Литература по курсу
Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. Культура русской речи. –М.: НОРМА, 2001.-560с.
Мурашев А.А. Культура речи: Учебное пособие. –М.: Изд-во МПСИ, 2003; Воронеж.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -576с.
Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с.
Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с.
Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи. Практикум: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. – 152 с.
Русский язык и культура речи : Уч. / Под ред. В.И.Максимова -3-е изд. –М.: Юрайт, 2012.-358с.
Русский язык и культура речи: Уч.и практ./Под общ.ред. В.Д.Черняк-2 изд. –М.: Юрайт ,2013 -495с.
М.Р. Львов. Риторика. Культура речи. –М.: «Академия», 2002.-272с.
Лекция 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГОРУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА(ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
План:
1. Характеристика дисциплины «Русский язык и культура речи» (цели и задачи, содержание и организация, требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов).
2. Характеристика понятия современный русский литературный язык(языковедческие особенности, международный статус и закономерности развития языка).
1. Курс «Русский язык и культура речи» с 2000 года является обязательной дисциплиной высшей школы.
Чем же было продиктовано введение данной дисциплины в качестве обязательной?
Первая и самая главная причина – недостаточная общеобразовательная подготовка в области русского языка (вступительные экзамены показывают общий уровень скорее удовлетворительный, чем хороший).
Вторая не менее важная причина – отсутствие четких представлений, знаний, умений в области культуры научного и делового общения как в устной, так и письменной форме. Это проявляется в неумении работать с научной литературой, справочниками, словарями, общаться в профессиональной сфере, в отсутствии самоконтроля за правильностью речи.
Известна и третья причина – это недостаточное осознание учащимися роли языка в формировании и развитии личности. Чаще всего люди не задумываются над тем, что язык – это бесценный дар, с помощью которого они познают окружающий мир, что язык – это отражение национальной культуры, без знания которой человек не может себя чувствовать уверенно в современном обществе. Не будем забывать и о том, что язык и культура понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Вся история образования подтверждает необходимость занятий словесностью. Так, согласно университетскому уставу времен М.В. Ломоносова, студент должен был сначала окончить курс словесных наук, а лишь потом учиться по избранной специальности. Не менее интересны и другие факты, характеризующие отношение к языку за рубежом. Начальная школа в Англии и США называется грамматической школой, а в университетах Италии лингвистическое образование получают на факультетах философии и культуры. Приведенные факты свидетельствуют о том, что язык рассматривается как социокультурный феномен, имеющий колоссальный образовательный потенциал. В этой связи как не вспомнить слова великого Н.М. Карамзина, который, перефразируя идеи Вольтера, писал следующее: «…в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному».
Языковое образование во все времена рассматривалось как залог овладения культурой
Поэтому в соответствии с общими рекомендациями Министерства образования и науки РФ курс «Русский язык и культура речи» призван:
– повысить уровень практического владения языком в разных сферах общения, но главным образом в учебно-профессиональной;
– способствовать формированию и развитию навыков и умений речевой культуры, необходимых в профессиональной и повседневной жизни;
– расширить общегуманитарный кругозор, необходимый для полноценного развития личности.
Для того чтобы попытаться осуществить указанные цели, в ходе курса предстоит решить следующие задачи:
укрепить общую грамотность, овладеть нормами современного русского литературного языка;
научиться строить высказывания (тексты) в научной и деловой сферах общения;
понять, с одной стороны, роль русского языка в современном мире, а с другой
осознать себя как представителя великой культуры.
Так как цели и задачи курса носят практический характер, содержание наших занятий будет включать теоретический материал и языковой практикум.
По окончанию курса –экзамен.
По завершении курса к слушателям предъявляются определенные требования, от которых зависит критерий оценки. К сведению, получить положительную оценку на экзамене возможно, если будут выполнены все проверочные, контрольные работы, задания и упражнения на практических занятиях.
Итак, на экзамене каждый из вас должен показать следующее:
знания (свои представления) о языке, речи, речевой культуре;
знание основных, наиболее значимых норм современного русского языка, практическое владение ими, умение фиксировать их нарушения и умение себя контролировать;
умение различать стили речи и адекватно использовать их в практике общения;
знание особенностей научного текста и умение различать жанры научной и учебно-профессиональной сфер общения;
знание особенностей деловой документации и умение составлять определенные деловые документы, используемые в учебно-профессиональной сфере общения.
