государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики
«Межрегиональный центр компетенций - Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Применение опорных конспектов
как способа активизации обучения
студентов
МП. 01-19
Автор Данилова С.Ф.
(Фамилия И. О.)
(подпись) (чч.мм.гггг)
Егоров С.Н.
(Фамилия И. О.)
(подпись) (чч.мм.гггг
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………..…..……..4
1. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации …………………………………….…………......…….………....8
1.1 История применения системы опорных конспектов …………..........8
1.2 Техника графического моделирования учебной информации……..11
2. Применение опорных конспектов на учебных занятиях
по дисциплине «Техническая механика»…………………………………..30
Заключение………………………….…………………………………….……..46
Список литературы ………………………………….………..………………...47
Приложение……………………………………………………………….……..48
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на обучающихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Сосредотачивая усилие на повышение качества и эффективности учебной воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы учебное занятие способствовало развитию познавательных интересов обучающихся, активности и творческих способностей. Важно, чтобы учащийся не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обмениваться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы.
Актульность темы обусловлена необходимостью выявления наиболее оптимальных форм обучения, методов, используемых на занятиях, для повышения профессиональной подготовки обучаемых, расширения их кругозора.
В настоящее время многие методические инновации связаны с применением активных и интерактивных методов обучения , стимулирующих и развивающих познавательную деятельность обучающихся , их способность к самостоятельному творческому , профессиональному мышлению.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и преподавателя в форме обучения.
Методы обучения условно делят на 3 группы:
-пассивные;
-активные;
-интерактивные.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и преподавателя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают роли пассивных слушателей. Связь с педагогом в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ. Это самый неэффективный метод.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащийся взаимодействуют друг с другом. Обучаемый здесь не пассивный слушатель, а активный участник занятия. Если в пассивном занятии основным действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь обучающийся и учитель находятся на равных правах. К активным методам можно отнести внедрение опорных конспектов.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный («Inter» - «взаимный», «act» - «действовать») означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Место педагога в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. К интерактивным методам относят дискуссии, «мозговой штурм», тренинги, метод проектов, кейс-метод, групповые работы с иллюстративным материалом, а также деловые ролевые игры.
Также в эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела также потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации.
Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы визуально дать учащимся основные (необходимые) сведения .Визуализация как раз и предполагает свертывание информации в начальный образ (например, в образ эмблемы, герба и т.д.).
Одним из средств улучшения профессиональной подготовки преподавателей, способных к педагогическим инновациям, к разработке технологий проектирования эффективной учебной деятельности , считается формирование у них особых умений визуализации учебной информации. Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью преподавателя и студента , что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. На практике перед педагогами всегда стоить проблема подбора форм и методов работы.
Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности преподавателя выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление обучающего целостной картиной изучаемого предмета. Все это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебной дисциплины до необходимой глубины, обеспечить качество его усвоения. К сожалению, в настоящее время использование опорных конспектов на учебных занятиях незаслуженно забыто. В методическом пособии мы попытаемся восстановить значимость опорных конспектов как один из эффективных методов обучения.
Применение опорного конспекта на дисциплинах «Экономика организации», «Техническая механика», «Организация деятельности структурного подразделения» способствовало повышению интереса к экономическим знаниям, расширению кругозора в технических областях. Доказательством положительного влияния опорных конспектов являются результаты рубежного контроля, а также желание студентов участвовать в различных проектах, научно-исследовательских работах.
Отметим, что цель применения опорных конспектов- разгрузить современного студента от выполнения домашней работы. Со стороны обучаемого идет полное освоение учебного материала на уроке.
Настоящая разработка призвана решить такие задачи:
1. дать знания преподавателям о сущности опорных конспектов как дидактического метода и технологии;
2. показать многообразие форм применения опорных конспектов;
3. помочь начинающим с внедрением и освоением активных технологий на примере системы опорных конспектов.
1 Опорный конспект как один из способов представления учебной информации
Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.
М.Булгаков
1.1. История применения системы опорных конспектов
Совершенствование технологий обучения, поиск и применение новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса является одной из важнейших составляющих развития профессионального образования с учетом современных требований к качеству подготовки специалистов. Среди различных приемов решения проблемы качества учебно-методической деятельности преподавателя можно выделить разработку и использование опорного конспекта.
Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором Виктором Федоровичем Шаталовым. (презентация, слайды 1,2). Российский и украинский педагог-новатор (рисунок 1). Народный учитель СССР. Заслуженный учитель Украинской ССР. Почётный доктор академии педагогических наук Украины. В 70-х годах прошлого века учитель математики из Донецка, Виктор Федорович Шаталов, обнародовал авторскую методику обучения. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.
Рисунок 1- Виктор Федорович Шаталов
Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.
Шаталов Виктор Федорович стал автором уникальной педагогической методики, целью которой является эффективное обучение. Метод основывается на педагогике сотрудничества. За свою плодотворную жизнь педагог написал более 60 книг, которые были опубликованы и имели успех. Самые известные из них: «Куда и как исчезли тройки», «Точка опоры», «Педагогическая проза».
Основные постулаты
Система Шаталова Виктора Федоровича, разработанная для интенсивного обучения, состояла из множества постулатов, которые предлагали по-новому посмотреть на процесс обучения. Рассмотрим самые основные из них. Он предлагал перейти к авторским учебным пособиями, которые бы представляли материал в вербально - графических формах. Доказано, что так информация воспринимается и запоминается гораздо легче. Также Шаталов предложил использовать принцип открытых перспектив, который стимулирует у учеников творческое независимое мышление. Суть этого принципа в том, чтобы обучаемый сам искал пути решения проблемы, а не действовал по определенному алгоритму или так, как от него ожидают [1].
Рисунок 2 - В.Ф. Шаталов за объяснением материала по новаторской методике
Виктор Федорович внедрил принцип систематической обратной связи: при помощи разнообразных форм контроля и учета каждый учащийся отдельно проверяется на уровень знаний. Это позволяет избавиться от обычных школьных дневников и журналов.
Шаталов Виктор Фёдорович методику предлагал такую: давать обучаемым нетрадиционные домашние задания, так называемые предложения совершенно разного уровня сложности. При этом должны учитываться индивидуальные особенности каждого ученика, то есть здесь использовался дифференцированный подход. По мере приближения к окончанию курса сложность заданий достигает олимпиадного уровня, и учащиеся легко с ней справляются.
Опорный сигнал по Шаталову — это «ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию».
1.2. Техника графического моделирования учебной информации
Одной из центральных дидактических задач в процессе обучения выступает развитие интеллекта будущего специалиста. Вербальный интеллект характеризуется эрудицией , концентрированностью внимания, обобщенностью мышления, развитой памятью и обширным словарным запасом обучаемого. Процесс свертки /развертки получаемой учебной информации происходит на основе моделирования, которое следует рассматривать как особую деятельность по построению моделей.
Модель – это любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления.
Моделирование – это метод исследования объектов различной природы на их аналогах для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов.
Рисунок 3- Преимущества графического моделирования учебной информации
Модель выполняется несколькими вариантами. Простое моделирование не требует больших специальных разработок, а проводится путем сравнения предметов, явлений с их наглядными аналогами – схемами, макетами, таблицами. Виды графического моделирования учебной информации – это граф-схемы, опорные конспекты, опорные схемы-модели.
Все модели традиционно делятся на два класса: материальные, т.е. вещественные и, реальные и идеальные.
К материальным моделям относят такие, которые построены из каких-либо вещественных предметов: металла, дерева, стекла и других материалов. К ним также относят и живые вещества, используемые для изучения некоторых явлений и процессов. Все эти предметы могут быть чувственно познаны, ибо они существуют реально. Они представляют собой вещественный продукт человеческой деятельности.
К динамическим (действующим) моделям относят такие, которые воспроизводят какие-то процессы, явления. Они могут быть подобны оригиналам и воспроизводить моделируемые явления в определенном масштабе. Например, модель будущей плотины, электростанции.
К образным моделям относят разного рода рисунки, чертежи, схемы, передающие в образном форме структуру или другие особенности моделируемых предметов или явлений (рисунок 4).
Рисунок 4- Визуализация учебной информации
Знаково-символические модели представляют запись структуры или некоторых особенностей моделируемых объектов с помощью знаков – символов какого либо искусственного языка, например математических уравнений, обозначений сил в технической механике и другое (рисунок 5).
Мысленные (умственные) воображаемые модели – наше представление о каком-либо явлении, процессе или предмете, выражающие теоретическую схему моделируемого объекта.
Разнообразие моделей, используемых в науке, технике и обучении, базируется на принципе наглядности.
