Особенности эстетического воспитания младших школьников
Оценка 4.6

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
01.04.2018
Особенности эстетического воспитания младших школьников
У младших школьников ведущей является учебная деятельность, которая приходит на смену игровой. В процессе осуществления учебной деятельности ученик под руководством учителя систематически овладевает содержанием такой формы общественного сознания, как искусство. Причем постигает его через художественные образы и приобретает умение действовать в соответствии с требованиями предъявляемыми учителем. При овладения данной сферой общественного сознания у школьников формируется теоретическое сознание и мышление и соответствующие им способности - рефлексия, анализ, планирование, которые являются центральными новообразованиями младших школьников.Учет перечисленных новообразований особенно важен в работе с учащимися начальных классов при организации художественно-трудовой деятельности, поскольку в этом возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
Особенности эстетического воспитания младших школьников .docx
Особенности эстетического воспитания младших школьников Цыганкова Г.А. Ведущим   методологическим   принципом   в   подходе   к   своеобразию младшего школьного возраста является учет характерных новообразований, свойственных данному возрастному периоду, то есть впервые возникающих в этом   возрасте   изменений   в   психике.   С   понятием   «новообразование»   Л.С. Выготский связывал: новый тип деятельности ребенка, характеризующий его возраст,   новый   тип   его   личности   и   те   психические   изменения,   которые впервые возникают в данном возрасте. У ребенка 6­10 лет ведущей является учебная деятельность, которая приходит на смену игровой. В процессе осуществления учебной деятельности ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием такой формы общественного сознания, как искусство, причем постигает его через   художественные   образы   и   приобретает   умение   действовать   в соответствии   с   требованиями   учителя.   При   овладения   указанной   сферой общественного   сознания  у   ребенка  формируется  теоретическое   сознание   и мышление   и   соответствующие   им   способности   ­   рефлексия,   анализ, планирование, которые являются центральными новообразованиями младшего школьного возраста. Учет этих новообразований особенно важен в работе с учащимися   начальных   классов   при   организации   художественно­трудовой деятельности,   поскольку   в   этом   возрасте   закрепляются   и   развиваются основные   человеческие   характеристики   познавательных   процессов: восприятие,   внимание,   память,   воображение,   мышление,   речь.   По   Л.С. Выготскому, «из натуральных эти процессы должны стать культурными» (20: 197), то есть превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Для   младшего   школьника   характерны   «детские   качества»   ­ легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. В то же время в школе   ребенок   приобретает   не   только   новые   знания   и   умения,   но   и определенный социальный статус. Изменяются интересы, «ценности» ребенка, весь уклад его жизни. Как считает Л. И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения   социального   «Я»   ребенка.   Изменение   самосознания   приводит   к «переоценке   ценностей».   То,   что   было   значимо   раньше,   становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на   смену   им   приходят   новые.   Все,   что   имеет   отношение   к   учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с игрой, ­ менее важным (9: 1979). Для   ребенка   младшего   школьного   возраста   характерны   активность, умственная и физическая, практическая, а также потребность в деятельности, в   том   числе   эстетической,   художественно­образной,   которая   может   быть организована   на   уроке   художественного   труда.   Повседневно   окружающая ребенка действительность многогранна. Явления природы, быт, произведения искусства, с которыми ребенок общается, являются основными источниками формирования его эстетического отношения к действительности. Дети охотно берутся   за   изготовление   изделий,   даже   если   не   готовы   практически,   не знакомы   с   необходимыми   операциями.   Они   выполняют   работу   быстро, спешно,   не   смущаясь   отрицательным   результатом.   Для   них   главное   ­ деятельность,   а   не   ее   результат,   который   они   не   умеют   сопоставить   с образцом   и   оценить   объективно.   То,   что   они   сделали,   всегда   хорошо   уже потому, что они трудились. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что введение ребенка в   деятельность   переворачивает   всю   проблему   развития,   обращая   ее   на субъекта.   Понятие   «деятельность»   подчеркивает   связь   самого   субъекта   с предметами окружающей его действительности. Уроки   художественного   труда   выделяются   из   цикла   предметов обучения   в   общеобразовательной   школе   тем,   что   носят   практический характер,   в   их   содержании   практическая   деятельность   субъекта   занимает наибольшую   часть   относительно   теоретического   материала.   Насыщенность урока   художественным   содержанием   создает   благоприятный   климат   и благодатную почву для формирования эстетической культуры личности во всем   многообразии   ее   компонентов.   