Педагогический проект для детей с ОВЗ "Лети письмо"
Оценка 4.7

Педагогический проект для детей с ОВЗ "Лети письмо"

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология +2
2 кл—11 кл
27.11.2024
Педагогический проект для детей с ОВЗ "Лети письмо"
Педагогический проект для детей с ОВЗ "Лети письмо"
Педагогический проект для детей с ОВЗ _Лети, письмо!_.docx

Тема проекта: «Лети, письмо!»

ФИО авторов проекта:

Романова Ольга Игоревна – учитель начальных классов КОУ ВО «ВЦППРК»

Максимова Виктория Дмитриевна – учитель начальных классов КОУ ВО «ВЦППРК»

Номинация конкурса «Педагогический проект».

Направление: «Долгосрочный педагогический проект», предметное и внепредметное  направление.

Место реализации проекта: Казенное общеобразовательное  учреждение Воронежской области «Воронежский центр психолого-педагогической  реабилитации и коррекции»

Целевая аудитория: учащиеся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений - дети с ОВЗ: с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  с нарушениями интеллекта, слуха, речи, дети с расстройствами аутистического спектра; возрастной контингент обучающихся 9-14 лет (с 3 по 6 классы).

 

Актуальность проекта с чётким выделением педагогической проблемы, требующей разрешения (анализ проблемной ситуации через выявление противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога и образовательного учреждения).

 

1.    Постановка проблемы:

Учащиеся не умеют писать письма, так как у данной категории детей ярко выражены следующие проблемы:

- недостаточно развита устная и письменная речь учащихся;

- ребята испытывают затруднения в общении со сверстниками и окружающими людьми;

нет практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках по чтению, по  речевой практике, по русскому языку, по социально-бытовой ориентировке.

Данный проект направлен на практическую подготовку детей к будущей самостоятельной жизни; на формирование у них умений и навыков общения со сверстниками и окружающими людьми, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

В ходе реализации проекта соблюдаются принципы систематичности и последовательности в обучении, при подаче нового материала учитывается опыт учащихся, как база для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них знаний, умений, навыков и формирования новых.

Так же учитываются  психофизические особенности развития учащихся, индивидуальный уровень их знаний и умений. Материал проекта расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Проект реализуется через следующие методы и приёмы обучения:

разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов, анализ и синтез.

В ходе реализации проекта предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии, а так же постоянно проводится внеурочная  деятельность.

2.    Причины: (формулировки с «не»  и «нет»):

                                                                 

СИТУАЦИЯ МИНУС

- не сформирован достаточный уровень устной и  письменной речи учащихся;

- не сформированы навыки  общения со сверстниками и окружающими людьми;

- нет практического опыта применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках по чтению, по речевой практике, по русскому языку, по социально-бытовой ориентировке.

 

СИТУАЦИЯ ПЛЮС

3.    Цель: Научить учащихся общаться с помощью писем со сверстниками и окружающими людьми

- способствовать совершенствованию уровня устной и  письменной речи учащихся;

- способствовать формированию навыков  общения со сверстниками и окружающими людьми;

- применять  знания, умения и навыки, полученные на уроках по чтению, по речевой практике, по русскому языку, по социально-бытовой ориентировке, во внеурочной деятельности; учиться общаться со сверстниками и окружающими людьми, в том числе  с помощью писем и  поздравительных открыток.

4. Задачи:

Задача 1: сформировать  достаточный уровень устной и  письменной речи учащихся;

Задача 2: сформировать  навыки  общения со сверстниками и окружающими людьми;

Задача 3: научиться общаться с помощью писем (в период каникул, карантина, периодов реабилитации, праздников); применять  знания, умения  и навыки, полученные на уроках по чтению,  по речевой практике, по русскому языку, по социально-бытовой ориентировке, внеурочной деятельности.

5.    Мероприятия по решению задач:

 Задача 1: сформировать  достаточный уровень устной и  письменной речи учащихся; Для этого опираемся на:

1.1. Уроки  по речевой практике, направленные на расширение словарного запаса и совершенствование устной  диалогической речи учащихся;

1.2. Уроки   по русскому языку, направленные на расширение словарного запаса и совершенствование письменной  диалогической речи учащихся;

1.3. Индивидуальные занятия с детьми, направленные на расширение словарного запаса и совершенствование устной  и письменной  диалогической речи учащихся; эти занятия

регулярно проводятся логопедом, психологом, учителем-дефектологом.

 

Задача 2: сформировать  навыки  общения со сверстниками и окружающими людьми; Для этого  ориентируемся  на:

2.1. Уроки  по речевой практике, этике, социально-бытовой ориентировке, направленные на формирование элементарных навыков общения со сверстниками и окружающими людьми;

2.2. Уроки-игры, уроки-театрализации;

2.3. Коррекционная деятельность по формированию навыков общения:  логопедов, психологов, учителей-дефектологов.

