ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
Оценка 4.7

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ

Оценка 4.7
docx
15.10.2021
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
1.docx

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ

 

 

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы условий развития творческих способностей детей сред- него дошкольного возраста. Также, говорится об актуальности использования изобразительного искусства как одного из эффективных путей развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: образовательная область «творчество», творческие способности дошкольника, личность, изобразительная деятельность, сентезивный период, воображение, творчество

 

 

 

Одним из важных направлений современного дошкольного образования в развитии детей дошкольного воз- раста является развитие их творческих способностей. В этой связи, именно рисование является особым сред- ством развития креативных качеств маленького ребенка. Поэтому, педагогами детских садов проводится очень разнообразная работа в этом направлении.

Наше исследование проводилось в МБДОУ «Цент развития ребёнка – д/с «Василёк» города Абакана. В исследовании приняли участие дети среднего дошкольного возраста.

Для исследования уровня развития творческого мышления детей нами были использованы следующие диагностические методики:

1)      «Диагностика детской креативности по шкале Вильямса»;

2)      «Диагностика уровня развития дивергентного мышления» (Н.П. Фетискин);

3)      «Экспресс-метод Д. Джонсона» в модификации Е.Е. Туник.

После проведения работы по данным трех методик нами были сделаны следующие выводы:

1)      средний показатель креативности детей выборки – ниже среднего, его показывает большинство детей;

2)      уровень развития дивергентного мышления ниже среднего;

3)      общий уровень развития творческого мышления детей средний и низкий;

4)      у детей более развиты такие аспекты творческого мышления, как любознательность, воображение и ори- гинальность;

5)      наименее развитые компоненты творческого мышления – сложность, разработанность и самостоятель- ность.

С целью повышения уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста воспитатель группы «Родничок» проводила с ними игровые упражнения, творческие задания: «Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует». Главной целью их проведения было – формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учились построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), выделяли образ предмета среди других и воссоздавали его в рисунке [1, c. 23].

Затем воспитатель вместе с детьми осваивали такие способы рисования как: кляксография, монотопия, рисование по-сырому, с последующим дорисовыванием образов различных сказочных героев и переносом знакомых приёмов работы в новую творческую ситуацию.

Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, воспитатель придерживалась следующих правил:

-        предоставить детям свободу выбора места, вида, содержания, предметов и технологий;

-        уважение к детям и результатам их творчества;

-        помощь и своевременная поддержка оказывается только индивидуально;

-        создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности;

 

-        организация в группе выставки детских работ и для её просмотра приглашение детей из других групп, родителей.

В группе были созданы условия для самостоятельной художественной деятельности детей, такие как: зоны для занятия творческой деятельности расположены так, что дети могут свободно в любой момент реализовать свой творческий замысел. В данных зонах, в свободном доступе находились коробки с трафаретами, печатями, штампами, пробками, куски поролона, бумага нарезанная различными геометрическими формами (круги, кольца, квадраты, треугольники и т.д.), а также книжки – раскраски, альбомы для художественного творчества [2, c.50-52].

Кроме того, воспитатель уделяла особое внимание, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведений изобразительного искусства, желание знакомиться с творчеством художников. С этой целью, были использованы литературные и музыкальные произведения о природе с одновременным рассматриванием картин. Это способствовало формированию различных креативных образов в сознании детей [3, c. 128].

Воспитателем были изготовлены дидактические игры и пособия для развития творческих способностей маленьких детей: «Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Геометрические фигуры в предметах», «Волшебные превращения».

Таким образом, большая часть группы достигает высокого уровня развития творческих способностей. Это доказывает эффективность проведённой педагогом работы.

Библиографический список:

1.      Водинская М. В., Шапиро М. С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. – М., Теревинф, 2016. – 23 с.

2.      Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям //Дошкольное воспитание. – 2011. –

№2. – С.50–52.

3.      Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.


 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, воспитатель придерживалась следующих правил: - предоставить детям свободу выбора места, вида, содержания, предметов и технологий; - уважение к детям…

Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, воспитатель придерживалась следующих правил: - предоставить детям свободу выбора места, вида, содержания, предметов и технологий; - уважение к детям…
Скачать файл