Вычка О.В.
Преподаватель Павлодарского педагогического высшего колледжа имени Б.Ахметова
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ»
Аннотация
В статье освещены результаты исследования влияния мотивации на учебную деятельность и подготовки будущих воспитателей дошкольных
организаций образования.
Ключевые слова: мотивация, эффективность, анализ, качество
образования, результативность деятельности
Keywords: motivation, efficiency, analysis, quality of education, effectiveness of activity
Обращение к вопросу профессиональной мотивации студентов при поступлении в колледж на будущую профессиональную деятельность имеет многочисленные аспекты. Качество и продуктивность обучения студентов в педагогическом колледже зависит не только от уровня способностей студента, но и силой мотивации, желания, которые определяются как личностными особенностями, так и свойствами учебной ситуации, методов обучения, характером общения и процесса адаптации студентов в целом [1, 25].
В практике профессионального образования формирование профессиональной мотивации, положительного отношения к будущей профессии достаточно актуальна. При поступлении в колледж на специальность «Дошкольное воспитание и обучение» происходит тенденция набора абитуриентов по «остаточному принципу». Учащиеся школ выбирают профессию педагогической направленности в основном, связанную с начальным и основным школьным образованием. По мнению абитуриентов, это связано, с тем, что профессия воспитателя детского сада недостаточно престижна и малооплачиваема. Кроме этого, возникают трудности, которые связаны с неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой, слабым знанием школьной программы, отсутствием навыков самостоятельной работы. Поэтому мотивационная диагностика в педагогическом колледже является составляющим звеном всей системы учебно-воспитательной работы.
В ходе диагностики и наблюдений психологической службой отмечено, что если студент сознательно выбрал профессию воспитателя детского сада, считает её достойной и значимой для себя и общества, то это положительно влияет как на качество его учебной деятельности, так и развитие его личности в дальнейшем. Однако, динамика профессиональной мотивации имеет достаточно сложный характер и изменяется в зависимости от обучения и развития студентов. Актуальность проблемы мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена еще и тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию. Поэтому особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс обучения уже с первых дней учебы. При этом нельзя забывать, что при поступлении в колледж у девушек происходят значительные изменения в их жизни: новое учебное заведение, адаптация к городским условиям (большая часть студентов поступает из сельской зоны), новый коллектив сверстниц и преподавателей. Мотивационная направленность изучается нами на протяжении всех студенческих лет и позволяет прогнозировать занятость и отсев студентов из профессии. Для получения относительно объективных результатов необходима как параллельная, так и сравнительная диагностика мотивационных интересов учащихся. Мотивация складывается из совокупности причин, поводов, квалификационной поддержки, ориентации и характера деятельности личности и ее поведения [2, 195]. Среди студентов есть те, которые прошли первичное профессиональное самоопределение, выбрали конкретную специальность и желают овладеть ею, следовательно уровень мотивации у них достаточно высок.
В психолого-педагогической литературе данных по исследованию уровня мотивации студентов педагогических колледжей нами не найдено. В связи с этим, в своем исследовании мы попытались ответить на вопрос - каков же фактический уровень мотивации к обучению у студентов педагогического колледжа, обучающихся по данной специальности. Для получения относительно объективных результатов необходима как параллельная, так и сравнительная диагностика мотивационных интересов студентов.
Для выяснения мотивов, получив согласие студентов, был проведен тест - опрос «Самооценки психических состояний» по Г. Айзенку. Кроме того, проведено анкетирование среди студентов «Интерес первокурсников к обучению в педагогическом колледже».
Для проведения исследования, были привлечены студенты первого курса по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» в количестве 140 человек. На основании диагностики были определены студенты с разным уровнем тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности.
Диаграмма 1. Определение уровня тревожности по Айзенку.
В ходе диагностики можно сделать вывод о том, что в целом, студенты первых курсов не тревожны. Из 140 человек испытуемых - двенадцать студентов испытывают высокий уровень тревожности за счет того, что до поступления в колледж они не могли определиться с выбором профессии, у них присутствует страх и неопределенность. Все это отражается на успеваемости студентов.
Диаграмма 2. Определение уровня фрустрации по Айзенку
По данному виду психического состояния можно сделать выводы, что у девяти студентов существует боязнь трудностей, они избегают неудачи, имеют низкую самооценку, поэтому возникают трудности в обучении.
Диаграмма 3. Результаты определения уровня агрессивности.
По результатам этого вида диагностики видно, что девять студентов проявляют несдержанность и агрессивность. Свойственно это тем девушкам, у которых не сформированы общекультурные ценности. Проявление агрессии проявляется скорее как функция «защиты».
Диаграмма 4. Результаты определения уровня ригидности.
В результате диагностики на определение уровня ригидности, можно сделать вывод о том, что мотивационная ригидность — неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов, может находить проявление, в том числе и в учебной деятельности.
Анализируя данные анкеты, мы смогли определить, какие мотивы легли в основу выбора профессии первокурсниками. Были сделаны следующие выводы: выбор профессии осуществлялся учащимися в основном под влиянием родителей (16 %) и друзей (12%). Недопустимо низкой в этом отношении продолжает оставаться роль общеобразовательной школы (9%) и средств массовой информации (6%). В качестве мотива поступления в колледж 23 % респондентов отмечают нежелание продолжать обучение в общеобразовательной школе, страх перед ЕНТ (Единое национальное тестирование), а 8 % - возможность получить средне специальное образование бесплатно. И только 26 % - указывают на то, что выбрали профессию осознанно.
Сегодня профессиональное образование ориентировано на подготовку компетентного, конкурентоспособного и способного ответственно осуществлять профессиональную деятельность специалиста. Студенты-первокурсники опираются чаще всего на свои идеальные представления о будущей профессии, которые на последующих курсах при столкновении с реальными условиями жизни, после практической работы с детьми, подчиняются изменениям, иногда даже приобретают болезненный характер. Поэтому, на последующих курсах (система работы колледжа) важно выяснить, сохраняется ли интерес к выбранной профессии, устойчив ли он, и можно ли прогнозировать его дальнейшее развитие.
Как правило, на дошкольное отделение поступают только девушки. Сегодняшние тенденции государства, связанные с развитием системы образования, в частности дошкольного сектора, дают возможность выпускникам трудоустроиться. Это является немаловажным аспектом в мотивации получения профессии воспитателя. Зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие требований и новых условий обучения.
По нашим наблюдениям, сложности в обучении первокурсников начинаются во втором семестре, так как первые полгода девушки еще не вполне осознают происшедшие изменения в своей жизни: им все ново, они осматриваются, после летнего отдыха еще достаточно сил. Первый стресс связан с длительной продолжительностью обучения без каникулярного отдыха, второй – это первая сессия. Студенты осознают сложность овладения программы общего среднего образования, появляются первые задолженности, снижается успеваемость[3, 82-84] .
Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что первокурсники сталкиваются с трудностями, которые отличаются своим происхождением. Объективные трудности – это адаптация в новом коллективе, взаимоотношения с учителями и сокурсниками, субъективные связаны со слабой подготовкой, пробелами в семейном и школьном воспитании. Если же студент твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение здесь будет целенаправленным и продуктивным.
Список литературы:
1. Лукина, В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – с. 25-32.
2. Скороходова, Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием // Народное образование. – 2006. – № 4. – с. 193-203.
3. Соловьев В.Н. Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности // Журнал «Фундаментальные исследования» 2004. - № 3. - с. 82-84.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.