"Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ средствами сюжетно-ролевых игр"
Оценка 4.9

"Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ средствами сюжетно-ролевых игр"

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология
5 кл—7 кл
10.12.2024
"Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ средствами сюжетно-ролевых игр"
Освоение современных педагогических технологий развития детской сюжетно-ролевой игры через сюжетосложение; перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач на экран, что дает уникальный эффект естественности условий игры, повышает познавательную активность и позволяет компенсировать нарушения зрительного дефекта.
ПРОЕКТ СЮЖ-РОЛ. ИГРА.docx

Проект  на тему:

 «Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ средствами

 сюжетно-ролевых игр «Аэропорт», «Трансагенство «Краски мира»,

 «Кафе Дружба»

 

                                                                                Тюбекина Зинаида Николаевна,

                                                                                         учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                                                                высшей квалификационной категории,

Почетный работник общего образования РФ.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Королев Московской области

«Школа – интернат для слепых и слабовидящих детей»

tubekinz@mail.ru

 

             Мир, в котором живет ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен, изменчив. И нам необходимо помочь ему, применяя современные образовательные технологии. Найти актуальное и значимое  для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная,  задача современного педагога. Сегодня никто не отрицает, что выросла возможность совершать путешествия по территории родной страны, а так же поездки в зарубежные страны. Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду.

            В детском саду происходит как минимум встреча трех поколений: самое молодое - ребенок, среднее – их родители и старшее – это мы - педагоги. Речь идет не о паспортном возрасте, а о возрастной позиции, которую удерживает каждое поколение. Дети живут в реальном времени, им интересно, что происходит сейчас, в это мгновение. Родители, казалось бы, думают о будущем своих детей, но, к сожалению, живут опытом своих родителей, опытом, полученным,  или не дополученным ими в детстве,  и практически  не всегда компетентны по вопросам развития современного малыша.

          А вот у нас - педагогов с каждым новым ребенком возобновляется опыт – и это позволяет нам жить в будущем, более ясно видеть возможности детей в развитии, видеть проблемы ребенка, использовать в своей работе новые современные технологии, осуществлять коррекционную направленность развития ребенка с ОВЗ, социально адаптировать детей к условиям жизни современного общества.

Проект  взял свой старт в начале учебного года.

Актуальность проекта.

           Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.

В развитии зрительного восприятия нормально видящего ребенка именно окружающая среда, наполненная разными зрительными стимулами, обеспечивает потребность и необходимость зрительного реагирования на раздражитель. У детей с нарушением зрения сама по себе среда не может оказывать такого эффекта, требуется специальная ее организация, это подбор определенных предметов по цвету, форме, величине для конкретных детей, а поэтому возрастает роль взрослого в организации предметной среды.

             Сегодня никто не отрицает, что выросла возможность совершать путешествия по территории родной страны, а так же, поездки в зарубежные страны. Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых и помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.  Именно в игре ребенку легче всего предоставляется возможность пережить ситуацию успеха, получить признание своих друзей.

           Решать задачи успешной социализации детей с нарушениями зрения позволяет система специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке учителя-дефектолога вместе с воспитателями группы. Это одно из наиболее важных направлений работы тифлопедагога, так как способствует развитию у детей познавательной деятельности, формированию адаптивного поведения, знакомит с необходимыми способами общения, что  является одним из главных средств и условий социализации.

Учитывая сложности формирования сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями зрения,  целесообразно, как считают Плаксина Л.И., Корнилова И.Г., Сековец Л.С. и др., организовывать целенаправленную коррекционную работу в данном направлении.

 

Цель проекта, его основная идея:

1.     Расширять диапазон знакомства детей с современной действительностью через развертывание целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием  игр общественно - политического направления.

2.     Создавать  условия  для реабилитационной, социально – педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, направленной на успешную адаптацию в социуме.

Задачи.

Образовательные:

·        формировать знания и представления дошкольников о том, что такое «Туристическое агентство», «Аэропорт», «Кафе»;

·        уточнять и обогащать знания детей о профессиях туристического бизнеса: директор туристического агентства, турагент, менеджер по туризму, пилот, стюардесса, таможенник, полицейский, врач и др.;

·        обучать старших дошкольников сюжетосложению.

