Особенности формирования самостоятельности у подростков.
Оценка 4.7
Научные работы
doc
психологическая работа +1
7 кл—9 кл
09.06.2017
Самостоятельность в подростковом возрасте, да и не только в подростковом - это способность принимать взвешенное решение и нести за него личную ответственноость. Порой, чувство взрослости, дающее подростку такой мощный импульс для творческих свершений и самореализации, часто конфронтирует со способностью и желанием отвечать за содеянное (результат своих поступков). В каком возрасте следует развивать данную социальную компетентность и развивается ли она вообще?
При формировании самостоятельности у подростков решаются важные задачи развития, не только приобретение знаний и умений на достаточно высоком уровне, но и умение учащихся самостоятельно ставить задачу, определять план и способы её решения. При решении познавательных и практических действий формируются ценные качества: активность, ответственность, целеустремленность, организованность. Опыт учителей определяет многообразие подходов к организации самостоятельной работы школьников через различные приёмы, виды и формы работы, что способствует формированию самостоятельности.
Особенности формирования самостоятельности у подростков.
Педагогпсихолог
МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода
Иванова Е.А.
Новые цели образования предполагают формирование творческой личности,
способной к самостоятельному определению способов своей деятельности.
Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой
степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе
обучения активность и познавательную самостоятельность.
Самостоятельность является основой формирования творчества в
деятельности субъекта, а творческая деятельность – это активное
взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он
целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее
общественное значение. Поэтому будущее напрямую зависит от усилий школы:
насколько хорошо она обеспечит развитие активности и самостоятельности
учащихся в обучении.
Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к
необходимости нахождения действенных путей для развития самостоятельности
учащихся. Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди
которых наиболее важным является осознание учеником своих способностей,
интересов, знание способов самостоятельной деятельности.
Современное общество требует от нынешнего поколения различных
личностных качеств, одним из которых является самостоятельность – качество,
помогающее человеку проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее
и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно
участвовать в разностороннем развитии собственной личности.
Самостоятельность проявляется на определённом этапе развития личности.
Вершина этого качества достигается человеком при переходе на высшую ступень
саморазвития – самообразования и самовоспитания, подразумевающих активную
работу над собой, целенаправленное изменение себя в различных направлениях
развития в соответствии с интересами самой личности и общества. Именно в
самостоятельной личности обнаруживается сложное взаимодействие
социального и личностного. Такой подход позволяет рассмотреть процесс
формирования самостоятельности с учетом механизма социализации личности в
процессе совместной деятельности и общения между учащимися.
В содержании понятия личность современная философия выделяет три
компонента: индивидуальность, социальная роль, коммуникативность.
Жарова Л. В. определяет самостоятельность как – замечательное свойство
человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие
самореализации личности, творческих возможностей.
1 М.А.Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, П.И.
Пидкасистого, М.Н. Скаткина и др считают, что самостоятельность является
средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом
эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития
школьников.
Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности,
современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль
выражается в объединении других личностных проявлений общей
направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для
осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.
Самостоятельность ученика выражается, прежде всего, в потребности и
умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой
ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению.
Таким образом, несмотря на противоречивость в определении сроков,
учёные единодушны в одном: самостоятельность – важнейшая характеристика
личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других
личностных свойств (произвольности,
без
самостоятельности личность не становится полноценной.
целеустремленности),
воли,
Особое значение процесс развития самостоятельности у личности
приобретает в отрочестве, когда подросток начинает выделять себя в качестве
объекта самопознания и самовоспитания.
Средний школьный возраст (от 911 до 1415 лет) принято в психологии
называть отроческим, или подростковым. Отрочество – период жизни между
детством и взрослостью. Процесс формирования новообразований, отличающих
подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить
неравномерно, изза чего в подростке одновременно существуют и «детское», и
«взрослое».
В подростковом проявляются: стремление к общению и совместной
деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей и жить с ними
общей жизнью и одновременно; желание быть принятым, признанным, уважаемым
сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, расширяется и
содержание понятия «учение». Именно в подростковом возрасте появляются
новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и
профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих
приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.
Самые существенные изменения происходят в личностной сфере. Многие
психологи говорят также о взрослости в познавательной сфере и интересах –
интеллектуальной взрослости: она выражается в стремлении подростка чтото
знать и уметь понастоящему. Это стимулирует развитие познавательной
деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы
(кружки, факультативы, секции и т.д.).
Самооценки подростка легко формируются в общении со сверстником. В
подростковом возрасте представления о себе расширяются и углубляются,
2 возрастает самостоятельность в суждениях о себе, но дети очень различаются по
степени знания себя и адекватной самооценки. У многих подростков она
завышена, и уровень их притязаний к родителям, учителям, сверстникам выше
реальных возможностей. Особо подросток заботится о собственной
самостоятельности, независимости. Чем старше подросток, тем шире сфера
претензий на самостоятельность; большинство хотят выразить свое «Я» в
оценках, суждениях, поступках. В этом возрасте начинается формирование
собственных позиций по ряду вопросов и некоторых жизненных принципов, что
свидетельствует о появлении самовоспитания.
Таким образом, подростничество – это самый трудный и сложный из всех
детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе
с тем – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы
самостоятельности, нравственности, формируются социальные установки,
отношения к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте стабилизируются
черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные
мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным
стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание,
самовыражение и самоутверждение.
