Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"
Оценка 4.9

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
психологическая работа +1
7 кл—9 кл
01.01.2019
Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"
Методическое пособие способствует успешной социальной адаптации выпускников детского дома. Для достижения поставленной цели рекомендованы методы, формы работы с подростками. Оказывать социальную и психологическую помощь выпускникам детского дома на начальном этапе их самостоятельной жизни; Защищать права и интересы выпускников; Оказывать помощь в получении образования, специальности, последующем трудоустройстве. Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников. Наша работа построена на следующих принципах: • индивидуального подхода к судьбе каждого ребенка; • комплексного решения проблем выпускника; • переориентации иждивенческой психологии на стремление справиться с жизненными проблемами собственными силами; • адекватной реакции на ситуацию, в которой находится выпускник; • гарантии непрерывного и всестороннего сопровождения выпускника; • ориентации на социально-ценностные отношения (способность педагога обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения); • деятельностного подхода (обязательная активность каждого участника программы, личная заинтересованность в ее реализации); • расширения социального пространства (привлечение учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты города, области); • ориентации на работу в современном правовом поле; • конфиденциальности. Также сопровождении выпускников до 24 лет, после выпуска из учреждения, оказание помощи и поддержки подросткам в самостоятельной жизни.
ДД №24 Методическое пособие Бригадирова В.Г.doc
Государственное казенное  учреждение для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №24 «Аврора» ст. Григорополисская, Новоалександровского района Методическое пособие по теме: «Новые формы работы постинтернатного сопровождения  выпускников детского дома» Номинация конкурса: «Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, воспитанников переданных в замещающие семьи» Автор: Бригадирова Вера Георгиевна, воспитатель ГКУ «Детский дом №24 «Аврора» 356021, Ставропольский край, Новоалександровский район, ст.Григорополисская, ул. Мартыненко 11б ГКУ «Детский дом №24 «Аврора», т. 8­86544­5­13­07 раб.,8­962­423­29­63 моб. E­mail: brig­[email protected] Актуальность.      2018г         Одним  из  самых критических  моментов  в  жизни  детей­сирот  и детей, оставшихся   без   попечения   родителей,   является   их   переход   из­под   опеки государства   к   самостоятельной   жизни.   Воспитываясь   в   семье,   ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями,   обслуживать   себя,   заботиться   о   близких.   Низкий   уровень социальной   компетентности,   свойственный   воспитанникам­сиротам, впоследствии   нарушает   процесс   включения   их   в   жизнь   общества,   снижает возможность   усвоения   принятой   системы   ценностей,   норм,   знаний   и представлений.   Воспитанники   детского   дома   после   выпуска   нередко попадают   в   весьма   трудную   жизненную   обстановку,   которая   ставит   перед ними   множество   вопросов   –   бытовых,   экономических,   образовательно­ профессиональных и социальных. Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность   перед   самостоятельной   жизнью.   Несмотря   на   наличие формального   множества   открывающихся   перед   ними   перспектив,   они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Выпускники   детского   дома   находятся   чаще   всего   в   состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей­сирот   носила   в   значительной   мере   «объектный»   характер,   о   них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе   говоря,   выпускникам   детского   дома   фактически   предстоит самостоятельно   и   впервые   выстроить   и   организовать   свое   жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи: как перейти   на   самостоятельное   жизнеобеспечение   и   как   выстроить   границы своего нового жизненного пространства.      Наиболее   характерными   затруднениями   выпускников   в   период   постинтернатной   адаптации   являются:   проблемы   интеллектуального, эмоционального   и   личностного   развития;   затруднения   профессионального   дальнейшего   профессионального   образования   и самоопределения, трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;   затруднения   в   ориентации   в   системе   служб   социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска.       Готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности детского дома. Судьбы выпускников детского дома во многом зависят   от   той   помощи   и   поддержки,   которую   они   могут   получить   после ухода из учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского   дома   воспитанники   будут   в   полной   мере   подготовлены   к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность   обычно   компенсируется   помощью   родителей,   которые берут на себя решение возникающих у детей проблем. Выпускники детского дома   не   могут   рассчитывать   на   помощь   родителей,   а   между   тем   им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем. Как уже   говорилось,   это   проблемы   защиты   прав,   в   частности   жилищных   и трудовых;   это   психологические   проблемы,   решение   которых   предполагает умение   разбираться   в   людях;   способность   не  впадать   в  панику   в  трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального   характера:   оказание   себе   первой   помощи,   приготовление обеда,   ремонт   жилья,   разрешение   конфликтов   с   соседями,   рациональное использование средств на покупки  и др. Поэтому возникла необходимость создания   эффективной   системы   сопровождения   выпускников   на   этапе   их адаптации.  социальной   Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности  максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении   профессии   и   трудоустройстве,   решении   жилищных   проблем, построении   семейных   отношений   призвана   данная   программа.   Все вышеизложенное   определяет   актуальность   методического   пособия   по социальной   адаптации   выпускников,   которое   является   результатом обобщения опыта отечественных авторов по вопросам социализации детей­ сирот, с использованием опыта работы педагогов детского дома.           Цели и задачи. Цель:      ­   Содействие   успешной   социальной   адаптации   выпускников   детского дома.  Достижение   поставленной   цели   обеспечивается   через   решение следующих задач: ­ Оказывать   социальную   и   психологическую   помощь   выпускникам детского дома на начальном этапе их самостоятельной жизни; ­ Защищать права и интересы выпускников; ­   Оказывать   помощь   в   получении   образования,   специальности, трудоустройстве.   последующем            ­ Содействовать повышению уровня социально­правовой грамотности выпускников. Работа  построена на следующих       принципах: ∙ индивидуального подхода к судьбе каждого ребенка; ∙ комплексного решения проблем выпускника; ∙ переориентации иждивенческой психологии на стремление справиться с жизненными проблемами собственными силами; ∙ адекватной реакции на ситуацию, в которой находится выпускник; ∙ гарантии непрерывного и всестороннего сопровождения выпускника; ∙ ориентации   на   социально­ценностные   отношения   (способность педагога обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения); ∙ деятельностного подхода (обязательная активность каждого участника программы, личная заинтересованность в ее реализации); ∙ расширения   социального   пространства   (привлечение   учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты города, области); ∙ ориентации на работу в современном правовом поле; ∙ конфиденциальности.    Проблема социализации выпускников. По данным российских исследований трудности, которые испытывает выпускник интернатного учреждения, можно разделить на два блока: 1.   Комплекс   социальных   затруднений:   жилищно­бытовая   неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д. 2. Комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное   формирование   образа   себя   и   значимых   взаимоотношений, значительные   трудности   в   управлении   и   планировании   своей   жизни, депривация,   перенос   негативного   опыта   взаимоотношений   в   семье   на собственных   детей,   низкая   готовность   самостоятельно   решать   жизненные задачи и т. п.      У   большинства   обследованных   девочек   отмечается   отсутствие представления   о   будущей   семье,   о   супружеской   жизни,   семейных обязанностях, функциях женщины в семье.         Неблагоприятными   факторами   постинтернатной   социальной   адаптации   инициативы, являются:   снижение   активности,   низкий   интеллект, эмоциональная нивелировка, чрезмерная открытость и доверчивость, а также (особенно)   психопатические   черты  ­   возбудимость,  неустойчивость,  ранние сексуальные   и   патологические   влечения   (лживость,   бродяжничество, воровство   и   т.д.),   нервно­психические   расстройства   (интеллектуальная недостаточность и эмоционально­волевая незрелость).     Отягощенная   наследственность,   неблагоприятные   биологические   и   социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии   что детей­сирот,   воспитывающихся   в   интернатных   учреждениях, представляет значительные трудности их социальной адаптации, в том числе школьной.        Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми.   Этот   фактор,   как   известно,   накладывает   отпечаток   на   весь дальнейший   период   формирования   личности.   