Опыт по внедрению современных технологий электронного и дистанционного обучения
Оценка 5

Опыт по внедрению современных технологий электронного и дистанционного обучения

Оценка 5
Особые потребности
doc
преподавание
Взрослым
10.06.2020
Опыт по внедрению современных технологий электронного и дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. 6 мая 2005 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, который гласит: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося…” В наше время дистанционное обучение проводится чаще всего при использовании Интернета, все реже используется почтовая система. Педагог (тьютор) проводит обучение в так называемом виртуальном классе, в который учащиеся могут заходить, когда им это удобно. Для того, чтобы попасть в подобный виртуальный класс, пользователю необходимо получить логин и пароль, которые выдаются после зачисления на обучение. Преимущества дистанционного обучения: - Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины. - Эффективное использование учебных площадей, технических средств, концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней. -Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. - Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности обучаемого.
Цопова.doc

Опыт по внедрению современных технологий электронного и дистанционного обучения

Цопова О.В.

Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. 6 мая 2005 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, который гласит: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося…”
      В наше время дистанционное обучение проводится чаще всего при использовании Интернета, все реже используется почтовая система. Педагог (тьютор) проводит обучение в так называемом виртуальном классе, в который учащиеся могут заходить, когда им это удобно. Для того, чтобы попасть в подобный виртуальный класс, пользователю необходимо получить логин и пароль, которые выдаются после зачисления на обучение.
Преимущества дистанционного обучения:

- Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

- Эффективное использование учебных площадей, технических средств,  концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней.

-Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

- Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности обучаемого.

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру, на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий. Благодаря большей "методической" свободе и независимости дистанционные курсы в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, университетским или школьным образованием строятся на инновационных подходах к обучению.

Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения представляют те технологии, которые ориентированы на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения. Что я делаю? Как учу? В своей педагогической деятельности использую следующие педагогические технологии.

 1.Обучение в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:

- обучение в коллективе, 

- обучение в малых группах.

При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс является влияние коллектива, что практически невозможно при традиционном обучении.

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

- Учащийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;

- От умения общаться с другими членами коллектива зависит, и умение учащихся грамотно и логически писать;

- В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом.

- Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя,  новые знания, а, не потребляя знания в уже готовом виде.

2.Очень продуктивна Работа в группах. Я разбиваю учащихся на группы и даю им задание (по электронной почте, вывешивая информацию в менеджерах.). В этом задании задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, учащиеся должны проанализировать  полученное задание и разбить на несколько под заданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит).

Дальнейшая работа строится по следующему плану:

1. Общение экспертов. Ребята, ответственные за конкретный вопрос, могут на этом этапе наладить контакты по сети со своими "коллегами" из других групп, получивших такое же точно задание. Их совместная задача - обсудить друг с другом стратегию поиска и представления этого материала другим членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.

2. Поиск и анализ информации. На этом этапе учащиеся работают индивидуально, собирая и анализируя информацию.

3. Тренировка экспертов. После сбора и первоначального анализа информации эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу , подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.

4. Общий сбор группы. Каждый из экспертов "возвращается" в установленный срок в свою группу и проводит презентацию. Его задача сводится к тому, что за минимальное время он должен научить своих одноклассников тому, что он узнал сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался при подготовке к уроку. В сети подобные мероприятия удобнее всего проводить либо в виде общения учащихся в рамках списков рассылки (можно и передавать текстовые материалы, и презентации PowerPoint), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций).

5. Анализ работы. После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы подгруппы в целом. Успех к напрямую зависит от умения преподавателя спланировать работу групп и от умения самих учащихся построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом.

Далее, использую «Метод проектов».

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Работа над проектом  планируется  и обсуждается совместно с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы, экспертам или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы. Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов.
Это - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельность.

В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов. Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются.

В ходе работы над телекоммуникационными проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как "мозговой штурм".

При планировании телекоммуникационных проектов  продумываю формы организации работы учащихся. Эти формы могут быть различны:

- индивидуальные проекты (внутри большого другого проекта),

- парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре,

- групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.

Проекты могут проводиться с использованием электронной почты, в виде телеконференций или Web-квестов. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются, исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Следующим, не менее важным моментом в моей работе являются «Технологии проблемного обучения». В процессе проблемного обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению проблем. Образовательный процесс строится вокруг учащегося, вся работа организуется в малых группах. Роль учителя сводится к наблюдению, поддержке - не более. Эти проблемы будят любознательность детей и способствуют тому, что учащиеся самостоятельно осваивают большие объемы новых знаний. Ребята начинают мыслить критически и аналитически, учатся искать соответствующие источники информации и ресурсы, необходимые им для решения стоящей проблемы.

Проблемы, которые ставлю перед учащимися, ставятся в системе, то есть, с каждой новой проблемой происходит усложнение материала, учащиеся достают новую информацию и переходят с одного уровня на другой. Очень тесно связано с исследовательским методом, базируется на обучении в сотрудничестве. Широко используется в различных дисциплинах, но ярче всего в естественнонаучных.

Моя задача  - разработать, сформулировать задания - проблемы.

Использую так же «Исследовательский метод». Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов.

Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.

2. Выявление и формулирование общей проблемы.

3. Формулировка гипотез.

4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

5. Сбор данных.

6. Обсуждение полученных данных.

Собранные материалы могут быть преподнесены преподавателю и другим учащимся группы в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:

- письмо-отчет на сетевой конференции;

- чат;

- веб-страницы по теме;

- аргументация;

- ролевые игры, пр.

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию.

7. Проверка гипотез.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов.

Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они, так или иначе, фиксируются.

