Особенности самосознания у детей с нарушениями слуха.
Оценка 4.9

Особенности самосознания у детей с нарушениями слуха.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
дефектология +2
20.11.2020
Особенности самосознания у детей с нарушениями слуха.
Одно из центральных мест в развитии личности ребенка занимает проблема формирования самосознания, как одна из предпосылок к полноценной самостоятельной жизни. Самосознание личности начинает складываться в процессе с другими людьми и ощущения своей «непохожести» на них, т.е. с открытием личностью своего «Я», которое начинает проявляться в возрасте 2-3 лет. В своем развитии самосознание проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется все большей самостоятельностью индивида. В самосознании проявляются отношения личности к своим потребностям, мотивам, способностям, влечениям, аффективным особенностям. Самосознание – это образ себя и отношение к себе.
статья 1 особенности самосознания.doc

Студентка 1 курса специальность                                                                   Полупан О.Л.

 «Дефектология» ВКГУ

 на базе ВПО

Научный руководитель                                                                                     Стельмах С.А.

 

Особенности самосознания у детей с нарушениями слуха.

Одно из центральных мест в развитии личности ребенка занимает проблема формирования самосознания, как одна из предпосылок к полноценной самостоятельной жизни. Самосознание личности начинает складываться в процессе с другими людьми и ощущения своей «непохожести» на них, т.е. с открытием личностью своего «Я», которое начинает проявляться в возрасте 2-3 лет. В своем развитии самосознание проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется все большей самостоятельностью индивида. В самосознании проявляются отношения личности к своим потребностям, мотивам, способностям, влечениям, аффективным особенностям. Самосознание – это образ себя и отношение к себе.

 Самосознание - это неразрывное единство своих отдельных внутренних процессов: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе, саморегуляция поведения.

Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта. У глухих детей нарушение слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, что приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений, в том числе к нарушению развития личности, мышления, речи, познавательной деятельности.

Исследования В.Г. Петровой, В.Л. Белинского, М.М. Нудельман, Т.Н. Прилепской показали, что в области развития самосознания и самооценки у детей с нарушением слуха наблюдаются те же стадии, что и у слышащих, но переход от одной стадии к другой совершается на 2-3 года позже.

Наше исследование по выявлению сформированности самосознания у детей с нарушением слуха  было проведено на базе государственного учреждения «Модельная школа – детский сад № 96» и средней школы № 37 города Усть-Каменогорска. В силу специфики нашего исследования, выборку составили: экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошли дети с нарушением слуха в возрасте от 3 до 14 лет. Контрольную группу составили дети с сохранным слухом в таком же количестве и такого же возраста.

В нашем исследовании мы будем опираться на основные составляющие Я-концепции и весь процесс будет построен на основе изучения ее компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. В эмпирическом исследовании для изучения особенностей самосознания были использованы следующие методики: «Лестница  Рубинштейна», «Десять Я», «Автопортрет» и методика Н.Л. Белопольской  «Повозрастная идентификация».

У  детей с нарушениями слуха самооценка в целом неустойчива  и в большинстве случаев завышена. На двух возрастных этапах младшего и старшего школьного возраста, у детей с нарушениями слуха она остается на уровне дошкольного возраста. Глухие школьники в большинстве случаев оценивают себя неадекватно в сторону завышенных оценок, т.е. оценка давалась желаемая, а не действительная. Л.С. Выготский говорил о том, что у аномальных детей завышенная самооценка – защитная реакция на низкую оценку окружающих. Завышенную самооценку можно объяснить своеобразными чертами личности глухих школьников (мнительность, обидчивость), узким кругом общения и отсутствием самостоятельности вследствие гиперопеки со стороны родителей.

 Интерпретируя проективную методику «Автопортрет» можно отметить раннюю способность рисования человека детьми с нарушениями слуха 4-х лет, что объясняется компенсаторными качествами анализаторов.  Особенностью всех детей с дефектом слуха является то, что большинство из них рисуют себя без ушей, т.е. видят себя объективно, осознают и переживают свой дефект. Школьники с нарушениями слуха характеризуются замкнутостью, ощущением малоценности, неуверенностью в себе, подозрительностью, вялостью в общении. Часть детей недовольна своими интеллектуальными способностями.

