Студентка 1 курса специальность Полупан О.Л.
«Дефектология» ВКГУ
на базе ВПО
Научный руководитель Стельмах С.А.
Особенности самосознания у детей с нарушениями слуха.
Одно из центральных мест в развитии личности ребенка занимает проблема формирования самосознания, как одна из предпосылок к полноценной самостоятельной жизни. Самосознание личности начинает складываться в процессе с другими людьми и ощущения своей «непохожести» на них, т.е. с открытием личностью своего «Я», которое начинает проявляться в возрасте 2-3 лет. В своем развитии самосознание проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется все большей самостоятельностью индивида. В самосознании проявляются отношения личности к своим потребностям, мотивам, способностям, влечениям, аффективным особенностям. Самосознание – это образ себя и отношение к себе.
Самосознание - это неразрывное единство своих отдельных внутренних процессов: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе, саморегуляция поведения.
Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта. У глухих детей нарушение слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, что приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений, в том числе к нарушению развития личности, мышления, речи, познавательной деятельности.
Исследования В.Г. Петровой, В.Л. Белинского, М.М. Нудельман, Т.Н. Прилепской показали, что в области развития самосознания и самооценки у детей с нарушением слуха наблюдаются те же стадии, что и у слышащих, но переход от одной стадии к другой совершается на 2-3 года позже.
Наше исследование по выявлению сформированности самосознания у детей с нарушением слуха было проведено на базе государственного учреждения «Модельная школа – детский сад № 96» и средней школы № 37 города Усть-Каменогорска. В силу специфики нашего исследования, выборку составили: экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошли дети с нарушением слуха в возрасте от 3 до 14 лет. Контрольную группу составили дети с сохранным слухом в таком же количестве и такого же возраста.
В нашем исследовании мы будем опираться на основные составляющие Я-концепции и весь процесс будет построен на основе изучения ее компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. В эмпирическом исследовании для изучения особенностей самосознания были использованы следующие методики: «Лестница Рубинштейна», «Десять Я», «Автопортрет» и методика Н.Л. Белопольской «Повозрастная идентификация».
У детей с нарушениями слуха самооценка в целом неустойчива и в большинстве случаев завышена. На двух возрастных этапах младшего и старшего школьного возраста, у детей с нарушениями слуха она остается на уровне дошкольного возраста. Глухие школьники в большинстве случаев оценивают себя неадекватно в сторону завышенных оценок, т.е. оценка давалась желаемая, а не действительная. Л.С. Выготский говорил о том, что у аномальных детей завышенная самооценка – защитная реакция на низкую оценку окружающих. Завышенную самооценку можно объяснить своеобразными чертами личности глухих школьников (мнительность, обидчивость), узким кругом общения и отсутствием самостоятельности вследствие гиперопеки со стороны родителей.
Интерпретируя проективную методику «Автопортрет» можно отметить раннюю способность рисования человека детьми с нарушениями слуха 4-х лет, что объясняется компенсаторными качествами анализаторов. Особенностью всех детей с дефектом слуха является то, что большинство из них рисуют себя без ушей, т.е. видят себя объективно, осознают и переживают свой дефект. Школьники с нарушениями слуха характеризуются замкнутостью, ощущением малоценности, неуверенностью в себе, подозрительностью, вялостью в общении. Часть детей недовольна своими интеллектуальными способностями.
Количественный и качественный анализ полученных данных методики «Десять Я» показал, что количество выбираемых индикаторов у детей с нарушенным слухом в два раза меньше, чем у слышащих школьников. Большое внимание дети с нарушением слуха уделяют «половой идентификации» – различению себя по половому признаку – мальчик, девочка. Также глухие дети в первую очередь называют свое имя. Стоит отметить, что дети экспериментальной группы назвали лишь свои паспортные имена, в отличие от здоровых детей, которые указывали и «ласковые прозвища». В категории качества личности дети с нарушениями слуха выбирают 3 характеристики: большой, веселый, аккуратный – это характеристики, которые явно отмечаются и проявляются в поведении людей. Категория «хобби» у детей с нарушениями слуха отсутствует. Но нельзя сказать, что ребята не катаются на велосипеде или не играют в футбол. Предположим, если ребенку с нарушенным слухом показать картинки с данными видами спорта, он однозначно, соотнесет себя с каким либо из них, но не сможет назвать тем обозначением, которым определяется данное слово. Быть может, возможность адаптации методики «Десять Я» в наглядном плане, специально для детей с нарушениями слуха, позволила бы нам получить более разнообразные и обобщенные данные об интересах и увлечениях аномального ребенка.
У детей с нарушениями слуха процесс формирования половозрастной идентификации отстает в развитии на 3-4 года в отличие от детей с сохранным слухом и завершается к 14 годам. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что дети с нарушениями слуха 4 лет не способны идентифицировать себя с картинкой соответствующего возраста. Часть детей способна идентифицировать себя только с картинкой соответствующего пола. К 7 годам 5 из 6 детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста соотносят себя с половой идентификацией и образом школьника, а также половина детей с прошлым и будущим образами. Происходит постепенное становление и осмысление глухими детьми своего настоящего, прошлого и будущего статуса, а также определение своей половозрастной роли и соответствующей фазе жизни. У детей с дефектом слуха половозрастная идентификация формируется окончательно к 14 годам. Общей характерной чертой для всех возрастов явилась важная, на наш взгляд, тенденция выбирать в качестве привлекательного – образ следующей возрастной роли. Эта особенность отражает зачастую неосознанное стремление ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной роли. Для детей с нарушениями слуха в возрасте от 7 до 10-11 лет актуальным, важным и значимым является имя, социальная роль и половая идентификация.
Подведя итог, можно сказать, что самосознание детей с нарушениями слуха отличается следующим: неадекватной самооценкой, замедленным формированием половозрастной идентификации, фиксацией на дефекте.
ЛИТЕРАТУРА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.