Адаптация к школе у домашних и у «садовских» детей, естественно, проходит по-разному. У детей, которые посещали детский сад, сформирован мотив - они идут в школу учиться. Они уже наигрались в детском саду и готовы УЧИТЬСЯ. Домашние дети, лишенные тесного общения с ровесниками, зачастую идут в школу общаться. В первом классе они отдают много времени для эмоций и на выстраивание взаимоотношений с одноклассниками. При этом учеба отодвигается на второй план.Как помощь таким детям?
Особенности детей не посещавших детский сад.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни
детей. Поступление в школу для многих из них – эмоциональнострессовая ситуация. От
того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит
работоспособность и успеваемость в последующие годы. Но детям, которые росли дома,
под присмотром мамы, бабушки или няни, адаптироваться к школьной жизни еще сложнее,
чем выпускникам детсада.
Дети, посещавшие детский сад, привыкли жить по расписанию, домашние детки,
даже в том случае, если родители старались соблюдать определенный режим дня, имели
гораздо большую степень свободы. Добавьте к этому ещё не домашнюю еду,
общественный туалет и т.д. У них нет большого опыта общения со сверстниками и чужими
взрослыми. Не с мамой, бабушкой, гувернёром или нянечкой, которые ещё ребёнок не
попросил уже готовы броситься на помощь и много раз объяснять, разговаривая с ним,
что называется, «глаза в глаза». В результате, резкий переход такого ребенка на жесткий
школьный режим становится сильным стрессом.
Гармонично вписаться в детский коллектив в 67 лет гораздо сложнее, чем в 24 года.
Ведь в детском саду все внимание родителей, воспитателей и самих детей
сконцентрировано именно на взаимоотношениях с коллективом. В школьные годы
внимание переключается на учебу и первоклашки, которые воспитывались дома, в
дошкольном возрасте, сталкиваются с рядом специфических трудностей, связанных с
адаптацией в совершенно новой для них среде.
И чем дольше мама сидит с малышом дома, тем сложнее будет ребенку адаптироваться
к условиям коллектива. Он сильнее привыкает к тому, что он один, все внимание
направлено только на него. Ребенок ощущает постоянную опеку родных. У него не
возникает конфликтов изза игрушек, ему не приходится анализировать свое поведение
относительно других детей.
Таких детей сегодня много и серьёзные проблемы с психологической адаптацией
практически у 40% детей, которые не ходили в детский сад .Таким детям грозит
социальная дезадаптация.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным
воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал переживание
«мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом. Он бессознательно
стремится к отчуждению.
Малышу, привыкшему быть центром внимания в семье, достаточно сложно адаптироваться
к новым условиям. Дома, что бы ни делал кроха, он всегда
самый лучший и замечательный. В школе же, даже самый подготовленный к наукам
ребенок, может почувствовать дискомфорт. Учеников ведь много, у учителя в классе 25
человек. Один лучше запоминает стихи, другой превосходно рисует, третий быстрее всех
бегает… Неожиданно, домашний малыш осознает, что он далеко не самыйсамый. А
переживают открытие все по разному: ктото всеми силами стремится обогнать
сверстников, забывая про прогулки, но большинство замыкаются в себе, превращаясь в
серых мышек.
Вторая причина – в неправильной мотивации к учебе.
Для ребенка, не посещавшего детский сад, школа – это, прежде всего, возможность
пообщаться, найти новых друзей, что называется: «на людей посмотреть, себя показать». К
сожалению, на выстраивание отношений, порой, тратится все свободное время ребёнка, а
учебники мирно пылятся в сторонке.
Третий вопрос, остро встающий перед школьником, взаимоотношение с учителем.Если садовские дети регулярно общались с воспитателем, то для остальных – это новый
процесс, в нюансах которого только предстоит разобраться. Нередко «домашний»
ребёнок, вернувшись в первый день из школы, говорит: «Учительница меня не любит, она
на меня не смотрит». И это осложняет адаптацию.
Домашний ребенок может панически бояться учителя. У него может отключаться
внимание на уроках. Такой уход в себя вызван страхами малыша перед реальностью.
Родителям необходимо объяснить малышу, почему учитель ведет себя таким образом.
Расскажите, почему он сердиться или критикует, почему может когото ругать. Домашний
ребенок, который идет в первый класс, должен научиться уважать взрослых, но не боятся
их. Ребенку необходим опыт общения с взрослыми. Задача родителей обеспечить
благоприятные условия для такого общения еще до школы.
