Сергеева Л.В.
«Применение технологии «Развитие критического мышления
через чтение и письмо» в учебном процессе.
Технология РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо - разработана в конце 20 века, в ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничество развивающего обучения
Что такое критическое мышление? Существует много трактовок данного понятия. Но мы остановимся на наиболее популярных:
· это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией;
· это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить;
· это особый вид деятельности, позволяющий вынести здравое суждение;
· это отправная точка для развития творческого мышления.
Т.е. ЭТО ОДИН ИЗ ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ВОСПРИЯТИЯ, ПОНИМАНИЯ, ОБЪЕКТИВНОСТИ ПОДХОДА К ОКРУЖАЮЩЕМУ ЕГО ИНФОРМАЦИОННОМУ ПОЛЮ.
Цель данной технологии заключается в развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, быть честным в своих суждениях, избегать категоричности, определять ложные стереотипы и т.п.).
Технология РКМЧП готовит обучающихся к самостоятельному принятию решения, самообразованию и самоорганизации.
Технология РКМЧП – является общепедагогической, надпредметной, она применима в любых программах и предметах.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий их трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия - «ВЫЗОВ» - «создание мотива к обучению», т.е. активизация своей памяти, имеющихся знаний по предложенной теме, именно в этот момент идет вовлечение в работу, пробуждается интерес к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Данная стадия выполняет следующие функции:
мотивационная – пробуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме;
информационная – вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме;
коммуникационная – бесконфликтный обмен мнениями.
Вторая стадия - «ОСМЫСЛЕНИЕ» содержания, знакомство, непосредственная работа с информационном полем, направленная на его осмысление.
Данная стадия выполняет следующие функции:
информационная – получение новой информации по теме;
систематизационная – классификация полученной информации по категориям знания.
Третья стадия - «РЕФЛЕКСИЯ»: размышления, логическое завершение предыдущих действий, присвоение добытых новых знаний, выработка своего отношения к изучаемому материалу.
Данная стадия выполняет следующие функции:
коммуникационная – обмен мнениями о новой информации;
информационная – приобретение нового знания;
мотивационная – пробуждение к дальнейшему расширению информационного поля;
оценочная – соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
Технология РКМЧП предполагает овладение УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:
задавать вопросы по наблюдаемым фактам и явлениям;
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
выдвигать гипотезы;
описывать результаты;
формировать выводы.
КОММУНИКАТИВНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:
владеть приемами действий в ситуации общения;
искать и находить компромиссные решения.
ИНФОРМАЦИОННЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:
владение навыками работы с учебным текстом;
ориентироваться в информационных потоках;
уметь находить в них главное, необходимое для решения поставленной проблемы;
самостоятельно искать, анализировать, систематизировать, отбирать необходимую информацию.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:
владеть способами самоопределения в ситуации выбора на основе собственных позиций;
принимать решения;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом принятых норм.
ПРИЕМЫ РКМЧП ориентируются на создание условий свободного развития личности, на каждой стадии занятия можно использовать разнообразные методические приемы. Их достаточно много. Но мы расскажем о тех, которые наиболее успешные в нашей практике и могут использоваться преподавателями, учителями.
КЛАСТЕР - (пучок, созвездие, гроздь) - графическая систематизация учебного материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Это не опорный конспект, который создается для лучшего запоминания материала, он отражает то, как работает наше мышление. И дает доступ к собственным знаниям или к собственному пониманию темы. Соединяя различные факты и мысли в такие грозди, развивается системность мышления.
Составление кластера позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
ПРИЕМ «КЛАССТЕР» ПРЕДПОЛАГАЕТ:
- оценку прочитанного текста или лекции с точки зрения возможности выделения в нем больших или малых смысловых единиц;
- выделение смысловых блоков и установление связей между ними;
- осмысление полученной информации текста;
- умение презентовать свою графическую работу.
ПРИЕМ «СИНКВЕЙН» - переводе с фр. «ПЯТЬ» - это «белое» стихотворение, состоящее из 5 строк, представляет собой синтез информации в лаконичной форме, позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
ПРИЕМ «СИНКВЕЙН» - форма свободного творчества, которая составляется по определенным правилам:
первая строка - заявляется тема, через одно существительное, которое обозначает объект или предмета, о котором идет речь.
вторая строка описание темы через два прилагательных или причастие. Они описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта.