Для того чтобы реально, критически оценить себя и свои знания, советуем вам попытаться честно ответить на два вопроса исходя из перечисленных выше требований, а именно:
1. Владею ли я всеми ресурсами языка, которые необходимы мне для взаимодействия с другими людьми в разных сферах общения?
2. Чему мне нужно научиться, чтобы сформировать, развить, усовершенствовать мои языковые способности?
Такой рациональный подход позволит эффективно использовать время, поскольку вы будете в этом случае удовлетворять свои интересы и приобретать необходимые знания. Помните, ваше время – в ваших руках!
Современный русский литературный язык.
Современный русский литературный язык понятие многоаспектное и многоярусное.
Для того, чтобы прояснить его особенности, необходимо ответить на ряд вопросов:
Что такое язык?
Как он произошел?
Что он значит для человека?
Каковы его основные функции?
Язык – это некий код, знаковая система, которой пользуются в обществе при получении информации и обмене ею.
Относительно возникновения языка единой точки зрения нет, однако очевидно, что без потребностей в общении, в диалоге язык не возник бы.
Значит, человеку был дан язык, чтобы он самоопределился в мире. Так, люди, получая и перерабатывая информацию о предметах и явлениях, оперируют языковыми знаками, совокупность которых обозначает определенные понятия.
В ходе человеческой истории исследования языковедов расширили возможности общения людей, особенно в процессе познавательной деятельности. Стали создаваться новые, искусственные знаковые системы в математике, химии, знаки дорожного движения, а также знаки, связанные с использованием компьютера.
Появились искусственные языки, их система мобильна, лаконична, прагматична, ее элементы можно заменять в зависимости от практических потребностей.
Следует заметить, что и естественный язык, являясь живым организмом, тоже обладает способностью видоизменяться под влиянием развития цивилизаций. Но не один искусственный язык не обладает таким богатством выражения мыслей и чувств. По сравнению с искусственными языковыми системами, особенностями естественного языка являются его лексическая избыточность (в русском языке – 83-72% слов, в английском – 84-79%), синонимия, полисемия и допустимая произвольность выражения (люди говорят об одном и том же, но всегда по-разному).
Язык – это не явление природы, а, следовательно, биологическим законам не подчиняется. Язык не наследуется, не передается от старших к младшим. Он возникает именно в социуме.
Возникает стихийно, постепенно превращается в самоорганизующуюся систему, которая призвана выполнять в обществе определенные функции.
Первая основная функция языка – когнитивная (т.е. познавательная),означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.
Без языка невозможно человеческое общение, а без общения не может быть общества, не может быть полноценной личности (например, Маугли).
Вторая основная функция языка – коммуникативная, которая означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т.е. коммуникации, или передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга, добиваются взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности.
Третья основная функция – эмоциональная и побудительная. Она призвана не только выражать отношение автора речи к ее содержанию, но и оказывать воздействие на слушателя, читателя, собеседника. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях.
Другие функции языка:
– мыслеформирующая, так как язык не только передает мысль, но и формирует ее;
– аккумулятивная – это функция хранения и передачи знаний о действительности. В письменных памятниках, устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей языка;
– фатическая (контактоустанавливающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.). Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, однако в целом они стандартны и минимально информативны. Фатическое общение помогает преодолевать некоммуникабельность, разобщенность;
– конативная– функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обществе или рекламные тексты в современном);
– апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения и т.п.);
– эстетическая – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что читающий или слушающий начинает замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Речь может восприниматься как нечто прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект;
– метаязыковая функция (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например, при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – на уроках и лекциях, в словарях, учебной и научной литературе о языке.
Характеристике современного русского литературного языка (СРЛЯ).
Статус СРЛЯ.
Статус языка, как известно, зависит от развития нации, государства, от степени признания его мировым сообществом.
Согласно Конституции РФ, русский язык – это государственный язык РФ, т.е. это средство межнационального общения многих народов нашей страны. Основная масса людей, говорящих на русском языке, проживает в России – 143,7 млн. Около 90 млн. владеют русским языком на территории стран СНГ. Это значит, что сейчас порядка 250 млн. человек в той или иной степени владеют русским языком, причем многие из них считают его родным (163 млн.).
