«Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы реализации ФГОС»
тема по самообразованию
учителя истории и обществознания
Минибаева
Ильдара Фаниловича 2017-2020 учебный год
Индивидуальный план самообразования учителя.
Тема самообразования: «Формирование у учащихся понимания исторического прошлого в рамках программы по реализации ФГОС НОО».
Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся.
Задачи.
1. Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения предметов истории, обществознания в соответствии с ФГОС НОО.
2. Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории и обществознания.
3. Формировать интерес учащихся к урокам истории.
4. Поддерживать мотивацию учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности
5. Продолжить работу по обобщению выявленного передового педагогического опыта педагогов школы и района.
6. Совершенствовать систему поддержки одаренных, талантливых детей и учащихся с повышенной мотивацией учебно-познавательной деятельности.
Перечень вопросов по самообразованию.
1) изучение психолого-педагогической литературы
2) разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
3) проектная и исследовательская деятельность
4) анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
5) продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
6) планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО, на методическом и педагогическом советах школы, участие в конкурсах и научно-практических конференциях, круглых столах и вебинарах.
Форма самообразования: индивидуальная
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметил основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Сроки реализации |
Профессиональное |
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории по темам 4. Проводить открытые уроки и мастер-классы. 5. Организовать внеклассную деятельность по предмету. 6. Участвовать в вебинарах по проблемам преподавания истории и обществознания. 7. Принимать участие в профессиональных семинарах, конференциях разного уровнях. |
в течении 2017-2020 г. регулярно
|
Экспериментальная и инновационная деятельность |
1.Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся. 2. Проведение диагностики учащихся. |
в течение 2017-2020 г.
Регулярно
2 раза в год |
Психолого-педагогические |
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно |
Методические |
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания 3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района 10. Выступать с докладами по теме самообразования. 11. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков. 12.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории. |
в течение 2017-2020 г. регулярно |
Информационно-технологические технологии |
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии. 3. Создать личный сайт для обмена опытом работы. 4. Публикации на личном мини-сайте «Социальная сеть работников образования», обмен педагогическим опытом, публикация методических разработок. |
в течение 2017-2020 г. регулярно |
Охрана здоровья |
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
|
в течении 2017-2020 г. регулярно |
Этапы работы над темой
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагностический |
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. |
2017-2018 г. |
1.Изучение нормативно – правовых
документов по ФГОС НОО 3. Изучение литературы по данной проблеме: 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004 2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002. 3. Intel «Обучение для будущего».Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. Пособие. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 4. Клименко А.В., Подколозина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 9 5. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - № 7 6. http//doob-054.narod.ru Зачесова Е.В. Метод учебных проектов – образовательная технология XXI в. 7.http//his.1september.ru Кропанева Г.А. Технология методов проектов при обучении истории. 8. http://ms45/edu.ru Проектная деятельность или цели имеют право на существование! 9. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. |
Прогностический |
1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. |
2017-2020 г. |
1.Участие в семинарах, круглых столах и
вебинарах для учителей истории и обществознания. |
Практический |
1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4. Подготовка к ОГЭ по истории и обществознанию 5. Подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям. -
|
2017-2020г. |
1.Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. 2. Разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать эссе по истории и обществознанию». 3. Создание квестов по истории и обществознанию. 4. Внедрить в практику работы проектную технологию, интерактивные технологии, расширить использование компьютерных технологий в обучении. 5.Участие в олимпиадах, конкурсах. 6. Открытые уроки на муниципальном уровне. |
Обобщающий |
Подведение итогов |
2017-2020 г. |
1. Участие и результаты в муниципальных,
областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах |
Внедренческий |
Распространение опыта работы. |
2017-2020 г. |
1..Выступления на заседаниях МО
«Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному
уроку». 3.Публикации на сайтах «Прошкола.ру» , «Инфоурок.ру» |
Источники самообразования:
1. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»;.
2. Научно-методический журнал «Магариф»;.
3. Приложение газеты «Первое сентября» по истории;.
4. Методические пособия и учебники.
5. Интернет; интернет - сообщества учителей.
6. Библиотека, интернет -библиотеки
7. Мероприятия по обмену опытом;
8. Курсы повышения квалификации.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2014
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2014.
4. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
5. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»
6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1. Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла, педагогических советах.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном и школьном сайтах.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Главное требование ФГОС II поколения – организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке.
На первое место в проектировании урочной деятельности выходит задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.
Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания являются основой успешной социализации в обществе. При этом образование является основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше общество, в процессе которого и происходит социализация личности школьника.
Системно - деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
На своих уроках я применяю, в зависимости от целей и задач урока, следующие технологии:
Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка
Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.
Игровые технологии – развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.
Технология проектной деятельности – развивает индивидуальные творческие способности учащихся.
Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы.
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.
Работа с исторической картой.
Анализ исторических источников (документов).
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.
Рецензия на ответ товарища.
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе.
Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а мне более успешно подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности.
Моя задача как учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Применение деятельностного подхода на уроках истории и обществознания позволяет достичь и прописанных в ФГОС НОО образовательных результатов: личностных (система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу в целом и его результатам); метапредметных (освоение способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); предметных (усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.