третья строка показывает действие темы через три глагола.
четвертая строка передает отношение обучаемого к информации. Размещается целая фраза, предложение, афоризм.
пятая строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение, расширяет и обобщает тему.
ПРИЕМ «ИНСЕРТ» - (insert) самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления (маркировка текста для чтения «ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКОЙ»)
ПРИЕМ предполагает составление маркировочной табл.
- (минус) |
? (вопрос) |
+ (плюс) |
(галочка) |
Я думал иначе |
Непонятно, но хочу знать |
Новое для меня |
Это мне известно |
Сведение из текста обязательно и кратко заносятся в таблицу, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного.
На стадии осмысления обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, что дает зрительным процессам накопление информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом является обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Значки помощники в запоминании материала, способствуют развитию систематичности мышления, развивают умение классифицировать поступающую информацию и развивают умение выделять новое. При повторном чтение внимание обращается на запоминание новой информации. Заполнив таблицу, имеем мини-конспект текста. При этом можно быть уверенным, что информация не утеряна, что не заметил один, назовет другой.
ПРИЕМ «Составления маркировочной таблицы «ЗХУ»» (знаем, хотим знать, узнали) - используется для актуализации знаний, повышения мотивации к изучению нового, систематизации материала.
Важен прием как форма контроля эффективности чтения с пометками, в основе которого - составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица ЗУХ
З |
У |
Х |
|
|
|
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома.
ПРИЕМ «ЭССЕ» (с фр. – essau) – попытка, проба.
Это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции. выражает индивидуальные впечатления автора по конкретному поводу, предмету, не представляет исчерпывающее отношение к трактовке темы
ПРИЕМ «ЭССЕ» имеет свои характерные особенности
признаки и особенности ЭССЕ |
Небольшой объем, конкретная тема, свободная композиция, парадоксальность и афористичность, призывность, разговорная интонация и лексика |
разновидности ЭССЕ |
Философские, исторические, автобиографические, искусствоведческие, литературоведческие |
формы ЭССЕ |
Исповедь, эскиз, доклад, заметки, похвала, речь, письмо, ответ, очерк |
средства выразительности |
Эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, гипербола, притчевые образа, ассоциации, аналогии, параллелизм |
главное для автора |
Личное осмысление мира, оригинальность идеи |
помните |
В названии эссе часто присутствуют предлоги «О», з союз«КАК» |
ПРИЕМ «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА» и «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
стимулируют вариативность суждений, служат основой для развития гибкости мышления.
ПИЁМ «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ – основан на предположениях того, о чем информация, текст. Таким образом устанавливается ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННАЯ связь
Оригинален прием тем, что помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Ствол – тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум направлениям: «возможно», «вероятно» (количество ветвей не ограниченно), листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Приём помогает глубже вникнуть в актуальность проблемы, разносторонне анализировать, взвешивать за и против.
ПРИЁМ «Мозговой атаки» служит для генерирование идей, их оценки для выбора наиболее эффективной идеи, а также для способов реализации на практике.
Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Осуществляется как на стадии вызова, так и на стадии осмысления и рефлексии через прием «ТОЛСТЫЕ» И «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ.
Данный прием развивает мышления и внимания, заставляет вдумываться в текст, лучше усваивать его содержание, помогает в поисках ответов, формирует умения вести диалог.
СУТЬ ПРИЕМА «Тонкие и толстые вопросы»-
обучить детей различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые столь определенно ответить невозможно (толстые вопросы).
Прием можно использовать на любой из трех стадий урока.
Стадия вызова – это вопросы до изучения темы.
Стадия осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания.
Стадия рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
Прием способствует развитию мышления и внимания обучающихся, заставляет вдумываться в текст и лучше усваивать его содержание, помогает в поисках ответов, что является предпосылкой к формированию умения вести диалог.
ПРИЕМ «ЧТЕНИЕ СО «СТОПОМ» (остановка)
Хорошо используется на уроках чтения. Особенность заключается в том, что текст читается дозированно, т.е. текст, информация делится на смысловые части. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Приём имеет ряд особенностей:
- развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов, выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль текста;
- учит пониманию и осмыслению текста;
- обучает размышлять, предугадывать происходящее, отвечать и составлять вопросы, находить подтверждения в тексте, обращать внимание на детали.
