Особенности детских взаимоотношений в многодетной семье.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный аспект взаимоотношений в многодетной семье мало изучен. Поэтому в нашей работе мы исходим из трудов Хоментаускаса Г.Т. Взаимоотношение в семье определяется как форма и условие сосуществования родственников (родителей и детей). С помощью взаимоотношений реализуется функции семьи. Характер взаимоотношений реализуется функции семьи. Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения, социально-экономического состояние общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общество; типа семьи, её состава, структуры, психических и личностных свойств членов семьи; степени их совместимости, конфликтности. Таким образом можно заключить, что на взаимоотношение в семье влияет как высшие, так и внутренние факторы.
Иконка файла материала Особенности детских взаимоотношений в многодетной семье.doc
Особенности детских взаимоотношений в многодетной семье. Данный   аспект   взаимоотношений   в   многодетной   семье   мало   изучен. Поэтому в нашей работе мы исходим из трудов Хоментаускаса Г.Т. Взаимоотношение   в   семье   определяется   как   форма   и   условие сосуществования   родственников   (родителей   и   детей).   С   помощью взаимоотношений   реализуется   функции   семьи.   Характер   взаимоотношений реализуется   функции   семьи.   Характер   взаимоотношений   в   семье складывается   под   влиянием   нескольких   факторов:   традиций   семейного общения, социально­экономического состояние общества и его нравственно­ психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общество; типа семьи, её состава, структуры, психических и личностных свойств   членов   семьи;   степени   их   совместимости,   конфликтности.   Таким образом   можно   заключить,   что   на   взаимоотношение   в   семье   влияет   как высшие, так и внутренние факторы. И внутренние факторам мы относим, в данном случае, многодетность. В   популярной   литературе   отмечается,   что   многодетная   семья   более стабильна,   чем   одно   и   двудетная:   дети   скрепляют   супружеский   союз, обостряют супружеский долг. В многодетной семье обеспечивается реальная возможность   постоянного   общения   между   людьми   разного   пола,   разного возраста, снижается возможность формирования таких качеств характера, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которое возникает в такой семье – благодатная почва для развития детей, для совершенствование личности родителей. В многодетной семье у детей больше шансов избежать детского аутизма, неврозов,   страхов,   нездорового   эгоцентризма,   зацикленности   на   себе.   Но многодетность может быть фактором риска психического здоровья ребенка.Между   детьми   в   многодетной   семье   отношение   могут   носить   негативный характер; у детей развивается соперничество, агрессивность, негативизм и т.д. На отношение детей между собой огромное значение имеет отношение родителей   к   детям,   представленная   нами   в   социально­психологических особенностях   детских   групп.   Как   уже   нами   отмечалось,   отношение “взрослый­ребенок”   выступает   определяющим   фактором   в   мотивационно­ потребностной сфере межличностных отношение между детьми. Воспитательное воздействие окружающей группы детей в многодетной семье имеет специфические черты. Не нужно обширных исследований, чтобы понять и признать: дети в такой семье гораздо больше времени проводят друг с другом, чем с кем­либо из родителей. Они выступают друг для друга неисчерпаемым источником развивающих стимулов (старшие для младших).  Внутренние  отношения  в  такой детской группе строятся на особенностях поведения и темперамента каждого и на ряде других факторов, которое мы указывали раньше. Отношение детей друг к другу и отношение родителей к ним изменяются с возрастом детей. Но одно остается неизменным – очередность рождения. Характерной чертой такой детской группы также является определенное постоянство   и   общность   жизненных   условий.   Они   дети   одних   и   тех   же родителей,   у   них   одни   и   те   же   родственники,   свидетели   одних   и   тех   же семейных  событий, живут  среди  одних  и  тех  же  вещей.  у  них  однажды  и навсегда, по крайней мере формально, закреплено положение каждого в такой детской группе. Группа братьев и сестер характеризуется тем, что одни дети для другого выступают скорее в роли партнера, чем любой из родителей или взрослых. Закономерно, что между детьми возникает множество конфликтов, как у них интересы и потребности “близкие”, но разумеется не тоджественные.