Цифры и факты – вещь убедительная и часто говорят сами за себя. Известно, что социально-политическое и экономическое положение России позволило укрепить роль русского языка как международного. Он принят в число шести языков в качестве официальных языков ООН. Известно, что все документы ООН готовятся на английском, арабском, испанском, китайском, французском и русском языках.
Действительно, по распространенности русский язык занимает пятое место в мире (первое – китайский (1 млрд.), второе – английский, третье – хинди и урду, четвертое – испанский).
Кроме того, на русском языке говорят сейчас во многих странах Восточной Европы, поскольку русский язык изучается там в школах в качестве иностранного. В странах Западной Европы наблюдается также большой интерес к русскому языку и русской культуре (Италия, Испания, Франция и др.).
Специфика русского языка
Русский язык – язык русской нации. Нация (лат.племя, народ) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на общности территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера.
Историческая справка такова: по происхождению русский язык принадлежит к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков. В историческом развитии принято выделять три основных этапа становления русского языка.
Первый этап был связан с выделением восточнославянских племен из общеславянского единства.
На основе общеславянского языка образовались восточнославянские языки (русский, украинский, белорусский),западнославянские (польский, словацкий, чешский и др.) и южнославянские (болгарский, сербский) языки. Если восточнославянская группа определилась к VI веку н.э., то выделение русского языка (а точнее, древнерусского) из восточнославянского произошло лишь к XIV веку.
Первый этап
Первый этап формирования русского языка был ознаменован принятием христианства (988-989 гг.), распространением церковных книг, которые пересылались из Болгарии и были написаны на старославянском языке, возникшем в результате переводов Кириллом и Мефодием греческих книг на южнославянский диалект. Именно этот язык был первым письменным языком славян, живших в IX-XI веках. Принятие христианства способствовало через церковные книги продвижению просвещения на восток, где старославянский язык испытывал влияние живых диалектов.
Второй этап
Второй этап характеризуется возвышением Москвы, ставшей столицей единого государства. В это время закрепляются формы устной и письменной московской речи. Начинается период перерастания русской народности в нацию, который завершается ко второй половине XVII века.
Третий этап – это период формирования и развития собственно национального русского языка, берущий начало со второй половины XVII века и продолжающийся по настоящее время.
Он связан с деятельностью Петра I, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина и многих других выдающихся деятелей Отечества, которые сыграли большую роль в развитии русского языка. Благодаря их деятельности, которую трудно переоценить, язык подвергается обработке и нормализации, обогащается в результате создания великой русской литературы и становится высшим проявлением русского национального языка.
Таким образом, становление русского языка было достаточно продолжительным по времени. Но и сейчас, когда язык преобразился, легко угадывается его сходство с близкими украинским и белорусским языками. Слыша их, вы сможете понять общий смысл, зная только один из языков, но при этом заметите ряд особенностей, которые отличают один язык от другого.
Конечно, среди огромного количества известных в мире языков русский выделяется наличием своих определенных лингвистических особенностей – фонетических, грамматических, лексико-семантических.
Именно эти особенности в совокупности определяют национальную специфику русского языка и делают его одним из самых сложных в плане изучения, а для носителей языка создают известные трудности в изучении иностранных.
Итак, проанализируем фонетическую сторону русского языка, которая характеризуется системой согласных, гласных, фонетическими законами изменения (оглушением, озвончением, редукцией), ударением, интонацией.
36 согласных организованы в пары по твердости-мягкости и глухости-звонкости, 6 гласных звуков. Различное звучание объясняется положением языка и губ, сочетанием пропорций голоса и шума. Качество звука зависит от места и способа образования. Всю эту работу, важную для произношения, важную для того, чтобы нас правильно поняли, мы выполняем бессознательно, когда говорим на родном языке.
Но, как только мы начинаем изучать иностранный язык, мы сталкиваемся с неожиданностями, которые, как ни странно, помогают нам глубже постичь особенности языка родного. Например, качество звучания согласного Л – разное в европейских языках. Количество гласных: в русском – 6, во французском – 15, некоторые с носовым признаком.
