ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Вороненко Н.Н.
МБОУ «СОШ №120»
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Согласно научным источникам, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отличаются некоторыми ограничениями в процессе жизнедеятельности. Отличить здорового ребенка от детей с ОВЗ можно с помощью характерных признаков. Некоторые из них незаметны на первый взгляд, но эти дети страдают от врожденных или приобретенных дефектов в развитии. Им необходим особый подход в воспитании и обучении [3].
Сегодня для педагогов актуальной является проблема организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического или физического развития. [4]
Так в прошлом учебном году в 1 классе, который я обучала, появилась девочка Алина. Ей была рекомендована АООП для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2). Адаптация в детском коллективе прошла хорошо. На первых порах (добукварный период) учеба проходила успешно. Однако на этапе изучения букв продвижение остановилось. Программа первого класса не была усвоена и возникла необходимость прохождения ПМПК ( далее – комиссия) для выработки нового образовательного маршрута.
Полной неожиданностью было то, что программа осталась прежней. Основной причиной отсутствия результатов обучения стала сенсорная аграфия. Теоретически этот случай изучается, но на практике встречается крайне редко. Вариант обучения, предложенный комиссией, оказался достаточно нестандартным. Русский язык, литературное чтение и математика изучаются индивидуально, все остальные предметы в рамках школьной программы с учетом особенностей диагноза. Коррекционная работа проводится по специальной методике Цветковой Л.С. [3]
Вначале эта идея показалась чуть ли не фантастической. Возникло много вопросов: «Как организовать учебный процесс, коррекционную работу и внеурочную деятельность так, чтобы это была единая система? Каким будет отношение одноклассников Алины к данной форме обучения? Что будет чувствовать сам ребенок в новых условиях?»
Оказалось, волнения были напрасны. Мне удалось составить расписание таким образом, что все занятия идут последовательно, хотя для реализации программы задействована целая команда сотрудников:
· учитель-логопед;
· учителя-предметники;
· логопед;
· психолог;
· социальный педагог;
· преподаватель ритмики.
Расписание занятий:
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Психолог (к) |
|
Психолог (к) |
Ритмика (к) |
Соц. Педагог (к) |
Чтение (и) |
Чтение (и) |
Чтение (и) |
Подвижные игры (в) |
Родное лит. чтение (и) |
Русский язык (и) |
Русский язык (и) |
Математика (и) |
Чтение (и) |
Русский язык (и) |
Математика (и) |
Математика (и) |
Окр. мир (у) |
Русский язык (и) |
Музыка (у) |
Физкультура (у) |
Технология (у) |
Физкультура (у) |
Математика (и) |
Логопед (к) |
ПДД (в) |
Логопед (к) |
ИЗО (у) |
Физкультура (у) |
Окр. мир (у) |
и — индивидуальное обучение
у — урочное обучение
к — коррекционное занятие
в — внеурочная деятельность
В самом начале у одноклассников девочки возник вопрос: «Почему Алина приходит и уходит в процессе занятий, не посещает уроки английского языка?» Я постаралась доступным языком объяснить причину, по которой учебный процесс проходит именно так. Дети восприняли информацию и больше вопросы не возникали. На уроках девочка активно работает вместе с классом, участвует во всех внеурочных мероприятиях. В школе запущен проект «Занимательные игры», участницей которого стала Алина. Реализуют его учащиеся старших классов. Цель проекта - выявить способности и желания детей с ОВЗ. Эти занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, повышению самооценки,
Благодаря индивидуальному обучению, Алина начала запоминать буквы, читать. У неё стало формироваться осознанное письмо. Появилась мотивация к обучению, уверенность в своих силах. Девочка стремится в классный коллектив и с радостью приходит на уроки. У Алины много друзей среди одноклассников. Она доброжелательная, общительная и дети отвечают ей взаимностью. Коррекционные занятия в комплексе дают положительную динамику. Как показала практика, индивидуальная форма организации обучения приносит результаты по всем направлениям.
Любой ребенок независимо от способностей и возможностей, имеет право на образование и развитие. Наша задача организовать этот процесс так, чтобы каждый имел возможность это право реализовать.
Литература:
1. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г
2. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006
3. Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие / JI. С. Цветкова. — 2-е изд., испр. — М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 — 184 с. — (Серия «Библиотека психолога»),
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.