Активизация мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста через технологию развития критического мышления
Своё выступление я бы хотела начать со слов Марка Максимовича Поташника: "Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования..."
Современное общество сегодня предъявляет к человеку большие требования: он должен быть не только грамотным специалистом, но и способным самостоятельно учиться и переучиваться в течение всей своей жизни. В настоящее время востребованными оказываются люди, способные системно мыслить, анализировать, сравнивать, решать различные профессиональные проблемы.
Сегодня нам бы хотелось поделиться с некоторыми приёмами технологии развития критического мышления, с помощью которых удаётся вызвать у учащихся желание говорить, высказать свое мнение без дополнительных указаний учителя. Также эти приемы совершенствуют мыслительные способности учащихся и позволяют мыслить более продуктивно.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в конце XX века в США. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
Думать критически ЭТО –
Проявлять любознательность;
Использовать исследовательские методы;
Ставить перед собой вопросы;
Вскрывать причины и последствия фактов;
Сомнение в общепринятых истинах;
Выработка точки зрения и способность отстаивать еѐ логическими доводами.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
Какие задачи ставит данная технология?
l Формирование нового стиля мышления
l Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
l Развитие аналитического, критического мышления.
l Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
l Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации
К каким результатам приводит данная технология?
- Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
- Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
- Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
- Развитие умения анализировать полученную информацию.
Технология РКМ представляет собой систему методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
Ø умение работать с большим объёмом информации;
Ø умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
Ø умение решать проблемы;
Ø умение вырабатывать собственное мнение;
Ø умение выражать свои мысли ясно и уверенно;
Ø умение обосновывать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
Ø умение сотрудничать и работать в группе.
Данная технология имеет четкую структуру, определенный алгоритм, позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, заинтересовать детей, но и позволяет достичь конкретных образовательных результатов.
Технология привлекает тем, что может быть использована во всех предметных областях (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир и другие). Это универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе. Задачи учителя: мотивировать, организовать, координировать, консультировать, контролировать деятельность ученика. Педагог создает условия, помогающие ребенку свободно и увлеченно добывать знания самостоятельно. Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ребенка, как самостоятельность, стремление к самообразованию. Ученик имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации учения.
Что же принципиально нового несет технология критического мышления?
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
· Фаза вызова
· Фаза реализации смысла (осмысление)
Фаза рефлексии
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.
Первая стадия – стадия вызова
Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.
Вторая стадия – осмысление.
Она дает возможность обучающимся: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Третья стадия – рефлексия.
Цель рефлексии, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на занятии в будущем. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
- Мы все учителя, учителя практики. Каждый из нас при подготовке к учебному занятию планирует свою работу. Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня. Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Верите ли вы…»
«Верите ли вы …» - Верите ли Вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли Вы, что вам будет интересно работать сегодня?
- Верите ли вы, что дети способны анализировать, обобщать?
- Верите ли вы, что можно детей научить «умению учиться»?
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил. Графический диктант)
Приведу пример фрагмента урока окружающего мира в 3 классе по теме «Почва» на стадии «Вызов»:
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого из вас на столе листок. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны.
Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
На уроке математики:
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? |
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? |
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? |
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? |
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь? |
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо? |
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”? |
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”? |
Следующим приёмом технологии развития критического мышления являются КЛАСТЕРЫ.
КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
С кластером можно работать на протяжении всего урока. Он охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы.
● Кластер – опора для пересказа научных текстов.
● Кластер - один из способов реализации учебного исследования.
● Кластер – графическое оформление исследуемого материала
- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.
Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.
Составление кластеров позволяет ученикам размышлять над изучаемой темой, учит осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, сравнение, классификацию по заданным критериям. Использование кластеров дает возможность оценить свои знания по изучаемому материалу, развивает память.
-Составить кластер к понятию ТРЕУГОЛЬНИК.
СИНКВЕЙН
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях.
Правила написания синквейна (слайд):
Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно.
Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму.
Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес.
Лес
Величественный, таинственный,
Живет, растет, радует,
Национальное богатство страны,
Кладовая природы
Этот прием полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
- Я предлагаю вам поработать в группах и составить синквейн к слову МЫШЛЕНИЕ.
Мышление
Критическое, необходимое
Побуждает, совершенствует, вдохновляет
Полет мысли в космосе
Поиск
Следующий приём ИНСЕРТ «Чтение с пометками «INSERT»(позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы). Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Инсерт – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новую.
Применение технологии развития критического мышления на уроках позволило учащимся приблизиться к процессу познания. В результате у детей повысился интерес к предмету, к процессу обучения, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание «получать» знания самостоятельно. Ученики стали более дисциплинированы, стали задавать разные вопросы: Как? Почему? Какой можно сделать вывод? Что произойдет, если…? Как это связано с…? Правильно ли это? Они стали искать объяснения, принимать точку зрения другого ученика. На уроках они учились аргументировать, рассуждать, анализировать, они стали предлагать свои идеи, выбирать главное, важное, они стали оспаривать мнение своих одноклассников, делать выводы, учились оценивать свою деятельность на уроке, у детей повысилась мотивация к учению.
И в заключении мне хочется напомнить, что цель современного школьного
образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те
навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в
этом нам призвана помочь ТРКМ. Необходимо органично включать обучение
критическому мышлению в систему школьного образования, начиная с младших
классов, потому что такая работа, прежде всего, нацелена на ребенка, на
развитие его индивидуальности, в целях развития необходимых навыков. Важно
предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
ü Необходимо давать учащимся возможность размышлять.
ü Важно принимать различные мнения и идеи.
ü Целесообразно способствовать активности учащихся.
ü Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
ü Важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.
ü Необходимо ценить проявления критического мышления
Учащиеся при этом должны:
ü развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;
ü активно участвовать в учебном процессе;
ü с уважением выслушивать различные мнения;
ü быть готовым как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них.
Урок будет успешным, если на уроке использовать не только индивидуальную работу учащихся, но и работу в парах, в группах, диалоговое обучение, так как это способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию, постижению смысла и знаний.
-Невозможно быстро обучить критическому мышлению, нет такого предмета.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Особенность заключается в том, что она предлагает формирование осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности на разных стадиях урока. В процессе работы по этой технологии, все приёмы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе, начинает реально обучать себя сам. Именно благодаря способности детей мыслить решаются трудные задачи, делаются маленькие открытия, появляются изобретения.
Мы все живём в огромном мире, говорим на разных языках, но, тем не менее, можем понять друг друга, сотрудничать, жить в мире и согласии, обмениваться мнениями, совершенствоваться. Если мы хотим, чтобы наши дети могли быть знающими врачами, способными вырабатывать верные пути лечения, толковыми юристами, склонными к анализу всех фактов, им необходимо учиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, обрести гибкость и одновременно непротиворечивость мышления. Так давайте же дадим нашим детям этот шанс!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.