Русский язык более передний по сравнению с английским языком. Когда мы говорим по-русски, язык как бы продвигается вперед, касаясь зубов, альвеол. Звук образуется в передней части артикуляционного аппарата. Тот, кто изучает английский язык, знает, как важно научиться «уводить звук назад». Явление оглушения конечных согласных (газ – [гас]) мешает нам при изучении английского или французского языка, где подобные фонетические изменения не наблюдаются.
Редуцирование гласных (т.е. их качественное изменение в безударной позиции) тоже составляет особенность русского языка. Мы ее ощущаем при изучении европейских языков (ср. произношение в испанском языке слов muchacha и muchacho).
Немало сложностей вызывает ударение даже у носителей языка, которое в русском языке носит подвижный характер. Ударение влияет и на семантику речи (время по´шло´). Незнание же правильного ударения приводит к ошибкам, которые свидетельствуют о недостаточной речевой культуре.
Нельзя забывать и о характере интонации в русском языке, которая выполняет смыслоразличительную функцию, так как в русском языке, особенно в устной речи, порядок слов с точки зрения организации предложений носит необязательный характер. (Произнесите слово «хорош», выражая при этом разные эмоции, и вы все поймете.)
К фонетическим особенностям русского языка относятся следующие.
По природе русский язык консонантный (преобладание согласных), преимущественно переднеязычный, отличается активной артикуляцией, подвижным ударением и богатой интонацией, передающей все нюансы смысла, эмоций и состояния человека.
Лексическая система русского языка также имеет свою специфику, раскрывает интересную многоликую картину слов.
Слова в языке не существуют сами по себе, а объединяются в различные группы по лексико-семантическим и грамматическим признакам. Но каждый язык по-своему членит действительность, по-своему классифицирует поток впечатлений, который мы получаем из окружающего мира.
Наиболее частое расхождение: в одном языке какой-то фрагмент действительности соотносится с одним словом, а в другом – может быть два и более (например, глаголы движения). Объяснения связаны с национальными, лингвокультурологическими особенностями сознания. Поэтому на наличие аналогий при изучении языков полагаться особенно не следует.
Например, глаголы любить и хотеть – серьезная проблема для перевода.
Могут не совпадать глаголы и в фиксированных сочетаниях с существительными. Так, по-русски вопрос задают, по-английски – спрашивают, по-русски решение принимают, по-английски – решение делают.
И все-таки, если даже принять во внимание глубокие расхождения с другими языками в передаче словесной информации, русская лексико-семантическая система отличается прежде всего своей открытостью, готовностью к восприятию и освоению выражений, которые по-новому объясняют мир. Возможно, с этим связано наличие большого количества заимствований в русском языке, нерусские корни в словах: доктор, солдат, школа, студент и пр. Однако такая открытость имеет и негативную сторону: зачастую мы используем иноязычные элементы абсолютно неоправданно.
Так что же является характерным для лексики русского языка?
– Ее богатство, выразительность (передача тончайших оттенков состояния, эмоций) и открытость, которые выражаются в ее постоянно обновляющемся, развивающемся характере, в отличие от грамматики, которая более консервативна и гораздо в меньшей степени подвержена изменениям.
Грамматика, как известно, изучает особенности внутреннего устройства и изменения языка и включает в себя две части: синтаксис и морфологию. (Напомним, что морфология – это грамматическое учение о слове, а синтаксис изучает словосочетание и предложение.)
Грамматика, по словамА.С. Пушкина, «не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи».
С точки зрения морфологии русский язык относится к флективным языкам (флексия – окончание)синтетического типа. Это значит, что слова в русском языке изменяются, имеют разные формы, состоят из комбинации форм. Образование необходимых форм происходит внутри слова. Своим окончанием или суффиксом каждое слово указывает на определенные грамматические характеристики.
Если перед нами слова: сильный, сильно, сильнее, сила, обессилеть, обессилевший, обессиленный, обессилев – мы без труда определим их грамматическую принадлежность к определенной части речи по формальным признакам (суффиксам, префиксам, окончаниям). Но в других языках одно и то же слово может обозначать и прилагательное, и глагол (например, в английском).
Другое дело, что в русском языке встречается достаточное количество омонимов – слов, произношение которых может совпадать частично – разное ударение(пошлó – пóшло) – или полностью (плач – плачь), однако заметим, что грамматические показатели в данном случае будут различны (наличие или отсутствие -Ь).
