Особенности детей не посещавших детский сад.

  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптация к школе у домашних и у «садовских» детей, естественно, проходит по-разному. У детей, которые посещали детский сад, сформирован мотив - они идут в школу учиться. Они уже наигрались в детском саду и готовы УЧИТЬСЯ. Домашние дети, лишенные тесного общения с ровесниками, зачастую идут в школу общаться. В первом классе они отдают много времени для эмоций и на выстраивание взаимоотношений с одноклассниками. При этом учеба отодвигается на второй план.Как помощь таким детям?
Иконка файла материала Особенности детей не посещавших детский сад.docx
Особенности детей не посещавших детский сад. Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни  детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально­стрессовая ситуация. От  того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит  работоспособность и успеваемость в последующие годы. Но детям, которые росли дома,  под присмотром мамы, бабушки или няни, адаптироваться к школьной жизни еще сложнее, чем выпускникам детсада.         Дети, посещавшие детский сад, привыкли жить по расписанию,  домашние детки,  даже в том случае, если родители старались соблюдать определенный режим дня, имели  гораздо большую степень свободы. Добавьте к этому ещё  не домашнюю еду,  общественный туалет и т.д. У них нет большого опыта общения со сверстниками и чужими взрослыми. Не с мамой, бабушкой, гувернёром или нянечкой, которые ­ ещё ребёнок не  попросил ­ уже готовы броситься на помощь и много раз объяснять, разговаривая с ним,  что называется, «глаза в глаза». В результате, резкий переход такого ребенка на  жесткий  школьный режим становится сильным стрессом.     Гармонично вписаться в детский коллектив в 6­7 лет гораздо сложнее, чем в 2­4 года.  Ведь в  детском саду все внимание родителей, воспитателей и самих детей  сконцентрировано именно на взаимоотношениях с коллективом. В школьные годы  внимание переключается  на учебу и первоклашки, которые воспитывались дома, в  дошкольном возрасте, сталкиваются с рядом специфических трудностей, связанных с  адаптацией в  совершенно новой  для них  среде.     И чем дольше мама сидит с малышом дома, тем сложнее будет ребенку адаптироваться  к условиям коллектива. Он сильнее привыкает к тому, что он один, все внимание  направлено только на него. Ребенок ощущает постоянную опеку родных. У него не  возникает конфликтов из­за игрушек, ему не приходится анализировать свое поведение  относительно других детей.      Таких детей сегодня много и серьёзные проблемы с психологической адаптацией   практически  у  40%  детей,  которые  не ходили  в детский сад .Таким  детям  грозит ­  социальная дезадаптация.     Главная  причина  школьной  дезадаптации в младших классах связана с семейным  воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал переживание  «мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом. Он бессознательно  стремится к отчуждению. Малышу, привыкшему быть центром внимания в семье, достаточно сложно адаптироваться к новым условиям. Дома, что бы ни делал кроха, он всегда  самый лучший и замечательный. В школе же, даже самый подготовленный к наукам  ребенок, может почувствовать дискомфорт. Учеников ведь много, у учителя в классе 25  человек. Один лучше запоминает стихи, другой превосходно рисует, третий быстрее всех  бегает… Неожиданно, домашний малыш осознает, что он далеко не самый­самый.  А  переживают открытие все по разному: кто­то всеми силами стремится обогнать  сверстников, забывая про прогулки, но большинство замыкаются в себе, превращаясь в  серых мышек. Вторая  причина – в неправильной мотивации к учебе.      Для  ребенка, не посещавшего детский сад, школа – это, прежде всего,  возможность  пообщаться, найти новых друзей, что называется: «на людей посмотреть, себя показать». К сожалению, на выстраивание отношений, порой, тратится все свободное время ребёнка, а  учебники мирно пылятся в сторонке. Третий  вопрос, остро встающий перед школьником,  ­ взаимоотношение с учителем.Если садовские дети регулярно общались с воспитателем, то для остальных – это новый  процесс, в нюансах которого только предстоит разобраться.  Нередко «домашний»  ребёнок, вернувшись в первый день из школы, говорит: «Учительница меня не любит, она  на меня не смотрит».  И  это осложняет адаптацию.     Домашний ребенок может панически бояться учителя. У него может отключаться  внимание на уроках. Такой уход в себя вызван страхами малыша перед реальностью.  Родителям необходимо объяснить малышу, почему учитель ведет себя таким образом.  Расскажите, почему он сердиться или критикует, почему может кого­то ругать. Домашний ребенок, который идет в первый класс, должен научиться уважать взрослых, но не боятся  их. Ребенку необходим опыт общения с взрослыми. Задача родителей ­ обеспечить  благоприятные условия для такого общения еще до школы.   