Но в то же время их “партнерство” – источник множество общественно позитивных ситуаций и тенденций. Тут формируется “соучение”, “соигра” и “сотрудничество”. Следующая черта – детям приходится делить между собой вниманием родителей и многое другое, тем самым они учатся в определенной мере, быть учтивыми и восприимчивыми. Помимо   то,   что   у   детей   формируется   представление   я   это   я,   в многодетной   семье   очень   быстро   возникает   сознание,  что   есть   мы  –  дети, братья,   сестры.   К   тому   же   жизнь   в   детской   группе   весьма   действенно способствует   так   называемой   дифференциации   личности.   Ребенок   в   семье хочет делать то, что делает другой, уметь то, что умеет другой и т.д. но с другой стороны, каждый из них с таким же упорством защищает что­то свое, хочет уметь что­то другое, делать что­то другое. Хочет быть самим собой, а не   только   старшим   или   младшим   братом.   Он   хочет   нравиться   родителям, импонировать другим детям чем­то своими, особенным, а не только тем, что он брат или сестра кого­то, кто как пример постоянно маячит перед ним, или как баловать по состоянию наступает ему на пятки. Здесь коренится причина детского   соперничества.   Оно   может   быть   по­своему   естественным   и здоровым, если родители сумеют поддерживать и направлять его так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Но соперничество может принести негативные результаты, если упустить контроль за ними. Соперничество, конкуренция между детьми в семье – явление настолько распространенное,   что   некоторыми   психологами,   психиатрами   считается неизбежным. Или же отмечается общее закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения и наоборот – чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество. Г.Т.   Хоментаускас   отмечает,   что   от   отношения   родителей   к   детям, зависит   взаимоотношение   детей.   Даже   к   неродившемуся   члену   семьи   при исправленном поведении родителей у другого ребенка может проявиться какрезультат ревность и агрессивное отношение к воображаемому конкуренту, которые   наверняка   могут   стать   реальностью,   если   в   семье   ничего   не изменится. Такие чувства более или менее знакомы всем первенцам, но не у всех одинаково интенсивны. И более того, не всегда негативны, так как имеют определенный психологический смысл – поощряют ребенка к поиску новых форм поведения в семье. Они могут способствовать   преодолению эгоизма, направлять энергию ребенка на утверждение себя в более зрелых способах общения   с   родителями   и   т.д.   однако,   когда   негативные   чувства   слишком интенсивны,  они   могут   стать   причиной   глубоких   психологически   проблем. Для   восполнения   эмоциональных   отношений   (дефицит   любви   внимания матери) старший ребенок может проявить  репрессию. Дети таким образом стремится осмыслить происходящее путем ролевой игры. Для   достижения   психологической   выгоды   (ощущение   значимости, любимости) старшие дети ставят перед собой различные социально значимые цели.   Но   это   может   привести   и   к   различным   нарушениями   поведения,   к ощущению собственной неполноценности, если младший ребенок обгоняет его в определенной, значимой для обоих ситуациях. Рождение второго и следующих детей в семье приносит меньше хлопот, чем   первенец.   Таким   образом   эти   дети   оказываются   в   более   спокойной, стабильной атмосфере семьи. Но эти дети сталкиваются с иными, ноне менее сложными   обстоятельствами.   Исследования   показывают,   что   мать   меньше разговаривает,   меньше   занимается   или   частично   это   восполняет   старший ребенок – по собственной инициативе или по настоянию родителей. Г.Т. Хоментаускас, анализируя соперничество между детьми, приводит следующий психологический сценарий конкуренции: сначала старший ребенок стремится показать свое превосходство родителям, малышу и себе в одной из значимых для него сфер – в силе, в опрятности, в знаниях, в творчестве и т.п. Такие   устремления   старшего   обуславливают   чувство   неполноценностивторого ребенка и вместе с тем определяют и интенсивное его стремление обойти   старшего.   Конкурентное   отношение   младшего   не   остается незамеченным   первенцем,   и   тот   еще   больше   старается   показать   свое превосходство. Так создается замкнутый круг все нарастающих конкурентных отношений между детьми. Такое   поведение   детей   изнутри   поощряет   определенной   внутренней установкой: “Я ценен соответственно тому, насколько больше я достигаю, чем другие  окружающие  меня  люди”.  