Особенности логопедической работы в классах обучающихся по программе реализующей адаптированные основные образовательные программы.

  • Работа в классе
  • ppt
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательной школе, где созданы классы-комплекты, где обучаются дети с ОВЗ, по программе реализующей адаптированные основные образовательные программы.Нарушения речи учащихся данных классов являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития. Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи); Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы). Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение). При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести).Работа логопеда в классах комплектах.
Иконка файла материала Сорокина Логопедическая работа в коррекционных классах.ppt
Особенности логопедической  работы в классах обучающихся по  программе реализующей  адаптированные основные  образовательные программы. Ю.А.Сорокина  учитель­логопед
Особенности развития речи у детей  с ограниченными возможностями  здоровья  запаздывание и замедленный темп развития  речи;  ограниченный и не соответствующий возрасту  активный и пассивный словарь;  отклонения в формировании фонетического,  фонематического и грамматического строя
Под влиянием коррекционного  обучения происходит:  общее и речевое развитие обучающихся;  увеличение и уточнение словаря;  совершенствование умения пользоваться уже  имеющимися грамматическими формами;  овладение новыми грамматическими формами;  уточнение звукового состава слова;  развитие навыков звукового анализа и синтеза;  коррекция нарушений звукопроизношения;  коррекция нарушений письменной речи
Специфика логопедической работы  в коррекционных классах  в связи с тем, что у детей с ОВЗ ведущим нарушением  является недоразвитие познавательной  деятельности, весь процесс логопедической работы  должен быть направлен на формирование  мыслительных операций анализа, синтеза,  сравнения, обобщения;  логопедическая работа проводится над речевой  системой в целом;  основа работы – принцип поэтапного формирования  умственных действий;  максимальное включение анализаторов;  использование разнообразной наглядности;
Специфика логопедической работы  в коррекционных классах  дифференцированный подход (учет психических  особенностей ребенка, его работоспособности,  особенностей моторного развития, симптоматику  речевых расстройств, их механизмы и т.д.);  частая повторяемость логопедических упражнений с  включением элементов новизны по содержанию и по  форме;  частая смена видов деятельности;  дозировка заданий и речевого материала;  более длительные сроки логопедической работы (по  сравнению с нормой)
Основные направления  логопедической работы: • • • • • • • ­Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания; ­Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов  произношения); ­Постановка, автоматизация и дифференциация дефектных  звуков; ­Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза,  восприятия у учащихся; ­Обогащение активного и пассивного словаря; ­Формирование правильного лексико­грамматического строя  речи; ­Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.
Логопедическая работа осуществляется  в несколько этапов:  I этап:  всестороннее обследование.   II этап: коррекционная работа (занятия,  консультации с детьми с 15 сентября по  31 мая).  III этап: мониторинг эффективности  коррекционной работы ( в течение года).
Методики обследования речи :
Методики, разработанные авторами:
Методики на этапе развития связной речи:
Методики по коррекции  дисграфии:
Весь процесс логопедической работы направлен на  формирование мыслительных операций: анализа,  синтеза, сравнения, обобщения
Планирование составляется таким образом, чтобы  коррекционная работа осуществлялась над  речевой системой в целом
Использование разнообразной  наглядности (схемы, муляжи, разрезная и  магнитная азбука, игровые упражнения,  технические средства обучения)
Максимальное включение  анализаторов (зрительное, слуховое,  тактильное восприятие)
Дифференцированный подход  с учётом развития возрастных и  индивидуальных особенностей  ребёнка
Необходимо проводить частую  деятельности на другую смену видов деятельности,  переключать ребёнка с одной
Работа школьного ПМПК
Основная цель работы  логопеда­ радость свободного  общения ребёнка с  окружающим его миром
Спасибо  за внимание!

Посмотрите также