И ещё одна проблема – строгий режим, с которым многие домашние дети впервые  сталкиваются именно в стенах учебных заведений. Как видим, адаптироваться в новых условиях не так просто. Поэтому стоит приложить  усилия, чтобы помочь любимому ученику  и  разобраться  во  всех  проблемах  адаптации. II. Трудности, с которыми  сталкиваются  «домашние  дети» в школе 1.Проблемы  коммуникативного характера     Для  домашних детей  становится  особенно важно мнение других  детей, они ищут свое  место в коллективе, новых друзей. Ребенок, который не прошел определенные стадии  взаимодействия с социумом, воспринимает школу как увлекательную новую игру и  таким  образом  учится согласовывать свои действия с кем­то еще. Но  менталитет  домашнего  ребёнка  отличается от  менталитета  детсадовского  малыша,  он  должен понимать, что  не единственный на свете и у окружающих людей есть собственные желания и  потребности.  В результате, столкнувшись с первыми трудностями общения,  первоклассник психологически не готов их преодолевать. И при малейшей неудаче,   домашние дети могут  замкнуться,  становятся робкими, стараются держаться незаметно,  при  замечаниях плачут. У них может нарушиться сон, пропасть аппетит, они становятся  капризны.  2.Мотивационная проблема     У детей, которые посещали детский сад, сформирован мотив ­ они идут в школу  учиться. Они уже наигрались в детском саду и готовы УЧИТЬСЯ. Домашние дети,  лишенные тесного общения с ровесниками, зачастую идут в школу общаться. В первом  классе они отдают много времени  для  эмоций и  на выстраивание взаимоотношений с  одноклассниками.  При этом учеба отодвигается на второй план.  3.Проблемы психологического характера Вопрос,  остро встающий перед школьником,  ­ взаимоотношение с учителем.     Дети, которые посещали детский сад уже научились выстраивать общение  со взрослыми по модели воспитатель – ребенок  и  легко переходят на школьный вариант  взаимоотношений. Они  не боятся учителя и адекватно воспринимают строгость, критику.  У  домашних  детей  часто на уроках отключается внимание, они уходят в себя. Такой  ребенок тихо сидит, но как будто отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания  учителя. Это не связано с тем, что ему неинтересно или он увлечен чем­то другим. Как  правило, уход в себя, в свой внутренний мир вызван страхом перед реальностью. В данном  случае перед учителем, так как  модель взаимоотношений учитель ­ ученик сильно  отличается от модели ребенок ­ родители.  И слушать теперь надо не  только маму, но и  учителя.          Большинство родителей, которые не отдавали ребенка в детский сад и занимались сним дома, уверены, что их чадо значительно умнее одноклассников. Они ждут от него  мгновенного и головокружительного успеха. А к неизбежным в начале обучения  трудностям относятся негативно. Среднестатистические успехи ребенка они  воспринимают, как неудачи. Они недооценивают достижения малыша. Он чувствует, что  мама и папа расстроены (даже если они это скрывают). В результате у маленького ученика  пропадает желание достигнуть успеха, снижается уверенность в себе и формируется  низкая самооценка. Ребенок хуже усваивает новый материал, появляются плохие отметки,  которые опять вызывают недовольство родителей, и разорвать этот замкнутый круг  становится все сложнее.            Адаптация к школе у домашних и у «садовских» детей, естественно, проходит по­ разному. Малыши, посещавшие детский сад, как правило, в период адаптации могут быть  очень шумными, они бегают по коридорам, отвлекаются на уроках, часто спорят с  учителями. Домашние дети, не ходившие в  сад  и не  имеющие  опыта  нахождения  в   социуме, пугаются  большого количества  одноклассников  и всё же  им  необходимо   успешно влиться в  такой коллектив и общаться со сверстниками. Появляется  необходимость постоять за себя, научиться разрешать конфликты, дружить. Дети  начинают оценивать себя иначе, сравнивать и соперничать с одноклассниками. Домашний  ребенок  слишком зависим от мнения одноклассников. Ему важно быть таким, как все, а не выделяться на общем фоне. В результате первоклассник, вместо того чтобы развивать и  демонстрировать свои знания, старается слиться с классом, стать незаметным и не  выделяться на общем фоне. Дополнительные умения ребенок воспринимает не как  собственное достоинство, а как недостаток и старается их никому не демонстрировать. Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего»  воспитания и воспитания в детском саду         В садике ребенок не испытывает недостатка в общении, поэтому его социализация,  альтруизм, дисциплина и т.