Эта   работа   должна   быть   продолжена учителем и во внеурочное время, например на внеклассных или кружковых занятиях   по   художественному   труду,   одной   из   форм   которых   выступают занятия по изготовлению мягкой игрушки. П.П. Блонский говорил, что «для школьного возраста характерен труд как таковой» (8: 214). «Долготерпение» руки, как и быстрота моментального действия, особенно в монотонной деятельности, у ребенка гораздо большее, чем у взрослого. Во время работы дети мало чувствительны к шуму, но в то же   время   очень   любят   работать   под   ритм,   ритмические   движения   уже   у восьмилетки довольно хорошо развиты. Координация руки и глаза в младшем школьном   возрасте   усиленно   развивается,   упражняемость   рабочей   руки огромна.   Поэтому   младший   школьный   возраст   является   максимально подходящим   для   обучения   ручному   труду,   и,   прежде   всего   ­ художественному. Преимущество этого  возраста состоит также в том, что приобретенный   навык   в   дальнейшем   «обнаруживает   очень   большое постоянство»   в   работе   и   длительность   сохранения,   сравнительно   мало колеблясь даже при неблагоприятных для работы субъективных состояниях (например, скука).  Иначе дело обстоит с вниманием. Оно имеет два недостатка: плохая приспособляемость,   благодаря   которой   очень   трудно   сразу,   очень   быстро напрячь   свое   внимание,   и   сильная   отвлекаемость.   Но   труд,   особенно художественный, хорошо развивает внимание. Упражнения,   тренаж   не   должны   абсолютизироваться   и   занимать   все время на уроке. Ребенок должен получать основу для развития, насыщаться необходимыми знаниями, размышлять и фантазировать, а главное – видеть результат своего труда. Созданная на уроке ситуация успеха, положительного результата   будет   способствовать   воспитанию   любви   к   труду,   к   культуре труда. Не видя полезных результатов своего труда, дети быстро «получают скуку».   Очень   важно   поэтому,   чтобы   результаты   их   труда   были,   по возможности, «общественно полезны» (8: 217­218).  Наш опыт показывает, что занятия художественным трудом – один из самых любимых видов деятельности ребенка, а часто даже самый любимый. В то же время при прочих равных условиях ­ это самый легкий из школьных предметов,   насколько   можно   судить   об   этом   по   успеваемости   и   степени утомления после урока. Ручной художественный  труд – очень конкретный предмет, удовлетворяющий потребность активного ребенка в целесообразной, производящей,   нетрудной   деятельности.   Поэтому   дети,   очень   активные существа   с   конкретным   мышлением,   так   любят   ручной   труд,   и   с   особым удовольствием   занимаются   им   во   внеурочное   время   в   кружковой деятельности. Из   сказанного   очевидно,   что   эстетическое   воспитание   младшего школьника   наиболее   целесообразно   в   процессе   занятий   по   обработке художественно   ценных   материалов,   то   есть   на   занятиях   художественного труда, путем включения ребенка в практическую деятельность по созданию поделки   одного   из   видов   декоративно­прикладного   искусства,   Включенность   в сопровождающуюся   эстетической   деятельностью. эстетическую   деятельность   и   будет   способствовать   эстетическому воспитанию младшего школьника. Многие   авторы   считают   младший   школьный   возраст   наиболее сензитивным   с   точки   зрения   формирования   эстетического   отношения   к действительности, в том числе и с точки зрения формирования эстетической культуры   личности.  Наиболее   сензитивным   признается   возраст  8­9  лет,  то есть третий  класс, поскольку этот  возраст  обладает  рядом благоприятных предпосылок, а именно: способность к анимизму окружения, наделению его   наличием   определенного эмоциональным   и   личностным   смыслом, эмпирического опыта. Дети   неравнодушны   к   красоте,   замечают   ее   проявления,   обозначают словом   «красиво».   Л.С.   Выготский   отмечает,   что   ребенок   психологически готов   понять   красоту   как   таковую.   Но   это   может   произойти   при соответствующем   общении   со   взрослым,   поскольку   младший   школьник конформист, он безусловно полагается на эстетические оценки взрослого и наследует их. Одним из существенных качеств младшего школьника является присущая   ему   «нерасчлененность»   сознания,   у   него   нет   достаточно дифференцированных отдельных психологических функций, ему свойственны «недифференцированные   единства»,  из   которых  «постепенно   только  путем развития и возникают отдельные функции» (20: 258). Выделение эстетических функций детского сознания – может быть только результатом направленного развития под воздействием педагогического вмешательства. У младших школьников в процессе обучения развивается, усиливается, иногда   принимает   гипертрофированные   формы   внимание   к   мелочам, отдельным   деталям.   На   смену   всеобщности,   систематизму   приходит способность   к   созерцанию   отдельных   деталей,   а   в   области   мышления   ­ способность к анализу. «Психологический   механизм»   восприятия   эстетического   объекта представляет   особую   систему,   в   которую   входят,   с   одной   стороны,   так называемые   аффективно­потребностные   структуры   личности   ребенка, выражающиеся   в   потребностях,   интересах,   идеалах   и   т.