Количественный и качественный анализ полученных данных методики «Десять Я» показал, что количество выбираемых индикаторов у детей с нарушенным слухом в два раза меньше, чем у слышащих школьников. Большое внимание дети с нарушением слуха уделяют «половой идентификации» – различению себя по половому признаку – мальчик, девочка. Также глухие дети в первую очередь называют свое имя. Стоит отметить, что дети экспериментальной группы назвали лишь свои паспортные имена, в отличие от здоровых детей, которые указывали и «ласковые прозвища». В категории качества личности дети с нарушениями слуха выбирают 3 характеристики: большой, веселый, аккуратный – это характеристики, которые явно отмечаются и проявляются в поведении людей. Категория «хобби» у детей с нарушениями слуха отсутствует. Но нельзя сказать, что ребята не катаются на велосипеде или не играют в футбол. Предположим, если ребенку с нарушенным слухом показать картинки с данными видами спорта, он  однозначно, соотнесет себя с каким либо из них, но не сможет назвать тем обозначением, которым определяется данное слово. Быть может, возможность адаптации методики «Десять Я» в наглядном плане, специально для детей с нарушениями слуха, позволила бы нам получить более разнообразные и обобщенные данные об интересах  и увлечениях аномального ребенка.

У детей с нарушениями слуха процесс формирования половозрастной идентификации отстает в развитии на 3-4 года в отличие от детей с сохранным слухом и завершается к 14 годам. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что дети с нарушениями слуха 4 лет не способны идентифицировать себя с картинкой соответствующего возраста. Часть детей способна идентифицировать себя только с картинкой соответствующего пола. К 7 годам 5 из 6 детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста соотносят себя с половой идентификацией и образом школьника, а также половина детей с прошлым и будущим образами. Происходит постепенное становление и осмысление глухими детьми своего настоящего, прошлого и будущего статуса, а также определение своей половозрастной роли и соответствующей фазе жизни. У детей с дефектом слуха половозрастная идентификация формируется окончательно к 14 годам. Общей характерной чертой для всех возрастов явилась важная, на наш взгляд, тенденция выбирать в качестве привлекательного – образ следующей возрастной роли. Эта особенность отражает зачастую неосознанное стремление ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной роли. Для детей с нарушениями слуха в возрасте от 7 до 10-11 лет  актуальным, важным и значимым является имя, социальная роль и половая идентификация.  

Подведя итог, можно сказать, что самосознание детей с нарушениями слуха отличается следующим: неадекватной самооценкой, замедленным формированием половозрастной идентификации, фиксацией на дефекте.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами  нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986.- 275 с.
  3. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. / Н.Л. Белопольская. М.: Когито-Центр, 1998. – 24 с.
  4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. – Т.5 Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - 368 с.
  6. Дефектологический словарь – справочник / Авт.-сост. С.С  Степанов: Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.
  7. Дьячков Л.И. Дефектологический словарь / Л.И. Дьячков. - М. Просвещение, 1997.- 70 с.
  8. Замалетдинова Ю.З. Опыт изучения представлений о своем прошлом и будущем глухих детей старшего дошкольного возраста / Ю.З. Замалетдинова // Дефектология. – 2005. - № 3. – С. 25-30.
  9. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С.Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
  10. Кривонос И.В. Особенности самооценки глухих младших школьников (в сравнительном аспекте) / И.В. Кривонос // Дефектология. – 2001. - № 4. – С. 45-48.
  11. Меркт У. В чем заключаются характерные особенности глухих и как почувствовать специфику их мира? У. Меркт // Дефектология. – 2005. - №2. – с.

 


Студентка 1 курса специальность

Студентка 1 курса специальность

Контрольную группу составили дети с сохранным слухом в таком же количестве и такого же возраста

Контрольную группу составили дети с сохранным слухом в таком же количестве и такого же возраста

Категория «хобби» у детей с нарушениями слуха отсутствует

Категория «хобби» у детей с нарушениями слуха отсутствует

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2020