«Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы реализации ФГОС»
Оценка 4.9

«Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы реализации ФГОС»

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
преподавание
Взрослым
09.11.2020
«Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы реализации ФГОС»
Тема по самообразованию учителя истории и обществознания. Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся.
САМООБРАЗОВАНИЕ.doc

 

 

 

 

«Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы реализации ФГОС»

тема по  самообразованию

 учителя истории и обществознания

Минибаева

Ильдара Фаниловича 2017-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план самообразования учителя.

Тема самообразования: «Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы по реализации ФГОС НОО».

 Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся.

Задачи.

1.     Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения предметов истории, обществознания в соответствии с ФГОС НОО.

2.     Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории и обществознания.

3.     Формировать интерес учащихся к урокам  истории.

4.     Поддерживать мотивацию  учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности

5.     Продолжить работу по обобщению выявленного передового педагогического опыта педагогов школы и района.

6.     Совершенствовать  систему поддержки одаренных, талантливых детей и учащихся с повышенной мотивацией учебно-познавательной деятельности.

Перечень вопросов по самообразованию.

1)    изучение психолого-педагогической литературы

2)    разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3)    проектная и исследовательская деятельность

4)    анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

5)    продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

6)    планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

 Предполагаемый результат:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию;
  • повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием.
  • научить детей работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • создать комплекты педагогических  разработок.
  • периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО  и педсоветах.
  • разработать  дидактические материалы, тесты, способствующие улучшению качества обучения в изучении предмета.

 

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО,  на методическом и педагогическом советах школы, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, круглых столах и вебинарах.

Форма самообразования: индивидуальная

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметил основные направления работы по самообразованию.

 

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории по темам

4. Проводить  открытые  уроки  и мастер-классы.

5.  Организовать     внеклассную  деятельность  по  предмету.

6. Участвовать в вебинарах по проблемам преподавания истории и обществознания.

7. Принимать участие в профессиональных семинарах, конференциях разного  уровнях.

в течении

2017-2020 г.

регулярно

 

 

 

Экспериментальная и инновационная деятельность

1.Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся.

2. Проведение диагностики учащихся.

в течение

2017-2020 г.

 

 

 

                                                                                     

 

 

Регулярно

 

2 раза в год

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей гуманитарного  цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

11. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков.

12.Выступить с творческим отчётом  о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории.

 в течение 2017-2020 г.

регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.

3. Создать личный сайт для обмена опытом работы.

4. Публикации на личном мини-сайте «Социальная сеть работников образования», обмен педагогическим опытом, публикация методических разработок.

в течение

2017-2020 г.

регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

 

в течении

 2017-2020 г.

регулярно

 

Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2017-2018 г.

1.Изучение нормативно – правовых документов по ФГОС НОО
2. Курсы повышения  квалификации учителей истории

3. Изучение  литературы по данной проблеме:

1.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

2.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

3. Intel «Обучение для будущего».Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. Пособие. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

4. Клименко А.В., Подколозина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 9

5. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - № 7

6. http//doob-054.narod.ru  Зачесова Е.В. Метод учебных проектов – образовательная технология XXI в.

7.http//his.1september.ru Кропанева Г.А. Технология методов проектов при обучении истории.

8. http://ms45/edu.ru Проектная деятельность или цели имеют право на существование!

 9.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2017-2020 г.

1.Участие в семинарах, круглых столах и вебинарах  для учителей истории и обществознания. 
2. Выступление на РМО «Реализация различных интерактивных технологии, как средство формирования УУД в рамках ФГОС ООО».

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

4. Подготовка к ОГЭ по истории и обществознанию

5. Подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям.

-

 

2017-2020г.

1.Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

2. Разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать эссе по истории и обществознанию».

3. Создание квестов по истории и обществознанию.

4. Внедрить в практику работы  проектную технологию, интерактивные технологии, расширить использование компьютерных технологий в обучении.

5.Участие в олимпиадах, конкурсах.

6. Открытые уроки на муниципальном уровне.

Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

2017-2020 г.

1. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах
2.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2017-2020 г.

1..Выступления на заседаниях МО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку».
2. Открытые уроки по предмету.

3.Публикации на сайтах «Прошкола.ру» , «Инфоурок.ру»

                     Источники самообразования:

1.     Журнал «Преподавание  истории и обществознания в школе»;.

2.     Научно-методический журнал «Магариф»;.

3.     Приложение газеты «Первое сентября» по истории;.

4.     Методические пособия и учебники.

5.     Интернет; интернет - сообщества учителей.

6.     Библиотека, интернет -библиотеки

7.     Мероприятия по обмену опытом;

8.     Курсы повышения квалификации.

 

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме:

1.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2014

2.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2014.

4. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

5. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»

6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:

1. Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Участие в системе школьной методической работы:

Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла, педагогических советах.

Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

 

Предполагаемые результаты самообразования

Повысить качество преподавания предмета

Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

Разработать и провести и открытые уроки по собственным  технологиям

создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном и школьном сайтах.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

Главное требование ФГОС II поколения – организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке.

На первое место в проектировании урочной деятельности выходит задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.

Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания являются основой успешной социализации в обществе. При этом образование является основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше общество, в процессе которого и происходит социализация личности школьника.

Системно - деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

На своих уроках я применяю, в зависимости от целей и задач урока, следующие технологии:

Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка

Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.

Игровые технологии – развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.

Технология проектной деятельности – развивает индивидуальные творческие способности учащихся.

Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы.

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.

Работа с исторической картой.

Анализ исторических источников (документов).

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.

Рецензия на ответ товарища.

Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе.

Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а мне более успешно подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности.

Моя задача как учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Применение деятельностного подхода на уроках истории и обществознания позволяет достичь и прописанных в ФГОС НОО  образовательных результатов: личностных (система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу в целом и его результатам); метапредметных (освоение способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); предметных (усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы реализации

Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы реализации

Индивидуальный план самообразования учителя

Индивидуальный план самообразования учителя

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях

Информационно-технологические технологии 1

Информационно-технологические технологии 1

Современные технологии в образовании и культуре», 2009

Современные технологии в образовании и культуре», 2009

Практический 1.Внедрение опыта работы

Практический 1.Внедрение опыта работы

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит: 1

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит: 1

Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов

Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов

Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся…

Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся…

Моя задача как учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс

Моя задача как учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2020