Проблемы   педагогического характера наиболее часто связаны с социально­педагогической запущенностью детей­сирот, поступающих в детский дом с девиантным поведением до того, как   они   оказались   в   нем,   и   в   первые   месяцы   после   поступления   оно наблюдается   у   70%   детей   и   подростков.   Вместе   с   психопатологическими проявлениями   почти   у   половины   поступающих   воспитанников   выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс.      Низкое   осознание   собственной   жизнедеятельности   порождает   потребительское   отношение   к   жизни,   психологический   инфантилизм. Недостаточная   самостоятельность,   зависимость   от   группы,   доверчивость, хрупкая   эмоциональность,   подчиняемость   толкают   их   порой   в   группы социального риска. Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться к жизни. После выхода из детского дома выпускник не   в   состоянии   решить   многие   проблемы,   с   которыми   ему   приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).  Во   всех   случаях,   даже   при   относительно   благоприятном   прогнозе     выпускники   интерната   нуждаются   в   долговременном   социально­ педагогическом   сопровождении.   Особенно   тщательно   тактика   социально­ педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех случаях,   когда   отмечаются   черты   повышенного   риска   по   социальной дезадаптации.  Деятельность службы постинтернатного сопровождения Оказание помощи выпускникам детского дома в социальной адаптации, получении   профессии   и   трудоустройстве,   подготовке   к   семейной   жизни осуществляется   специалистами   и   педагогами­кураторами   службы постинтернатного сопровождения. Включает в себя три направления: 1. Информационно­аналитическое. 2. Социально­психологическое. 3. Организационно­методическое. ­ Информационно­аналитическое направление:  создание   банка   данных   о   выпускниках,   обратившихся   за   помощью, осуществление   обмена   необходимой   информацией   с   организациями   и учреждениями;   анализ профессионально­личностного становления;  ведение карт сопровождения; обследование ЖБУ;  отслеживание результатов сопровождения. ­ Социально­психологическое:  защита личных, жилищных имущественных прав и интересов выпускников; предоставление   консультаций   по   вопросам   профессиональной   ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;  социальный патронат;  организация работы по повышению психологической устойчивости;  оказание помощи выпускникам в решении социально­бытовых вопросов;  организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации. ­ Организационно­методическое:  организация   деятельности   (педагогов,   администрации   детского   дома   и социальных партнёров), направленной на поддержку выпускника;  организация   теоретических   семинаров   по   обучению   педагогов   социально­ правовой и психолого­педагогической помощи выпускникам;  выпуск методических материалов, брошюр по организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускника в процессе его социализации. Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации. Социальная   адаптация   означает   включение   личности   в   социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества (О.И. Зотова, И.К. Кряжева). Содержание социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный   статус,   профессиональное   самоопределение,   сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в обществе, в системе межличностных   отношений   ближайшего   социального   окружения; характерологические   особенности   и   качества   личности;   возможность проявления индивидуальности. Основной технологией применяемой при сопровождении выпускников является кураторство (общественное попечительство/наставничество). Алгорит   сопровождения   выпускников  состоит   из   следующих   этапов: подготовительный, деятельностный, постинтернатное сопровождение. Необходимо   использовать   дифференцированный   подход   в   работе   с выпускниками. Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников Подготови­ тельный Деятельностный Постинтернатное  сопровождение Сбор информации о  выпускнике Организация межведомственного  взаимодействия с органами  государственной и муниципальной  власти Мониторинговое отслеживание  успешности социальной  адаптации Составление базы  данных Проведение  обследование ЖБУ Защита социальных  Социальный патронат прав Юридическая помощь Помощь в организации  досуга и отдыха Трудовая адаптация Заполнение социально­ педагогической анкеты Обращение выпускника  в службу Заполнение индивидуальных  планов сопровождения Психологическая  помощь Создание среды  позитивного общения Работа с сетью  социальных контактов Поддержка молодых родителей  и матерей­одиночек   подготовительный.  Этап Задачей   подготовительного   этапа   является   сбор   и   систематизация 1   – информации   о   проблемах   выпускников   в   постинтернатной   жизни, определение методов решения данных проблем. Шаг   1.  