«Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Оценка 5

«Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Оценка 5
Особые потребности
doc
дефектология
6 кл—8 кл
21.06.2024
«Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Открытое логопедическое занятие. Дифференциация звуков с-ш
Логопедическое занятие с-ш.doc

                КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

                                                                        Выполнила  работу   Утвенко С.Ю.

                                                                                             Учитель-логопед МБОУ «БСОШ №1»

   Группа  фонетико-фонематического недоразвития, 1 класс.

 

 

Логопедическое занятие.

Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях;

совершенствовать умение детей различать эти звуки на слух и в произношении, соотносить звуки с буквами;

развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;

совершенствовать грамматический строй речи;

закреплять умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными;

способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;

уточнение и обогащение словарного запаса детей;

воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

 

Оборудование: конспект занятия, звуковая игрушка Маша из м-ф «Маша и медведь»,индивидуальные зеркала (4 шт.), картинки, в названии которых есть звуки [С] – [Ш], магнитные буквы, мозаика, пособие «Паровоз», картинный материал для развития артикуляционной моторики, таблицы со слогами, корзинки (4 шт.), разрезные картинки (баран, лошадь, свинка, петушок), перфокарты, простые карандаши, раскраски, смайлики.

 

 

Ход занятия:

1.   Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости (включается музыка из м-ф «Маша и медведь»)

2.  Психологический настрой на занятие.

- Вы узнали эту песню? Кто ее поет? (Маша!)

- Да ребята, правильно! Маша-шалунья приехала к нам в гости! Я вижу, что вы улыбнулись, значит наше занятие мы начнем с улыбкой и хорошим настроением!

- Наша Маша непростая, любопытная и озорная! Ей все очень интересно, она хочет посмотреть, что вы умеете делать и поиграть с вами. Давайте поиграем с Машей и покажем ей все, что мы умеем (голос Маши: «Поиграй со мной!»)

- Вы готовы, ребята?

 

 

3.   Артикуляционная гимнастика.

Взяли в руки зеркала, и приступаем к артикуляционной гимнастике.

 

Как язычок умеет наш работать,

Покажем мы для Маши и гостей.

Глазами в зеркало смотри

И все движенья повтори.

 

«МАЛЯР»

«ГРИБОК»

«КОШКА СЕРДИТСЯ»

«ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

«ЛОШАДКА»

«КАЧЕЛИ»

«ЧАСИКИ»

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

«ЧАШЕЧКА»

 

-Молодцы, ребята! Язычок ваш потрудился на славу!

 

4.  Определение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы будем работать над смешиваемыми звуками, а над какими именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки Маши, по первому звуку отгадки.

 

Загадка 1.

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается (собака)

 

Загадка 2.

Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода (шарф)

 

- Назовите первые звуки в словах – отгадках! (С, Ш)

- Правильно!

- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня различать?

- Итак, на сегодняшнем занятии мы будем различать звуки [С] – [Ш].

 

5.   Характеристика звуков.

Давайте споем песенку «кипящего чайника» - ссссссс

С- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают, горлышко отдыхает.

Давайте споем песенку змеи? ШШШШШ

Звук [Ш] – губы вытянуты вперед, округлены, видны зубки, язык принимает форму чашечки, и поднят вверх. Посередине языка идет теплая, воздушная струя воздуха.

- Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

- Это гласные или согласные звуки?

- Глухие или звонкие?

 

6. Развитие фонематического восприятия.

- Сейчас мы поиграем, и вы покажете Маше, как ваши ушки умеют хорошо слышать и различать звуки [Ш] и [С].

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если я скажу слово со звуком [С], то вы топните ножкой, а если со звуком [Ш], то хлопните в ладоши. Слова (СУК, СЫН, ШАГ, НОС, ШУМ, ШУТКА, СУП, МЕШОК, ОСА, БУСЫ, ШАПКА, ШИНА, КОСЫ, КОШКА, ВКУС, МЫШЬ, КАКТУС, КАМЫШ)

 

7.   Обозначение звука буквой.