«Чтение со стопом» включает в себя стадию вызова – предположение, о чем пойдет речь, аргументацию предположений через проблемный вопрос, стадию осмысления – знакомство с частью текста, уточнение представления о материале. Стадия осмысления включает такие приёмы, как дискуссию, творческую работу, беседу, синквейн, сочинение-эссе и т.д.
Конечно, можно спорить об эффективности структуры и приемов РКМЧП, однако если разобраться, то учитель использует её для того, чтобы приблизить обучаемого к процессу познания, чтобы тот не являлся пассивным слушателем, а был активен и получал удовольствие от процесса обучения.
Категория рода имени существительного,
система её значений и выражение в русском языке.
(Раздаточный материал для работы в группах по различным приемам технологии РКМЧП)
Категория рода -- это лексико - грамматическая категория имени существительного, присущая всем существительным (ИСКЛ. Слова, употребляемые во множественном числе, – ножницы, брюки, колготки) синтаксически независимая, проявляющаяся в способности сочетаться с определенными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Существительные М.Р. - те, к которым можно подставить слово МОЙ (дом, сарай, дедушка, волчище и т.д.).
Существительные Ж.Р. – те, к которым можно подставить слово МОЯ (дача, дорога, банка и т.д.).
Существительные С.Р. – те, к которым можно подставить слово МОЕ (село, поле, время и т.д.).
Род имени существительных узнается по их значению или по окончаниям.
По значению (независимо от окончаний) род имен существительных различается только в названиях лиц МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО пола; (Боря – м.р. (мой БОРЯ), заимствованные Мери (моя Мери) – ж.р.). Из названий людей только слово дитя – среднего рода (мое дитя).
Некоторые имена существительные оканчивающиеся на - А (-Я), обозначая в одних случаях лиц мужского пола, а в других – лиц женского пола, могут быть то мужского, то женского рода: (сирота (мой – моя), забияка, плакса, разиня, зевака, скряга) - такие имена существительные называются именами существительными ОБЩЕГО РОДА.
Род имени существительных определяется по их окончаниям.
1. сущ. с окончанием на (-А, -Я), в И.П. – ЖЕНСКОГО РОДА ( вода, книга, земля, вишня).
2. сущ. с нулевым окончанием в И.П., ЕД.Ч., у которых на конце твердый согласный или (-Й), но ( не Ж, Ш) – стол, край - МУЖСКОГО РОДА.
3. сущ., у которых на конце мягкий согласный или (Ж, Ш) могут быть и МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА
А) М.Р. те, у которых в Р.П., ЕД.Ч. окончание ( -А, -Я) - фонарь – фонаря, луч – луча, нож – ножа).
Б) Ж.Р. те, у которых в Р.П., ЕД.Ч. окончание ( -И) - дверь – двери, ночь – ночи, рожь - ржи. ИСК, путь - пути - М.Р.
4. сущ. с окончанием (-О,-Е). - дело, окно, яблоко, поле, море – СРЕДНЕГО РОДА.
ИСК. – подмастерье, а так же ласкательные, пренебрежительные и увеличительные имена с окончанием (-О, -Е), образованные от имен сущ. М.Р. посредством суффиксов (-УШК, -ИШК, -ИЩ). Все они – МУЖСКОГО РОДА (хлебушко, домишко, домище).
А так же к СРЕДНЕМУ РОДУ относятся 10 слов оканчивающиеся на (-МЯ) (имя, вымя, время, знамя, племя, семя, темя, стремя, пламя, дитя).
Существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к СРЕДНЕМУ РОДУ (пальто, шоссе, такси. ИСКЛ. - авеню – Ж.Р. влияние слова улица; кольраби – Ж.Р. –( капуста); кофе – М.Р. –( напиток).
Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие одушевленные предметы, относятся к МУЖСКОМУ РОДУ – (пестрый какаду, серый кенгуру, маленький пони, ловкий шимпанзе). ИСКЛ. – цеце - Ж.Р. – (муха); иваси – Ж.Р. –(сельдь, рыба); колибри – Ж.Р. – (птица).
Род несклоняемых существительных, обозначающих географические наименования, определяются по грамматическому роду нарицательного существительного (т.е. по роду слов – город, река, озеро, гора, остров) – солнечный Батуми – М.Р. -(город); полноводная Миссисипи – Ж.Р. - ( река).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.