Тема |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Выделяют звук [ц] из слов, характеризуют его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначают буквами Ц, ц; распознают в словах новый звук, читают слоги и слова с изученной буквой; называют (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); читают стихотворные тексты; выполняют задания к текстам |
Личностные результаты |
Проявляют уважение к людям труда, интерес к изучению нового |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: формулируют учебную задачу под руководством учителя. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – характеризуют звук [ц], букву Ц. Коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Буквы Ц, ц; звук [ц ]; буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); слого-звуковой анализ слова; стихотворный текст |
Образовательные ресурсы |
Счетные палочки. Предметные картинки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги нашей, лень! Не мешай учиться! Не мешай трудиться!
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
эмоциональный настрой на урок |
|
– Проверим готовность к уроку |
принадлежностей на столе |
|
|
II. Актуализация опорных знаний |
Коллективная. Словесный. |
1)Сюрприз-загадка Когда он в клетке-не опасен Он-царь зверей, и тем прекрасен. Он-хищный зверь,хотя немножко,как рысь и тигр,похож на кошку. 2)Игра «Буквы рассыпались» Б,й,ц,о,н,и,а,ф 3)Игра «Найди лишнее» Л,м,н,р,у Ж,ш,ч А,о,и,ы,у.ю 4)Чтение любимых стихотворений -Соберите слово из ваших букв.Что получилось? |
– Это лев.Как зовут льва?.
Бонифаций
У Ч Ю Дети читают стихи и получают за это билет с буквой. Цирк |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков
В парах.Правильное название букв.
Коллективный.Выразительное чтение стихотворений. |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какой новый звук вы сейчас произнесли? -Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока
|
– [ц]. – Познакомиться со звуком [ц] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой |
Формулируют вместе с учителем учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1Артикуляция. 2.Характеристика звука. 3.Выделение звука ц из потока речи(компьютер) 4.Слого-звуковой анализ слова (на компьютере) |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя, чтение |
Поучимся произносить звук ц,посмотрим на соседа,как он произносит этот звук.
Найдите все слова со звуком ц. – Состав ьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта -Выполните слого-звуковой анализ слова цапля
Что вы можете сказать о звуке [ц]?
|
А)губы в улыбке,зубы видны;б)верхние инижние зубы совсем близко,но не соединяются;в)широкий кончик языка упирается в нижние зубы. Называют слова . – Цапля.
Рассматривают предметную картинку. Выполняют слого-звуковой анализ слова цапля. Выделяют согласный звук [ц]. – Звук [ц]: согласный, глухой, всегда твердый. |
Распознают звук [ц] |
Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться. |
Стихотворение декламируют 2 раза; первый раз стоят на одной ноге, второй раз – на другой |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
5. Знакомство с буквой Ц |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– На что похожа буква (цэ) Ц? Вот какая буква ц : С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка.
– Выложите букву Ц из счетных палочек |
Находят букву Ц на «ленте букв». Высказывают свои предположения.
Из счетных палочек выкладывают букву Ц |
Находят букву Ц на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование
В парах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6. Чтение слогов |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте слоги и слова. -Каким является звук [ц] в словах? Молоде.,огуре,коль.о,оте.,тан.ор,мотто.икл |
Читают слоги и слова. – Согласный, глухой, всегда твердый |
Распознают
букву ц |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
7.Игра «Поднимись по лесенке» |
Групповая. Словесный. Чтение, беседа |
– Бонифаций ждет вас в цирке.Поднимемся по ступенькам.(Циркач танцует на канате.) |
Читают слоги,составляют слова,предложение. Находят слова с буквой ц |
Распознают
букву ц |
В парах. Устные ответы, чтение |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
У медведя дом большой, А у зайца маленький. Наш медведь пошел домой, А за ним и заинька. Мы зверяток провожаем И урок наш продолжаем |
Выполняют
действия |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня |
Коллективный. Правильное выполнение упражнения |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с пословицей (учебник, с. 50) |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа |
– Прочитайте пословицу. – Как вы понимаете смысл пословицы? |
Читают. Объясняют смысл пословицы |
Анализируют пословицу, высказывают свое мнение |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
2. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 50) |
Групповая. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, чтение, рассказ |
– Где происходит действие? – Кто выступает на арене цирка? – Кто катается на велосипеде? – Кто играет на гармошке? – Кто стоит на лошади?