Объекты познания являются наглядными, т.е. выразительными, если они наблюдаемы, достаточно просты и привычны, если же не наблюдаемы, то на основе изучения их существенных свойств можно построить воспринимаемую модель.
Рисунок 5- Виды графических моделей представления учебной информации
Выделяют три вида образов: восприятия, представления, воображения.
Образы восприятия объектов окружающего мира возникают у человека при непосредственном воздействии их в данный момент на органы чувств. Однако в создании образа восприятия участвуют не только ощущения предмета, но и память, прошлый опыт, элементы мышления. Создания образа восприятия – это решение человеком определенной познавательной задачи. В процесс создания образа человек выдвигает гипотезы, проверяет их, осмысливает, понимает создаваемый образ предмета. При этом он не только созерцает, но и активно действует. Для создания образа восприятия человек должен выполнить ряд особых действий по активному отражению познаваемого предмета.
Образы представления – это образы нашей памяти. Они отличаются по отчетливости, яркости и устойчивости.
Образы воображения – это образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не наблюдал, не воспринимал, но несмотря на это они сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Образы воображения бывают непроизвольными и произвольными. Последние бывают воссоздающими, когда возникают на основе реально существующих объектов по их описанию или изображению при чтении литературы или решении задач. Также здесь можно выделить творческие образы – образы таких объектов, которых еще реально нет, но которые предполагается создать.
Построение наглядной модели, как было сказано выше, происходит путем моделирования. Моделирование – это метод исследования объектов различной природы на их аналогах для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов.
Виды графического моделирования учебной информации – это граф - схемы, опорные схемы-модели, опорные конспекты.
Граф – схема – это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами учебного материала. На нем нет ни определения, ни формул, а представлены только текстовые субъекты и наглядно показаны связи между ними по типу «часть – целое», «род-вид» . На рисунках 6, 7 представлены примеры граф – схем. Разновидностью граф – схемы выступает учебная таблица, которая представляет материальное средство обучения, содержащее в лаконичной форме адаптированную научную информацию об изучаемых объектах или явлениях.
Рисунок 6 - Граф-схема учебного материала по теме «Глобальные проблемы»
Рисунок 7 – Информационная модель прибора, представленная в виде графа
Более сложную конструкцию представляет опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта наглядной формы, замещающей систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала [1]
Под опорным конспектом понимается «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов» [1]. Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними, а также введены знаки, которые выступают в качестве сигналов, вызывающих в памяти основные явления, понятия или процессы.
По определению С. А. Глазунова, опорный конспект — любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т. д., расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию [2]. Содержание опорного конспекта — информация, представленная в опорном конспекте. Текст опорного конспекта — совокупность обозначений, составляющих опорный конспект.
Ключевые слова — понятия, содержащие смысловую основу опорного конспекта. В педагогических справочниках даются следующее определения опорного конспекта:
- опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию;
- опорный сигнал — элемент наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащий необходимую для запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания);
- опорный сигнал – символ, вызывающий какие-либо ассоциации (знак, слово, рисунок и т. п.), заменяющий некое смысловое значение;
- опора – ориентированная основа действий, способов внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.
В. Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:
1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.
3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
7. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.). Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга.
Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В. Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Рассмотрим подробнее содержание данных требований [1].
1. Лаконичность. Предусматривает ограниченное количество печатных знаков, не более 400. К ним относятся точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
2. Структурность предполагает построение материала укрупненными дидактическими единицами. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4–5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
3. Смысловой акцент (рамки, отделения одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
4. Требование унификации печатных знаков предполагает использование условных знаков, аббревиатур, используемых при изучении конкретного предмета. Это могут быть знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.
5. Автономия обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, который выражает законченную мысль. В то же время все блоки должны иметь между собой логическую связь.
6. Акцентирование. Главная идея опорного конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением.
7. Доступность воспроизведения. При построении опорного конспекта следует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.
8. Цветовая наглядность и образность предполагает разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет заполнение.
Преимущество опорного конспекта заключается в следующем:
- освобождает студентов от утомительного механического записывания лекции под диктовку преподавателя;
- у преподавателя остается больше времени на диалог с аудиторией;
- студенты имеют возможность получения большего объема словесной и визуальной информации;
- появляется возможность активного участия студентов в процессе обучения через дискуссию и решение заданий опорного конспекта;
- позволяет контролировать процесс и качество усвоения студентами нового знания; - использование схем и кодов при построении опорного конспекта позволяет упрощать сложные разделы, понятия, концепции изучаемых дисциплин;
- сокращаются затраты времени на изучение материала и увеличивается объем времени на практическую и аналитическую работу;
- приучает студентов практически использовать современные технологии интенсификации учебного процесса; - приучает студентов к самостоятельной работе, учит выделять главное, сжимать текст, составлять опорные конспекты по изученным темам [3].
