ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.04.2019
Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Каждому преподавателю высшего учебного заведения из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами. Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический.
Статья.docx
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОБУЧЕНИЮ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Кузнецова Е.В.
Кировский государственный медицинский университет
Одной из важнейших педагогических задач любого вуза является
работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и
успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе
социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов. Задача вуза
в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно
быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в
ряды студенчества.
Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования.
Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и
процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс
адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Каждому преподавателю высшего учебного заведения из
собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов,
педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные
особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями
возраста, так и социальными факторами. Выделяют три блока факторов,
оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический,
психологический и педагогический.
К социологическим факторам относятся возраст студента, его
социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он
Психологический блок содержит индивидуально
уже закончил.
психологические,
интеллект,
направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в
группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в
себя уровень педагогического мастерства,
организацию среды,
материальнотехническую базу и др.
социальнопсихологические факторы:
Существуют как общие трудности, типичные для всех студентов, так
и частные, характерные только для студентов младших курсов, например,
стрессовые состояния, возникающие у выпускников школ в связи с
переходом к другой форме деятельности.
Выпускники школ с первых дней окунаются в совсем другую, не
знакомую им жизнь. И для решения вопроса успешной адаптации вчерашних
школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные
проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год
своего обучения. По результатам исследования, направленного на выявление основных
трудностей, с которыми сталкиваются студенты первых курсов Кировского
ГМУ, можно назвать следующие самые значительные проблемы первых
месяцев обучения: заметно возросший объем учебной нагрузки; сложность
усвоения новых учебных дисциплин; сложности в отношениях с
товарищами по учебе; выстраивание новой системы отношений с
преподавателями.
Полученные данные использовались при определении основных
направлений деятельности кураторов академических групп, при разработке
системы организационного,
научнометодического сопровождения
воспитательной и внеучебной работы со студентами младших курсов.
При этом по результатам того же исследования только 29% из всех
опрошенных первокурсников категорически отрицают необходимость
психологической помощи. Еще 33% студентов затруднились с ответом.
Остальные 38% первокурсников считают, что психологическая помощь им
нужна в первую очередь при решении таких проблем как: преодоление
стресса перед первой сессией; вхождение в новый коллектив; сплочение
учебной группы; решение личностных проблем.
Одним из важнейших социальных факторов, оказывающим влияние на
поведение студента первого курса, на его взаимоотношения с другими
студентами и преподавателями вуза является произошедшая смена
социальной ситуации, необходимость привыкания к новым условиям
обучения, освоения новой социальной роли – студента высшего учебного
заведения.
Таким образом, в Кировском государственном медицинском
университете в решении педагогических задач, связанных с повышением
эффективности адаптации студентов первого курса к обучению в
университете, важнейшая роль отводится кураторам академических групп.
В эффективной адаптации к вузу заинтересованы все участники
образовательного процесса: не только сами студенты первого курса, но и
работающие с ними преподаватели и сотрудники, руководство факультетов
и вуза.
Не секрет, что успешное начало обучения может помочь студенту в
его дальнейшей учебе, позитивно повлиять на процесс построения
отношений с преподавателями и товарищами по группе, привлечь к нему
внимание организаторов научных студенческих обществ и лидеров
различных творческих коллективов и объединений студентов, активистов
факультетской и вузовской общественной жизни. От успешности адаптации
студента к образовательной среде вуза во многом зависят дальнейшая
профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.