Особенности использования информационно - коммуникационных моделей и сценариев в школе
Оценка 4.7

Особенности использования информационно - коммуникационных моделей и сценариев в школе

Оценка 4.7
Научные работы
docx
информатика
4 кл
29.01.2019
Особенности использования информационно - коммуникационных моделей и сценариев в школе
Рассматриваются особенности использования информационно - коммуникационных моделей и сценариев в начальной школе. Подобное обучение контролирует и оценивает процесс своей деятельности на своем уровне. Информационно - коммуникационные технологии способны значительно облегчить учителям и ученикам по-лучение материалов, которые им требуются в классе.
Статья Турбина Н.П..docx

Турбина Н.П.

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический

университет имени И.Н. Ульянова»

 

Особенности использования информационно - коммуникационных моделей и сценариев в школе

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования информационно - коммуникационных моделей и сценариев в школе. Подобное обучение контролирует и оценивает процесс своей деятельности на своем уровне.

Ключевые слова: информационно - коммуникационные модели, индивидуальные особенности, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Учителя стремятся пользоваться ИКТ (равно как и другими но­выми технологиями) по тем же причинам, по каким они пользуются ручками, книгами, тетрадями, картами, школьными досками и прочи­ми инструментами обучения, - из желания как можно лучше делать свое дело, помочь своим ученикам лучше учиться. Учитель может применять ИКТ в профессиональных целях — как часть своей личной рабочей среды и/или инструментария, иногда да­же не предоставляя ученикам доступа к ним. Однако наилучшие ре­зультаты достигаются, лишь когда обе стороны совместно работают с ИКТ как с общей, связывающей их средой и/или общим инструментари­ем.

Говоря более подробно, доступ к ИКТ могут иметь:

- только учитель;

- только ученики (скажем, в случае, когда учитель ничего в компьютерах не понимает);

- и учителя, и ученики - при использовании общей среды ИКТ (или перекрывающихся личных сред), в которой они будут непосредственно взаимодействовать друг с другом;

- и учитель, и ученики, но при этом каждый располагает своей средой и набором средств ИКТ. Учителям ИКТ могут служить для подготовки к занятиям или только для создания визуального и звукового сопровождения к теме занятия; ученики могут с помощью ИКТ исследовать и решать задачи (но не представлять полученные результаты, а сообщать их учителям в традиционной форме.

В школах, где уже практикуются два последних подхода, новые модели обучения развиваются быстро и продуктивно, хотя таких школ в мире пока не так много. В моделях используются следующие приемы:

- использование компьютеров во время письменных занятий;

- расширение спектра материалов, используемых при классных занятиях;

- обучение в ходе поиска информации и пр.

Самым очевидным примером простого и плодотворного приме­нения ИКТ в школе является использование компьютеров во время письменных занятий, в частности, написания сочинений.

Сочетание обучения грамматике и творческой работы с тексто­вым редактором позволяет с самого начала перекинуть мост через пропасть, разделяющую технические и гуманитарные знания. Пред­ставление ваших собственных мыслей и собранной вами информации на суд читателей может стать либо завершающим этапом сочинения рассказа или создания научного проекта, либо основной частью журналистской деятельности, либо, например, начальной стадией кампа­нии по сбору средств.

Процесс письма при наличии среды ИКТ разительно отличается от того же процесса в докомпьютерную эру. В контексте образования это различие имеет особенно важное значение. В традиционной моде­ли ученик пишет сочинение, а учитель вносит в него поправки и дает ученику советы. При этом учащийся мало внимания уделяет поправ­кам и еще меньше советам. В контексте ИКТ мы можем реализовать иную модель, имеющую больше сходства с созданием серьезного тек­ста взрослым человеком. В этом случае ученик имеет возможность, затратив адекватные усилия (не переписывая текст заново целиком), улучшить его и вновь вручить учителю, получить замечания и учесть их.