Развивающие:

·   способствовать формированию умения изменять игровое пространство в зависимости от замысла и сюжета;

·   развивать творческое мышление и воображение;

·   совершенствовать коммуникативные навыки, умение вести диалог;

·   развивать  неразвитые зрительные функции, такие как: глазомер, зрительная фиксация, перенос зрительного восприятия с одного предмета на другой  и др.

Воспитательные:

·  воспитывать уважение к труду работников авиапорта, туристического агентства, кафе. 

·   Способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе игры.

·  Воспитывать культуру общения.

      Тип проекта по продолжительности: долгосрочный.

 

Ноябрь 20… – май 20… (7 мес.).

 

Что мы ожидаем от проекта:

·        повышение уровня игровой деятельности старших дошкольников посредством сюжетосложения;

·        расширение осведомлённости детей о туризме;

·     совершенствование навыка детей добиваться общей цели и радоваться общим достижениям  через налаживание взаимоотношений в коллективе;

·     Введение интересов родителей в мир игры детей.

Новизна:

 Освоение современных педагогических технологий развития детской сюжетно-ролевой игры через сюжетосложение; перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач на экран, что дает уникальный эффект естественности условий игры, повышает познавательную активность и позволяет компенсировать нарушения зрительного дефекта.

План реализации проекта (этапы проекта).

1-й модуль - подготовительный.

Выявление проблемы, определение цели и задач.  Разработка проекта,  определение объема работы.    Анкетирование родителей.

Изучение литературных источников, педагогического опыта по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Написание проекта. Подбор записей звуков взлета самолета, объявления в аэропорту о посадке на самолет, презентация салона самолета, презентация облаков разного вида.

Сбор маркеров игровых действий сюжетных линий: телефоны, компьютеры, магниты городов России и зарубежья, изготовление заграничных паспортов,   костюмов - накидок для ролевых игр по профессиям, аттрибутов для игр разных сюжетных линий (цветы для кафе, меню,  вывески – маркеры для кабинетов: директор турагенства, таможенная служба и т.д.

2-й модуль - внедрение

Обучение игровым действиям

·        Строить самолет из стульчиков, мягких модулей.

·        Организовывать пространство аэропорта: вывеска «Аэропорт, схема прохождения предполетной подготовки турагенства на мольберте, кафе: стойка с вывеской «Кафе «Вкусняшка», сувенирная лавка, столики с цветами в вазах.

·        Управлять самолетом через пульт управления.

·        организовать работу таможенной службы: металлодетектор.

·         Регистрацию пассажиров, оформление багажа.

·        Организовывать работу врача, медсестры.

·        Обслуживать пассажиров в полете (сообщать информацию, предлагать напитки, прессу).

Практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности в плане сюжетных линий, таких как, директор турагенства – туристы, стюардесса - пассажиры, официанты – посетители, врач-медсестра, таможенник - пассажиры и др.; разучивание игр, стихов.

 проведение бесед, дидактических игр.  Беседы с применением презентаций «Путешествие по Москве», «Мой город Королев», «Загадки» и др.

 Изготовление - написание, фото-презентации родителями «Летописей», газет о путешествиях семьи).

           

 

 

3-й этап - рефлексивный.

 Анализ, обобщение и оформление результатов проекта.

 Внедрение - сюжетно – ролевой игры «Туристическое агентство» и «Кафе» через «Аэропорт»; обогащение игрового опыта.  Проведение  вечера общения для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!». Открытое занятие по физической культуре для родителей «Путешествие - квест с элементами экологии». Подведение итогов и вручение благодарностей родителям.

Условия игры

 Организация игрового пространства;

·        распределение ролей и выбор атрибутов игры;

·        самостоятельная игра дошкольников с участием (или без участия) взрослого;

·        помощь взрослого в затруднительных ситуациях (забывание сюжета, его трансформация, смешение ролей,  трудности в её завершении…).

