Особенности воспитания детей с синдромом дефицита внимания
Оценка 4.9

Особенности воспитания детей с синдромом дефицита внимания

Оценка 4.9
doc
09.04.2020
Особенности воспитания детей с синдромом дефицита внимания
Особенности детей с дефицитом внимания.doc

Особенности воспитания детей с синдромом дефицита внимания

 Аннотация: в данной статье анализируются основные проблемы  и ошибки родителей, в семье которых воспитывается ребенок с синдромом СДВГ, чаще это диада «мать – дитя», а также меры поддержки родителей специалистами.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), психосоциальные факторы риска, трудности коррекционной работы, теория «привязанности», удовлетворение потребности в безопасности, познавательная активность, психосоциальная ситуация развития, реабилитация детей с синдромом СДВГ, гармонизация детско-родительских отношений.

В настоящее время становится наиболее распространенным у детей диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей в обучении, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов определяет вероятность заболевания. Необходимо уделять больше внимания именно психосоциальным факторам риска развития отклонений в психическом развитии ребенка, поскольку именно социальная ситуация развития является основной детерминантой, определяющей специфику психического функционирования.

Среди психосоциальных факторов риска выделяют неблагополучную обстановку в семье, трудности, испытываемые родителями при общении с ребенком. Все изменения семейных взаимоотношений делают ребенка ранимым и ставят его на грань риска усиления возникшего заболевания.

У родителей с начала болезни ребенка могут формироваться типы отношения к болезни, которые обусловлены родительским отношением. Тип воспитания в семье определяется отношением к ребенку, в случае его болезни отношением родителей к больному ребенку и его болезни. У ребенка в целом отсутствует отношение к себе как к больному или здоровому, это отношение к болезни формируется под воздействием родителей. Проблема заключается в том, что при одном и том же заболевании ребенка родители устанавливают различное отношение к нему и его болезни, которое может способствовать малоэффективному лечению.

В литературе отсутствуют исследования, касающиеся отношения родителей детей с СДВГ к их болезни, что может определять трудности коррекционной работы.

Теоретической платформой исследования стала теория «привязанности» Дж. Боулби, в которой привязанность, как модель поведения, обеспечивает достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяет потребность в безопасности. Лишь удовлетворение потребности в безопасности открывает возможности для познавательной активности. Неудачные попытки установления ранних отношений лишают ребенка возможности получения такого социального опыта, который способствует формированию положительного, неискаженного взгляда на себя и окружающих. Вследствие этого страдают психические функции, которые отвечают за способность переносить эмоции и контролировать импульсы, не позволяя им переполнять и захватывать себя.

Эффективная и качественная реабилитация детей с СДВГ невозможна без психотерапевтической помощи ребенку и его микроокружению. Изучение взаимосвязи между системой отношений родителей, отношением ребенка к болезни дает возможность проводить психологическую коррекцию больных и их семей и лечение СДВГ с учетом системы родительских отношений.

Компенсаторные возможности психосоциальной ситуации развития ребенка являются недостаточно изученными и мало используются специалистами для решения задач коррекции.

Одним из факторов возникновения и проявления СДВГ являются отношения в диаде «мать – дитя». В семье, где есть ребенок с СДВГ, проявление симптома болезни служит своеобразным способом урегулирования детско-родительских отношений (проявление хаотичной привязанности матери приводит к чрезмерной возбудимости ребенка). Для того чтобы предотвратить дальнейшее осложнение заболевания, необходимо гармонизировать отношения в семье.

Направления работы психолога с родителями (матерями) детей с СДВГ:

 1. формирование гармоничного отношения родителей к ребенку;

 2. расширение представления родителей о психологических факторах (эмоциональное отвержение ребенка, снижение требований), обуславливающих заболевание;

 3. работа с родителями детей с СДВГ (легкой степени) над проявлением умеренного отрицания тревоги и стремлением родителей перенести с себя на окружающих ответственность за болезнь ребенка. В этой группе родителей можно работать над тенденцией недооценки необходимых ограничений активности ребенка;

 4. работа с родителями детей с СДВГ (средней степени) над возвращением ответственности за больного ребенка, так как у родителей преобладает экстернальное родительское отношение к заболеванию ребенка;

5. формирование адекватного отношения родителей к болезни ребенка. Адекватное отношение родителей к болезни ребенка, по мнению О.Н. Посысоева, это принятие реальной ситуации и активность в ее преодолении. При этом родители понимают физические, психологические, поведенческие особенности своего ребенка и учитывают связанные с болезнью ограничения. Психологическая помощь ребенку с СДВГ может быть эффективной только при психологическом сопровождении семьи (родителей) больного ребенка. В то же время по результатам исследования «мишенями» психологической помощи ребенку с СДВГ могут стать не только гармонизация родительского отношения к ребенку, но и отношения к его болезни [4].

Таким образом, дети с СДВГ абсолютно уникальны и к ним должен быть особый подход. Как в плане воспитания, так и в обучении. Необходимо вовремя выявить у ребенка наличие синдрома и быть готовым к его проявлению, но и не стоит любому активному ребенку приписывать заболевание. Нужно адекватно воспринимать особенности ребенка, медленно, но верно помогать ему излечиться.


Особенности воспитания детей с синдромом дефицита внимания

Особенности воспитания детей с синдромом дефицита внимания

У ребенка в целом отсутствует отношение к себе как к больному или здоровому, это отношение к болезни формируется под воздействием родителей

У ребенка в целом отсутствует отношение к себе как к больному или здоровому, это отношение к болезни формируется под воздействием родителей

Для того чтобы предотвратить дальнейшее осложнение заболевания, необходимо гармонизировать отношения в семье

Для того чтобы предотвратить дальнейшее осложнение заболевания, необходимо гармонизировать отношения в семье

Нужно адекватно воспринимать особенности ребенка, медленно, но верно помогать ему излечиться

Нужно адекватно воспринимать особенности ребенка, медленно, но верно помогать ему излечиться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020