подготовила педагог-психолог Галина Л.В.
Диагностическое сопровождение формирования личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС
В рамках мероприятий по профилактике буллинга с целью создания благоприятных условий для развития каждого ребенка в школе проводились исследования эмоционального состояния, личностных особенностей и поведения обучающихся.
1. В первых классах проведено исследование эмоционального состояния и настроения обучающихся. Результаты представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Результаты проведенного исследования показывают, что 70-90% первоклассников идут в школу с хорошим настроением. От 10 до 25% по пути в школу испытывают двойственные, противоречивые эмоции, 5-10% - негативные эмоции. В школе 52% детей в 1 а классе, 50% в 1 б , 63% в 1 в и 25% в г чувствуют себя хорошо, 38% детей в 1 а классе, 44% в 1 б , 12% в 1 в и 65% в г испытывают амбивалентные эмоции. 8% детей в 1 а классе, 4% в 1 б классе, 25% в 1 в и 10% в г, находясь в школе, испытывают отрицательные эмоции. 40-60% обучающихся с радостью возвращаются домой. От 25 до 40 % возвращаются домой с плохим настроением. Эмоционально близки с учителем, вполне доверяют ему 58% детей в 1 а классе, по 72% в 1 б и в 1 в классах, 40% в 1 г. Достаточно доверительные отношения с учителем у 19% обучающих в 1 а классе, у 12% обучающихся в 1 б, у 16% в 1 в, у 40% в 1 г классе.
2. В пятых классах было проведено исследование саморегуляции и самочувствия. Результаты исследования уровня развития саморегуляции поведения обучающихся представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Развитая осознанная саморегуляция связана с настойчивым стремлением к выполнению поставленных целей и является необходимой для продуктивной деятельности человека. Постановка целей и задач, способов их выполнения, формирование программы действий, оценка результатов — непременные условия успешности любой деятельности, в том числе и школьного обучения. Дефекты сформированности компонентов осознанной саморегуляции приводят к недостаткам регуляции в целом, а это, в свою очередь, сказывается на снижении школьной успешности учащихся и повышении психической напряжённости в процессе учёбы.
Нами исследовались три компонента саморегуляции: планирование, моделирование и программирование. Планирование характеризует индивидуальные особенности постановки и удержания целей, насколько сформирована у ребёнка осознанность планирования действий. Высокий уровень развития планирования выявлен у 32% обучающихся 5 а класса, у 17% в 5 б классе, у 21% в 5 в и у 14% в 5 г классе. У детей с высокими показателями по этой шкале проявляется целенаправленность деятельности, имеются реалистичные и детализированные цели. В норме – у 36 % обучающихся 5 а, у 44% обучающихся 5 б классе, у 33 % обучающихся 5 в и у 43% в 5 г классе, Низкий уровень отмечен у 32% в 5 а, у 39% в 5 б, у 46% обучающихся в 5 в и у 43% в 5 г классе. У детей с низкими показателями способность к планированию развита слабо, цели и желания часто меняются. Запланированные действия выполняются редко. Такие дети мало задумываются о будущем, цели выдвигают ситуативно и часто несамостоятельно.
Моделирование отражает развитость у ребенка представлений о внешних и внутренних значимых условиях деятельности, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Высокий уровень развития моделирования выявлен у 41% обучающихся 5 а класса, у 35% в 5 б классе, у 38% в 5 в и у 19% в 5 г классе. Дети с высокими показателями способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В норме этот показатель – у 32 % обучающихся 5 а, у 39% обучающихся 5 б классе, у 24 % обучающихся 5 в и у 48% в 5 г классе, Низкий уровень отмечен у 27% в 5 а, у 26% в 5 б, у 38% обучающихся в 5 в и у 33% в 5 г классе. У детей с низкими показателями оценка внутренних условий и внешних обстоятельств часто неадекватна, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких детей часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.
Программирование диагностирует развитость осознанного программирования ребёнком своих действий. Высокий уровень программирования выявлен у 18% обучающихся 5 а класса, у 9% в 5 б классе, у 21% в 5 в и у 5% в 5 г классе. Такие результаты говорят о способности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развёрнутости разрабатываемых программ действий. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого результата. В норме – у 32 % обучающихся 5 а, у 52% обучающихся 5 б классе, у 38 % обучающихся 5 в и у 43% в 5 г классе. Низкий уровень отмечен у 50% в 5 а, у 39% в 5 б, у 41% обучающихся в 5 в и у 52% в 5 г классе. Такие данные говорят о неумении и нежелании ребёнка продумывать последовательность своих действий, дети зачастую действуют импульсивно, они не могут самостоятельно определить последовательность своих действий, идут путём проб и ошибок. Результат действий у них часто неадекватен целям.
