Особенности развития критического мышления у детей младшего школьного возраста
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переходном этапе развития. В этот период осуществляется переход от мышления наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному. Словесно-логическое мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста.
К концу младшего школьного возраста среди детей можно выделить такие группы:
1) Теоретики – дети, которые легко решают задачи в словесном
плане;
2) Практики – дети, которым нужна опора на наглядность;
3) Художники – дети, у которых яркое образное мышление. Мышление младших школьников имеет свои особенности:
✔ с появлением новых задач мыслительная деятельность
характеризуется стремительным развитием;
✔ интеллектуальные возможности становятся более масштабными. Ребенок учится воспринимать информацию, обрабатывать ее, структурировать для дальнейшего использования;
✔ наглядно-образное и наглядно-действенное мышление
приобретают важное значение и активно развиваются у младшего школьника;
✔ словесно-логическое мышление начинает занимать значительную часть умственной деятельности ребенка;
✔ развитие всех трех форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) происходит постепенно;
✔ наработка базы основных понятий и терминов в процессе учебной деятельности;
✔ возникает разделение абстрактного и реального, выдуманного и истинного, ребенок начинает осознавать что реально, а что нет;
✔ формируется критическое мышление, необходимость в проверке своих суждений.
Критическое мышление в этом возрасте еще развито слабо, но постепенно начинают формироваться его зачатки. Чтобы процесс обучения шел в нужном темпе и ребенок хорошо развивался, важно использовать подходящие методы обучения. Развивать ребенка в этом возрасте лучше всего при помощи игр.
Критическое мышление начинает зарождаться у детей еще в дошкольном возрасте. В начале дети «чувствительны» к несообразностям в пространственных и причинно-следственных отношениях. К шестому году у них уже наблюдается открытая прямая реакция на несообразности в словесно- логических связях. Самостоятельность и критичность мышления дошкольников проявляется в основном в вопросах взрослым о сущности и значении того или иного предмета или явления. В процессе усвоения норм поведения, развития у детей нравственных чувств начинает проявляться их критическое отношение к определенным поступкам взрослых и детей, к высказываниям и суждениям окружающих людей.
Начиная с первого класса, важно не разрушить интерес, любознательность, склонность к рефлексии ребенка, что часто наблюдается к школе. Именно в первые школьные годы закладываются основные умения и навыки мыслительной деятельности детей, формируются их умения логически правильно мыслить, заучивать, запоминать, решать нестандартные задачи и
находить способы самостоятельного выполнения заданий, что и ведет к развитию мыслительных способностей учащихся.
Обычно в процессе усвоения норм поведения, развития у детей нравственных чувств, понимания явлений возникают несоответствия. В оценку «хороший», «плохой», «красивый», «некрасивый» часто
«вкладывается этическое содержание, проявление же критичности мышления носит при этом упрощенный характер.
К приемам формирования критического мышления у детей относятся следующие задания:
✔ дать заглавие законченной части рассказа;
✔ оценить и обосновать предложенные заглавия;
✔ оценить мнение товарищей по данному вопросу;
✔ анализ самостоятельных работ с просьбой исправления ошибок в своих сочинениях и в письменных работах товарищей;
✔ взаимное рецензирование работ и тому подобное.
Постепенно высказывания учащихся приобретают самостоятельный характер, проходя путь от пассивного к активному, от констатирующего к корригирующему уровню критичности мышления. К четвертому классу критическое отношение к объектам познания становится более обобщающим. Учащиеся не только исправляют ошибки, но и группируют части объекта познания, начинают взвешивать, сопоставлять, оценивать, соотносить и выдвигать свои доводы, не ограничиваясь констатацией. Они способны критически мыслить на таком уровне, который предоставляет им возможность исправлять в тексте не только орфографические, но и логические и стилистические ошибки. Критичность мышления детей на этом уровне носит
«диффузный» характер: сущность ошибки, причины или условия, ее порождающие, а также пути ее исправления в их ответах не раскрываются.
Критичность мышления младших школьников имеет разные уровни проявления: в зависимости от глубины проникновения учащегося в сущность
познаваемого объекта, способа решения задачи и характера подхода к объекту познания различается три уровня проявления критичности мышления:
1) Уровень «зарождающейся» критичности: субъект подмечает, что в изображении объекта познания допущены ошибки, несоответствия, но он еще не в состоянии их осмыслить, объяснить.
2) Уровень «констатирующей» критичности: испытуемые находят допущенные в объекте познания несоответствия, ошибки, но не стремятся раскрыть источник их возникновения (характерно для учащихся первых и вторых классов).