Значительный эффект при использовании опорных конспектов обеспечивает использование мультимедийной техники. Это позволяет значительно увеличить объем выносимого на лекцию материала и повысить эффективность чтения лекции в целом. Подготовка компьютерных презентаций учебного материала в виде опорных конспектов обеспечивают наиболее эффективные коммуникационные взаимодействия между преподавателями и студентами.
Опорный конспект можно представить в виде системы опорных сигналов – системы ассоциативных символов: знаков, слов, схем, рисунков. В этой наглядной схеме закодировано основное содержание подлежащего изучению учебного материала в его существенных связях и взаимоотношениях. Это компактная графическая схема , относительно быстро воспроизводимая, легко запечатлеваемая и одномоментно обозримая.
Основные задачи опорного конспекта:
- представление основного содержания учебного материала в ходе его изучения как целостного, логически завершенного образа;
- активизация познавательной деятельности обучаемых путем создания благоприятных условий для эффективного протекания процессов восприятия, запоминания и мышления;
- создание условий, способствующих удержанию в сознании человека в нужный момент большого по объему учебного материала.
Содержание учебной дисциплины раскрывается в учебном пособии, конспекте лекций, поэтому опорные сигналы могут даваться в виде линейной последовательности, которая определяется логикой излагаемого в них материала.
Система опор представлена ключевыми словами и фразам, разнообразной аббревиатурой, рисунками, графиками, формулами и другими способами кодирования.
В связи с психологическими особенностями восприятия наглядного материала количество содержащихся в опорных сигналах знаков должно отвечать определенным требованиям: доступности усвоения, оригинальности оформления, эмоциональной насыщенности.
Опорные сигналы позволяют наилучшим образом реализовать в обучении принцип крупноблочного введения теоретических знаний. Опорные схемы должны соответствовать также принципу компактности, предполагающему графическое отображение изучаемой темы при значительно небольшом числе опорных сигналов, и принципу системности, предполагающему упорядочение знаний студентов на основе материальных (предметных) и формальных (логических) систем.
Рассмотрим особенности составления опорных конспектов. Основное требование к ним – отражение в содержании учебного материала системы связей. Должна быть осуществлена связь между общей конечной целью и совокупностью частных взаимосвязанных целей, ведущих к ее достижению. Должна быть определена внутренняя логика отражаемого содержания через его формально-логические и дидактические связи и отношения, которые представляют собой выявление и анализ противоречий, формулирование и разрешение проблем.
Этапы создания опорных конспектов целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
- определить дидактическую задачу и тот учебный материал, который будет подлежать изучению с помощью опорного конспекта. Содержанием конспекта могут стать отдельный вопрос темы, раздела, материал учебной дисциплины в целом. Логика построения опорного конспекта основана на реализации следующей формулы:
-
матрица – граф - лист – это опорный конспект,
где матрица – это система внутрипредметных и межпредметных связей,
граф учитывает в обобщенном виде целевую сторону обучения.
- выделить смысловые блоки. Их отличительная характеристика – логическая завершенность теоретического материала или полнота алгоритма, на основании которого могут быть выполнены операция, действие или деятельность. Смысловые блоки темы строятся на основе вопросов плана изложения учебного материла. Они предполагают объединение двух, а иногда и большего числа тем. Схема выстраивания смысловых блоков – линейная, как наиболее полно отражающая логику изложения учебного материала.
- установить систему связей между выделенными смысловыми блоками. Первоочередное внимание следует уделить смысловым связям. Для этого должна быть отражена достаточно полно структура графа. Сам же граф строится а основе тщательной обработки учебного материала : определены цели его изучения, система требований к знаниям, умениям и навыкам студентов; показана система проблем, которые подлежат решению с помощью содержания учебного курса; четко представлен понятийный аппарат дисциплины; вскрыта взаимосвязь учебных элементов и более крупных единиц информации: раздел – тема- подтема – вопрос конкретного пункта плана.
- построить эскиз опорного конспекта и изготовить на его основе оригинал, пригодный для использования и тиражирования.
