Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.7

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
детская психология
7 кл
04.10.2022
Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Основная цель социальной адаптации – выживание человека через гармоничное приспособление организма к процессам природной среды, которые в дальнейшем преобразовываются в социальные стороны развития.
Особенности социальной адаптации.docx

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью

Человек - существо не только биологическое, но и социальное, поэтому для человека важна социальная адаптация. Рассмотрим понятие социальная адаптация в научной литературе – это:

- выстраивание своего поведения и общения в соответствии с теми условиями, которые приняты в конкретной социальной среде, в которую попал данный человек, считает А.В. Гордеева;

- форма взаимодействия субъектов с социальной средой, активное приспособление личности к ее условиям, требованиям социума, полагает Л.И. Акатов;

- интеграция человеческого субъекта в общество, следствием которого является достижение развития самосознания, выработка ролевого поведения, формирование способности к самообслуживанию и самоконтролю, создание адекватных взаимосвязей с окружающим социумом, говорит Г.А. Садченко;

- процесс приспособления человека к социальным условиям существования описывает Д.Н. Исаев;

- Процесс активного приспособления человека к социальной среде с целью оптимизации своей деятельности в соответствии с существующими социальными установками, определяет П.В. Романов.

В данном исследовании мы будет придерживаться мнения В.С. Ткаченко о том, что социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

- адекватная система отношений и общения с окружающими;

- способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Основная цель социальной адаптации – выживание человека через гармоничное приспособление организма к процессам природной среды, которые в дальнейшем преобразовываются в социальные стороны развития.

В структуру социальной адаптации входят такие компоненты как субъекты (индивиды, адаптанты), факторы (комплекс условий и обстоятельств - политических, правовых, экономических, социально-исторических, культурных, психологических, медико-биологических) и объекты (фрагменты реальности, имеющие непосредственное отношение к субъекту и процессу адаптации).

Социальная адаптация характеризуется показателем состояния человека, который отражает его возможности для выполнения определенных функций.

Основой социальной адаптации служат общие цели и ценности группы людей, входящих в него индивидов, а также понимание правил и традиций данной культуры, применение моделей поведения, свойственных участникам группы.

В процессе социальной адаптации происходит не только приспособление к внешним условиям, но и удовлетворение потребностей, интересов и устремлений личности. Попадая в незнакомое социальное окружение, человек становится его частью, при этом происходит самоутверждение и развитие его индивидуальности. При этом происходит формирование социальных качеств через общение, которое свойственно в обществе и благодаря ему, возможность реализовать свои потребности и желания.

В процессе социальной адаптации человек приспосабливается к изменившейся среде с использованием различных социальных средств.

Процесс социальной адаптации происходит постепенно и проходит несколько этапов:

1. Вначале человек оценивает ситуацию и сверяет её с уже имеющимися у него системой ценностей и способами поведения.

2. Далее человек начинает примерять новые порядки, пробовать новые способы поведения.

3. Перестройка поведения человека в соответствии с требованиями новых условий социальной среды.

4. Происходит слияние человека с новой социальной средой, уподобление его поведения новым порядкам и правилам, существующим в данном обществе.

В современной науке Е.И. Холостова выделяет две разновидности социальной адаптации:

1. Активная форма. Свойственна людям, стремящимся влиять на внешнюю среду для ее изменения.

2. Пассивная форма. Когда человек подстраивается в любой внешним переменным и воздействия.

В современной психологии отсутствуют единые классификационные параметры для социальной адаптации. Это связано с тем, что человек взаимодействует со всевозможными системами, связанными с социальными отношениями.

В социальной среде выделяют следующие виды процессов:

1. Бытовые. Формирование необходимых навыков и умений направлен на укрепление отношений людей в коллективе на бытовом уровне.

2. Досуговые процессы. Направленные на создание установок и получения эстетического удовольствия, поддержанию хорошего настроения и здоровья.

Множество видов адаптаций тесно взаимосвязаны друг с другом, при этом основной является социальная адаптация, которая по мнению Ф. Шереги, включает в себя следующие виды:

1. Управленческая. Создаются благоприятные условия развития в обществе, при этом формируется деятельность, которая отвечает всем необходимым интересам.

2. Экономическая. Происходит процесс усвоение правил и закономерности экономических взаимодействий между субъектами. Здесь имеет значение усвоение социальных правил и закономерностей;

3. Педагогическая. Характеризуется адаптацией к системе образования, воспитательным и обучающим процессам, формирующие ценностные системы человека.

4. Психологическая. Характеризуется приспособлением органов чувств человека к внешним раздражителям и защитой органов восприятия от стрессовых ситуаций.

5. Профессиональная. Характеризуется приспособлением человека к незнакомым видам производственной деятельности, непривычному окружению и особенностям специализированного труда.

6. Производственная. Адаптация человека к трудовой предприимчивости, добровольной инициативе, профессиональной компетентности и независимости для совершенствования профессиональных качеств.

К функциям социально адаптации относятся, по мнению Е.Н. Приступы:

1) достижение максимального равновесия в системе «личность - социальная среда»;

2) проявление и развитие таланта личности;

3) формирование эмоционально-комформных позиций личности;

4) самореализация личности;

5) самопознание и самокоррекция;

6) рост эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды коллектива;

7) сохранение психического здоровья.

В соответствии с целями, структурой, видом и функциями социальной адаптации у каждого человека свой индивидуальный темп социальной адаптации, у кого-то эти этапы проходят быстро, у кого-то затягиваются на несколько месяцев. В целом, можно говорить о социальной дезадаптации тогда, когда человек в течение длительного времени (до полугода) не может адаптироваться к изменившимся условиям социальной среды.  В таком случае человеку требуется помощь специалиста - психолога/психотерапевта, который поможет проанализировать и проработать причины социальной дезадаптации.

Социальная адаптация характеризуется следующими структурными характеристиками:

1. Адаптация к социальным условиям общества.

2. Адаптация к социально-бытовым условиям общества.

3. Личные, эмоционально–непосредственные отношения к другим индивидуумам.

Таким образом, социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Социальная адаптация характеризуется следующими структурными характеристиками:

1. Адаптация к социальным условиям общества.

2. Адаптация к социально-бытовым условиям общества.

3. Личные, эмоционально–непосредственные отношения к другим индивидуумам.


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью

В процессе социальной адаптации происходит не только приспособление к внешним условиям, но и удовлетворение потребностей, интересов и устремлений личности

В процессе социальной адаптации происходит не только приспособление к внешним условиям, но и удовлетворение потребностей, интересов и устремлений личности

Экономическая. Происходит процесс усвоение правил и закономерности экономических взаимодействий между субъектами

Экономическая. Происходит процесс усвоение правил и закономерности экономических взаимодействий между субъектами

Социальная адаптация характеризуется следующими структурными характеристиками: 1

Социальная адаптация характеризуется следующими структурными характеристиками: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022