- А теперь, найдите среди букв, лежащих на партах, букву которая обозначает звук [C].

- Покажите букву, который мы обозначаем звук [Ш].

- Давайте выложим эти буквы из мозаики.

- Молодцы, и с этим заданием вы справились!

 

7.   Физкультминутка.

«Бабочка»

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся (поморгать глазами)

Больше спать не захотел (руки поднять вверх)

Встрепенулся, потянулся (выдох)

Взвился вверх и полетел.

 

7.   Дифференциация С – Ш в слогах.

- Ребята, вы заметили, что Маша к нам приехала на паровозике и в каждом вагончике привезла для вас задание. В первом вагоне задание для каждого, прочти слоговые ряды. Покажите Маше, как вы умеете правильно и красиво читать.

Са-ша, ша-са, ас-аш, са-шо, со-шо, шо-со, ос-ош, су-ши,

су-шу, шу-су, ус-уш, ши-су, сы-ши, ши-сы, ыс-ыш, сы-ша.

- Вы хорошо справились с эти заданием, переходим к следующему.

 

 

10. Дифференциация звуков в словах.

Игра: «Разложи картинки по лукошкам»

- Перед вами 2 лукошка и картинки, в названиях которых есть звуки [С]-[Ш].

- В 1 лукошко складываете картинки, в названии которых есть звук [C], а во 2 лукошко в названии которых есть звук [Ш] (дети раскладывают картинки, а затем проговаривают их вслух).

(поезд, собака, сковородка, слива, троллейбус, стакан, сахарница, кастрюля, сыр, носки, автобус, шкаф, самолет, стол, люстра, груша, машина, игрушка, нож, ложка, шарф, малыш, дедушка, рубашка, бабушка, чашка, карандаш, кошка)

- Давайте проверим! Называйте картинки.

 

11. Согласование числительного со словосочетанием.

- Ребята, в 3 вагоне Маша везла вам картинки и нечаянно их рассыпала. Помогите ей их собрать (дети собирают разрезные картинки).

- Кто у вас получился? (петушок, лошадка, барашек, свинка)

- Как одним словом можно их назвать? (домашние животные)

- Давайте скажем, какие они?

- Петушок какой? (голосистый)

- Барашек какой? (грустный)

- Свинка какая? (смешная)

- Лошадка какая? (быстрая)

- А теперь давайте посчитаем этих животных до 5. Считать будем так: одна смешная свинка, две смешных свинки и т. д. (дети считают и проговаривают словосочетания со звуками [C]-[Ш])

 

12. Работа с перфокартами.

Вставить пропущенные буквы С и Ш с опорой на картинки.

- Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Вы ее скорей найдите

И в слова свои впишите!

 

У лисы пу__шистый хво__т.

Светит ве__елое солны__ко.

У Ма__и __мешные шары.

Са__а моет малы__а.

 

Дети выполняют. «Вот это здорово!»(голос Маши )

 

13. Итог.

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.

- Вы хорошо отвечали, справились со всеми Машиными заданиями и за это она дарит вам подарки (раскраски). Дома вы их раскрасите карандашами. Маша говорит вам до свидания, ей пора возвращаться в лес к медведю. Занятие закончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости (включается музыка из м-ф «Маша и медведь») 2

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости (включается музыка из м-ф «Маша и медведь») 2

Ребята, сегодня мы будем работать над смешиваемыми звуками, а над какими именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки

Ребята, сегодня мы будем работать над смешиваемыми звуками, а над какими именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки

Обозначение звука буквой. - А теперь, найдите среди букв, лежащих на партах, букву которая обозначает звук [C]

Обозначение звука буквой. - А теперь, найдите среди букв, лежащих на партах, букву которая обозначает звук [C]

Давайте проверим! Называйте картинки

Давайте проверим! Называйте картинки

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2024