В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную,
инициативную личность. Поэтому процесс формирования самостоятельности
должен строиться поэтапно и продолжительно. В процессе обучения школьники
достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед
ними, усложняются и расширяются.
Процесс развития самостоятельности подростка сложен и противоречив.
Главными причинами являются возрастные и индивидуальные возможности
ребенка (обучаемость, особенности волевых процессов), педагогические,
социальные условия (влияние семьи, направленность и уровень обучения в школе
ценностные ориентации одноклассников и др.). В зависимости от того, как
ученик умеет пользоваться полученными знаниями, выделяют три уровня
самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий. Тогда
критериями выделения уровней могут быть: степень сформированности знаний и
умений; содержание и устойчивость мотивации; отношение школьников к
учебной деятельности, ее нравственные основы.
Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость,
способность и стремление человека совершать действия или поступки без
помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и
естественная потребность ребенка. Предпосылки развития самостоятельности
отнюдь не гарантируют успешное формирование у подрастающего человека
этого качества. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в
обучении.
Самостоятельность – это не только отсутствие помощи учителя, внешних
опор, но и своеобразие, оригинальность, способность посвоему, интересно
решать ту или иную задачу. Развивается такая самостоятельность там, где есть
3 свобода действий, возможность выбора, право высказывать свои мысли,
независимые суждения, совершать нравственные поступки.
Острую актуальность в настоящее время приобретает нравственная сторона
самостоятельности детей и взрослых. Процесс овладения знаниями и умениями
связан с формированием нравственных мотивов и поступков, постоянным
упражнением ребят в приложении своих сил. Нравственная направленность
самостоятельности ребенка в значительной степени обусловлена той
атмосферой, которая царит в семье, школе, обществе. Особенно важную роль
играет поведение взрослых (родителей, учителей, руководителей школы), их
отношение к своему делу, к деятельности и поступкам учащихся.
Развивая самостоятельность школьников в процессе обучения, мы должны
иметь в виду все ее компоненты и ориентироваться на конечный результат –
цельную гуманную личность.
Таким образом, благоприятным условием формирования самостоятельности
является организация педагогического процесса и общения, имеющая
личностную направленность, учитывающая особенности подросткового возраста,
являющаяся условием развития самостоятельности, как интегрального качества
личности, которое начинает развиваться в подростковом возрасте.
Организация педагогического общения, осуществляемая через создание
ситуаций, позволяющих учащимся мотивировать свою учебную и внеучебную
деятельность, проявлять активность и ответственность, в ходе её выполнения,
способствует развитию самостоятельности подростков.
Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного
единства знаний, убеждения и действия, слова и дела. Школа обязана
вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам
морали.
При формировании самостоятельности у подростков решаются важные
задачи развития, не только приобретение знаний и умений на достаточно
высоком уровне, но и умение учащихся самостоятельно ставить задачу,
определять план и способы её решения. При решении познавательных и
практических действий формируются ценные качества:
активность,
ответственность, целеустремленность, организованность. Опыт учителей
определяет многообразие подходов к организации самостоятельной работы
школьников через различные приёмы, виды и формы работы, что способствует
формированию
самостоятельности. При этом педагогический процесс
становится не просто познавательным и интересным, но и продуктивным.
Для развития самостоятельности нужны не только ситуации повышенного
напряжения, но и поддержка, ситуации успеха. Присвоенные и проверенные в
собственном опыте знания снимают у подростка состояние тревожности,
неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с
окружающими людьми, предметами, явлениями природы. Вот почему педагоги
давно осознали необходимость воспитания у школьников самостоятельности как
свойства деятельности и как черты личности.
4 Важнейшим моментом новой социальной позиции подростка оказывается
осознание им своего Я, которое проявляется в формировании самооценки, в
отношениях со сверстниками и взрослыми, в повышенном интересе к
собственной личности и потребности в оценке своих личностных качеств.
Формирование самосознания, отношение к себе как к самостоятельной личности
являются существенной характеристикой любого подростка. Возникает одно из
основных противоречий этого возраста – между возросшим ощущением
самостоятельности, взрослости и психическими возможностями подростка.
Развитие собственной социальной компетентности – достаточно трудная
задача для подростков, так как высокая потребность подростков в общении
вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого
человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на
критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.
Список литературы:
Социальное самоопределение старшеклассников:
1. Акатов Л.И. Ведущие факторы и условия позитивного личностного
самоопределения современных старшеклассников / Л.И. Акатов, А.Н. Бондарева,
Н.М. Россинская // Ученые записки Курского государственного университета.
2014. № 2 (30) С. 182190.
2.
ретроспективный подход / Л.И. Акатов. Курск: КГУ, 2009. 264 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.
Божович. СПб.: Питер, 2008. 411 с.
4. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от
подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. М.: Педагогика, 1987.
184 с.
5. Ходенко Н.М. Влияние развивающих сред на личностное самоопределение
старшеклассников / Н.М. Ходенко // Ученые записки Курского государственного
университета. 2013. № 2 (26). С. 3042.
6.
Социальнопсихологические условия личностного
самоопределения старшеклассников: дис. … канд. психол. Наук / Т.А.
Шульгина. Курск: КГУ, 2007. 194 с.
Акатов Л.И.
Шульгина Т.А.
5 6
Особенности формирования самостоятельности у подростков.
Особенности формирования самостоятельности у подростков.
Особенности формирования самостоятельности у подростков.
Особенности формирования самостоятельности у подростков.
Особенности формирования самостоятельности у подростков.
Особенности формирования самостоятельности у подростков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.