Сбор   информации   о   выпускнике:   учёба,   работа,   место жительства (фактическое и закреплённое). Для сбора информации используется: ­ личное дело выпускника детского дома; ­ беседы с воспитателями; ­ информация от родственников; ­ информация, полученная в ходе обследования ЖБУ; ­ индивидуальные беседы с выпускниками.  Шаг. 2. Составление базы данных. На   основе   полученной   информации   составляется   база   данных   о выпускниках детского дома, где отражается: 1. Ф.И.О. 2. Дата рождения 3. Место проживания 4. Место обучения 5. Место учёбы/работы 6. Выявленные проблемы. По   мере   поступления   дополнительной   информации   о   выпускниках   в базу данных вносятся изменения. Шаг   3.  Проведение   обследования   жилищно­бытовых   условий.   Для получения   объективной   информации   о   жизнедеятельности   выпускника, социальным педагогом проводится обследование жилищно­бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной форме. Шаг   4.  Заполнение   социально­педагогической   анкеты.   Социально­ педагогическая   анкета   позволяет   получить   информацию   об   основных трудностях   и   проблемах   выпускника.   В   процессе   заполнения   анкеты необходимо выяснить, прежде всего интересы, потребности и возможности выпускника.   Позиция   педагога   выражается   в   поддержке,   пробуждении ресурсов, актуализации средств и способов достижения поставленной цели.   Шаг   5.  Обращение   в   службу   выпускника.   При   установлении   С социального   патроната   над   выпускником   требуется   его   согласие.   выпускником   заключается   договор   о   постинтернатном   сопровождении,   в котором предусматриваются меры оказания социальной помощи лицу, меры по   защите   его   прав,   права   и   обязанности   сторон,   порядок   и   условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей­сирот издаётся приказ об   установлении   постинтернатного   сопровождения   из   числа   детей­сирот. Постинтернатное   сопровождение   осуществляют   педагоги   и   воспитатели детского дома.  Шаг   6.  Заполнение   индивидуальных   планов   постинтернатного сопровождения. После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный   план   постинтернатного   сопровождения,   в   котором предусматривается   участие   органов   государственной   и   муниципальной власти,   общественных   организаций   и   других   институтов   гражданского сообщества.   Для   оказания   помощи   и   поддержки   выпускникам   к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры, выстраивается пространство   межведомственного   взаимодействия   с   заинтересованными социальными   партнёрами.   Заключены   договора   о   сотрудничестве   для обеспечения   успешной   социализации   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации. Этап 2 ­ Деятельностный этап.   Задачей   деятельностного   этапа   является   защита   прав   и   интересов   реализация   индивидуального   плана   постинтернатного   выпускников,       сопровождения с участием органов государственной и муниципальной власти, общественных   организаций   и  других   институтов   гражданского   сообщества. Оказывается   помощь   выпускникам   при   решении   наиболее   актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи. Межведомственное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. Для привлечения внешних структур администрацией детского   дома   организуются   встречи   с   руководителями,   направляются письма,   ходатайства,   осуществляются   посещения,   телефонные   переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах учреждения. Защита   социальных   прав.   Основной   задачей   службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав. В числе социальных гарантий, контролируемых службой, находятся: 1. Получение жилья. 2. Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения. 3. Пенсии, пособия. Специалисты   службы   собирают   информацию   о   жилье.   Посещают квартиры,   закреплённые   за   выпускниками,   составляя   акты   обследования жилищно­бытовых   условий.   В   случае   отсутствия   жилья,   выпускник помещается для временного проживания в социальную гостиницу. Оказывается помощь в переоформлении пенсий. Осуществляется  сбор   информации  о  месте  обучения, получении  ими государственных   пособий.   В   случае   выявлении   нарушений,   специалисты службы оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации. Юридическая   помощь.  Одной   из   основных   задач   службы   является оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускника. С этой целью заключён договор о сотрудничестве между детским домов и адвокатом Адвокатской палаты ЯНАО, целью которого является оказание юридической   семейного, консультативной   помощи   выпускникам   по   вопросам:   административного   права. гражданского, Выпускникам оказывается помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых   жилищного,   трудового, заявлений.   