При этом отрабатываются следующие требования:
- эскиз опорного конспекта отражает полный охват выделенных смысловых блоков и закодированных в ней положений;
- в нем представлена система основных связей между отобранными смысловыми единицами учебной информации;
- следует сочетать компактность расположения материала с его высокой зрительной наглядностью –доступностью и обозримостью для восприятия, обеспечить соединение простоты графических форм кодирования информации с возможностью вызова через них адекватных ассоциаций;
- в своем композиционном построении эскиз должен быть составлен так, чтобы у преподавателя была возможность относительно быстрого технического воспроизведения. В связи с этим опорный конспект следует разрабатывать на одном листе бумаге определенного формата, позволяющего сделать копировальные работы.
Правильно составленный опорный конспект будет отвечать принципу многоцелевого применения, когда опорный конспект используют в различных педагогических ситуациях для интенсивности обучения.
Существует несколько методик работы со студентами над опорными конспектами. Самый распространённый вариант – это проговаривание преподавателем содержания, обычно – дважды. Другой вариант – расшифровка учащимися содержания, закодированного в опорных конспектах. Он применяется в том случае, когда в схеме много уже известных учащимся обозначений, а также тогда, когда материал изложен кратко и ясно, в той же последовательности , что и в учебнике.
В ГАПОУ ЧР МЦК-ЧЭМК на отделении 13.02.11 «Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования» на 2 ,4 курсах при чтении лекционных занятий по дисциплинам «Техническая механика» и «Основы экономики» и цикла специальных дисциплин используется методика чтения мультимедийных лекций с применением опорного конспекта. Перед началом лекции студенты обеспечиваются основой конспекта, которая может включать рисунки, чертежи, таблицы, схемы, а также некоторый текстовый материал и процессе чтения лекции дополняют опорный конспект своими заметками и комментариями.
В качестве примера представлен мини-блок опорного конспекта при изучении темы «Имущество и капитал предприятия» по учебной дисциплине «Основы экономики» ( рисунок 8, 9,10,11,12,13).
Рисунок 8 - Понятие имущества предприятия
Рисунок 9 - Формирование имущества предприятия
Рисунок 10- Капитал предприятия
Рисунок 11- Состав имущества предприятия
Рисунок 12- Формы капитала предприятия
Рисунок 13-Основной и оборотный капитал
В качестве примера также представлен мини-блок опорного конспекта при изучении темы «Введение. Основные понятия и определения. Аксиомы . Связи и их реакции» по дисциплине «Техническая механика» (рисунок 14,15,16). На рисунке 14 представлен опорный конспект на тему « Пара сил и момент относительно точки».
Рисунок 14 – Опорный конспект_ Основные понятия и аксиомы
Рисунок 15 – Опорный конспект _ Связи и их реакции в технической механике
Рисунок 16 – Опорный конспект _ Основные положения в сопротивлении материалов
Рисунок 17 – Опорный конспект_ Пара сил и момент относительно точки
Методику опорных конспектов в профессиональном образовании можно считать наиболее эффективной и для студентов и для преподавателей. Используя опорные конспекты, преподаватель может выработать систему усвоения материала и сформировать творческую и активную личность. Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
2 Применение опорных конспектов на учебных занятиях
по дисциплине
«Техническая механика»
Методику опорных конспектов в профессиональном образовании можно считать наиболее эффективной и для студентов и для преподавателей. Используя опорные конспекты, преподаватель может выработать систему усвоения материала и сформировать творческую и активную личность. Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
Применим систему опорных конспектов на дисциплине «Техническая механика» . Тема учебного занятия «Деформация изгиба. Построение эпюр» (приложение А).
Учебное занятие носит комбинированный характер. Основные цели , преследуемые на данном уроке, следующие:
- образовательная – дать понятие о видах изгиба и силовых фактор;
- развивающая - развитие технического мышления и кругозора студентов;
- воспитательная - развитие интереса к дисциплине «Техническая механика».
Основные вопросы для повторения:
- основные понятия и определения сопротивления материалов;
- виды деформаций;
- виды напряжения, понятие «эпюра».
Межпредметные связи – учебная дисциплина «Физика, учебная дисциплина «Математика», учебная дисциплина «Инженерная графика»
План учебного занятия:
1. Основные понятия и определения.
2. Классификация видов изгиба.
3. Внутренние силовые факторы при изгибе.
4. Построение эпюр. Правила знаков при построении эпюр.