2.4. Внепредметная деятельность при поддержке учителей разных  специальностей, классного руководителя, тьютора, родителей и детей: звонок однокласснику, звонок от учителя, видео-привет от учителя и тьютора,  смс – сообщение; в период каникул, карантина, длительной реабилитации одноклассника и т.д.; поздравления в стихах именинника; поздравление мальчиков с Днём Защитника отечества, девочек и учителей с Международным женским днём с помощью группы в Telegram в видеозаписи, звонка, при этом с обязательным ответом от поздравляемых.

Задача 3: научиться общаться с помощью писем (в период каникул, карантина, периодов реабилитации, праздников); применять  знания, умения  и навыки, полученные на уроках по чтению,  по речевой практике, по русскому языку,  по социально-бытовой ориентировке, по внеурочной деятельности.

3.1.        Внутриклассный проект «Лети, письмо» - письма друзьям, учителям, бабушкам в период каникул.

3.2.        Работа МО по использованию педагогами современных технологий в системе.

3.3.        Экскурсия на главпочтамт.

3.4.        Уроки по социально-бытовой ориентировке: «Виды писем: личные, деловые, благодарственные, поздравительные, письма в газету», «Письмо: адрес и индекс», «Практическая работа «Пишу письмо», по русскому языку «Письмо Дедушке Морозу», «Письмо другу».

3.5.        Классный час «Письма войны». Экскурсия к памятнику военного почтальона.

3.6.        Современная военно-патриотическая акция: «Письмо бойцу».

 

6.    Ресурс.

- Интернет (соц.сеть Telegram) для общения детей под руководством взрослых: видео-приветов, поздравления с днём рождения, письменных сообщений, самостоятельного поиска индекса и т.д.;

- МО классных руководителей, МО учителей для передачи инновационных методов обучения и воспитания;

- литература об инновационных методах обучения и воспитания;

- программы внеурочной деятельности;

- разработка занятий и уроков с использованием инновационных технологий;

Внутренние ресурсы:

- Желание педагогов и родителей заниматься данной проблемой: максимально адаптировать детей к социальной жизни, научить применять полученные знания, умения и навыки в жизни;

- время (проект долгосрочный, основная его нагрузка (большая часть) входит в основу внепредметной деятельности и приходится на время каникул и карантина, а так же носит добровольный характер).

- связи – деловые и неформальные контакты с людьми (например, мы  уже передаём письма бойцам «на передовую» и в настоящее время ищем возможность передать письма со словами поддержки и пожеланиями скорейшего выздоровления в госпиталь).

7. Продукт.

В ходе реализации проекта «Лети, письмо!» мы планируем что:

- ученики нашего психолого-педагогического реабилитационного центра приобретут и будут совершенствовать  навыки  общения со сверстниками и окружающими людьми;

- будут активно применять  знания, умения и навыки,  полученные на уроках и во внеурочной деятельности, приобретут необходимые жизненные компетенции   и в дальнейшем  - после окончания обучения, будут  общаться с одноклассниками,  со сверстниками и окружающими людьми с помощью современных средств связи, а так же писем и  поздравительных открыток.

- родительский и детский коллективы сплотятся благодаря участию в данном проекте, появятся дружественные отношения;

- учителя накопят банк дидактических материалов и пособий по данной теме;

- учителя усовершенствуют свою педагогическую деятельность и будут использовать современные образовательные технологии.

         8. Критерии эффективности.

Как мы уже отметили  выше,  данный проект долгосрочный. И, учитывая категорию обучающихся, он ещё не завершён, а продолжается почти три  года. Мы уверены, что он будет продолжаться и дальше. Почему мы так думаем? Потому, что:

- обучающиеся с каждым годом (точнее сказать временным периодом, индивидуальным для каждого) ведут себя на занятиях  более активно, уверенно, осознанно, а самое главное – с удовольствием участвуют в данной урочной и внеурочной деятельности и проявляют инициативу в общении;

- к данному процессу с большим удовольствием подключились родители, и, если  в начале проекта это была необходимость, то теперь это живое общение родителей (правда только мам и бабушек). Они тоже обсуждают различные вопросы по воспитанию, обучению детей, обязательно поздравляют друг-друга с Днями Рождения, праздниками и даже являются инициаторами творческих инициатив и совместных классных походов и экскурсий. При этом в родительском чате все равны, общение доброжелательное и явно отмечается готовность прийти на помощь друг-другу. Мы считаем, что наш проект «Лети, письмо» способствовал сплочению не только детей, но и их родителей.

- на школьных методических объединениях мы делились своим педагогическим опытом, заинтересовали, можно даже сказать «заразили» своих коллег идеей данного проекта. В школе увеличилось количество педагогов, использующих современные образовательные технологии.

Поскольку проект «Лети, письмо!» продолжается, мы планируем включить в него общение детей между разными классами.

