Принципиальные отличия вокальной музыки от инструментальной в том, что она связана с текстом. Форма вокального произведения в какой-то мере зависит от структуры текста. Вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения. Само слово «вокальная» происходит от итальянского voce – голос. Вокальная мелодия родилась вместе с человеческой речью. В большинстве вокальных произведений музыка объединяется со словом, поэтому вокальную музыку рассматривают, как синтетический вид искусства.
Анализ. Вокальная музыка.docx
ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
Принципиальные отличия вокальной музыки от инструментальной в
том, что она связана с текстом. Форма вокального произведения в какойто
мере зависит от структуры текста. Вокальная музыка – это музыка,
предназначенная для пения. Само слово «вокальная» происходит от
итальянского voce – голос. Вокальная мелодия родилась вместе с
человеческой речью. В большинстве вокальных произведений музыка
объединяется со словом, поэтому вокальную музыку рассматривают, как
синтетический вид искусства.
Музыкальная форма в вокальных произведениях связана со структурой
поэтического текста. Но с другой стороны, степень зависимости может
серьезно варьироваться. В доказательство можно сравнить несколько
романсов разных авторов на один и тот же поэтический текст. Например
стихотворение Пушкина «Не пой, красавица, при мне» в романсе Глинки
используется только два четверостишия, а у Рахманинова полностью, но
только в более сложной структуре.
(«Не пой, красавица, при мне» Глинки, Балакирева и Рахманинова;
«Ночной зефир» Даргомыжского, Глинки; «Спесь» Бородина, Мусоргского;
«Я вас любил» Даргомыжского, Шереметьева)
В вокальной музыке могут использоваться любые модели
формообразования, которые сформировались в инструментальной музыке:
период, простые формы, сложные формы, рондо, вариации, сонатная
форма.
Для характеристики вокальных форм нет общепринятой терминологии,
поэтому ознакомившись с трудами Тюлина, Мазеля, Фраёнова, я остановилась
на ряде специфических моделей формообразования, которые сформировались
именно в вокальной музыке в учебнике Мазеля.
КУПЛЕТНАЯ ФОРМА – меняется только текст. Иногда понятия
куплетная и строфическая форма отождествляются, а Мазель разделяет
эти понятия.
В основе этой формы, лежит принцип видоизменения куплета с целью
сблизить последовательное развитие сюжета или развитием музыки. Она
имеет следующие разновидности: В обыкновенной куплетной – структура куплета может делиться на запевы
и припевы, а также без деления на запев и припев. Бывают следующие
разновидности структуры куплета.
1. С четким делением на запев и припев. В простой двухчастной контрастной
форме (А+В). Пример: гимн России
2. Без деления на запев и припев. Чаще всего в форме периода. Пример:
Глинка «В крови горит огонь желаний»
3. Без деления на запев и припев. Но внутри все равно образуется простая
двухчастная контрастная форма. Пример: Глинка «Сомнение»
4. Иногда возможен тот факт, что функцию припева выполняет одна или две
строки. Пример: Чайковский «Мы сидели с тобой»
В куплетновариационной – помимо изменения текста, вариационному
преобразованию подвергается музыкальный материал
(орнаментация
мелодического голоса, фактурные изменения, изменение количества голосов,
перегармонизация). Эта разновидность больше подходит для зарубежной
музыки. Песня Варлаама, персидский хор, хор поселян из князя игоря, сцена
под кровами «Не сокол летит» «Борис Годунов» (между 1 и 2 куплетами
хоровой речитатив),
А куплетновариантная разновидность больше характерна для русской
музыки. От следующего куплета происходит вариантное изменение. То есть
меняется количество тактов, структура, функциональногармонический план.
Происходит преобразование не только фактуры и характера сопровождения,
но и самой мелодии, ее характера и интонационного содержания. Например у
Рахманинова во «Всеночном бдении» в №1 «Придите поклонимся…» (нет
деления на запев и припев) и №3 «Блажен муж» (2 линии
вариантности,начальные фразы отличаются друг от друга, функцию припева
выполняет фраза «Алиллуя»).
Примеры: Шуберт «Гретхен за прялкой», Свиридов кантата «Курские
песни», Чайковский опера «Пиковая дама» романс Полины (увеличение
числа тактов в куплетах I9т, II12т, III14т и расширение диапазона,
усиление экспрессии мелодии).
СТРОФИЧЕСКАЯ ФОРМА (термин Лео Мазеля) – форма, которая
состоит из ряда частейразделов, соответствующих разделамстрофам
поэтического текста и различных по музыке (т.е. в куплетной форме меняется
только текст, а здесь вместе с текстом меняется и музыкальный материал. Так
этот термин трактует Мазель). Обычно разные строфы объединяет некоторое
интонационноритмическое родство. Строфическая форма часто встречалась в некоторых старинных
вокальных жанрах (мотет, мадригал). Встречается она в небольших
произведениях для хора a cappella и у композиторов 1920 веков (например,
хор «Два великана» Э. Направника написан в пятичастной строфической
форме). Описываемая форма близка к так называемой сквозной вокальной
форме, как бы преодолевающей куплетность.
Примеры: Чайковский романс «Мы сидели с тобой» (помимо текста
меняется музыкальный материал, и последняя строка выполняет функцию
припева «Ах зачем я тебе ничего не сказал»)
СКВОЗНАЯ ФОРМА – форма, которую можно сравнить со свободной или
смешанной формой в инструментальной музыке, самая сложная
нерегламентированная структура, которая чаще всего опирается на
несколько разных моделей формообразования.
Пример: Чайковский «Мы сидели с тобой» сложная двухчастная
контрастная, строфическая, первые две строфы объединены в единое
построение – как воспоминание, а третья строфа «И теперь в эти дни я как
прежде один» возвращение в настоящее время, меняется и тональность и
музыкальный материал, т.е. очевиден контраст.
В вокальной музыке очень часто применяются модели
формообразования, которые сформировались в инструментальной
музыке, рондо – спесь и спящая, например в ария Руслана написана в
сонатной форме, рондо – рондо Фарлаафа, два романса Бородина «Спесь»
и «Спящая княжна», некоторые арии написаны в вариационной форме –
песня Варлаама. В арии князя Игоря из оперы «Князь Игорь» – с чертами
сонатной, рондо и концентрической формы.
Казалось бы, что может быть сложного в вокальной музыке? Но на
самом деле все значительно сложнее.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.