Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью
Оценка 5

Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью

Оценка 5
Особые потребности
doc
дефектология
8 кл—11 кл
25.10.2020
Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью
в статье представлен опыт использования индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью с целью оказания им психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в решении задач обучения, развития и социализации. Раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения и механизм отслеживания результатов сопровождения.
Организация индивидуального ППС учащихся с у.о..doc

Махова Нина Михайловна

учитель – логопед

ГКОУ «Коррекционная школа № 8»

                                                                 г. Арзамас, Нижегородская область

 

Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью

        Аннотация: в статье представлен опыт использования индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью с целью оказания им психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в решении задач обучения, развития и социализации.  Раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения и механизм отслеживания результатов сопровождения.

       Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, социализация, коррекция, образовательные потребности, компетентность, субъекты образовательного процесса, базовый уровень, адаптационный уровень, специализированный уровень, диагностико-аналитический этап, поисково-репродуктивный этап, итогово-обобщающий этап, диагностическая работа, зоны актуального развития, комплексное обследование, психолого-медико-педагогический консилиум.

В последнее время в системе специального образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку с тяжелой умственной отсталостью и его семье – индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в решении задач обучения, развития и социализации учащихся. Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью осуществляется согласно Программе психолого-педагогического сопровождения учащихся ГКОУ «Коррекционная школа № 8»

       Целью сопровождения является создание социально-психологических, лечебно-оздоровительных и педагогических условий для успешного развития, коррекции недостатков, реализации особых образовательных потребностей, для сохранения и укрепления здоровья и обеспечения защиты прав учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Задачи сопровождения направлены на предупреждение проблем в развитии учащихся, оказание им разносторонней помощи и на развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

        Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью требует четкой организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов и специалистов. Качество сопровождения во многом зависит от квалификации педагогов и специалистов Учреждения. Учащиеся с тяжелой умственной отсталостью имеют специфические особенности, в силу которых знания и умения педагога приобретают важное значение, что требует от него дополнительной подготовки, включающей овладение знаниями практически всех направлений специальной психологии и коррекционной педагогики, современными образовательными и коррекционно-развивающими технологиями

       Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью осуществляется на трех уровнях:

- базовый уровень охватывает всех учащихся с момента их поступления в школу и до ее завершения;

- адаптационный уровень уделяет особое внимание переходным этапам в развитии ребенка;

- специализированный уровень направлен на преодоление индивидуальных трудностей в развитии, обучении и социализации учащихся.                          Каждый уровень реализует алгоритм психолого-педагогического сопровождения, который мы условно делим на несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых имеет свои задачи и содержание:       

- диагностико-аналитический этап направлен на получение комплексной психолого-педагогической информации об учащихся и ее анализ;

- поисково-репродуктивный этап связан с поиском, отбором и реализацией программно-методического обеспечения и технологий сопровождения;

- итогово-обобщающий этап определяет оптимальность используемых средств и качество полученных результатов психолого-педагогического сопровождения.

Работа ведется по четырем основным аспектам: педагогический, психологический, медицинский, и социальный. Соответственно каждый аспект сопровождения реализуется соответствующими педагогами и специалистами.

       Подробно рассмотрим базовый уровень, сопровождение которого направлено на создание оптимальных условий в Учреждении для реализации основного содержания образования и образовательных технологий, охватывает всех учащихся с тяжелой умственной отсталостью, с момента их поступления в школу и до момента ее окончания. Базовый уровень реализует представленный алгоритм поэтапной реализации, но имеет свои специфические задачи, содержание и технологии.

        1 этап - диагностико-аналитический.

На данном этапе первичным исполнителем алгоритма сопровождения выступает педагог, в частности учитель начальных классов, работающий на классе, который изучает общие сведения о развитии ребенка:

- анамнестические данные и информацию о семье ребенка, его родственниках;

- результаты психологической диагностики, медицинских диагнозов, личные карты учащихся;

- поведение учащихся в естественных условиях урочной и внеурочной деятельности.                                                                                                                      На данном этапе основой традиционно выступает диагностическая работа, направленная на всестороннее изучение зоны актуального развития каждого ребенка. Проводится комплексное диагностическое обследование специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, медицинским работником. Содержание данного этапа представлено в таблице.

Таблица 1

Содержание диагностико-аналитический этапа психолого – педагогического сопровождения

Аспекты  психолого – педагогического сопровождения

Педагогический

Психологический

Медицинский

Социальный

-Сформированность ВПФ

-Учебное поведение

-Уровень обученности

-Уровень обучаемости

-Личностные характеристики

-Игровая деятельность

-Продуктивная деятельность

-Интересы и склонности

-Социально – эмоциональное развитие

-Коммуникативные навыки

-Уровень адаптивности

-Продуктивные виды взаимодействия

Антропометрические                                                                                                                       показатели

-Состояние функциональных систем организма

-Заболевания (соматические, хронические)

-Социальный статус ребенка

-Социальный статус семьи

 

Каждый специалист, используя специфические методики обследования, определяет уровень развития ребенка и предлагает актуальные для него методы коррекционно-развивающей работы. На проведение психолого-педагогической диагностики учащихся берется письменное согласие родителей (законных представителей). По результатам обследования составляется комплексное психолого-педагогическое представление на учащегося, отражающее характеристику уровня развития ребенка и актуальные для него направления сопровождения. Представление заслушивается на заседании школьного ПМПк. На основании комплексного представления составляется план индивидуального ППС учащегося.