Можно сказать, что русский – язык с сильной морфологией. Правило «слова изменяются» имеет мало исключений (например, слова иноязычного происхождения: пальто, кино, кофе и т.д.). Причем русский язык стремится подчинить себе иностранные заимствования: Макдональдс, кока-кола изменяются по падежам так же, как и исконно русские существительные тех же моделей.
При сравнении русского и английского слова легко обнаружить очевидные различия. Русские слова похожи на паззл (все составные части пазла должны не просто совпадать, а плотно примыкать друг к другу). Иначе говоря, речь идет о необходимости тщательно подбирать форму, учитывая разные характеристики для того, чтобы оно подходило, если хотите, состыковывалось с последующим словом. А английские слова напоминают кубики, которые можно спокойно ставить один на другой, не стремясь при этом их плотно прижать друг к другу. Чтобы выучить английское слово, нужно освоить две формы (ед. и мн. число). Чтобы выучить русское – 6 падежей + 2 формы числа + формы рода.
При изменении русского слова к нему не просто прибавляются окончания, а часто происходят и дополнительные процессы, например, усечение (крестьянин – крестьяне), наращение (мать – матери),чередование (писать – пишу, разбирать – разберу), которые нередко провоцируют ошибки. Именно эти изменения составляют характерную черту русского языка как языка синтетического.
Но не только формами словоизменения богат наш язык. Существуют многочисленные формы словообразования, особенно ярко это проявляется при употреблении суффиксов эмоциональной оценки. А какое количество глагольных приставок и суффиксов, призванных указывать на способ действия (писать, выписать, пописать, описать, записать, подписать и т.д.)! Более подробно мы будем об этом говорить при анализе грамматических норм русского языка.
Существуют особенности русского языка и в области синтаксиса – грамматического раздела, изучающего строй связной речи.
Для русского языка характерен свободный порядок слов: нет грамматической обусловленности, свойственной другим европейским языкам. Однако при изменении порядка слов меняется логический акцент. Для понимания текста это особенно важно, и иногда инверсия (обратный порядок слов) используется с целью выделения информации. Но то, что является допустимым для художественных текстов, текстов разговорного стиля, может привести к непониманию научных текстов (изменение структуры вещества влечет за собой нагревание).
Это значит, что в русском языке есть свои правила, касающиеся взаимосвязи и расположения единиц языка – слов, словосочетаний и предложений. Данным вопросам позже будет уделяться много внимания, чтобы вы смогли самостоятельно строить собственные высказывания преимущественно в письменной форме.
Вывод
Русский язык относится к флективным языкам синтетического типа. Особенностями его являются богатство, многообразие грамматических форм и их значений. Сильная морфология соседствует с некоторыми исключениями, т.е. формами, на которые не распространяются правила: в этом случае их употребление носит традиционный или исторический характер.
Русский язык отличается известной свободой в выборе порядка слов. Но согласно общим правилам расположение слов, частей предложения имеет не формальный, а смыслоразличительный характер.
Современный русский язык
Современный язык в буквальном смысле – это язык 90-х годов, язык конца XX – начала XXI века. Пожалуй, можно было бы принять данное определение, если иметь в виду только лексику: брокер, маркетинг, спонсор… Но все же надо признать, что большая часть современного словаря унаследована со времен А.С. Пушкина. Кроме того, грамматика тоже осталась почти без изменений. Это доказывает тот факт, что язык классической литературы нами воспринимается почти в полном объеме. Поэтому понятие современный русский язык трактуется в узком смысле как язык конца XX – начала XXI века и в широком смысле – как язык со времен Пушкина до наших дней.
Литературный язык
Литературный язык – это письменно закрепленная форма существования языка, которая характеризуется обработанностью и наличием строгих норм.
Литературный язык воспринимается нами как образцовый. Это язык художественных произведений, школы, вуза, это язык официального телевещания, это язык государственного и делового общения. Поэтому особенности именно литературного языка станут предметом нашего постоянного анализа.
Все перечисленное выше отличает литературный язык от нелитературного: просторечия, диалектов, жаргонов, которые являются разновидностями национального языка, используемыми преимущественно в устной форме.
