Особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Оценка 4.9
Особые потребности
doc
дефектология
Детсад
04.04.2017
Статья об особенностях работы в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних. Представлен опыт работы в данном учреждении при оказании коррекционно - логопедической помощи детскому населению. Помощь оказывается детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые находятся в Центре, а также тем которые посещают занятия вместе с родителями.
Логопед в социально-реабилитационном центре..doc
Особенности логопедической работы в условиях социально
реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Ребенок, как и любой другой человек, живет в мире отношений между
людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей, осваивая эти
роли, ребенок становится личностью. Речь является важнейшей социальной
функцией и развивается в процессе общения. Потребность в общении
формируется при взаимодействии ребенка с окружающими людьми. Особенно
неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация,
при которой с самого рождения ребёнка отсутствует внимание, любовь, забота,
ежедневное общение.
Подобная ситуация нередко складывается в
неблагополучных семьях.
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений
одна из приоритетных задач реабилитации несовершеннолетних, попавших в
трудную жизненную ситуацию. Проблема речевых расстройств всегда
остается актуальной, поскольку связана с интеллектуальным развитием, с
успешностью в учебной деятельности, с развитием личности в целом.
Эффективная коррекционнологопедическая работа по устранению речи у
детей является на данный момент важным направлением работы по
социальной реабилитации несовершеннолетних, профилактике их дезадаптации в
образовательных учреждениях и социальной среде.
Представим опыт работы нашего социальнореабилитационного центра для
несовершеннолетних, оказывающего коррекционнологопедическую помощь
детскому населению.
Среди несовершеннолетних, есть те, которые находятся в центре
стационарно, и те, которые посещают занятия вместе с родителями.
Специфика работы с воспитанниками, находящимися в стационаре, состоит
в их круглосуточном пребывании, которое является иногда краткосрочным.
Поэтому перед специалистами стоит сложная задача оказания наиболее
эффективной помощи в наименьший промежуток времени с учетом того, что
большинство поступающих детей имеет сложные полиморфные речевые
нарушения или коммуникативные проблемы.
Поступающие в центр дети разновозрастные и имеют самый
(как устной, так и
широкий спектр отклонений: нарушение речи
письменной), задержка психоречевого развития, наличие
состояний,
пограничных с умственной отсталостью, у детей наблюдается «социально
педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей
отмечается масса специфических ошибок.
Целью логопедического воздействия
социально
реабилитационного центра является обеспечение специализированной
диагностикоконсультативной, коррекционновосстанавливающей помощи детям
с нарушениями речи различного генеза.
в условиях
Основными направлениями коррекционнологопедической работы
являются:
помощи.
развития.
Диагностика речевого развития детей и оказание им логопедической
Составление индивидуального маршрута коррекции речевого
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи
несовершеннолетних.
Тесная взаимосвязь со специалистами центра и родителями.
На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в
развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени
выраженности,
заикание,
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов
речевого аппарата дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма,
обусловленные общим недоразвитием речи).
фонетикофонематическое недоразвитие речи,
Диагностика представляет собой обследование состояния всех сторон речи.
По результатам обследования выносится логопедическое заключение.
Коррекционнологопедическая работа строится с учетом психологических
особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционной
работы, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов
речи. Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов
коррекции делятся на: индивидуальные и подгрупповые. Наиболее удобно
работать с детьми, объединяя их в небольшие подгруппы, а исходя из специфики
учреждения, специфики речевого дефекта ребенка, коррекцию речи лучше
проводить на индивидуальных занятиях.
Также оказывается консультативная помощь педагогам по планированию и
осуществлению работы по развитию речи детей, имеющих речевые нарушения и
родителям, которые закрепляют произношения поставленных звуков, проводят
упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, развивают внимание, память, логическое мышление, закрепляют
формирующиеся навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
Схема взаимодействия логопеда и родителей
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со
сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое
нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его
деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом. Поэтому
в своей работе я включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие
интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного
результата в более короткие сроки.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие дыхания,
необходимого для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. А
такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации рук, но и позитивно влияют на развитие
интеллекта детей.
Представляю Вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых
мною на коррекционнологопедических занятиях.
Дыхательные упражнения.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.
Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у
детей, формируют сильную воздушную струю, формируют ситуативную
фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям
сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым
положительные эмоции.
Развитие мелкой моторики.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук.
Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных т нужных вещей,
и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. При
планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса
упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения,
пальчиковый теневой театр, графические упражнения, игры с шишками, орехами,
прищепками, ниткография.
Ниткография – как средство развития зрительно моторной координации.
Любое нарушение речи ребенка часто сопровождается нарушением
внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование
изобразительных навыков. Несформированность графических навыков и умений
мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное. Я пришла к выводу о
целесообразности проведения специальной работы по развитию навыков
рисования с помощью нетрадиционных методик. Мы рисуем с помощью
обыкновенной верёвочки. Этот приём можно использовать как на занятиях, так и
дома. Используя этот приём, я решаю следующие задачи: совершенствование
зрительного восприятия развитие
зрительномоторной координации,
формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму,
закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения. Ведь
используя данный приём на занятиях, я еще и расширяю знания детей по
основным лексическим темам.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на
мышцы тела, то есть путём физической активности. Развивая моторику, мы
создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные
структурные изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые
способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей
работе применяю такие упражнения как «Колечко», «Кулакреброкулак», «Ухо
нос», «Горизонтальная восьмерка» и так далее.
Биоэнергопластика.
Представляет собой содружественное взаимодействие руки и языка.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны,
раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение
биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на
активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию
движений и мелкую моторику. На занятии ко всем классическим
артикуляционным упражнениям добавляю движение кисти.
Коррекционная работа проводится с детьми, имеющими заключения: общее
фонетикофонематическое недоразвитие речи,
недоразвитие речи,
фонетическое недоразвитие речи, недоразвитие речи легкой степени.
Эффективность работы представим в виде диаграммы.
Систематическое проведение логопедических занятий, как правило,
ребенку в его
приносит положительные результаты, которые помогают
социализации, в нахождении способов адаптации в обществе.
Учительлогопед ГБУСОН РО «СРЦ Цимлянского района» Т.Л. Коровина
Особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.