Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
· девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
· мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
· мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
· к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и
девочек?
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
|
Мальчики |
Девочки |
Острота слуха до 8 лет |
Выше |
Ниже |
Чувствительность к шуму |
Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами |
Более чувствительны |
Кожная чувствительность |
Ниже |
Выше |
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) |
Медленное. С возрастом начинает лидировать |
Быстрое |
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). |
Быстрое. Имеется уже в 6 лет |
Медленное. Трудности даже в 13 лет |
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга |
Медленное |
Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария) |
Речевое мышление |
Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно |
Лучше развита речь, но мышление более однотипно |
Поисковая деятельность. Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества |
Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи |
Лучше выполняют типовые задачи |
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) |
Лучше |
Хуже |
Период врабатываемости |
Медленно набирают нужный уровень работоспособности |
Быстро набирают работоспособность |
Развитие памяти |
Длится достаточно долго |
Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание |
Утомление |
Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) |
Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей |
Низкое |
Высокое |
Скорость чтения |
Ниже |
Выше |
Правописание |
Хуже |
Лучше |
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении |
Смотрят не научителя, больше нацелены на информацию |
Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение |
Добрые слова (которые нравятся самим детям) |
Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов |
Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше |
Рисунки детей |
Танки, самолёты, человек – паук |
Дом, цветы, животные, человек! |
Нарушения речи |
Бывают чаще и тяжелее. Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях |
Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии |
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию |
Адаптируются хуже, стараются не подчиниться |
Адаптируются лучше |
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.