Особенности логопедической работы при дизартрии.
Оценка 4.9

Особенности логопедической работы при дизартрии.

Оценка 4.9
Домашнее обучение +2
docx
русский язык
1 кл—4 кл
09.03.2019
Особенности логопедической работы при дизартрии.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны речи.
конспект.docx
Особенности логопедической работы при дизартрии.     Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики,  обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.     Из­ за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового,  дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос  и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру  речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны  речи.                                                                      Комплексный  подход при  устранении дизартрии включает в себя  три  блока.            Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог.  Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж,  рефлексотерапия, физиотерапия и другие.      Второй блок  ­  психолого­педагогический. Основными направлениями  этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое  восприятие, формируя  слуховой   гнозис, тем самым подготавливается база  для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие,  дифференцировки и  зрительный   гнозис, тем самым предупреждаем  графические ошибки на письме. Реализуя это  направление  развивают и  стереогноз. Кроме развития сенсорных функций  психолого – педагогический  блок включает упражнения  по развитию и коррекции  пространственных  представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти,  мышления.      Третий блок ­ логопедическая работа, которая проводится  преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при  дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по  следующим этапам:      Первый этап работы – подготовительный, содержит следующие  направления:  1) Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной  мускулатуры. Проводится логопедический массаж.   2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью  проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики.  Пассивные  упражнения, выполняемые самим  логопедом, направлены на  вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно  усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана  артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на  улучшение качеств артикуляционных движений.    3) Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения,  которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции  голоса по высоте и силе. 1 4) Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит  кратковременные упражнения по выработке более длительного,  плавного,  экономного выдоха.    5)  Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является  менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания  просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как  тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса,  бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических  ударений и др. симптомы просодики.    6)  Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку  тонких, дифференцированных  движений в пальцах обеих рук.    Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.      Вторым этапом логопедической работы  при дизартрии  является  выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго  этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся  упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных.  Направлениями второго этапа являются:    1)Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального,  какуминального,  альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в  первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим  к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с  опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.    2)Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.  При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической  симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности,  индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде  случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего  постановку с нарушенных свистящих звуков. Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять  или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел»  прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например:  альвеолярной позиции –  р , р, а свистящие корригировать будут позже, после  «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).       3) Развитие фонематического слуха.  Работа проводится по классической                  схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность  ребёнка выделять и различать фонемы родного языка.         4) Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится  так ­ же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при  дислалии.  Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков  (по подражанию, механическим, смешанным способами). 2 5) Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы  на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что  изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки  теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.       6) Дифференциация поставленного звука в произношении с  оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого  лексического материала аналогична последовательности при автоматизации  данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста –  шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.   Третий этап логопедической работы посвящается выработке  коммуникативных умений и навыков.    1)Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у  ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в  речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других  лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему  стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков  необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В  данном  направлении логопедической работы логопед должен выступить в  роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у  ребёнка навыка самоконтроля.    2)Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в  речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений,  рассказы, пересказы и т. п.).    3)Специфическим направлением этапа является включение в лексический  материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения  логического ударения, соблюдения пауз, и др.     Четвёртый   этап   логопедической   работы носит   название   ­  предупреждение   или   преодоление   вторичных   нарушений   при   дизартрии. Имея   в   виду   профилактику   вторичных   нарушений,   следует   обеспечить раннюю диагностику дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу.   Выработаны   технологии   коррекционной   работы   с   детьми   группы риска   по   дизартрии   в   разные   возрастные   периоды.   Однако   реализация профилактической   работы   проводится   с   детьми,   имеющими   тяжёлую органическую   патологию   в   условиях   стационара.   Большинство   же   детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый год   жизни   диагноз   невропатолога   ПЭП   (перинатальная   энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого года жизни   диагноз   ПЭП   невропатолог   снимает.   И   только   при   диспансерном обследовании   логопед   поликлиники,   при   тщательном   обследовании   видит 3 симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут   за   собой   вторичные   нарушения   в   формировании   языковых   средств (лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.      Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией к   обучению   в   школе.   Основными   направлениями   логопедической   работы являются:   формирование   графомоторных   навыков,   психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок. 4

Особенности логопедической работы при дизартрии.

Особенности логопедической работы при дизартрии.

Особенности логопедической работы при дизартрии.

Особенности логопедической работы при дизартрии.

Особенности логопедической работы при дизартрии.

Особенности логопедической работы при дизартрии.

Особенности логопедической работы при дизартрии.

Особенности логопедической работы при дизартрии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2019