5. Решение задачи с построением эпюр.
Обеспечение учебного занятия: опорный конспект, мультимедиа.
На учебном занятии присутствовала группа Т1-17 ( специальность 13.02.11 «Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования»,) в количестве 20 чел. (приложение А).
Ход занятия следующий .
Учебное занятие начинается с краткого выборочного опроса студентов по темам «Метод сечений», «Виды внутренний силовых факторов», «Напряжения», «Эпюры». При проведении данного вида опроса число опрашиваемых незначительно, но при этом он позволяет более детально вспомнить пройденный материал.
При изучении новой темы предварительно студентам обозначается актуальность и практическая значимость учебного материала. Изгиб является самым распространённым видом деформации ( изогнуты полы в аудиториях и зданиях, лестницы, крыши зданий, столы, на которых опираются локтями студенты, в технике – изогнуты валы механических передач технологического оборудования, металлорежущие инструменты в процессе обработки, обрабатываемые детали , закрепленные в станочных приспособлениях. Изогнуты высокие здания и сооружения, в частности, Останкинская телебашня, небоскребы). Деформация изгиба обязательно учитывается в расчетах на жесткость и прочность зданий, сооружений , деталей машин, инструмента, при расчетах точности механической обработки.
После актуальности дается текстовая часть урока, которая диктуется преподавателем.
Основные определения видов изгиба:
1. Вид нагружения бруса, при котором в плоских поперечных сечениях возникает один внутренний силовой фактор – изгибающий момент, называется чистым изгибом. Если кроме изгибающего момента возникает поперечная сила , то имеет место поперечный изгиб.
2. Брусья, работающие на изгиб , называются балками.
На основе традиционной принятой в «Сопротивлении материалов» системы координат (рисунок 18) даются следующие определения внутренних силовых факторов.
Внутренние силовые факторы при изгибе:
- Qy – вертикальная поперечная сила;
- Mx –изгибающий момент в вертикальной плоскости;
- Qx –горизонтальная поперечная сила;
- My –изгибающий момент в горизонтальной плоскости
Рисунок 18 – Традиционная система координат, принятая в «Сопротивлении материалов»
На учебной доске намного проще изобразить изгиб вертикальной плоскости, поэтому поперечная сила всегда _Qy, а изгибающий момент всегда – Mx.
Общая компоновка опорного конспекта на тему «Общие понятия. Эпюры» представлена на рисунке 19.
Далее объяснение темы идет с применением 1 (первой ) части опорного конспекта (рисунок 19), на котором представлены изгибающий момент и поперечная сила . Разъясняется правила знаков для QyиMx. Визуально изучив опорный конспект, студенты записывают правило знаков ( под диктовку преподавателя)
Правило знаков для поперечных сил и изгибающих моментов:
1. Поперечная сила Qyв поперечном сечении балки численно равна алгебраической сумме значений внешних сил, приложенных по одну сторону от сечения ( рисунок 20), при этом силам, поворачивающим относительно сечения оставленную часть балки по ходу часовой стрелки, приписывается знак «+», а силам, поворачивающим относительно сечения оставленную часть балки против хода часовой стрелки, приписывается знак «-» (рисунок 20).
2. Изгибающий момент Mxв поперечном сечении балки численно равен алгебраической сумме моментов внешних сил, действующих по одну сторону от сечения, относительно той точки оси бруса, через которую проходит сечение, при этом внешним моментам, изгибающим ось балки выпуклостью вниз, приписывается знак « + », а моментам, изгибающим ось балки выпуклостью вверх, - знак « - » (рисунок 21).
Далее практически закрепляется правило знаков и расчет величины Qy и Mx на простейшем примере, приведенном во 2 части опорного конспект ( рисунок 22).
Рисунок 19 - Общая компоновка_ Опорный конспект_ Основные понятия. Эпюры.
Рисунок 20- Опорный конспект_ Основные понятия. Эпюры
Рисунок 21- Опорный конспект_ Основные понятия. Эпюры.