Подобное “спортивное”  осмысление  себе среди   других   людей   ведет,   с   одной   стороны,   к   интенсивному   стремлению достичь все больше и больше; с другой – к тому, что обесценивается сам процесс творчества, учебы (или другой сферы, на почве которой сложилось конкурентные   отношения),   ценностью   же   становится   сам   факт   “победы”. Конкурентные   отношение   изнуряет   детей,   но   что   особенно   важно,   они   не имеют финиша. Сложившийся  сценарий может закрепится на всю жизнь м вызывать напряжение, недовольство собой. К тому же данное отношение часто становится жизненной философией, оправдывающей   бесцеремонное   обращение   с  другими   людьми,  моральными нормами. Конкурентные   отношения   между   детьми   одной   семьи,   как   правило, имеют   прямое   или   косвенное   поощрение   со   стороны   родителей.   Один   из механизмов такой поддержки – повышенное внимание и любовь к ребенку в качестве   награды   за   какие   –   то   достижения.   Соперничество   особенно взвинчивается,  если   при   этом   родители   сравнивают   детей   друг   к   другу,  а позже – и восприятие мира как арены борьбы. Для того, чтобы ориентироваться в сложных взаимоотношениях детей в семье Хоментаускас предлагает экологическую схему семьи, которая как он считает,   подчеркивает   тесную   связь   взаимоотношений   детей   и   отношения родителей к детям.Семья   для   каждого   её   члена   является   определенным   жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. В ней   каждый   стремится   удовлетворять   свои   потребности,   реализовать развивать   себя   и   в   то   же   время   находиться   в   теснейшей   связи   со   всеми членами   семьи.   Для   этой   “экологической   системы”   характерно   то,   что несогласованность   психологических   потребностей   и   взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи. Образно   говоря,   каждый   член   семьи   занимает   определенную “экологическую   нишу”,   т.е.   выполняет   определенные   необходимые   для поддержания баланса системы функции. И   таким   образом,   каждый   ребенок   занимает   определенную   позицию, статус   в   межличностных   отношениях   детей.   В   многодетной   семье   дети выбирают различные, индивидуальные пути поведения, которое строятся на основе субъективной, подсознательной оценки происходящего вокруг. Уже в конце первого и в начале второго года жизни ребенок становится настоящим “экспертом”   своих   родителей.   В   семьях   с   серьезными   проблемами   в отношениях,   личностными   отклонениями   родителей   наблюдаются   такие формы поведения детей и воздействия на родителей, которые плохо влияют на развитие и взаимоотношение ребенка с другими детьми (болезнь, агрессия). Существуют   научные   аргументы   в   пользу   того,   что   терпимое,   в некоторой степени снисходительное отношение к путям развития личности служит одним из факторов психического здоровья развивающегося человека. Нетерпимость   к   индивидуальным,   творческим   проявлениям   ребенка,   как правило,   приведут   к   искаженным     отношениям   к   окружающим   к   себе, протесту, негативному, а часто и к психическим нарушениям. Родители   должны   с   пониманием   относиться   к   различным     и   должны   обладать разнообразным   проявлениям   личности   ребенка, способностью воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть. Это   дает   шанс   детям   найти   приемлемые   неконкурентные   позиции   поотношению   друг   к   другу,   сохраняет   эмоциональный   контакт   между родителями   и   детьми.   В   воспитании   детей   эффективнее   не   прямая манипуляция путем жестких ограничений, а вера в саморазвивающую силу ребенка, развитие его самостоятельности. Это основа того, чтобы маленький человек сам разобрался в окружающем его мире, чтобы из него получилась сильная, готовая к любым трудностям жизни личность. Таким   образом,   мы   приходим   к   заключению,   что   на   характер взаимоотношений детей в многодетной семье влияют следующие факторы: супружеские отношения; ­ ­ позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания; возраст самих детей; ­ ­ личностные качества детей; Ссоры   между   детьми   в   семье   по   своей   значимости   на   формирование личности детей несут противоречивый характер. С одной стороны они закаливают характер, выступают как субъективный опыт детей. Ссор между детьми в семье избежать невозможно. Но их можно считать естественными и нормальными, только если в их основе  не лежит мотив предательства. Негативные   отношения   между   детьми   при   отсутствии   правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей, могут закрепиться  и  сопровождать   их   всю  жизнь,  вызывая   различные   внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.  Девиантное поведение требует особой коррекции со стороны родителей и педагогов.