Результаты исследования самочувствия (субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека) представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3.
Отличное самочувствие выявлено у 18% учеников в 5 а классе, у 43% в 5 б и 5 г классах, у 17% в 5 в классе. Хорошее самочувствие у 46% обучающихся в 5 а и в 5 в классах, у 35% в 5 б классе, у 39% в 5 г классе. Не очень хорошее самочувствие у 36% в 5 а, у 13% в 5 б, у 33% в 5 в и у 9% в 5 г классе.
3. В 8 б классе исследовалось поведение, психическое состояние и психологический климат. Результаты оценки поведения учащихся представлены в диаграмме 4.
Диаграмма 4.
По результатам исследования просоциальное поведение имеет характер нормы у 81% опрошенных. Их характеризует добровольное поведение, приносящее пользу другому человеку и коллективу в целом, они следуют общепринятым нормам, внимательны к другим. Такое поведение проявляется часто, свидетельствует об умении строить отношения с окружающими. В этом случает можно говорить о благополучной адаптации. При пограничных значениях (у 5 %) такое поведение появляется периодически, ребенок может сталкиваться с небольшими трудностями в общении и адаптации. При отклоняющихся значениях (у 14%) прогнозируется низкая адаптация и трудности в построении доверительных отношений.
Гиперактивность/невнимательность (значительные трудности концентрации на слабых/незначимых стимулах, импульсивность) проявляется у 10% обучающихся.
Эмоциональное состояние в норме у 68%, нарушения эмоционального состояния выявлены у 18% обучающихся. Они много нервничают, беспокоятся, чувствуют себя несчастными, часто приходят в уныние.
Диаграмма 5.
Проблемы с поведением, агрессивность по отношению к другим, раздражительность, трудность или нежелание следовать установленным правилам поведения выявлены у 28% обучающихся.
Проблемы во взаимоотношениях, трудности в установлении отношений сотрудничества и дружбы со сверстниками, неприятие сверстниками в различной степени выявлены у 37% восьмиклассников.
Результаты исследования особенностей психологического климата в классе представлены в диаграмме 6.
Диаграмма 6.
По результатам исследования 59% обучающихся 8 б класса оценили психологический климат в классе как благоприятный, для 18% обучающихся климат в классе недостаточно благоприятный, климат не благоприятен для 23% опрошенных.
4. В 9-х классах проведено исследование психического состояния и учебной мотивации. Результаты измерения уравновешенности нервных процессов представлены в диаграмме 7.
Диаграмма 7.
Исследование самочувствия обучающихся 9-х классов показало, что в среднем у 50-60% хорошее эмоциональное состояние. У 9% в 9 а, у 17% в 9 б, у 5% в 9 в пограничные значения. Пограничное состояние тревожности чаще всего проявляется у обучающихся в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. У 32% в 9 а, у 9% в 9 б, у 37% в 9 в выявлено выраженное психическое напряжение, которое часто проявляется в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении настроения, ограничении контактов с окружающими, присутствии чувства безрадостности и одиночества.
Результаты исследования выраженности и типа мотивации к учебной деятельности представлены в диаграмме 8.
Диаграмма 8.
Исследование психологических факторов, обеспечивающих учебные достижения школьников, актуально не только с точки зрения предсказания успешности обучения в школе и в вузе, но и в связи с их ролью в дальнейшей жизненной карьере. Мотивационные составляющие играют важную роль в осуществлении эффективной учебной деятельности, запуская, направляя её и регулируя её выполнение. Мотивация учебной деятельности является сложной, многомерной структурой, включающей не только мотивы, но и цели, стратегии реагирования на неудачи, настойчивость, когнитивные составляющие. Под мотивами понимаются как осознаваемые, так и неосознаваемые причины осуществляемой учеником деятельности, за которыми стоят его потребности и ценности. Учебная мотивация неоднородна, в ней выделяются два типа мотивов – порождаемые самой учебной деятельностью, связанные с содержанием и процессом учения (познавательные или внутренние) и широкие социальные (или внешние) мотивы, связанные с системой отношений, существующих между учащимся и окружающим его социумом. Внешняя мотивация деятельности является неоднородным образованием, в котором можно выделить интроецированную и экстернальную мотивацию. Внутренняя учебная мотивация задается мотивами, в основе которых лежит стремление к удовлетворению потребности в познании, достижении и саморазвитии. Внешние же мотивы задаются разного рода внешними по отношению к учебному процессу потребностями личности, наиболее характерными из которых являются потребности в уважении, автономии и принятии.