|
Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.
|
Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Формулируют четкие ответы на вопросы. Читают текст с буквой ц целыми словами. Составляют связный рассказ |
Фронтальный. Устные ответы, чтение, рассказ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
-Прочитайте текст(чтение-разведка).Подчеркните букву ц в словах.Сколько раз встретилась буква? – Составьте свой рассказ о цирке |
Читают текст,подчеркивают букву ц. Составляют рассказ |
Помогают друг другу в случае необходимости |
|
3. Работа со стихотворением С. Маршака (учебник, с. 52) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте стихотворение. – Как бы вы озаглавили это стихотворение? |
Читают стихотворение, озаглавливают |
Выразительно читают стихотворение, определяют основную мысль, предлагают заголовки |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
4. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Заяц» по ролям (учебник, с. 52) |
Парный. Словесный, практический. Чтение по ролям |
– Прочитайте стихотворение по ролям |
Читают стихотворение по ролям |
Распределяют роли между собой, выразительно читают, соблюдая интонацию |
Парный. Чтение по ролям |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Как вы работали сегодня на уроке? Оцените смайликом |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
|
Не мешай учиться! Не мешай трудиться! – Проверим готовность к уроку |
наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
|
|
II. Речевая разминка |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу! |
Четко проговаривают звуки, слова |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
– Сегодня мы продолжим учиться находить звук [ц] |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр»
|
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте стихотворение. Из какого произведения эти строки? – Кто главный герой произведения? – Что случилось с Грязнулей? – Чем все закончилось? Учитель может прочесть весь текст «Мойдодыра» |
Читают стихотворение. – К. Чуковский «Мойдодыр». Отвечают на вопросы.
Слушают произведение в исполнении учителем |
По отрывку определяют название и автора произведения. Формулируют ответы на вопросы по тексту. Понимают смысл читаемого произведения |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
2. Чтение скороговорки (учебник, с. 53) |
Коллективная. Словесный. Чтение |
– Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстро |
Читают. Правильно произносят слова |
Распознают звук [ц] |
Коллективный. Чтение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Цветки Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа со стихотворением Л. Дьяконова «Буква Ц» (учебник, с. 54) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте стихотворение. – Прочитайте слова, в которых буква ы стоит в конце слова. – В каком числе употребляются слова? – Цы и ци читаются одинаково (борцы, цирк), а что надо писать в том или ином слове: цы или ци, вы узнаете на уроках русского языка, когда будете старше |
Читают стихотворение. – Птенцы, борцы, кузнецы. – Множественное число.
Слушают объяснение учителя |
Выразительно, осознан-но читают стихотворение. Находят слова с буквой ы в конце слова, распознают существительные во множественном числе. Произносят цы и ци, делают вывод, что они читаются одинаково |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
4. Чтение в таблице
слогов-слияний |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте слоги-слияния. Какой вывод вы можете сделать? – Звук [ч’] всегда только мягкий; звук [ц] всегда только твердый |
Читают. – Не бывает слияний ц с ё, ю, я. Нет слияний ч с ы, ю, я. |
На основе работы с таблицей слогов-слияний под руководством учителя делают вывод о звуках [ч’] и [ц] |
Фронтальный. Устные ответы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Мы за партами сидели, На учителя глядели, А теперь мы тихо встанем И зарядку делать станем. Раз, два, три, четыре, пять – Надо косточки размять. Мы попрыгаем немножко И покрутимся волчком. Глянем весело в окошко, На другой урок пойдем |
Выполняют действия по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
5. Чтение стихотворения «Тонкая работа» (учебник, с. 55) |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте стихотворение. – Кого лепил сын? – Что у него получилось по мнению отца? – Выучите стихотворение |
Читают стихотворение. Отвечают на вопросы. Заучивают стихотворение наизусть |
Выразительно читают стихотворение, соблюдая интонацию и знаки препинания. Формулируют ответы на вопросы, используя текст |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
6. Работа с «лентой букв» (учебник, с. 55) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Расскажите о расположении букв на «ленте букв». – Определите место буквы Ц |
Рассматривают «ленту букв». Рассказывают о расположении букв. Определяют место буквы Ц |
Осуществляют классификацию букв, обосновывают месторасположение буквы Ц на «ленте букв» |
Фронтальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему?
|
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
|
|
– Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
|
Оценивают свою работу на уроке |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.