Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны речи.
Особенности логопедической работы при дизартрии.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики,
обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Из
за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового,
дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос
и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за
счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру
речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны
речи.
Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три
блока.
Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог.
Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж,
рефлексотерапия, физиотерапия и другие.
Второй блок психологопедагогический. Основными направлениями
этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое
восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база
для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие,
дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем
графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и
стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого – педагогический
блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных
представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти,
мышления.
Третий блок логопедическая работа, которая проводится
преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при
дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по
следующим этапам:
Первый этап работы – подготовительный, содержит следующие
направления:
1) Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной
мускулатуры. Проводится логопедический массаж.
2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью
проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики.
Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на
вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно
усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана
артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на
улучшение качеств артикуляционных движений.
3) Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения,
которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции
голоса по высоте и силе.
14) Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит
кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного,
экономного выдоха.
5) Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является
менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания
просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как
тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса,
бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических
ударений и др. симптомы просодики.
6) Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая
гимнастика, направленная на выработку тонких, дифференцированных
движений в пальцах обеих рук.
Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является
выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго
этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся
упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных.
Направлениями второго этапа являются:
1)Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального, какуминального,
альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно
артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в
первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим
к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с
опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
2)Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.
При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической
симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности,
индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде
случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего
постановку с нарушенных свистящих звуков.
Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять
или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел»
прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например:
альвеолярной позиции – р , р, а свистящие корригировать будут позже, после
«созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).
3) Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической
схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность
ребёнка выделять и различать фонемы родного языка.
4) Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится
так же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии.
Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков
(по подражанию, механическим, смешанным способами).
25) Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы
на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что
изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки
теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.
6) Дифференциация поставленного звука в произношении с
оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого
лексического материала аналогична последовательности при автоматизации
данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста –
шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.
Третий этап логопедической работы посвящается выработке
коммуникативных умений и навыков.
1)Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у
ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией,
когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в
речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других
лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему
стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков
необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В
данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в
роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у
ребёнка навыка самоконтроля.
2)Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в
речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений,
рассказы, пересказы и т. п.).
3)Специфическим направлением этапа является включение в лексический
материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по
высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения
логического ударения, соблюдения пауз, и др.
Четвёртый этап логопедической работы носит название
предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.
Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить
раннюю диагностику дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную
работу. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы
риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако реализация
профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжёлую
органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей
группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый
год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия),
лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую
помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого года
жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном
обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит
3симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы
влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств
(лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных
нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо
ОНР, либо ФФН.
Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией
к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы
являются: формирование графомоторных навыков,
психологической
готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.
4