Рисунок 22 - Опорный конспект_ Основные понятия. Эпюры
Далее приводятся кратко формулы дифференциальных зависимостей между внутренними силовыми факторами при изгибе:
1. Производная от изгибающего момента по длине балки равна поперечной силе:
dMx / dz = Qy (2.1)
2. Производная от поперечной силы по длине балки равна интенсивности равномерно распределенной нагрузки, взятой с обратным знаком
dQy / dz = - q (2.2)
3. Вторая производная от изгибающего момента по длине балки равна первой производной от поперечной силы и равна интенсивности равномерно распределенной нагрузки с обратным знаком
d2Mx / dz2= dQy / dz = - q (2.3)
Затем кратко поясняется на учебной доске на примере функции у=x2 следующие графические зависимости:
1. Если основная функция имеет вид квадратичной параболы , то первая производная от этой функции изображается в виде наклонной прямой, а вторая производная имеет вид горизонтальной прямой.
2. Если функция имеет вид наклонной прямой, то первая производная изображается в виде горизонтальной прямой, а вторая производная равна 0.
На основе вышеуказанных дифференциальных зависимостей формулируются правила построения эпюр (оригинал опорного конспекта - рисунок 23). Предварительно даются понятия «Участок балки» и «Характерная точка» ( рисунок 24). На основе данных правил построены эпюры Qy и Mx ( рисунок 23).
Приводим правила построения эпюр :
1. На пустом участке балки Qy – горизонтальная прямая, Mx – наклонная прямая;
2. На участке с распределенной нагрузкой qQy – наклонная прямая, Mx – квадратичная парабола;
3. В точке приложения силы F на эпюре Qy – скачок на величину F, на эпюре Mx - излом ;
4. В точке приложения момента Mна эпюре Qy – никаких изменений, на эпюре Mx–скачок на величину M;
5. На свободном конце балки и в шарнирах изгибающий момент равен 0;
6. Если поперечная сила, изменяясь по линейному закону, проходит через нулевое значение, то в этой точке на эпюре Mx – экстремум;
7. В сечении, совпадающем с заделкой, значения Qy и Mx , получившиеся на эпюрах, равны соответственно опорной реакции и реактивному моменту.
При построении эпюр Qy и Mx рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
1. Найти опорные реакции балки (для консоли их можно не находить).
2. Разбить брус на участки, границами которых являются сечения, в которых приложены сосредоточенные силы и пары и начинается или заканчивается распределенная нагрузка. Такие сечения принято называть характерными.
3. Применяя метод сечений, построить эпюру поперечных сил. Если поперечная сила, изменяясь непрерывно, проходит через нулевое значение , то необходимо определить абсциссу сечения, где Qy обращается в нуль.
4. Вычислить в характерных сечениях значение изгибающих моментов и по найденным ординатам построить эпюру Mx.
Пример построения эпюр Qy и Mx с вычислениями внутренних силовых факторов приводится на опорном конспекте (рисунок 25).
Рисунок 23- Опорный конспект_ Построение эпюр при различных нагрузках
Рисунок 24- Опорный конспект_ Построение эпюр при различных нагрузках
Рисунок 25- Опорный конспект_ Построение эпюр при различных нагрузках
По окончания практического задания была проведена рефлексия ,которая показала уровень освоения новых знаний, умений и навыков. Уровень освоения нового материала у студентов выше среднего.
После проведения теоретических занятий с применением опорных конспектов обязательно проводится практические занятия с закреплением ранее пройденного теоретического материала в сочетании с решением задач. Далее предполагается выполнение программированной контрольной работы с решением задач («на оценку»).
В нашем случае после проведения теоретического занятия , было выдано практическое задание для решения в рабочих тетрадях. Предварительный контроль показал, что большинство студентов с заданием справились, показав достаточно хороший уровень освоения учебного материала (приложение В).
В группах специальности «Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования» учебные занятия по расписания проходят с большими временными интервалами. При большом объеме учебной нагрузки по другим предметам происходит сокращение количества теоретических знаний по данной дисциплине в течение 1 недели. Использование опорных конспектов во время практических занятий позволяет восстановить утраченный ранее объем знаний по изученной теме и гораздо быстрее и легче справиться с полученным заданием.
Применение опорных конспектов на теоретических занятиях позволяет экономить силы преподавателя в течение урока , разгружает его от лишней работы, связанной с воспроизведением большого объема графической информации на учебной доске. При преподавании одной и той же темы в нескольких группах происходит процесс естественного накопления усталости и снижение порога внимания в процессе учебной работы. Опорный конспект позволяет избежать многих отрицательных факторов в преподавательской работе. Силы преподавателя высвобождаются для выполнения наиболее ответственных и трудных задач при изучении каждой темы.