Работа   службы   подразумевает   помощь   в   получении,   замене, восстановлении   утраченных   документов,   помощь   в   получении   жилья, отстаивании своих прав на закреплённое жильё. Мероприятия   по   юридической   защите   повышают   юридическую грамотность   и   компетентность   выпускников,   позволяют   самостоятельно ориентироваться   в жизненных  ситуациях  и,  без  проведения  данной  работы невозможна успешная адаптация выпускника в современном обществе. Трудовая адаптация Решение   проблем   трудоустройства   является   частью   адаптационного процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник детского дома, условия проживания   которого   отличаются   от   сверстников,   правильно сориентировался,   выбрал   профессию   по   своим   интересам,   возможностям, затем успешно устроился на работу. Большая   часть   выпускников   обучаются   в   системе   начального профессионального   образования.   Специалисты   службы   взаимодействуют   с мастерами начального профессионального образования. Для   неработающих   выпускников   службой   создаются   условия   для активизации участия выпускника в своём трудоустройстве: индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию адекватного понимания   выпускником   своих   профессиональных   возможностей   и соответствующей им оплаты труда. сотрудничество   службы   с   центром   занятости   населения.   Это   помощь   в подготовке документов для трудоустройства или на получение пособия по безработице. Мероприятия службы по трудовой адаптации позволяют выпускникам решить   вопросы   трудоустройства   и   быть   полноправными,   материально независимыми членами общества. Психологическая помощь Психологом   проводится   комплексное   изучение   уровня   социальных навыков, социальных сетей, уровня социальной адаптации. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.  Психолог проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы,   Проводится   коррекция   сферы осуществляет   консультирование. профессионального   самоопределения.   Специалистами   организуются упражнения   и   игры,   направленные   на   развитие   навыков   эффективного общения   и   взаимодействия,   повышение   самооценки   и   уверенности   в   себе, развитие самостоятельности. Создание среды позитивного общения После   выпуска   из   детского   дома,   выпускники   испытывают   дефицит положительного общения. Для решения этой задачи необходимо организовать условия для установления выпускником новых контактов путём привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения. Проведение комплекса   мероприятий   по   вовлечению   выпускников   в   позитивную   среду общения   могут   включать   следующие   методы   и   формы   работы: индивидуальные   занятия   и   коллективное   общение,   включающее   встречи, совместный   развивающий   досуг,   участие   в   общественно   полезном   труде, спортивно­массовых мероприятиях. Работа с сетью социальных контактов Важным   моментом   реабилитационной   работы   будет   являться привлечение   внешних   сил   с   целью   поддержать   выпускника   и   перевести ситуацию на социально приемлемый уровень. Внешние силы ­ это и окружение выпускника по месту жительства, детский дом, социальные партнёры.  Вовлечение   сети   социальных   контактов   в   реабилитационный   процесс базируется   на   построении   взаимосвязи   различных   социальных   систем, окружающих   выпускника,   гармонизации   их   взаимодействия.   «Сетевой» подход   может   рассматриваться   как   элемент,  связывающий   все   три   уровня (выпускник­ближайшее окружение­внешний мир) в единое целое, создающий единое   пространство,   целостную   картину   мира,   в   котором   существует выпускник,   что   служит,   прежде   всего,   основой   для   формирования устойчивого   отношения   к   действительности.   Реабилитационная   работа   с привлечением сети социальных контактов может быть реализована также на различных уровнях. Это: •  мобилизация контактной сети (естественные механизмы изменений); • сетевые собрания (терапия); • Сетевая перспектива, широкий учет социального контекста. В   качестве   способа   работы,   оказывающей   мощное   непосредственное   воздействие на личность подростка, мы рассматриваем сетевое собрание,   в котором   участвуют   представители   сети   социальных   контактов,   в   которую входит   подросток.   В   сетевых   встречах   принимают   участие   члены   семьи, родственники,   соседи,   представители   детского   дома,   представители государственной   и   муниципальной   власти,   общественных   объединений, гражданского   сообщества.   