Особенности изучения художественных произведений И.С. Тургенева в вспомогательной школе
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
дефектология
9 кл
24.10.2018
Учебный предмет «Литературное чтение» (VI-X классы первого отделения вспомогательной школы) является базовым гуманитарным предметом, с помощью которого решаются не только узко предметные, но и общие для всех предметов задачи развития, учащихся с интеллектуальной недостаточностью. При изучении литературных художественных произведений у учащихся формируются ключевые образовательные компетенции (читательская, коммуникативная, социально-личностная), которые создают им возможность находить смысл и красоту в окружающем мире, пополнить личный опыт в процессе взросления, организовать в будущем свою жизнедеятельность.
Тезисы_Кустова .А. _ВШИ7_Минск.docx
Особенности изучения художественных произведений И.С. Тургенева в
вспомогательной школе
Кустова Татьяна Архиповна,
учитель
государственного учреждения образования
«Вспомогательная школаинтернат №7 г. Минска»
Социальнонравственное становление личности учащегося является
одной из главных задач современной школы. Вспомогательная школа не
является исключением. Настоящее и будущее общества определяется духовным
здоровьем народа, бережным развитием и сохранением культурных традиций и
культурного наследия. Источником, посредством которого формируется
нравственная личность, является художественная литература.
Учебный предмет «Литературное чтение» (VIX классы первого
отделения вспомогательной школы) является базовым гуманитарным
предметом, с помощью которого решаются не только узко предметные, но и
общие для всех предметов задачи развития, учащихся с интеллектуальной
В процессе обучения рассматриваются ценности
недостаточностью.
окружающего социума и мировой культуры; осуществляется расширение и
углубление нравственноэтических представлений; рассматриваются темы
войны и мира, Родины, дружбы, любви и труда; развиваются умения проявлять
благородство, милосердие, сочувствие, заботу.
При изучении литературных художественных произведений у учащихся
формируются ключевые образовательные компетенции (читательская,
коммуникативная, социальноличностная), которые создают им возможность
находить смысл и красоту в окружающем мире, пополнить личный опыт в
процессе взросления, организовать в будущем свою жизнедеятельность.
Ключевые образовательные компетенции, важно отметить, рассматриваются как
потенциальное,
продолжением работы, начатой в младших классах. [1]
процессуальное явление,
формирование их является
1 В содержании учебной программы отражается поэтапность
формирования компетенций, их связь с другими учебными предметами. При
реализации основных задач на уроках «Литературное чтение» решаются не
только узко предметные, но и общие для всех предметов задачи развития,
учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
В учреждениях общего среднего образования изучение биографии и
творчества И.С. Тургенева отводится значительное время. Учебной программой
по учебному предмету «Литературное чтение» для VIX классов
творчества И.С. Тургенева и
вспомогательной школы
произведенияписателя отведено только 8 часов в 9 классе первого отделения.
на изучение
Произведения И.С. Тургенева призваны решать, и помогают решить
многие задачи, которые определены различными направлениями учебно –
воспитательной работы во вспомогательной школе.
Предложенные к изучению произведения в 9 классе, разнообразны по
своему жанру. Это: биографические данные И.С.Тургенева, сказка «Капля
жизни», рассказ «Воробей», стихотворение в прозе «Русский язык», повесть
«Муму» (в сокращении). В силу особенностей развития учащихся с ОПФР
необходимо на учебных занятиях использовать самые разнообразные методы в
работе, чтобы достичь желаемого результата. Важным моментом в изучении
произведений И.С.Тургенева является предварительная работа с учащимися.
Она помогает раскрыть и донести особенности эпохи, в которую живут
литературные герои, и нравы того времени. Большое значение имеет связь с
уроками истории, где изучается жизнь русского народа во времена крепостного
права.
Изучаемые в 9 классе произведения разные по жанру, по объёму.
Например: стихотворение в прозе «Русский язык» небольшое по объёму, но на
его изучение отводится целый час. Оно очень ритмично, мелодично это, своего
рода , гимн русскому языку. Это произведение очень благодатный материал для
формирования патриотических чувств к своему родному языку, к своему
2 народу, к историческому прошлому своей Родины у детей с нарушением
интеллекта. На таких учебных занятиях есть возможность рассказать учащимся
о значении малой Родины в жизни человека.
При изучении произведения «Муму» формируем и прививаем такие
человеческие качества, как человеколюбие, душевность, заботу о ближнем.
заботу о братьях наших меньших. Разработанная в школе система уроков по
анализу произведения, проблемные вопросы, обеспечивают последовательность
и понимание изучаемого материала у учащихся.
Хотя программным материалом вспомогательной школы предусмотрено
изучение художественных произведений И.С. Тургенева только в 9 классе, к
творчеству писателя обращаются учителя и воспитатели всех классов. Для
лучшего восприятия и овладения материалом большую роль в данном случае
осуществляет внеклассная работа:
1.
В школьной библиотеке организовываются литературные выставки,
приуроченные к юбилейным датам и творчеству русских писателей, в том
числе и И.С. Тургеневу;
2.
Внеклассное чтение (читаются и анализируются произведения,
заучиваются стихи, инсценируются фрагменты из произведений);
3. Просматриваются экранизированные произведения И.С.Тургенева,
или отрывки фильмов;
4.
Посещение питомника –приюта для животных (после изучение
программного материала).
Нравственная философия Ивана Сергеевича Тургенева, глубина и
простота его языка и его произведений красной нитью проходящая через все его
творения, расширяет и углубляет нравственные и этические стороны учащихся
вспомогательной школы, помогает развивать доброту.
Список использованных источников:
1. Учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение»
для VIX классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком
обучения, утверждено Министерством образования Республики Беларусь,
Минск, 2016
3
Особенности изучения художественных произведений И.С. Тургенева в вспомогательной школе
Особенности изучения художественных произведений И.С. Тургенева в вспомогательной школе
Особенности изучения художественных произведений И.С. Тургенева в вспомогательной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.