В процессе многократных повторений одних и тех же теоретических выкладок происходит естественное забывание того, что было дано в качестве учебного материала в одной группе и не было упущено в другой. Применение опорных конспектов позволяет полностью исключить данные негативные явления в работе преподавателя, которые происходят не по его вине, а в результате совершения непреднамеренных ошибок.
В методической разработке представлены опорные конспекты одной теме дисциплины «Техническая механика» «Деформация изгиба». Знакомство с опорным конспектом происходит не сразу, а поэтапно. Этапы представления конспекта с параллельным пояснением к нему отражаются в последовательности рисунков (рисунок 20,21,22,23,24,25,26).
Каждый этап выделен на поле конспекта красным маркером.
Материалы следующих занятий представлены на опорных конспектах «Расчеты на прочность» (рисунок 26), «Расчет на жесткость» (рисунок 27).
Рисунок 26- Опорный конспект_ Расчеты на прочность
Рисунок 27- Опорный конспект _ Расчет на жесткость
Опорные конспекты по всем тема учебной дисциплины «Техническая механика» размещены на планшетах в аудитории 301 корпус 2 МЦК-ЧЭМК для открытого доступа студентам и дает возможность устранения пробелов в результате пропуска занятий по различным причинам и пользования ими на контрольных и практических занятиях (приложение Б) .
Необходимо понять и твердо запомнить, что опорный конспект ни в коей мере не подменяет участие преподавателя в процессе обучения. Опорный конспект всего лишь – вспомогательный материал, облегчающий работу на уроке и преподавателю, и студенту. Текстовая часть опорного конспекта дается студенту под запись в обязательном порядке. Большую ошибку совершает преподаватель, который считает, что при выдаче опорного конспекта далее его работа на этом заканчивается . Студент при этом обязан самостоятельно разобраться в новом материале. Если обучаемый не понял материал , то это становится его проблемой.
При применении опорных конспектов обязательно наличие обратной связи между преподавателем и студентом. При завершении учебного занятия необходимо провести рефлексию – задать несколько ключевых вопросов по пройденной теме.
Преподавателю, решившему начать применение метода опорных конспектов в своей деятельности, может показаться, что это все избыточно трудоемко и требует огромного времени при подготовке к урокам. Надо заметить, что «Техническая механика» относится к «консервативным» учебным дисциплинам. По сравнению с другими предметами изменения в «Технической механике» происходят не так быстро. Опорный конспект, составленный однажды по какой-либо теме, прослужит достаточно долгий период времени. Объем времени, затраченный в начале составления опорных конспектов, многократно оправдает себя в последующем периоде. Кроме того, экономится время при подготовке к урокам в параллельных группах.
В нашем учебном заведении в учебный план включаются периодически практики, периоды времени, когда учебная группа временно прекращает академические занятия. В это время другая группа значительно уходит вперед в изучении материала. Преподавателю приходится возвращаться как бы в прошлое при подготовке к урокам, при этом опорный конспект позволяет значительно сэкономить драгоценное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методику опорных конспектов в профессиональном образовании можно считать наиболее эффективной и для студентов и для преподавателей. Используя опорные конспекты, преподаватель может выработать систему усвоения материала и сформировать творческую и активную личность. Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
Применение системы опорных конспектов показывает, что слушатели получают на занятиях максимальную наглядность и информативность. Современные технологии позволяют развивать логическое и творческое мышление, наблюдательность, внимание, самостоятельность
Дидактический материал, подобранный к методической разработке, способствует расширению кругозора обучающихся, привлекает своей практической направленностью и актуальностью.
К данной методической разработке прилагается презентация.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 159–167.
2 Вяткина, И. М. Опорно-логические конспекты как средство формирования профессиональных компетенций учащихся на уроках электротехники. Фестиваль педагогических идей, 2014. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/
3. Калмыкова Н. В., Петряева С. Ф. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 53-58. — URL https://moluch.ru/archive/91/19341/ (дата обращения: 11.04.2019)
4. Современные образовательные технологии /под ред. Н.В. Бордовской 2е изд. стер.-М.:КНОРУС, 2011.- 432 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
ФОТО
«Учебное занятие по дисциплине «Техническая механика»
Тема : Деформация изгиба
Группа Т1-17
Приложение Б
Планшет «Опорные конспекты» по дисциплине «Техническая механика»
Аудитория -301 корпус 2 ГАПОУ ЧР МЦК-ЧЭМК
Приложение В
Результаты выполнения практических работ
по дисциплине «Техническая механика» (фрагмент)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.