Диалект представляет собой разновидность языка, которая характерна для определенной территории и сохраняет свои фонетические, грамматические и лексические особенности. Например, оканье для северных территорий, форма у сестре, отсутствие среднего рода прилагательных – сено прелая и т.п.
Жаргон – разновидность речи, свойственная определенной социальной группе людей, объединенных родом деятельности, профессией, общими интересами. «Свои» слова есть у вас, студенческой молодежи, у преподавателей, у военных, врачей и т.д.
Литературный – это общенародная форма существования языка, не имеющая территориальных или социальных ограничений, используемая как в устной, так и письменной речи
Но следует заметить, что литературный язык – это живой организм и его постоянное обновление, развитие, обогащение происходит не только в результате изменения социальных условий, но и благодаря влиянию народных говоров.
Например, некогда диалектное слово зря теперь входит на правах литературного в синонимичный ряд слов: бесцельно, напрасно, без надобности. А сколько бывших диалектных слов пополняет эмоционально-оценочную лексику литературной разговорной речи: бубнить, лебезить, нудный и др.!
Просторечию и жаргонам литературный язык противостоит своей нормированностью.
Поясним, что такое норма с точки зрения нашей дисциплины.
«Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет» ( ученый -лингвист А.М. Пешковский).
Другими словами, это категория достаточно консервативная.
Норма языка – это совокупность выработанных общественной практикой правил употребления слов, словосочетаний, образования грамматических форм и конструкций, совокупность правил произношения и написания слов.
Нормы (произносительные, лексические, грамматические) поддерживаются речевой практикой, которая постоянно анализируется учеными и закрепляется в соответствующих справочниках и словарях русского литературного языка.
Говоря о нормированности литературного языка, нельзя не коснуться вопросов, связанных с речевым этикетом – сводом языковых правил, формул, используемых в различных ситуациях общения с определенными намерениями: для выражения приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности, поздравления и пр., которые тоже составляют особенность каждого языка. Например, степень вежливости или отношение к красоте, которые в разных культурах имеют различные средства выражения.
До недавнего времени контактоустанавливающие вопросы: Как дела?, Как поживаете? могли превратиться для русского человека в значимую часть беседы, хотя в других языках они носят этикетный, формальный характер.
Уникальность, неповторимость, особенность современного русского литературного языка проявляется, прежде всего, в его внутреннем устройстве, в его системе, благодаря которым из поколения в поколение накапливается и передается информация, отличающаяся культурной самобытностью, языковой цельностью в отображении окружающего мира
Существуют закономерности развития современного русского языка как культурного феномена
Первая тенденция заключается в стремлении к сокращению, в упрощении используемых языковых средств, в стремлении к экономии: в малой форме передать большее содержание. Это определяет приоритет в выборе языковых средств (комплексные структуры предложений уступают более простым, сжатым, возрастает роль контекста, использования устойчивых выражений).
Вторая тенденция – в общей либерализации языка. Это значит, что происходит взаимодействие разных стилей и идет сближение разных форм существования языка. Так как русский язык – это язык с сильной морфологией, правила всегда стремятся подчинить себе новые формы, данная тенденция распространяется скорее на лексико-семантическую систему языка, хотя, бесспорно, она активизирует и словообразовательные процессы.
По мнению академика В.Г.Костомарова,
либерализация
современного русского литературного языка проявляется в следующем:
1) в расширении семантического объема слов: подвижка, сеть, стрелка … ;
2) в оживлении вышедших из употребления слов: господин, предприниматель, гувернер … ;
3) в появлении новообразований, в создании новых слов: недвижимость, теневик… ;
4) в широком заимствовании, связанном с новыми объектами или явлениями действительности: мэр, мэрия, приватизация, сканер ... ;
5) в оживлении конфессиональной лексики: патриарх, храм, хадж, месса … .
Почему это происходит, понять нетрудно. На развитие языка оказывают влияние такие факторы, как:
социально-политические изменения, демократизация общества;
развитие науки и культуры;
территориальные изменения и изменение круга носителей языка;
просветительская деятельность и деятельность средств массовой информации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое язык? Какую роль он играет в жизни человека?
2. Каковы основные и второстепенные функции языка?
3. Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»?
4. Каковы основные особенности русского языка, отличающие его от других языков?
5. Каков международный статус современного русского литературного языка?
6. Каковы закономерности (тенденции) развития современного русского литературного языка?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.