Проект на тему:
«Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ средствами
сюжетно-ролевых игр «Аэропорт», «Трансагенство «Краски мира»,
«Кафе Дружба»
Тюбекина Зинаида Николаевна,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
высшей квалификационной категории,
Почетный работник общего образования РФ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Королев Московской области
«Школа – интернат для слепых и слабовидящих детей»
tubekinz@mail.ru
Мир, в котором живет ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен, изменчив. И нам необходимо помочь ему, применяя современные образовательные технологии. Найти актуальное и значимое для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, задача современного педагога. Сегодня никто не отрицает, что выросла возможность совершать путешествия по территории родной страны, а так же поездки в зарубежные страны. Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду.
В детском саду происходит как минимум встреча трех поколений: самое молодое - ребенок, среднее – их родители и старшее – это мы - педагоги. Речь идет не о паспортном возрасте, а о возрастной позиции, которую удерживает каждое поколение. Дети живут в реальном времени, им интересно, что происходит сейчас, в это мгновение. Родители, казалось бы, думают о будущем своих детей, но, к сожалению, живут опытом своих родителей, опытом, полученным, или не дополученным ими в детстве, и практически не всегда компетентны по вопросам развития современного малыша.
А вот у нас - педагогов с каждым новым ребенком возобновляется опыт – и это позволяет нам жить в будущем, более ясно видеть возможности детей в развитии, видеть проблемы ребенка, использовать в своей работе новые современные технологии, осуществлять коррекционную направленность развития ребенка с ОВЗ, социально адаптировать детей к условиям жизни современного общества.
Проект взял свой старт в начале учебного года.
Актуальность проекта.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.
В развитии зрительного восприятия нормально видящего ребенка именно окружающая среда, наполненная разными зрительными стимулами, обеспечивает потребность и необходимость зрительного реагирования на раздражитель. У детей с нарушением зрения сама по себе среда не может оказывать такого эффекта, требуется специальная ее организация, это подбор определенных предметов по цвету, форме, величине для конкретных детей, а поэтому возрастает роль взрослого в организации предметной среды.
Сегодня никто не отрицает, что выросла возможность совершать путешествия по территории родной страны, а так же, поездки в зарубежные страны. Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых и помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Именно в игре ребенку легче всего предоставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признание своих друзей.
Решать задачи успешной социализации детей с нарушениями зрения позволяет система специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке учителя-дефектолога вместе с воспитателями группы. Это одно из наиболее важных направлений работы тифлопедагога, так как способствует развитию у детей познавательной деятельности, формированию адаптивного поведения, знакомит с необходимыми способами общения, что является одним из главных средств и условий социализации.
Учитывая сложности формирования сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями зрения, целесообразно, как считают Плаксина Л.И., Корнилова И.Г., Сековец Л.С. и др., организовывать целенаправленную коррекционную работу в данном направлении.
Цель проекта, его основная идея:
1. Расширять диапазон знакомства детей с современной действительностью через развертывание целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием игр общественно - политического направления.
2. Создавать условия для реабилитационной, социально – педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, направленной на успешную адаптацию в социуме.
Задачи.
Образовательные:
· формировать знания и представления дошкольников о том, что такое «Туристическое агентство», «Аэропорт», «Кафе»;
· уточнять и обогащать знания детей о профессиях туристического бизнеса: директор туристического агентства, турагент, менеджер по туризму, пилот, стюардесса, таможенник, полицейский, врач и др.;
· обучать старших дошкольников сюжетосложению.
Развивающие:
· способствовать формированию умения изменять игровое пространство в зависимости от замысла и сюжета;
· развивать творческое мышление и воображение;
· совершенствовать коммуникативные навыки, умение вести диалог;
· развивать неразвитые зрительные функции, такие как: глазомер, зрительная фиксация, перенос зрительного восприятия с одного предмета на другой и др.
Воспитательные:
· воспитывать уважение к труду работников авиапорта, туристического агентства, кафе.
· Способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе игры.
· Воспитывать культуру общения.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный.
Ноябрь 20… – май 20… (7 мес.).
Что мы ожидаем от проекта:
· повышение уровня игровой деятельности старших дошкольников посредством сюжетосложения;
· расширение осведомлённости детей о туризме;
· совершенствование навыка детей добиваться общей цели и радоваться общим достижениям через налаживание взаимоотношений в коллективе;
· Введение интересов родителей в мир игры детей.
Новизна:
Освоение современных педагогических технологий развития детской сюжетно-ролевой игры через сюжетосложение; перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач на экран, что дает уникальный эффект естественности условий игры, повышает познавательную активность и позволяет компенсировать нарушения зрительного дефекта.
План реализации проекта (этапы проекта).
1-й модуль - подготовительный.
Выявление проблемы, определение цели и задач. Разработка проекта, определение объема работы. Анкетирование родителей.