И ещё одна проблема – строгий режим, с которым многие домашние дети впервые
сталкиваются именно в стенах учебных заведений.
Как видим, адаптироваться в новых условиях не так просто. Поэтому стоит приложить
усилия, чтобы помочь любимому ученику и разобраться во всех проблемах адаптации.
II. Трудности, с которыми сталкиваются «домашние дети» в школе
1.Проблемы коммуникативного характера
Для домашних детей становится особенно важно мнение других детей, они ищут свое
место в коллективе, новых друзей. Ребенок, который не прошел определенные стадии
взаимодействия с социумом, воспринимает школу как увлекательную новую игру и таким
образом учится согласовывать свои действия с кемто еще. Но менталитет домашнего
ребёнка отличается от менталитета детсадовского малыша, он должен понимать, что
не единственный на свете и у окружающих людей есть собственные желания и
потребности. В результате, столкнувшись с первыми трудностями общения,
первоклассник психологически не готов их преодолевать. И при малейшей неудаче,
домашние дети могут замкнуться, становятся робкими, стараются держаться незаметно,
при замечаниях плачут. У них может нарушиться сон, пропасть аппетит, они становятся
капризны.
2.Мотивационная проблема
У детей, которые посещали детский сад, сформирован мотив они идут в школу
учиться. Они уже наигрались в детском саду и готовы УЧИТЬСЯ. Домашние дети,
лишенные тесного общения с ровесниками, зачастую идут в школу общаться. В первом
классе они отдают много времени для эмоций и на выстраивание взаимоотношений с
одноклассниками. При этом учеба отодвигается на второй план.
3.Проблемы психологического характера
Вопрос, остро встающий перед школьником, взаимоотношение с учителем.
Дети, которые посещали детский сад уже научились выстраивать общение со взрослыми
по модели воспитатель – ребенок и легко переходят на школьный вариант
взаимоотношений. Они не боятся учителя и адекватно воспринимают строгость, критику.
У домашних детей часто на уроках отключается внимание, они уходят в себя. Такой
ребенок тихо сидит, но как будто отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания
учителя. Это не связано с тем, что ему неинтересно или он увлечен чемто другим. Как
правило, уход в себя, в свой внутренний мир вызван страхом перед реальностью. В данном
случае перед учителем, так как модель взаимоотношений учитель ученик сильно
отличается от модели ребенок родители. И слушать теперь надо не только маму, но и
учителя.
Большинство родителей, которые не отдавали ребенка в детский сад и занимались сним дома, уверены, что их чадо значительно умнее одноклассников. Они ждут от него
мгновенного и головокружительного успеха. А к неизбежным в начале обучения
трудностям относятся негативно. Среднестатистические успехи ребенка они
воспринимают, как неудачи. Они недооценивают достижения малыша. Он чувствует, что
мама и папа расстроены (даже если они это скрывают). В результате у маленького ученика
пропадает желание достигнуть успеха, снижается уверенность в себе и формируется
низкая самооценка. Ребенок хуже усваивает новый материал, появляются плохие отметки,
которые опять вызывают недовольство родителей, и разорвать этот замкнутый круг
становится все сложнее.
Адаптация к школе у домашних и у «садовских» детей, естественно, проходит по
разному. Малыши, посещавшие детский сад, как правило, в период адаптации могут быть
очень шумными, они бегают по коридорам, отвлекаются на уроках, часто спорят с
учителями. Домашние дети, не ходившие в сад и не имеющие опыта нахождения в
социуме, пугаются большого количества одноклассников и всё же им необходимо
успешно влиться в такой коллектив и общаться со сверстниками. Появляется
необходимость постоять за себя, научиться разрешать конфликты, дружить. Дети
начинают оценивать себя иначе, сравнивать и соперничать с одноклассниками. Домашний
ребенок слишком зависим от мнения одноклассников. Ему важно быть таким, как все, а не
выделяться на общем фоне. В результате первоклассник, вместо того чтобы развивать и
демонстрировать свои знания, старается слиться с классом, стать незаметным и не
выделяться на общем фоне. Дополнительные умения ребенок воспринимает не как
собственное достоинство, а как недостаток и старается их никому не демонстрировать.
Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего»
воспитания и воспитания в детском саду
В садике ребенок не испытывает недостатка в общении, поэтому его социализация,
альтруизм, дисциплина и т.д. закладываются сами по себе. Если же ребенок воспитывается
дома, родителям придется создать специальные условия для развития его личности и
выработки необходимых качеств, быть настойчивыми и требовательными.