п.,   составляющие собственно   динамическую   часть   системы,   а   с   другой   ­   операциональные структуры личности, то есть такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т.п. Самоценность эстетического восприятия определяется следующим: во­   необходимостью   развития   художественного   видения, первых, наблюдательности, умения рассматривать предметы (пропорции, цвет, форму и   т.   д.),   выявлять   главное   и   незначительное   (дифференцированность восприятия)   и   ощущать   их   в   пространстве   (соотношение   с   окружающими отличать   прекрасное   от   безобразного предметами, (избирательность   восприятия),   что   в   прямую   связано   со   спецификой   всех   перспектива), видов изобразительного искусства (художественного труда в том числе); во­ вторых, тем, что окружающая человека среда содержит множество предметов декоративно­прикладного искусства, произведений архитектуры, живописи и скульптуры, которые оказываются в среде обитания ребенка и воспитывают его в эстетическом плане помимо школы и учителя. В   процессе   обучения   и   воспитания   восприятие   младшего   школьника перестраивается,   оно   становится   более   глубоким,   анализирующим,   менее эмоциональным.   Ребенок   6­7   лет,   увидев   принесенную   учителем   на   урок поделку, восклицает «Ах!», «Ой, какая красивая!», воспринимая ее целостно как   объект.   Она   не   сливается   у   него   со   всей   окружающей   его действительностью,   он   может   не   замечать   ее   функций   и   назначения,   но испытывать   положительные   эмоции   от   созерцания.   При   этом   на   вопрос «Почему она нравиться?» ребенок в состоянии лишь еще раз повторить, что она красивая, но не сможет объяснить, что же именно в поделке ему нравится, почему  он  сделал  такой  вывод. Дети  8 лет  способны  выделить  некоторые признаки   (например,   цвет   или   назначение   –   игрушка),   но   не   способны выделить самостоятельно детали поделки при первом рассмотрении ее без руководства и наводящих вопросов педагога, и только к 9­10 годам у ребенка появляется   способность   к   самостоятельному   анализу   поделки,   он   уже способен не только выделить отдельные детали, но и вербально выразить, что же именно ему нравится в ней, почему нравится больше один качественный признак, чем другой. При этом его реакция на принесенный предмет не будет такой   восторженной,   но   будет   проявляться   заинтересованность,   более устойчивая и осознанная, чем в первом классе. Следует также обратить внимание на ассоциативный характер детского мышления.   Дети   младшего   школьного   возраста,   как   правило,   ассоциируют понятия «доброта» и «красота», то есть в основе их эстетического отношения к   действительности   лежат   не   столько   собственно   эстетические,   сколько морально­этические понятия. Все, что дети любят, они называют красивым. Следовательно, приступая к формированию эстетического вкуса, сознания, суждения и т. д. младших школьников, необходимо учитывать духовный и моральный аспекты, нашедшие отражение в народных традициях и народном творчестве,   опираясь   на   понятия   «доброта»   и   «любовь»,   на   особенности ассоциативного мышления детей. Период   младшего   школьного   возраста   является   весьма   трудным   и сложным   для   формирования   эмоционально­интеллектуальных   оценочных суждений,   то   есть   эстетического   вкуса.   У   младших   школьников   еще   не сформированы взгляды, суждения, оценки, другими словами ­ мировоззрение учащихся находится в самой начальной стадии развития.  В младшем школьном возрасте невозможно сформировать эстетический идеал, но необходимо создать почву для его развития, заложить те основы, на которых он дальше будет формироваться и совершенствоваться. В начальной школе   эстетический   идеал   во   многом   ассоциируется   для   нас   с   эталоном, образцом,   который   предлагается   ребенку.   В   силу   подражательности,   как особенности   возраста,   младший   школьник   легко   копирует   предложенные образцы   и   часто   остается   довольным   выполненной   работой.   Но   так   ли, настолько ли хороша бывает копия, насколько хорошей ее хочет видеть, и видит, ребенок? Умение соотносить результаты своих действий с эталоном является основой в формировании эстетического идеала. Одна   из   сфер   воплощения   эстетического   идеала   ­   творческая деятельность, которая может быть направлена на восприятие произведений искусства   и   на   создание   эстетически   ценных   предметов.   Например,   на занятиях   художественным   трудом   по   обработке   волокнистых   материалов младшие школьники создают своими руками различные поделки, как бы давая вторую жизнь ненужным вещам: лоскуткам ткани, остаткам пряжи, старым пуговицам и т.п. Таким   образом   младший   школьный   возраст,   это   особый   возраст   для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учит ель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте   формируется   отношение   ребенка   к   миру   и   происходит   развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников

Особенности эстетического воспитания младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018