу мнений, текстов, высказываний товарищей.

Только в процессе обучающей деятельности могут быть сформированы такие структурные элементы данного вида мышления, как:

✔     поиск возможных неправильностей;

✔     видение   положительных и   отрицательных сторон  в объекте познания;

✔     способность   различать   субъективно   выведенное   оценочное суждение от суждения основанного на фактах;

✔     поиск путей аргументации обнаруженных ошибок.

Таким образом, развитие критического мышления должно осуществляться в условиях, связанных с решением учебных проблемных задач.

Сензитивными к учебной деятельности, связанной с формированием выше перечисленными структурными элементами критического мышления, как показывают исследования, являются младшие подростки. Необходимо подчеркнуть, что содержание и организация работы учителя, например, с младшими подростками, связанная с формированием направленности на критическое усвоение получаемой информации и обучение правильному формулированию критических суждений может также способствовать и решению других педагогических задач, как, например, обучение учащихся способам самостоятельного приобретения знаний и рационального включения результатов учебной работы в предстоящие виды деятельности. В нашем случае речь идет о формировании направленности мышления младших подростков на:

✔     обнаружение фактологических ошибок в текстах;

✔     находить    и    приводить    аргументы    в    поддержку    своих утверждений;

✔     недопущение разного рода ошибок в своих суждениях;

✔     проверку и сверку информации в    соответствии                         с установленными фактами;

✔     выявление установленных и предполагаемых фактов;

✔     неприятие утверждений без соответствующих оснований.

Естественно, что, обучая, например, перечисленным мыслительным действиям, нужно не забывать, что любое обучение, направленное на улучшение у учащихся способности мыслить имеет своей целью применение на практике усвоенного. Поэтому необходимо использовать в учебной деятельности проблемно-познавательные задачи, которые позволяют подготовить учащихся к применению сформированных умений при решении разнообразных проблем вне школы в ситуациях реальной действительности.

 

Список литературы:

1.             Гузева, Н.И. Развитие критического мышления младших школьников / Н.И. Гузева // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. - №2. С. 67-73.

2.             Сергеева, Б.В. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников / Б.В. Сергеева, В.А. Оганесян // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. - №2. С. 97-106.

3.             Степанова, О.В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О.В. Степанова // Приоритетные научные направления : От теории к практике. 2016. С. 94-99.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






✔     проверку и сверку информации в    соответствии                         с установленными фактами;

✔     выявление установленных и предполагаемых фактов;

✔     неприятие утверждений без соответствующих оснований.

Естественно, что, обучая, например, перечисленным мыслительным действиям, нужно не забывать, что любое обучение, направленное на улучшение у учащихся способности мыслить имеет своей целью применение на практике усвоенного. Поэтому необходимо использовать в учебной деятельности проблемно-познавательные задачи, которые позволяют подготовить учащихся к применению сформированных умений при решении разнообразных проблем вне школы в ситуациях реальной действительности.

 

Список литературы:

4.             Гузева, Н.И. Развитие критического мышления младших школьников / Н.И. Гузева // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. - №2. С. 67-73.

5.             Сергеева, Б.В. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников / Б.В. Сергеева, В.А. Оганесян // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. - №2. С. 97-106.

6.             Степанова, О.В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О.В. Степанова // Приоритетные научные направления : От теории к практике. 2016. С. 94-99.


 

7.             Скачано с www.znanio.ru

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Критическое мышление в этом возрасте еще развито слабо, но постепенно начинают формироваться его зачатки

Критическое мышление в этом возрасте еще развито слабо, но постепенно начинают формироваться его зачатки

Постепенно высказывания учащихся приобретают самостоятельный характер, проходя путь от пассивного к активному, от констатирующего к корригирующему уровню критичности мышления

Постепенно высказывания учащихся приобретают самостоятельный характер, проходя путь от пассивного к активному, от констатирующего к корригирующему уровню критичности мышления

Уровень «корригирующей» критичности: испытуемые не только отражают части объекта познания во взаимосвязи и взаимозависимости и обнаруживают допущенные в них ошибки, несуразности, но и раскрывают причины…

Уровень «корригирующей» критичности: испытуемые не только отражают части объекта познания во взаимосвязи и взаимозависимости и обнаруживают допущенные в них ошибки, несуразности, но и раскрывают причины…

Таким образом, развитие критического мышления должно осуществляться в условиях, связанных с решением учебных проблемных задач

Таким образом, развитие критического мышления должно осуществляться в условиях, связанных с решением учебных проблемных задач

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста

Естественно, что, обучая, например, перечисленным мыслительным действиям, нужно не забывать, что любое обучение, направленное на улучшение у учащихся способности мыслить имеет своей целью применение на…

Естественно, что, обучая, например, перечисленным мыслительным действиям, нужно не забывать, что любое обучение, направленное на улучшение у учащихся способности мыслить имеет своей целью применение на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2023