• Самое главное – полноценное общение со сверстниками. Чаще всего домашние дети,
придя в школу, испытывают коммуникативные проблемы именно изза того, что не
привыкли общаться в коллективе. Поэтому они много времени тратит на установление
общения и на игры с детьми и в результате учеба может уйти на второй план.
• В детском саду дети приобретают опыт общения с посторонними взрослыми людьми –
воспитателями и нянечками. Они учатся их уважать, слушаться, просить о помощи,
выполнять требования и поручения, соблюдать дисциплину. Домашний же ребенок,
который привык только к маме или веселой доброй тёте, в развивающем центре, придя в
класс – долгое время может испытывать страх перед учителем.
• В детском саду изо дня в день соблюдаются все режимные моменты. В то время как
дома у ребенка чаще всего полная свобода, он не привыкает жить по расписанию. Поэтому
ребенку будет трудно подстроиться под строгое школьное расписание и организовать своё
время.
• Сравнения с другими детьми – дома ваш малыш естественно самый лучший и самый
умный. Но придя в школу, может случиться так, что даже при хорошей подготовке,
ребенок растеряется, не сможет сконцентрироваться на заданиях, объяснениях и
требованиях учителя; не сможет проявить себя с лучшей стороны или поймет, что есть
дети и «поумнее» его. Сравнение себя и своих знаний с другими детьми может быть весьма
болезненно для ребенка.• Находясь в саду, ребенок постепенно вырабатывает иммунитет к различным
инфекционным заболеваниям и в старших группах уже практически не болеет. Придя в
школу и попадая в постороннюю среду, домашний ребенок может подвергнуться частым
простудным и инфекционным заболеваниям. А такими болезнями, как ветрянка, краснуха,
свинка лучше переболеть в детсадовском возрасте.
Советы родителям
Иногда именно позиция родителей и становится причиной дезадоптации ребенка в
новых условиях. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах
окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством
превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
Правила, которые помогут родителям развивать интерес, желание учиться и
адаптироваться их ребенку в школе.
Очень важно, чтобы родители не поощряли проявление детского эгоизма. Необходимо
найти способ объяснить ребенку элементарные нормы и правила, которым необходимо
следовать при взаимодействии с окружающими.
Задача родителей объяснить ребёнку, что все дети разные, с разными способностями и
талантами. Научите его не только брать, но и отдавать.
Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его
собственных результатов (вчера ты сделал две ошибки, а сегодня только одну).
Родители должны вовремя сориентировать ребенка именно на процесс обучения. Важно,
чтобы школа привлекала первоклассника своей главной деятельностью учебой.
Рассказывайте ребенку, какие предметы он будет изучать в школе, как проходит урок, как
надо отвечать, как интересно узнавать каждый день много нового. Необходимо ограничить
телевизор, компьютер.
Родители должны объяснить ребенку действия учителя: почему он ругает когото,
почему сердится, критикует. Рассказать малышу, что это никак не связано с ним лично
критикуют не его, как личность, а, к примеру, неправильно выполненное задание. При этом
первоклассник должен уважать учителя, а не бояться его.
Все возникающие вопросы взрослым стоит решать только один на один с педагогом и ни
в коем случае не критиковать его в присутствии ребенка.
Для того, чтобы домашний ребёнок мог безболезненно включиться в процесс обучения,
ему необходим опыт общения с посторонними взрослыми, постарайтесь обеспечить ему
условия для общения. Посещайте театр, выставки, принимайте гостей, общайтесь с
людьми на улице.
Заключение
Гиперопекаемые «домашние» дети очень часто сталкиваются с трудностями адаптации в
новой среде и становятся изгоями в школе. В этой ситуации важнейшую роль вместе с
родителями играет и педагог. Учитель должен привлечь ребёнка к учёбе, позволив ему
гармонично влиться в коллектив, не бояться, что либо делать самостоятельно.
Период адаптации к школе может затянуться от двух месяцев до полугода. В течение
этого времени ребёнок может неоднократно заявлять, что больше не хочет учиться и не
пойдёт в школу. Поэтому необходимо набраться терпения и постараться сделать
учёбу для ребёнка желанным ответственным делом. Надо дать почувствовать ребёнку,
что он теперь большой и в школе его ждёт много нового и интересного.
ЛЮБИТЕ ДЕТЕЙ!