9. Применение заключений, выводов.

Индивидуальное и дифференцированное обучение.

В условиях дистанционного обучения различные виды и формы дифференциации обусловлены самой спецификой обучения в сетях, где подчас собираются в группы учащиеся разного уровня обученности. При дистанционном обучении проблема дифференциации приобретает свою актуальность значительно в большей мере, чем при очном обучении, поскольку контингент обучаемых, объединяемых в одну группу, может быть чрезвычайно неоднородным.

Модульное обучение. В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает.

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения. Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь является тест.

Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Эта технология делает возможным охватить процессом обучения большое количество учащихся, поставить обучение на поток. При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся.

Игровые технологии. Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. В условиях дистанционного обучения игровые технологии способны решить много проблем, вызванных спецификой образовательной среды виртуального общения. При этом игровой средой становится Интернет, что диктует свои законы дидактической реализации этой технологии обучения.

Интернет-ориентированные педагогические технологии

Хочу перечислить  некоторые технологии обучения, которые уже давно известны в системе очного обучения, но в последнее время в несколько измененном виде я стала использоваться при дистанционном обучении.

1. Индивидуальное обучение

Индивидуальное наставничество-это стержень моей деятельности. Эта форма работы с учащимися идеально подходит для Интернета, поскольку при общении по электронной почте или в чатах учащиеся чувствуют себя более раскрепощенно чем при личном очном общении со взрослым ментором. Отсроченная коммуникация позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Менторство заканчивается тогда, когда учащийся справляется с заданием или разбирается с темой.

2. Парное обучение тоже вошло в мою практику.

Репетиция. Два участника группы совместно готовятся к итоговой презентации (представлению проекта, выступлению с докладом на конференции и т.п.). Каждый из них подготовил свою собственную презентацию. Однако, перед ними ставится новая задача - "проиграть" друг перед другом эти презентации, а затем обсудить их качество, задать друг другу как можно большее количество вопросов, пытаясь предугадать, какие ситуации могут возникнуть во время будущей официально запланированной презентации перед всей группой. После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке).

Друзья по переписке – любимая форма общения моих учащихся по Интернету. "Друзьям по переписке" должны быть поставлены конкретные задачи, их деятельность должна вписываться в определенный учебный курс и осуществляться по плану. Эта формы работы очень часто использую при обучении учащихся по проектной методике по гуманитарным предметам.

Совместная творческая работа. Этот прием я использую в работе с учащимися в рамках телекоммуникационных проектов. Учащиеся получают одно творческое задание на двоих и начинают работу над ним в качестве соавторов. При этом возможны различные схемы совместной деятельности, которые учащиеся могут выбрать сами или им это может подсказать преподаватель.

3. Коллективное обучение

Диспут. Диспуты могут проводиться и с помощью асинхронной коммуникации (с помощью списков рассылки, форумов), так и в виде телеконференций в режиме реального времени.

 Доклад(презентация). Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. При этом, если при очном обучении докладчик и учебная группа находятся в одном месте, при дистанционном обучении все присутствующие находятся друг от друга на расстоянии, а сам доклад проводится в виде телеконференции в режиме реального времени

В отличие от очного проведения урока, урок в ДО требует более детальной подготовки учебного момента. Важно продумывать содержание учебного материала, структуры урока, продумывание последовательности вопросов их краткость, точность, завершенность, умение сжать материал, правильно использовать, временя урока. Работа по ДО, мне как учителю дала возможность реализовать прохождение учебного материала. Также стало понятно, на сколько важно чувствовать некоторые индивидуальные психологические особенности ребёнка. Среди своих детей увидела, что часть детей с быстрой реакцией, другая часть с медленным восприятием. Здесь важно создание психологического настроя на урок, контролировать темп работы, уметь активизировать деятельность учащихся, своевременно поддержать ученика и одновременно понять на сколько он усвоил учебный материал урока.

В целом опыт работы удаленно считаю положительным. Детям и родителям такой опыт учёбы принёс большую пользу т.к. большинство овладели возможностью получать, обрабатывать, находить, использовать, передавать информацию, смогли усовершенствовать способности работать с техникой.

Литература

1.                   Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.

2.                   Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 322-329.

3.                   Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - N 2. - С. 40-42.

4.                   Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004. - N 1. - С. 53-61.

5.                   Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2. - С. 6-7.

 

Цопова Ольга Владимировна, МКОУ Чесменская СОШ, учитель начальных классов, 397733, Воронежская область, Бобровский район, село Чесменка, улица Красная звезда, дом 9, tsopova.olga@bk.ru, 89525510949.


Скачано с www.znanio.ru

Опыт по внедрению современных технологий электронного и дистанционного обучения

Опыт по внедрению современных технологий электронного и дистанционного обучения

Благодаря большей "методической" свободе и независимости дистанционные курсы в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, университетским или школьным образованием строятся на инновационных подходах к обучению

Благодаря большей "методической" свободе и независимости дистанционные курсы в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, университетским или школьным образованием строятся на инновационных подходах к обучению

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, новые знания, а, не потребляя знания в уже…

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, новые знания, а, не потребляя знания в уже…

PowerPoint), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций)

PowerPoint), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций)

В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов

В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов

Роль учителя сводится к наблюдению, поддержке - не более

Роль учителя сводится к наблюдению, поддержке - не более

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию

Как правило, формой контроля здесь является тест

Как правило, формой контроля здесь является тест

После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке)

После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке)

Также стало понятно, на сколько важно чувствовать некоторые индивидуальные психологические особенности ребёнка

Также стало понятно, на сколько важно чувствовать некоторые индивидуальные психологические особенности ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020