 2 этап базового уровня - поисково-репродуктивный.

На данном этапе осуществляется непосредственное психолого-педагогическое сопровождение учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Во-первых, это проведение учебных занятий с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих образовательных технологий на основе системно - деятельностного подхода через программы образовательных предметов, программы курсов коррекционно-развивающей области, программу сотрудничества с семьей обучающихся и программу внеурочной деятельности.

Во-вторых, это комплектование групп для коррекционной работы в соответствии с уровнем развития и образовательными потребностями учащихся на основе принципов дифференциации и индивидуализации психолого-педагогической помощи. В-третьих – оказание комплексной помощи ребенку и его семье в решении задач его активного развития и нормализации жизни. Содержание данного этапа представлено в таблице.

Таблица 2

Содержание поисково - репродуктивного этапа психолого – педагогического сопровождения

Аспекты  психолого – педагогического сопровождения

Педагогический

Психологический

Медицинский

Социальный

-Нормативно-правовые документы

-АООП (II вариант):

образовательные предметы,

курсы коррекционно-развивающей области,

внеурочная деятельность,

программа сотрудничества с семьей

-Программа формирования ВПФ и учебного поведения

-Программно-методическое обеспечение (РАС, ДЦП, АСК)

-Программа психологической коррекции социальных навыков учащихся

-Программно-методическое обеспечение

-Двухразовое горячее питание

-Физиотерапевтичес-кая помощь

-Стоматологическая помощь

-Санитарно-просветительская работа

-Выполнение СанПиН

-План правового просвещения

-План общешкольных линеек

 

Данный этап завершается согласованием планов сопровождения с родителями учащихся. Результатом данного этапа являются разработки педагогами Учреждения методических рекомендаций и пособий.

 3 этап - итогово-обобщающий.

 На данном этапе подводятся результаты индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с тяжелой умственной отсталостью.  Содержание данного этапа представлено в таблице. 

Таблица 3

Содержание итогово - обобщающего этапа психолого – педагогического сопровождения

Аспекты  психолого – педагогического сопровождения

Педагогический

Психологический

Медицинский

Социальный

-Предметные результаты

-Личностные результаты

-Базовые учебные действия

-Уровень сформированности ВПФ

-Уровень сформированности учебного поведения

-Результаты внеурочной деятельности

-Динамика психологического статуса: познавательная, эмоциональная, волевая сферы

-Уровень коммуникации

-Уровень адаптивности

-Индекс здоровья учащихся

-Мониторинг профилактических медицинских                  мероприятий

-Мониторинг физиотерапевтических процедур

Анализ  заболеваемости

-Посещаемость учебных занятий

-Занятость в каникулярное время

-Статус ребенка в классном коллективе

-Уровень семейного благополучия

 

Результаты сопровождения фиксируются в двух вариантах:

- динамика индивидуального развития учащихся отражается в индивидуальном дневнике психолого-педагогических наблюдений за развитием учащегося;

-  комплексные результаты сопровождения отражаются в портфолио психолого-педагогического сопровождения учащихся класса. А также результаты сопровождения отражаются в психолого-педагогической характеристике учащегося на конец учебного года. Этап завершается заседанием школьного ПМПк, на котором подводятся итоги реализации индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения и ознакомление родителей (законных представителей) с характеристикой учащегося под роспись, согласуются направления сопровождения на следующий учебный год.                                          Таким образом, мы подробно рассмотрели алгоритм ППС учащихся на базовом уровне, который охватывает всех учащихся с тяжелой умственной отсталостью. В дальнейшем, если у учащихся возникают трудности и проблемы в обучении и адаптации, то они переходят на адаптационный уровень сопровождения. На специализированном уровне сопровождение носит индивидуальный характер. Каждый уровень проходит все те же этапы, что мы рассмотрели выше.

         На этом алгоритм сопровождения либо завершается, либо на основе запроса педагога или родителей процесс сопровождения становится цикличным и переходит в режим поиска новых путей индивидуального сопровождения учащихся.

Список литературы

1.АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (II вариант) 1 – 4 классы, утвержденная приказом ГКОУ КШ № 8 от 30.08.2016 № 378

2. Программе психолого-педагогического сопровождения учащихся ГКОУ «Коррекционная школа № 8»

 

                                                                                                                                           


Махова Нина Михайловна учитель – логопед

Махова Нина Михайловна учитель – логопед

ГКОУ «Коррекционная школа № 8»

ГКОУ «Коррекционная школа № 8»

Каждый уровень реализует алгоритм психолого-педагогического сопровождения, который мы условно делим на несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых имеет свои задачи и содержание : - диагностико-аналитический…

Каждый уровень реализует алгоритм психолого-педагогического сопровождения, который мы условно делим на несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых имеет свои задачи и содержание : - диагностико-аналитический…

На данном этапе основой традиционно выступает диагностическая работа, направленная на всестороннее изучение зоны актуального развития каждого ребенка

На данном этапе основой традиционно выступает диагностическая работа, направленная на всестороннее изучение зоны актуального развития каждого ребенка

ППС учащегося. 2 этап базового уровня - поисково-репродуктивный

ППС учащегося. 2 этап базового уровня - поисково-репродуктивный

Нормативно-правовые документы -АООП (

Нормативно-правовые документы -АООП (

Этап завершается заседанием школьного

Этап завершается заседанием школьного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020