На   такой   встрече       в   ходе   диалогического взаимодействия   участии   приходят   к   общему   пониманию   ситуации, формируется общее отношение к происходящему. Новый опыт переживания на   встрече,   способен   привести   к   изменениям       внутри   сети   социального окружения   подростка   и   привести   к   изменению   отношения   выпускника   к окружающему   миру,   рождению   доверия   и   способности   понимать   каждого человека   из   «мира   людей»,   в   котором   он   живет.   На   встрече   решаются актуальные   проблемы   выпускника   в   области   личных,   жилищных, имущественных прав.         Каждая   встреча   собирается   вокруг   определенной   проблемы,   которая подчеркивается при назывании темы разговора,  и заканчивается    принятием конкретных   решений,   способствующих   выходу   из   трудной   жизненной ситуации, когда все участники, в том числе и сам выпускник как главное действующее лицо, совместно приходят к составлению плана мероприятий по выходу   из   кризисной   ситуации,   и   каждый   участник   принимает   на   себя определенную долю ответственности за реализацию этих решений.     Все это фиксируется в протоколе встречи. Принятие конкретных решений, плана по выходу из сложившейся ситуации является неотъемлемой частью структуры сетевой встречи.        Прямым   следствием   и   результатом   встречи   является   выполнение определенных действий по выходу из трудной жизненной ситуации, которые выполняют не только и не столько специалисты учреждения или официальные лица, но, в первую очередь значимые люди в жизни выпускника. Объединение этих людей происходит вокруг решения проблемы.   Этапы проведения сетевого собрания № п/п 1. Время Первичное рассмотрение Мониторинг 10­15 Сообщение специалистов детского дома об актуальной   Взаимное   информирование специалистов   о   продвижении ситуации   и   проблемах выпускника;   о   тактике выпускника маршрута     в   рамках социально­   социально­ маршрута педагогической поддержки Сообщения   специалистов педагогической поддержки Актуализация   имеющихся общественных   структур   об   о имеющихся   ресурсах; ситуаций. проблемных Проверка соответствия работы   предполагаемой маршрута   тактике   социально­ по   маршруту   социально­ педагогической   поддержки   и педагогической поддержки Комплексная выделение оценка, иерархии     возможностям организаций Текущая совокупная оценка и затруднений анализ   потребностей   выпускника, анализ предложенных тактик, специалистов   в   реализации мероприятий обсуждение рисков Планирование социально­педагогической   маршрута   основе поддержки   на привлечения ресурсов Распределение Коррекция выбранных тактик Обсуждение намеченных мер ответственных   и   сроков мероприятий Достижение договорённостей Достижение договорённостей 2. 5­15 3. 10 4. 5­15 5. 7­15 6. 5 о  рабочем  взаимодействии   и взаимном информировании Взаимная экспертиза   7. 5­10 Подписание протокола принятых подписание протокола   решений, Поддержка молодых родителей и матерей­одиночек Существует   большой   риск   того,   что   дети   выпускников   интернатных учреждений могут оказаться социальными сиротами. Факторами риска отказа матери от ребёнка являются: ­ низкий уровень осознания материнской ответственности, несформированная мотивация к материнству; ­ отсутствие жилья; ­ семейная неустроенность, отсутствие мужа; ­ склонность к асоциальному поведению, вредные привычки; ­ медицинские проблемы, в т.ч. психологического характера; ­ отсутствие родственников или близких людей, способных оказать помощь, психологическую поддержку; ­ низкий уровень доходов или их отсутствие. Без поддержки юные мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для жизни. В   сопровождение   девушек включены   специалисты   службы   постинтернатного   сопровождения   при ведущей   роли   куратора.   В   ходе   сопровождения   оказывается   помощь   в оформлении   необходимых   документов,   оказывается   психологическая поддержка   юных   матерей,   проводится   работа   по   формированию   у   них адекватной   самооценки,   уверенности   в   собственных   силах,   оказывается помощь   в   приобретении   профессии.   Куратор   становится   для   них помощником,   который   вовремя   подскажет   и   поможет   справиться   с трудностями. Этап 3 – Постинтернатное сопровождение.  Мониторинговое   сопровождение   становится   возможным   при   наличии нормальных   условий   жизни,   трудоустройстве   выпускника   на   постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии   развитой   социально­поддерживающей   сети   (родственники,   друзья, значимые люди).             Для организации своевременной поддержки выпускника детского дома в   период   социально­профессионального   становления,   направленной   на благоприятную адаптацию в социуме, специалистами службы осуществляется социальный патронат выпускников.      