·        завершение игры гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой детей.

     (Корнилова И.Г.).

Маркеры кабинетов:

Аэропорта, Таможни, кафе «Дружба», кабинета директора турагенства, место сувенирной лавки, кабинета врача,  самолета.

«Маркеры (знаки) игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, стулья – сиденья в самолете, табло отправки самолетов на мольберте, схема расположения служб аэропорта, мобильные телефоны, компьютеры, магниты с видами городов на мольбертах и др.).

Практическая значимость данного проекта состоит в возможности использования методических материалов и рекомендаций по развитию сюжетно-ролевой игры с дошкольниками через сюжетосложение и разновозрастное взаимодействие.  

Выводы  проекта.

·           Повышение педагогической компетенции по вопросам организации творческой сюжетно-ролевой игры.

·           сюжетно-ролевая игра – успешное  средство коррекционной работы по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения;

·           сюжетно-ролевая игра - мощное  средство  успешной социализации  и  овладения  навыками  решения  самых непредвиденных  ситуаций; 

·           проект позволяет эффективно информировать родителей об особенностях работы с детьми с нарушением зрения

·           распространение идей проекта посредством взаимодействия с другими возрастными группами, участие в семинарах различного уровня, методических объединениях.

·        Практическая значимость данного проекта состоит в возможности использования методических материалов и рекомендаций по развитию сюжетно-ролевой игры с дошкольниками через сюжетосложение и разновозрастное взаимодействие.  

 Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опыта, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое. Надеюсь, что она будет полезной в работе.

Трансляция опыта:  

 Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть:

Мы участвовали в  проекте детского сада «Мы вместе», где была представлена модель реализации сетевого взаимодействия и социального партнерства ДОО с целью повышения образования детей с ОВЗ.

Для родителей: проведено открытое занятие по физической деятельности с элементами экологии, организован вечер общения «Все профессии нужны, все профессии важны!», где были награждены активные родители.

Вывод: 

         Правильно организованная сюжетно-ролевая игра является успешным средством коррекционной работы по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения, благотворно влияет на формирование благополучных взаимоотношений, коммуникабельности, адекватного восприятия себя в коллективе сверстников. ... В сюжетно ролевой игре дети могут “понарошку” войти в запретный взрослый мир (управлять самолетом, автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное, замечали, как ребенок, воплощая действительность в игре, искренне верит, что он самый настоящий капитан или летчик.

 

Список литературы

1.     Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация [Текст] /

2.     Плаксина, Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под редакцией Л. И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003. – 173 с.

3.     Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. – М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 112с.

4.     Проняева С.В. Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С.10–14. - завершение игры гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой детей.

5.       Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проект на тему: «Развитие социальной уверенности у детей с

Проект на тему: «Развитие социальной уверенности у детей с

Проект взял свой старт в начале учебного года

Проект взял свой старт в начале учебного года

Цель проекта, его основная идея: 1

Цель проекта, его основная идея: 1

Что мы ожидаем от проекта: · повышение уровня игровой деятельности старших дошкольников посредством сюжетосложения; · расширение осведомлённости детей о туризме; · совершенствование навыка детей добиваться…

Что мы ожидаем от проекта: · повышение уровня игровой деятельности старших дошкольников посредством сюжетосложения; · расширение осведомлённости детей о туризме; · совершенствование навыка детей добиваться…

Анализ, обобщение и оформление результатов проекта

Анализ, обобщение и оформление результатов проекта

Практическая значимость данного проекта состоит в возможности использования методических материалов и рекомендаций по развитию сюжетно-ролевой игры с дошкольниками через сюжетосложение и разновозрастное взаимодействие

Практическая значимость данного проекта состоит в возможности использования методических материалов и рекомендаций по развитию сюжетно-ролевой игры с дошкольниками через сюжетосложение и разновозрастное взаимодействие

В сюжетно ролевой игре дети могут “понарошку” войти в запретный взрослый мир (управлять самолетом, автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите)

В сюжетно ролевой игре дети могут “понарошку” войти в запретный взрослый мир (управлять самолетом, автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2024