Тема проекта: «Лети, письмо!»
ФИО авторов проекта:
Романова Ольга Игоревна – учитель начальных классов КОУ ВО «ВЦППРК»
Максимова Виктория Дмитриевна – учитель начальных классов КОУ ВО «ВЦППРК»
Номинация конкурса «Педагогический проект».
Направление: «Долгосрочный педагогический проект», предметное и внепредметное направление.
Место реализации проекта: Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Целевая аудитория: учащиеся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений - дети с ОВЗ: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллекта, слуха, речи, дети с расстройствами аутистического спектра; возрастной контингент обучающихся 9-14 лет (с 3 по 6 классы).
Актуальность проекта с чётким выделением педагогической проблемы, требующей разрешения (анализ проблемной ситуации через выявление противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога и образовательного учреждения).
1. Постановка проблемы:
Учащиеся не умеют писать письма, так как у данной категории детей ярко выражены следующие проблемы:
- недостаточно развита устная и письменная речь учащихся;
- ребята испытывают затруднения в общении со сверстниками и окружающими людьми;
нет практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках по чтению, по речевой практике, по русскому языку, по социально-бытовой ориентировке.
Данный проект направлен на практическую подготовку детей к будущей самостоятельной жизни; на формирование у них умений и навыков общения со сверстниками и окружающими людьми, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
В ходе реализации проекта соблюдаются принципы систематичности и последовательности в обучении, при подаче нового материала учитывается опыт учащихся, как база для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них знаний, умений, навыков и формирования новых.
Так же учитываются психофизические особенности развития учащихся, индивидуальный уровень их знаний и умений. Материал проекта расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Проект реализуется через следующие методы и приёмы обучения:
разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов, анализ и синтез.
В ходе реализации проекта предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии, а так же постоянно проводится внеурочная деятельность.
2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»):
СИТУАЦИЯ МИНУС
- не сформирован достаточный уровень устной и письменной речи учащихся;
- не сформированы навыки общения со сверстниками и окружающими людьми;
- нет практического опыта применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках по чтению, по речевой практике, по русскому языку, по социально-бытовой ориентировке.
СИТУАЦИЯ ПЛЮС
3. Цель: Научить учащихся общаться с помощью писем со сверстниками и окружающими людьми
- способствовать совершенствованию уровня устной и письменной речи учащихся;
- способствовать формированию навыков общения со сверстниками и окружающими людьми;
- применять знания, умения и навыки, полученные на уроках по чтению, по речевой практике, по русскому языку, по социально-бытовой ориентировке, во внеурочной деятельности; учиться общаться со сверстниками и окружающими людьми, в том числе с помощью писем и поздравительных открыток.
4. Задачи:
Задача 1: сформировать достаточный уровень устной и письменной речи учащихся;
Задача 2: сформировать навыки общения со сверстниками и окружающими людьми;
Задача 3: научиться общаться с помощью писем (в период каникул, карантина, периодов реабилитации, праздников); применять знания, умения и навыки, полученные на уроках по чтению, по речевой практике, по русскому языку, по социально-бытовой ориентировке, внеурочной деятельности.
5. Мероприятия по решению задач:
Задача 1: сформировать достаточный уровень устной и письменной речи учащихся; Для этого опираемся на:
1.1. Уроки по речевой практике, направленные на расширение словарного запаса и совершенствование устной диалогической речи учащихся;
1.2. Уроки по русскому языку, направленные на расширение словарного запаса и совершенствование письменной диалогической речи учащихся;
1.3. Индивидуальные занятия с детьми, направленные на расширение словарного запаса и совершенствование устной и письменной диалогической речи учащихся; эти занятия
регулярно проводятся логопедом, психологом, учителем-дефектологом.
Задача 2: сформировать навыки общения со сверстниками и окружающими людьми; Для этого ориентируемся на:
2.1. Уроки по речевой практике, этике, социально-бытовой ориентировке, направленные на формирование элементарных навыков общения со сверстниками и окружающими людьми;
2.2. Уроки-игры, уроки-театрализации;
2.3. Коррекционная деятельность по формированию навыков общения: логопедов, психологов, учителей-дефектологов.