д. закладываются сами по себе. Если же ребенок воспитывается дома, родителям придется создать специальные условия для развития его личности и  выработки необходимых качеств, быть настойчивыми и требовательными. •    Самое главное – полноценное общение со сверстниками. Чаще всего домашние дети,  придя в школу, испытывают коммуникативные проблемы именно из­за того, что не  привыкли общаться в коллективе. Поэтому они много времени тратит на установление  общения и на игры с детьми и в результате учеба может уйти на второй план. •    В детском саду дети приобретают опыт общения с посторонними взрослыми людьми –  воспитателями и нянечками. Они учатся их уважать, слушаться, просить о помощи,  выполнять требования и поручения, соблюдать дисциплину. Домашний же ребенок,  который привык только к маме или веселой доброй тёте, в развивающем центре, придя в  класс – долгое время может испытывать страх перед учителем. •    В детском саду изо дня в день соблюдаются все режимные моменты. В то время как  дома у ребенка чаще всего полная свобода, он не привыкает жить по расписанию. Поэтому ребенку будет трудно подстроиться под строгое школьное расписание и организовать своё время.  •    Сравнения с другими детьми – дома ваш малыш естественно самый лучший и самый  умный. Но придя в школу, может случиться так, что даже при хорошей подготовке,   ребенок растеряется, не сможет сконцентрироваться на заданиях, объяснениях и  требованиях учителя; не сможет проявить себя с лучшей стороны или поймет, что есть  дети и «поумнее» его. Сравнение себя и своих знаний с другими детьми может быть весьма болезненно для ребенка.•    Находясь в саду, ребенок постепенно вырабатывает иммунитет к различным  инфекционным заболеваниям и в старших группах уже практически не болеет. Придя в  школу и попадая в постороннюю среду, домашний ребенок может подвергнуться частым  простудным и инфекционным заболеваниям. А такими болезнями, как ветрянка, краснуха,  свинка лучше переболеть в детсадовском возрасте. Советы родителям     Иногда именно позиция родителей и становится причиной  дезадоптации ребенка в  новых  условиях.  Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах  окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством  превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. Правила, которые помогут родителям развивать интерес, желание учиться и  адаптироваться их ребенку в школе. ­  Очень важно, чтобы родители не поощряли проявление детского эгоизма. Необходимо  найти способ объяснить ребенку элементарные нормы и правила, которым необходимо  следовать при взаимодействии с окружающими. ­  Задача родителей ­ объяснить  ребёнку, что все дети разные, с разными способностями и  талантами. Научите его не только брать, но и отдавать. ­  Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его  собственных результатов (вчера ты сделал две ошибки, а сегодня только одну). ­  Родители должны вовремя сориентировать ребенка именно на процесс обучения. Важно,  чтобы школа привлекала первоклассника своей главной деятельностью ­ учебой.  Рассказывайте ребенку, какие предметы он будет изучать в школе, как проходит урок, как  надо отвечать, как интересно узнавать каждый день много нового. Необходимо ограничить телевизор, компьютер. ­  Родители должны объяснить ребенку действия учителя: почему он ругает кого­то,  почему сердится, критикует. Рассказать малышу, что это никак не связано с ним лично ­  критикуют не его, как личность, а, к примеру, неправильно выполненное задание. При этом первоклассник должен уважать учителя, а не бояться его. ­  Все возникающие вопросы взрослым стоит решать только один на один с педагогом и ни  в коем случае не критиковать его в присутствии ребенка. ­ Для того, чтобы  домашний  ребёнок  мог безболезненно включиться в процесс обучения,  ему необходим опыт общения с посторонними взрослыми, постарайтесь обеспечить ему  условия для общения. Посещайте театр, выставки, принимайте гостей, общайтесь с  людьми на улице. Заключение Гиперопекаемые «домашние»  дети  очень часто сталкиваются с трудностями  адаптации в  новой среде  и  становятся    изгоями в школе.  В этой ситуации важнейшую роль  вместе с  родителями играет  и педагог.  Учитель должен привлечь ребёнка к учёбе, позволив ему  гармонично влиться в коллектив, не бояться, что­ либо делать самостоятельно.   Период адаптации к школе может затянуться  от двух месяцев до полугода. В течение  этого времени  ребёнок  может неоднократно  заявлять, что больше не хочет учиться  и не  пойдёт в школу. Поэтому  необходимо  набраться терпения  и  постараться  сделать   учёбу  для ребёнка  желанным ответственным  делом. Надо дать почувствовать ребёнку,  что он  теперь большой  и  в  школе  его  ждёт  много  нового и интересного. ЛЮБИТЕ  ДЕТЕЙ!