Особенности воспитания детей с синдромом дефицита внимания
Аннотация: в данной статье анализируются основные проблемы и ошибки родителей, в семье которых воспитывается ребенок с синдромом СДВГ, чаще это диада «мать – дитя», а также меры поддержки родителей специалистами.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), психосоциальные факторы риска, трудности коррекционной работы, теория «привязанности», удовлетворение потребности в безопасности, познавательная активность, психосоциальная ситуация развития, реабилитация детей с синдромом СДВГ, гармонизация детско-родительских отношений.
В настоящее время становится наиболее распространенным у детей диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей в обучении, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов определяет вероятность заболевания. Необходимо уделять больше внимания именно психосоциальным факторам риска развития отклонений в психическом развитии ребенка, поскольку именно социальная ситуация развития является основной детерминантой, определяющей специфику психического функционирования.
Среди психосоциальных факторов риска выделяют неблагополучную обстановку в семье, трудности, испытываемые родителями при общении с ребенком. Все изменения семейных взаимоотношений делают ребенка ранимым и ставят его на грань риска усиления возникшего заболевания.
У родителей с начала болезни ребенка могут формироваться типы отношения к болезни, которые обусловлены родительским отношением. Тип воспитания в семье определяется отношением к ребенку, в случае его болезни отношением родителей к больному ребенку и его болезни. У ребенка в целом отсутствует отношение к себе как к больному или здоровому, это отношение к болезни формируется под воздействием родителей. Проблема заключается в том, что при одном и том же заболевании ребенка родители устанавливают различное отношение к нему и его болезни, которое может способствовать малоэффективному лечению.
В литературе отсутствуют исследования, касающиеся отношения родителей детей с СДВГ к их болезни, что может определять трудности коррекционной работы.
Теоретической платформой исследования стала теория «привязанности» Дж. Боулби, в которой привязанность, как модель поведения, обеспечивает достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяет потребность в безопасности. Лишь удовлетворение потребности в безопасности открывает возможности для познавательной активности. Неудачные попытки установления ранних отношений лишают ребенка возможности получения такого социального опыта, который способствует формированию положительного, неискаженного взгляда на себя и окружающих. Вследствие этого страдают психические функции, которые отвечают за способность переносить эмоции и контролировать импульсы, не позволяя им переполнять и захватывать себя.
Эффективная и качественная реабилитация детей с СДВГ невозможна без психотерапевтической помощи ребенку и его микроокружению. Изучение взаимосвязи между системой отношений родителей, отношением ребенка к болезни дает возможность проводить психологическую коррекцию больных и их семей и лечение СДВГ с учетом системы родительских отношений.
Компенсаторные возможности психосоциальной ситуации развития ребенка являются недостаточно изученными и мало используются специалистами для решения задач коррекции.
Одним из факторов возникновения и проявления СДВГ являются отношения в диаде «мать – дитя». В семье, где есть ребенок с СДВГ, проявление симптома болезни служит своеобразным способом урегулирования детско-родительских отношений (проявление хаотичной привязанности матери приводит к чрезмерной возбудимости ребенка). Для того чтобы предотвратить дальнейшее осложнение заболевания, необходимо гармонизировать отношения в семье.
Направления работы психолога с родителями (матерями) детей с СДВГ:
1. формирование гармоничного отношения родителей к ребенку;
2. расширение представления родителей о психологических факторах (эмоциональное отвержение ребенка, снижение требований), обуславливающих заболевание;
3. работа с родителями детей с СДВГ (легкой степени) над проявлением умеренного отрицания тревоги и стремлением родителей перенести с себя на окружающих ответственность за болезнь ребенка. В этой группе родителей можно работать над тенденцией недооценки необходимых ограничений активности ребенка;
4. работа с родителями детей с СДВГ (средней степени) над возвращением ответственности за больного ребенка, так как у родителей преобладает экстернальное родительское отношение к заболеванию ребенка;
5. формирование адекватного отношения родителей к болезни ребенка. Адекватное отношение родителей к болезни ребенка, по мнению О.Н. Посысоева, это принятие реальной ситуации и активность в ее преодолении. При этом родители понимают физические, психологические, поведенческие особенности своего ребенка и учитывают связанные с болезнью ограничения. Психологическая помощь ребенку с СДВГ может быть эффективной только при психологическом сопровождении семьи (родителей) больного ребенка. В то же время по результатам исследования «мишенями» психологической помощи ребенку с СДВГ могут стать не только гармонизация родительского отношения к ребенку, но и отношения к его болезни [4].
Таким образом, дети с СДВГ абсолютно уникальны и к ним должен быть особый подход. Как в плане воспитания, так и в обучении. Необходимо вовремя выявить у ребенка наличие синдрома и быть готовым к его проявлению, но и не стоит любому активному ребенку приписывать заболевание. Нужно адекватно воспринимать особенности ребенка, медленно, но верно помогать ему излечиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.