2.4. Внепредметная деятельность при поддержке учителей разных специальностей, классного руководителя, тьютора, родителей и детей: звонок однокласснику, звонок от учителя, видео-привет от учителя и тьютора, смс – сообщение; в период каникул, карантина, длительной реабилитации одноклассника и т.д.; поздравления в стихах именинника; поздравление мальчиков с Днём Защитника отечества, девочек и учителей с Международным женским днём с помощью группы в Telegram в видеозаписи, звонка, при этом с обязательным ответом от поздравляемых.
Задача 3: научиться общаться с помощью писем (в период каникул, карантина, периодов реабилитации, праздников); применять знания, умения и навыки, полученные на уроках по чтению, по речевой практике, по русскому языку, по социально-бытовой ориентировке, по внеурочной деятельности.
3.1. Внутриклассный проект «Лети, письмо» - письма друзьям, учителям, бабушкам в период каникул.
3.2. Работа МО по использованию педагогами современных технологий в системе.
3.3. Экскурсия на главпочтамт.
3.4. Уроки по социально-бытовой ориентировке: «Виды писем: личные, деловые, благодарственные, поздравительные, письма в газету», «Письмо: адрес и индекс», «Практическая работа «Пишу письмо», по русскому языку «Письмо Дедушке Морозу», «Письмо другу».
3.5. Классный час «Письма войны». Экскурсия к памятнику военного почтальона.
3.6. Современная военно-патриотическая акция: «Письмо бойцу».
6. Ресурс.
- Интернет (соц.сеть Telegram) для общения детей под руководством взрослых: видео-приветов, поздравления с днём рождения, письменных сообщений, самостоятельного поиска индекса и т.д.;
- МО классных руководителей, МО учителей для передачи инновационных методов обучения и воспитания;
- литература об инновационных методах обучения и воспитания;
- программы внеурочной деятельности;
- разработка занятий и уроков с использованием инновационных технологий;
Внутренние ресурсы:
- Желание педагогов и родителей заниматься данной проблемой: максимально адаптировать детей к социальной жизни, научить применять полученные знания, умения и навыки в жизни;
- время (проект долгосрочный, основная его нагрузка (большая часть) входит в основу внепредметной деятельности и приходится на время каникул и карантина, а так же носит добровольный характер).
- связи – деловые и неформальные контакты с людьми (например, мы уже передаём письма бойцам «на передовую» и в настоящее время ищем возможность передать письма со словами поддержки и пожеланиями скорейшего выздоровления в госпиталь).
7. Продукт.
В ходе реализации проекта «Лети, письмо!» мы планируем что:
- ученики нашего психолого-педагогического реабилитационного центра приобретут и будут совершенствовать навыки общения со сверстниками и окружающими людьми;
- будут активно применять знания, умения и навыки, полученные на уроках и во внеурочной деятельности, приобретут необходимые жизненные компетенции и в дальнейшем - после окончания обучения, будут общаться с одноклассниками, со сверстниками и окружающими людьми с помощью современных средств связи, а так же писем и поздравительных открыток.
- родительский и детский коллективы сплотятся благодаря участию в данном проекте, появятся дружественные отношения;
- учителя накопят банк дидактических материалов и пособий по данной теме;
- учителя усовершенствуют свою педагогическую деятельность и будут использовать современные образовательные технологии.
8. Критерии эффективности.
