Особенности мышления младших школьников

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить. Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному. В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, то есть при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.
Иконка файла материала Особенности мышления младших школьников.doc
Особенности мышления младших школьников Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных   источников   информации,   вызывают   потребность   уже   у   младших   школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить. Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по­ разному. В   результате   ряда   исследований   выяснилось,   что   умственные   возможности   ребенка шире,   чем   предполагалось   ранее,   и   при   создании   условий,   то   есть   при   специальной методической   организации   обучения,   младший   школьник   может   усваивать   абстрактный теоретический материал. Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов. Во­первых, как указывает толковый словарь С.И.Ожегова, мышление ­ это  "способность человека    рассуждать,    представляющая    собою    процесс    отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях". Разберем это понятие. Человек   очень   мало   знал   бы   об   окружающем   мире,   если   бы   его   познание ограничивалось   лишь   показаниями   его   анализаторов.   Возможность   глубокого   и   широкого познания   мира   открывает   человеческое   мышление.   То,   что   у   фигуры   четыре   угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным. Таким образом, мышление есть опосредованное познание. Так   же   мышление   есть   познание   отношений   и   закономерных   связей   между предметами и явлениями окружающего мира. Для того чтобы выявить эти связи, человек прибегает к мыслительным операциям ­ сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы. И,   наконец,   мышление   есть   обобщенное   познание   действительности,   процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. И этот процесс вполне доступен детям. Как показывают исследования В.В.Давыдова,дети   младшего   школьного   возраста   вполне   могут   овладевать   элементами   алгебры, например,   устанавливать   отношения   между   величинами.   Для   выявления   отношений   между величинами оказалось необходимым моделирование этих отношений ­ выражение их в другой материальной форме, при которой они выступают как бы в очищенном виде и  становятся ориентировочной основой действий.