9. Степень разработанности проблемы:

- методика «Зеркало инновационных преобразований в практике. (Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой);

- приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 06 октября 2009 года  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Личный опыт учителей начальных классов КОУ ВО «ВЦППРК» Романовой  О.И. и Максимовой В.Д.

Советы, рекомендации коллегам по реализации проекта «Лети, письмо!»:

- начинать с самого простого;

Например, ребёнок не может писать (не держит ручку из-за физических недостатков – некоторые наши ученики начинают писать после 2-3 лет обучения), но понимает речь, хочет общаться. Можно написать письмо за него, советуясь с ним, дать прочитать, а ему предложить выбрать и наклеить красивые наклейки или помочь «рука в руке» раскрасить простой  рисунок. Или, например, ребёнок владеет навыками письма и рисования, но не хочет включаться в деятельность написания письма. Можно попробовать привлечь его внимание красивой раскраской и самым простым текстом «Ане от Дани», видео-приветом и т.д.

Совсем не хочет? Ничего страшного, значит еще не пришло время. Любая деятельность для детей с ОВЗ, особенно внеурочная/внепредметная, должна быть в радость. В нашем случае, раньше или позже, все дети с удовольствием включились в проект.

Самое простое письмо «Письмо Дедушке Морозу». Дети с удовольствием включаются в процесс, ведь в написании такого письма заложены игра, вера в чудеса, волшебство. Тем более, что написать его можно на готовых красочных бланках-шаблонах, а затем украсить аппликацией из наклеек на новогоднюю тему;

Постепенно задания усложняются: ребята набираются опыта, расширяются их знания, совершенствуются навыки.

- применять индивидуальный подход к обучающимся, учитывать их знания, умения и навыки, а также состояние здоровья;

Кто-то может написать письмо целиком (в случае с нашими детьми, опираясь на таблицу с алгоритмом написания письма):

Здравствуй, Тихон!

       Как у тебя дела? Как твоё здоровье? Скоро придёшь в школу? Мы готовимся к Новому Году. Делаем фонарики и гирлянды. Репетируем новогодние песни.

        Выздоравливай!.

        До  встречи.  

                                                          Поля.   20 декабря

 

А кому-то необходима помощь, заготовка письма:

Здравствуй ____________!

Как у тебя _________?    Как твоё __________?        Какую ________ читаешь?

 

Скоро придёшь в _______?     У нас всё _______________.  Мы готовимся к ________________.  Выздоравливай. Твой друг ___________.      20 декабря.

 

- усиливать мотивацию, широко используя наглядность:

 

Учитель всегда первый отправляет письмо, т.к. ребёнку потом легче отвечать на конкретное письмо, при этом педагог делает фото с письмом около почтового ящика и сообщает об этом в классном чате. Получая письмо от ученика, учитель в видео-привете благодарит  ребёнка за письмо. Ребята, посылая друг-другу письма или получая их, делают фото около домашнего почтового ящика или около почты. Наглядность делает ожидание письма более радостным событием и таким образом усиливает мотивацию участия в проекте.

 

Благодарим за внимание!

 

 

 


 

Тема проекта: «Лети, письмо!»

Тема проекта: «Лети, письмо!»

Данный проект направлен на практическую подготовку детей к будущей самостоятельной жизни; на формирование у них умений и навыков общения со сверстниками и окружающими людьми, способствующих…

Данный проект направлен на практическую подготовку детей к будущей самостоятельной жизни; на формирование у них умений и навыков общения со сверстниками и окружающими людьми, способствующих…

СИТУАЦИЯ ПЛЮС 1. Цель:

СИТУАЦИЯ ПЛЮС 1. Цель:

Мероприятия по решению задач:

Мероприятия по решению задач:

Международным женским днём с помощью группы в

Международным женским днём с помощью группы в

Внутренние ресурсы: - Желание педагогов и родителей заниматься данной проблемой: максимально адаптировать детей к социальной жизни, научить применять полученные знания, умения и навыки в жизни;…

Внутренние ресурсы: - Желание педагогов и родителей заниматься данной проблемой: максимально адаптировать детей к социальной жизни, научить применять полученные знания, умения и навыки в жизни;…

Критерии эффективности. Как мы уже отметили выше, данный проект долгосрочный

Критерии эффективности. Как мы уже отметили выше, данный проект долгосрочный

Поскольку проект «Лети, письмо!» продолжается, мы планируем включить в него общение детей между разными классами

Поскольку проект «Лети, письмо!» продолжается, мы планируем включить в него общение детей между разными классами

Или, например, ребёнок владеет навыками письма и рисования, но не хочет включаться в деятельность написания письма

Или, например, ребёнок владеет навыками письма и рисования, но не хочет включаться в деятельность написания письма

Скоро придёшь в _______?

Скоро придёшь в _______?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2024