Изучение литературных источников, педагогического опыта по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Написание проекта. Подбор записей звуков взлета самолета, объявления в аэропорту о посадке на самолет, презентация салона самолета, презентация облаков разного вида.
Сбор маркеров игровых действий сюжетных линий: телефоны, компьютеры, магниты городов России и зарубежья, изготовление заграничных паспортов, костюмов - накидок для ролевых игр по профессиям, аттрибутов для игр разных сюжетных линий (цветы для кафе, меню, вывески – маркеры для кабинетов: директор турагенства, таможенная служба и т.д.
2-й модуль - внедрение
Обучение игровым действиям
· Строить самолет из стульчиков, мягких модулей.
· Организовывать пространство аэропорта: вывеска «Аэропорт, схема прохождения предполетной подготовки турагенства на мольберте, кафе: стойка с вывеской «Кафе «Вкусняшка», сувенирная лавка, столики с цветами в вазах.
· Управлять самолетом через пульт управления.
· организовать работу таможенной службы: металлодетектор.
· Регистрацию пассажиров, оформление багажа.
· Организовывать работу врача, медсестры.
· Обслуживать пассажиров в полете (сообщать информацию, предлагать напитки, прессу).
Практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности в плане сюжетных линий, таких как, директор турагенства – туристы, стюардесса - пассажиры, официанты – посетители, врач-медсестра, таможенник - пассажиры и др.; разучивание игр, стихов.
проведение бесед, дидактических игр. Беседы с применением презентаций «Путешествие по Москве», «Мой город Королев», «Загадки» и др.
Изготовление - написание, фото-презентации родителями «Летописей», газет о путешествиях семьи).
3-й этап - рефлексивный.
Анализ, обобщение и оформление результатов проекта.
Внедрение - сюжетно – ролевой игры «Туристическое агентство» и «Кафе» через «Аэропорт»; обогащение игрового опыта. Проведение вечера общения для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!». Открытое занятие по физической культуре для родителей «Путешествие - квест с элементами экологии». Подведение итогов и вручение благодарностей родителям.
Условия игры
Организация игрового пространства;
· распределение ролей и выбор атрибутов игры;
· самостоятельная игра дошкольников с участием (или без участия) взрослого;
· помощь взрослого в затруднительных ситуациях (забывание сюжета, его трансформация, смешение ролей, трудности в её завершении…).
· завершение игры гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой детей.
(Корнилова И.Г.).
Маркеры кабинетов:
Аэропорта, Таможни, кафе «Дружба», кабинета директора турагенства, место сувенирной лавки, кабинета врача, самолета.
«Маркеры (знаки) игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, стулья – сиденья в самолете, табло отправки самолетов на мольберте, схема расположения служб аэропорта, мобильные телефоны, компьютеры, магниты с видами городов на мольбертах и др.).
Практическая значимость данного проекта состоит в возможности использования методических материалов и рекомендаций по развитию сюжетно-ролевой игры с дошкольниками через сюжетосложение и разновозрастное взаимодействие.
Выводы проекта.
· Повышение педагогической компетенции по вопросам организации творческой сюжетно-ролевой игры.
· сюжетно-ролевая игра – успешное средство коррекционной работы по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения;
· сюжетно-ролевая игра - мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций;
· проект позволяет эффективно информировать родителей об особенностях работы с детьми с нарушением зрения
· распространение идей проекта посредством взаимодействия с другими возрастными группами, участие в семинарах различного уровня, методических объединениях.
· Практическая значимость данного проекта состоит в возможности использования методических материалов и рекомендаций по развитию сюжетно-ролевой игры с дошкольниками через сюжетосложение и разновозрастное взаимодействие.
Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опыта, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое. Надеюсь, что она будет полезной в работе.
Трансляция опыта:
Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть:
Мы участвовали в проекте детского сада «Мы вместе», где была представлена модель реализации сетевого взаимодействия и социального партнерства ДОО с целью повышения образования детей с ОВЗ.
Для родителей: проведено открытое занятие по физической деятельности с элементами экологии, организован вечер общения «Все профессии нужны, все профессии важны!», где были награждены активные родители.
Вывод:
Правильно организованная сюжетно-ролевая игра является успешным средством коррекционной работы по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения, благотворно влияет на формирование благополучных взаимоотношений, коммуникабельности, адекватного восприятия себя в коллективе сверстников. ... В сюжетно ролевой игре дети могут “понарошку” войти в запретный взрослый мир (управлять самолетом, автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное, замечали, как ребенок, воплощая действительность в игре, искренне верит, что он самый настоящий капитан или летчик.
Список литературы
1. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация [Текст] /
2. Плаксина, Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под редакцией Л. И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003. – 173 с.
3. Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. – М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 112с.
4. Проняева С.В. Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С.10–14. - завершение игры гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой детей.
5. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.