Особенности современного урока обучения грамоте
Чаще всего, уроки обучения грамоте в первом классе проходят раздельно-сначала учитель предпочитает обучать первоначальным навыкам чтения, а за этим уже следуют уроки по обучению элементарному, начальному письму.
Во многих системах обучения грамоте выделяется несколько этапов. Первый этап – подготовительный, за ним следует основной этап и завершает цепочку повторительно-обобщающий этап. Занятия на каждом из этапов проходят только по преимуществу в форме уроков.
Как принято, уроки обучения грамоте проходят с учетом особенностей внимания первоклассников. Именно из-за того, что ученики начинают быстро утомляться необходимо каждые 15-20 минут менять виды деятельности, но наряду с этим каждый этап урока должен подчиняться единому плану и цели урока.
Работа на уроке должна организовываться таким образом, чтобы рассказ или беседа сменятся действиями учеников, кроме того, можно использовать физические упражнения. Так, основными средствами, используемыми на уроках, являются:
1. Учебная литература («Азбука», «Букварь»)
2. Схемы-модели для звукового анализа слов
3. Предметные картинки.
Нельзя на уроках обучения грамоте забывать игровые моменты, которые способствуют отдыху учащихся и привлечению их внимания. Можно использовать загадки, приуроченные теме урока, рассказывание сказок и их инсценировка или же можно предложить детям изобразить в альбоме с помощью красок сюжет сказки.
Следует обращать внимание на то, что в первый класс приходит много детей уже умеющих читать или же просто ученики, уже хорошо подготовленные к овладению чтением и письмом. Сам учитель должен обращать на это большое внимание и поэтому, прежде всего ему нужно ознакомиться с составом класса, проверить кто из детей уже может читать и каким способом дети это делают. Учителю следует знать все недочёты в речи и восприятия звуков речи у отдельных учащихся своего класса. Потому что разный уровень подготовки обучающихся ведёт за собой дифференцированный подход в обучении грамоте.
При фронтальной работе со всеми обучающимися слабо подготовленные ученики отстают от детей более сильных. Но при этом, сильные дети зачастую какую-то часть учебного времени скучают, не имея никакой заинтересованности в уроке. В условиях современного обычного урока без дифференцированного подхода учитель сам того не подозревая начинает ориентироваться на среднего ученика. При этом работа со слабыми детьми чаще всего начинает переноситься на послеурочное время, тем самым создаётся перегрузка детей, которые нуждаются больше всего в отыдхе. А дети сильные испытывают недостаток внимания со стороны учителя.
Поэтому в настоящее время всё чаще и чаще используется дифференцированный подход и частично снимает указанное выше противоречие, так как каждая отдельная группа учащихся получает достаточное внимание учителя и выполняет задание, которое соответствует их возможностям.
В современной школе материал для обучения чтению подбирается преимущественно так, чтобы он соответствовал общей теме урока, но был применён к ученикам в соответствии с их возможностями. Такой принцип подбора материала относится как к демонстративным таблицам, так и к книгам для чтения.
Актуально в настоящее время включение перспективного материала, оно не только расширяет возможности чтения учащихся, но и способствует развитию навыка сознательного чтения, наряду с этим предупреждая механическое запоминание содержания учебника. К перспективным материалам относят: слоговые таблицы для чтения; слова разной трудности и структуры для звукового анализа; слова и предметные картинки для словарно-логических упражнений; слова и столбики слов для чтения повышенной трудности; тексты различной трудности и объёма для чтения.
Организуя дифференцированное обучение в настоящее время, учитель планирует сочетание разнообразных форм работы такие как: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Организуя дифференцированное обучение, учитель планирует сочетание различных форм работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. На каждом уроке по обучению грамоте дети получают самостоятельную работу, которые постепенно усложняются для всех групп детей. Таким образом, дети, начинающие познание чтения, получают более сложные тексты, которые им доступны, а дети, хорошо читающие, прочитывают на уроке в значительно большем объёме за счёт дополнительного материала.
Урок обучения грамоте это сложный процесс, который сопровождается многими трудностями, которые требуют своевременного решения. В настоящее время в школе создаются необходимые условия в классе, для благоприятного хода обучения для всех учеников.
Список литературы:
1. Агаркова, Н. Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс. Методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. - 208 c.
2. Моделирование на уроках в начальной школе. Модели, разработки уроков, практические задания, проектная деятельность. - М.: Глобус, Панорама, 2009. - 144 c.
3. Перова, О. Обучение грамоте / О. Перова. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. - 773 c.
Характеристика классного коллектива
Цель воспитательной системы:
На выбор цели повлияли:
Доминирующий вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса:
Важное место в воспитательной системе отводится:
Отношение между учениками класса и учителем осуществляется по принципу:
Формула, сложившаяся в классном коллективе взаимоотношений:
Сколько в классе мальчиков/девочек:
Полные семьи, сколько человек:
Обучающиеся, проживающие с одним из родителей:
С низким уровнем материального положения:
Многодетные семьи:
Учащиеся, занимающиеся в сфере дополнительного образования:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.