С точки зрения образования, процесс письма претерпевает из­менения во всех своих аспектах, включая красивое написание текста, проверку правописания и, наконец, возможность устного ввода текста в компьютер. Само понятие письма радикально меняется в своих основных аспектах:

- процесс письма выходит за текстовые рамки, превращаясь в сочинение с одновременным использованием различных видов информации;

- линейная структура заменяется структурой с гиперсвязями;

- создание письменного произведения перестает быть чисто индивидуальным делом, оно включает в себя соединение множества фрагментов информации, накопленных человеческим сообществом;

- результат письма может быть достоянием многих, потенциально, через Интернет, всех жителей Земли, которым это может быть интересно;

- процесс письма может быть коллективным, в нем могут принять участие ученики класса, учащиеся других школ и многие другие;

- результат письма становится динамичным, он постоянно дорабатывается и изменяется.

ИКТ способны значительно облегчить учителям и ученикам по­лучение материалов, которые им требуются в классе. Простейший пример — копировальная машина, позволяющая учителю размножить статьи, схемы и другие учебные материалы, получаемые из внешних источников, и раздать их ученикам.

Вспомогательный компьютерный инструментарий, такой как сканер, или цифровая фотокамера, дает учителям возможность добы­вать информацию из внешних источников, вводить ее в компьютер и пользоваться ею при разработке заданий для учащихся. Например, учитель может принести в класс актуальную статью, напечатанную в утренней газете, за несколько минут просканировать ее и в тот же день предложить ученикам прокомментировать статью, отредактиро­вать ее или дополнить собственными письменными соображениями.

В свою очередь, и учащиеся в состоянии произвести интерак­тивный просмотр информации или электронные изыскания в содер­жащихся на компьютерных компакт-дисках базах данных и энцикло­педиях, либо навести справки каким-то иным способом. Таким обра­зом, новая техника не только обеспечивает доступ к более широкому диапазону образовательных ресурсов, но также предоставляет учени­кам возможность приобретения навыка использования электронных средств получения информации и помогает развить исследователь­ские навыки.

Литература

1. Булин-Соколова Е.И Программа развития информационной среды общеобразовательных учреждений. - М.: ИНТ, ЦИТУО, 2008. - 35 с.

2. Луканкин Г.Л. Об инновационных процессах и использовании новых информационных технологий при подготовке учителей в педвузе. / Матер, научно-практической межд. конференции: Тенденции и стратегия непрерывного педобразования. Ч. 1. - Алма- Ата. - 2013.-С. 158-176.

3.  Могилева В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся.- Автореф. канд. дисс- М., 2001.-21 с.

4. Муранов А.А.Технологии в школе. LEGO и компьютер. // «Технологическое образование», международный специальный выпуск журнала «Информатика и образование», посвященный II международному конгрессу ЮНЕСКО. - М.: Информатика и образование, 1996.-С. 105-110.

 


 

Турбина Н.П. ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени

Турбина Н.П. ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени

ИКТ. Учителям ИКТ могут служить для подготовки к занятиям или только для создания визуального и звукового сопровождения к теме занятия; ученики могут с помощью

ИКТ. Учителям ИКТ могут служить для подготовки к занятиям или только для создания визуального и звукового сопровождения к теме занятия; ученики могут с помощью

С точки зрения образования, процесс письма претерпевает из­менения во всех своих аспектах, включая красивое написание текста, проверку правописания и, наконец, возможность устного ввода текста в…

С точки зрения образования, процесс письма претерпевает из­менения во всех своих аспектах, включая красивое написание текста, проверку правописания и, наконец, возможность устного ввода текста в…

В свою очередь, и учащиеся в состоянии произвести интерак­тивный просмотр информации или электронные изыскания в содер­жащихся на компьютерных компакт-дисках базах данных и энцикло­педиях, либо навести…

В свою очередь, и учащиеся в состоянии произвести интерак­тивный просмотр информации или электронные изыскания в содер­жащихся на компьютерных компакт-дисках базах данных и энцикло­педиях, либо навести…
Скачать файл