3) Уровень «корригирующей» критичности: испытуемые не только отражают части объекта познания во взаимосвязи и взаимозависимости и обнаруживают допущенные в них ошибки, несуразности, но и раскрывают причины их возникновения, а также указывают пути и средства их устранения. Формирование критического мышления учащихся младших классов требует применения таких методов и способов развития, как анализ и оценка фактов, сопоставление, соотнесение, обобщение, решение проблемных задач, раскрытие причинно-следственных связей, объяснение причин ошибок и несуразностей (алогизмов), объяснение ошибок, анализ сочинений и
высказываний, доказательство и опровержение.
Критичность ума рассматривается как механизм саморегуляции, развивающий такое умение, как самооценка. Неадекватная самооценка может явиться сильным барьером в продвижении учащихся в учебной деятельности. Для выбора стратегии и тактики формирования и развития критического мышления, нужно чтобы учитель выявил предпосылки для
формирования критичности ума, с которыми ученик приходит в школу.
Самостоятельность мышления детей младшего возраста в процессе решения задач проявляется лишь в использовании аналогии, которая выражается не столько в «переносе», сколько в «наложении» опыта на новые предметы и явления.
Для младших школьников важно усвоить алгоритм критического подхода к анализу мнений, текстов, высказываний товарищей.
Только в процессе обучающей деятельности могут быть сформированы такие структурные элементы данного вида мышления, как:
✔ поиск возможных неправильностей;
✔ видение положительных и отрицательных сторон в объекте познания;
✔ способность различать субъективно выведенное оценочное суждение от суждения основанного на фактах;
✔ поиск путей аргументации обнаруженных ошибок.
Таким образом, развитие критического мышления должно осуществляться в условиях, связанных с решением учебных проблемных задач.
Сензитивными к учебной деятельности, связанной с формированием выше перечисленными структурными элементами критического мышления, как показывают исследования, являются младшие подростки. Необходимо подчеркнуть, что содержание и организация работы учителя, например, с младшими подростками, связанная с формированием направленности на критическое усвоение получаемой информации и обучение правильному формулированию критических суждений может также способствовать и решению других педагогических задач, как, например, обучение учащихся способам самостоятельного приобретения знаний и рационального включения результатов учебной работы в предстоящие виды деятельности. В нашем случае речь идет о формировании направленности мышления младших подростков на:
✔ обнаружение фактологических ошибок в текстах;
✔ находить и приводить аргументы в поддержку своих утверждений;
✔ недопущение разного рода ошибок в своих суждениях;
✔ проверку и сверку информации в соответствии с установленными фактами;
✔ выявление установленных и предполагаемых фактов;
✔ неприятие утверждений без соответствующих оснований.
Естественно, что, обучая, например, перечисленным мыслительным действиям, нужно не забывать, что любое обучение, направленное на улучшение у учащихся способности мыслить имеет своей целью применение на практике усвоенного. Поэтому необходимо использовать в учебной деятельности проблемно-познавательные задачи, которые позволяют подготовить учащихся к применению сформированных умений при решении разнообразных проблем вне школы в ситуациях реальной действительности.
1. Гузева, Н.И. Развитие критического мышления младших школьников / Н.И. Гузева // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. - №2. – С. 67-73.
2. Сергеева, Б.В. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников / Б.В. Сергеева, В.А. Оганесян // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №2. – С. 97-106.
3. Степанова, О.В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О.В. Степанова // Приоритетные научные направления : От теории к практике. – 2016. – С. 94-99.
✔ проверку и сверку информации в соответствии с установленными фактами;
✔ выявление установленных и предполагаемых фактов;
✔ неприятие утверждений без соответствующих оснований.
Естественно, что, обучая, например, перечисленным мыслительным действиям, нужно не забывать, что любое обучение, направленное на улучшение у учащихся способности мыслить имеет своей целью применение на практике усвоенного. Поэтому необходимо использовать в учебной деятельности проблемно-познавательные задачи, которые позволяют подготовить учащихся к применению сформированных умений при решении разнообразных проблем вне школы в ситуациях реальной действительности.
4. Гузева, Н.И. Развитие критического мышления младших школьников / Н.И. Гузева // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. - №2. – С. 67-73.
5. Сергеева, Б.В. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников / Б.В. Сергеева, В.А. Оганесян // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №2. – С. 97-106.
6. Степанова, О.В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О.В. Степанова // Приоритетные научные направления : От теории к практике. – 2016. – С. 94-99.
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.