Как мы уже отметили выше, данный проект долгосрочный. И, учитывая категорию обучающихся, он ещё не завершён, а продолжается почти три года. Мы уверены, что он будет продолжаться и дальше. Почему мы так думаем? Потому, что:
- обучающиеся с каждым годом (точнее сказать временным периодом, индивидуальным для каждого) ведут себя на занятиях более активно, уверенно, осознанно, а самое главное – с удовольствием участвуют в данной урочной и внеурочной деятельности и проявляют инициативу в общении;
- к данному процессу с большим удовольствием подключились родители, и, если в начале проекта это была необходимость, то теперь это живое общение родителей (правда только мам и бабушек). Они тоже обсуждают различные вопросы по воспитанию, обучению детей, обязательно поздравляют друг-друга с Днями Рождения, праздниками и даже являются инициаторами творческих инициатив и совместных классных походов и экскурсий. При этом в родительском чате все равны, общение доброжелательное и явно отмечается готовность прийти на помощь друг-другу. Мы считаем, что наш проект «Лети, письмо» способствовал сплочению не только детей, но и их родителей.
- на школьных методических объединениях мы делились своим педагогическим опытом, заинтересовали, можно даже сказать «заразили» своих коллег идеей данного проекта. В школе увеличилось количество педагогов, использующих современные образовательные технологии.
Поскольку проект «Лети, письмо!» продолжается, мы планируем включить в него общение детей между разными классами.
9. Степень разработанности проблемы:
- методика «Зеркало инновационных преобразований в практике. (Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Личный опыт учителей начальных классов КОУ ВО «ВЦППРК» Романовой О.И. и Максимовой В.Д.
Советы, рекомендации коллегам по реализации проекта «Лети, письмо!»:
- начинать с самого простого;
Например, ребёнок не может писать (не держит ручку из-за физических недостатков – некоторые наши ученики начинают писать после 2-3 лет обучения), но понимает речь, хочет общаться. Можно написать письмо за него, советуясь с ним, дать прочитать, а ему предложить выбрать и наклеить красивые наклейки или помочь «рука в руке» раскрасить простой рисунок. Или, например, ребёнок владеет навыками письма и рисования, но не хочет включаться в деятельность написания письма. Можно попробовать привлечь его внимание красивой раскраской и самым простым текстом «Ане от Дани», видео-приветом и т.д.
Совсем не хочет? Ничего страшного, значит еще не пришло время. Любая деятельность для детей с ОВЗ, особенно внеурочная/внепредметная, должна быть в радость. В нашем случае, раньше или позже, все дети с удовольствием включились в проект.
Самое простое письмо «Письмо Дедушке Морозу». Дети с удовольствием включаются в процесс, ведь в написании такого письма заложены игра, вера в чудеса, волшебство. Тем более, что написать его можно на готовых красочных бланках-шаблонах, а затем украсить аппликацией из наклеек на новогоднюю тему;
Постепенно задания усложняются: ребята набираются опыта, расширяются их знания, совершенствуются навыки.
- применять индивидуальный подход к обучающимся, учитывать их знания, умения и навыки, а также состояние здоровья;
Кто-то может написать письмо целиком (в случае с нашими детьми, опираясь на таблицу с алгоритмом написания письма):
Здравствуй, Тихон!
Как у тебя дела? Как твоё здоровье? Скоро придёшь в школу? Мы готовимся к Новому Году. Делаем фонарики и гирлянды. Репетируем новогодние песни.
Выздоравливай!.
До встречи.
Поля. 20 декабря
А кому-то необходима помощь, заготовка письма:
Здравствуй ____________!
Как у тебя _________? Как твоё __________? Какую ________ читаешь?
Скоро придёшь в _______? У нас всё _______________. Мы готовимся к ________________. Выздоравливай. Твой друг ___________. 20 декабря.
- усиливать мотивацию, широко используя наглядность:
Учитель всегда первый отправляет письмо, т.к. ребёнку потом легче отвечать на конкретное письмо, при этом педагог делает фото с письмом около почтового ящика и сообщает об этом в классном чате. Получая письмо от ученика, учитель в видео-привете благодарит ребёнка за письмо. Ребята, посылая друг-другу письма или получая их, делают фото около домашнего почтового ящика или около почты. Наглядность делает ожидание письма более радостным событием и таким образом усиливает мотивацию участия в проекте.
Благодарим за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.