В   ходе   социального   патроната   педагогом­куратором   оказывается необходимый   комплекс   мер   выпускнику,   включающий   юридическую, психолого­педагогическую,   медицинскую   поддержку;   результаты   работы фиксируются в картах социального сопровождения выпускника.              Критерии успеха выпускников: ∙ развитие  чувства   психологической  защищенности  и комфорта;∙ осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения; ∙ позитивные   изменения   в   развитии   личности   (включение   в   социально­ полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно – значимыми видами деятельности); ∙ самостоятельное принятие решения и ответственность за него; ∙ активность, целеустремленность, работоспособность; ∙ саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах; ∙ профессиональное самоопределение; ∙ умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях; ∙ благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы; ∙ психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.  Отслеживание   социальной   адаптации   выпускника   детского   дома     осуществляется по следующим показателям: ­ социальное положение (образование, трудоустройство); ­   средства   к   существованию   (стипендия,   заработная   плата,   сберегательная книжка, социальные выплаты); ­   семейное   положение   (женат/холост/замужем/незамужем;   состав   семьи, психологический климат); ­ законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т.д.); ­   жилищно­бытовые   условия   (состояние   жилья,   сохранность   имущества, оплата коммунальных услуг); ­   отношения   с   кровными   родителями,   родственниками   (поддерживает,   не поддерживает); ­   круг   общения   (отношения   с   друзьями,   детьми   детского   дома   и выпускниками).           Помощь в организации досуга и отдыха. Привлечение выпускников для участия в коллективных творческих мероприятиях детского дома.  Схема решения типичных проблем  Приложение №1   Проблема  Методы и приемы решения проблемы  Привлечение специалистов и социума  Общение   (грубость, Разумная   организация Психолог,   классный агрессивность, неуважение окружающих, замкнутость и др.)  Отсутствие учиться    желания Эмоциональная готовность к выпуску  деятельности   в   течение дня,   создание   условий руководитель.   для самостоятельности, проявления   разбор воспитание ситуаций, нравственных   качеств, помощь   в   выполнении поручений, демонстрация положительных   качеств ребенка для него  самого и окружающих.  Создание успеха     в ситуации   школе (использование его интересов),  обоснование   связи обучения в школе с приобретением   профессии, экскурсии  в учебные заведения.  Формирование эмоциональных привязанностей,   Директор дома,   детского учителя, интересные люди.  Директор   детского дома,  психолог,   выпускники,   обучение приемам просьбы   о   помощи, шефствующие сотрудники.  с обсуждение воспитанниками   жизни,   учебы   выпускников, Несформированность навыков оказанной им помощи.  Отработка практических через навыков,   Все   службы   детского дома,  самообслуживания   и организация быта  Иждивенчество  включение   их     в недельную циклограмму. Воспитание Бухгалтерия   детского нравственных   качеств личности, создание   дома, хозяйство,   коммунальное банк,     семейных моделирование традиций, ситуаций, экономические   игры (планирование и расходование   денежных     средств, бюджет, выплата   коммунальных платежей),   обсуждение опыта выпускников   прошлых лет.  Создание искусственных   ситуации трудностей, Отсутствие самостоятельности    выбора, планирование совместное и   выпускники   прошлых лет,   шефствующий сотрудник (когда воспитанник   бывает   у   него в гостях) Индивидуальный попечитель, шефствующий сотрудник.  Неопределенность выбором профессии    с обсуждение действий.   Диагностика склонностей   и   Служба психолог.  занятости, способностей, систематическая, начиная   с   дошкольного возраста,   плановая работа профориентации,   по занятия направленные на активизацию   интереса   к профессиям,   экскурсии в   учебные   заведения, учреждения, предприятия. Организация Воспитатели,   педагог практических   занятий, конкурсов. дополнительного образования Неумение готовить  Приложение № 2  Таблица контроля сформированности житейских умений и навыков выпускников  Фамилия, имя ребенка __________________________________________________ Возраст _______________Класс______________________________ Житейские умения и Октябр Ноябрь Декабрь Январь Февраль Мар Апрель Май  навыки  ь  т 1. Культура  самообслуживания и  организация быта: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ одевается чисто,  аккуратно следит за своей  одеждой, обувью  умеет постирать свои  вещи может выполнить  мелкий ремонт и  утюжку вещей следит за прической,  ногтями, чистотой тела умеет поддерживать  жилище в чистоте,  может создать уют  умеет готовить,  сервировать стол  2. Культура учебного  труда: умение организовать  работу (планировать) умение пользоваться  дополнительной  литературой настойчивость,  усидчивость трудолюбие организация помощи в  самоподготовке другим  детям умение довести дело до  конца аккуратность. ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 3. Культура общения: ­ ­ ­ ­ ­ ­ вежлив со сверстниками не употребляет кличек не сквернословит может наладить  контакт, вести беседу уважителен со  старшими отношение к малышам  (может наладить игру,  опекает, следит за их  внешним видом). ­ умеет просить помощь и  оказывать ее  4. Культура поведения ­ ­ ­ ­ за столом в общественных местах в транспорте в гостях 5. Бережное отношение ­ ­ ­ ­ ­ к учебным  принадлежностям к вещам к продуктам к мебели умеет распределять и  расходовать денежные  средства 6. Психологические  ­ ­ ­ ­ показатели самооценка социальная  адаптированность  сформированность  эмоциональных  привязанностей  проявление  самостоятельности  Навыки и умения оцениваются по пятибалльной системе.  Индивидуальная программа сопровождения   на    ноябрь – февраль 2014г.  Приложение №3 Специалисты  Заместитель Содержание  Учебная Формы, методы  Примечания  организация   индивидуальных Решить вопрос   с учителем математи ки   об индивидуал ьном подходе директора  деятельность консультаций  по математике  –   подготовка к экзаменам  Социальный Культура педагог  общения   фантазии   на   темы:   мое   будущее,   я   в учебном заведении, я и мое окружение, у меня проблемы, у меня радость и т.д.,  создание   ситуаций   искусственных трудностей   (конфликты   в   общежитии, украли деньги, занижают оценки),  организация   экономических   игр (распределение бюджета, коммунальные выплаты) включение   в   групповые   занятия   «Школа    будущих родителей»,   моделирование ситуаций (я заболел) Подготовка к самостоятел ьной жизни  Полоролевое воспитание  Врач  Психолог  Коррекция самооценки  упражнения,    моделирование ситуации успеха,  Общение  Воспитатели  Полоролевое воспитание  Учебная деятельность      использование   фраз,   помогающих позитивно мыслить,  обучение приемам расслабления и снятия психофизического напряжения,  индивидуальные беседы,  разбор ситуаций оказание   необходимой   консультационной помощи,       эмоциональная поддержка,  похвала,  разбор жизненных ситуаций,  привлечение к проведению мероприятий,  разбор жизненных ситуаций. практические занятия по кулинарии,  Общение   Полоролевое воспитание  Подготовка к Инструктор по труду  самостоятел ьной жизни  Литература 1. Батаршев   А.В.: Базовые   психологические   свойства   и   профессиональное самоопределение личности. СПб.: Речь /2005. – 208 с. 2. Бочарова   В.   Г.   Социально­психологический   диагностико­коррекционный инструментарий. М.: Консорциум «Социальное здоровье России », 2003. 3. Глэддинг   С.   Психологическое   консультирование.   /   СПб.:   Питер,   2002.  4. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004 5. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. — 216 с. 6. Бобылева И.А. Содержание деятельности Центра поддержки выпускников интернатных   учреждений. коррекционно­реабилитационной работы» №4, 2010 г.    /Журнал   «вестник   психосоциальной   и 7. Дементьева   И.Ф.   Социальное   сиротство:   профилактика.   Серия:   Семья   и воспитание. М., 2000. 8. Комплексное   сопровождение   и   коррекция   развития   детей­сирот: социально­эмоциональные   проблемы.  //   Под   ред.  Л.  М.  Шипицыной.  СПб., 2004. 9. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А. Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2­е изд. /СПб.: Питер, 2009. – 208 с. 10. Меновщиков   В.Ю.   Психологическое   консультирование:   работа   с кризисными   и   проблемными   ситуациями.   /М.,   2002.   —   528   с.  11. Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? /М., 2004 12. Семья   Г.В.,   Левин   С.А.,   Панов   А.И.,   Юдинцова   Н.Н.   Социально­ психологические   технологии   постинтернатной   адаптации   выпускников образовательных   учреждений   для   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без попечения родителей. /Под ред. Г.В.Семья. М., 1999. 13. Социально­психологические   технологии   постинтернатной   адаптации выпускников   образовательных   учреждений   для   детей­сирот   и   детей, оставшихся   без   попечения   родителей.   М:   Исполнительная   дирекция   по президентской программе «Дети России», 2003. 14. ФЗ «О дополнительных  гарантиях по социальной защите детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996 год. 15. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 год. 16. Григорьева В.А., Кузьмичева М.Ю., Савина Ю.А. Организация  сопровождения выпускников детских домов. Петрозаводск 2008г

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"

Методическое пособие "Новые формы работы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2019