По результатам оценки познавательная мотивация – стремление узнавать новое, понять изучаемый предмет, связанное с переживанием интереса и удовольствия в процессе познания выявлена у 32% обучающихся 9 а класса, у 17% в 9 б и у 16% в 9 в классе. Мотивация саморазвития или выраженность стремления к развитию своих способностей, своего потенциала в рамках учебной деятельности, достижению мастерства и компетентности выявлена у 17% обучащихся 9 б и у 5% в 9 в.
Мотивация самоуважения или желание учиться ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки за счет достижений в учебе выявлена у 9% в 9 а, у 13% в 9 б, у 26% в 9 в классе.
Интроецированная мотивация – побуждение к учебе, обусловленное ощущением стыда и чувства долга пред собой и другими значимыми людьми, выявлена у 18% в 9 а, у 17% в 9 б, у 21% в 9 в классах.
Экстернальная мотивация – ситуация вынужденной учебной деятельности, обусловленной необходимостью для учащегося следовать требованиям, диктуемым социумом: он учится, чтобы избежать возможных проблем, при этом потребность в автономии (способности личности действовать на основании собственных убеждений, умения действовать независимо от мнения других) максимально фрустрируется (не удовлетворяется). Такая мотивация выявлена у 23% в 9 а, у 31% в 9 б, у 11% в 9 в классе.
Таким образом, интроецированные мотивы (учеба как обязанность, чувство долга) и экстернальные мотивы, всегда связанные с ощущением внешнего принуждения со стороны значимых других, родителей и преподавателей, у обучающихся 9-х классов играют существенную роль.
Результаты исследования показывают и достаточно высокий процент обучающихся с амотивацией. Отсутствие учебной мотивации отмечено у 18% обучающихся 9 а класса, у 4% в 9 б, у 21% в 9 в.
5. В 10 классе проведено исследование готовности к самостоятельной жизни и тенденций в принятии решений. Результаты измерения готовности подростков к самостоятельной взрослой жизни представлены диаграмме 9.
Диаграмма 9.
Исследование показало высокий уровень финансовой грамотности у 21% обучающихся, они умеют планировать бюджет, имеют накопления, пользуются банковскими картами, скидками, купонами, у 79% - средний уровень.
Высокий уровень развития социальной коммуникации выявлен у 29% обучающихся. У таких обучающихся есть значимый взрослый, который является примером поведения, они способны делится своими мыслями и чувствами с окружающими, умеют безопасно общаться в социальных сетях. Средний уровень развития данного параметра выявлен у 67%, низкий - у 4%.
Профессиональная ориентация высокого уровня выявлена у 21% обучающихся, они обсуждают свои планы по дальнейшему обучению с преподавателями, у них есть опыт работы, они изучают литературу по выбранной профессии, знакомы с требованиям к профессии, которая их интересует, они думают над планом будущей карьеры. Средняя у 75%, низкий уровень - у 4%.
В результате исследования тенденций в принятии решений выделены три основные тенденции:
– тенденция искать лучший вариант, даже если это требует значительных затрат времени, энергии или других ресурсов. Высокий уровень этой тенденции выявлен у 15 человек. В любой деятельности они предъявляют к себе достаточно высокие требования, стремятся к высокому результату.
- тенденция искать тот вариант решения, который наиболее приемлем для человека. Высокий уровень отмечается у 22 человек. В любой области они стремятся достичь удовлетворяющего их результата.
– тенденция минимизировать количество затрачиваемых ресурсов, получая при этом минимум возможных результатов. Высокий уровень минимизации – у 2 человек. Их устраивает результат, для достижения которого требуется минимум усилий.
Данное исследование показало, что первые две тенденции являются близкими тенденциями, применяемыми при принятии важных решений, связанных с усилиями и затратами ресурсов (например, времени), в то время как минимизация связана с отказом от усилий и от знания, избеганием решений и непереносимостью ситуаций неопределенности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.