ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Оценка 4.7

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
дефектология +2
5 кл—11 кл
13.06.2019
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В данной работе рассматривается проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с задержкой психического развития. в настоящее время эта тема очень актуальна в связи с ростом количества детей данной категории, а закон "Об образовании" подразумевает инклюзивное обучение.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С Ограниченными возможностями здоровья.docx
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Судакова Д.В., учитель МБОУ СОШ №67, г. Пенза. В   современном   мире   очень   актуальна   проблема   обучения   детей   с   ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучение   детей   данной   категории   может   осуществляться   в   общеобразовательном учреждении.   Это   право   регулируется   федеральным   законом   Российской   Федерации   «Об образовании»   от   29.12.2012   №273­ФЗ,   который   предполагает   инклюзивное   образование. Пункт   26   статьи   2   гласит:   «Обучающийся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   – физическое   лицо,   имеющее   недостатки   в   физическом   и   (или)   психологическом   развитии, подтвержденные   психолого­медико­педагогической   комиссией   (ПМПК)   и   препятствующие получению образования без создания специальных условий». В данном законе прописывается и определение инклюзивного образования.  Инклюзивное   образование   –   обеспечение   равного   доступа   к   образованию   для   всех обучающихся   с   учетом   разнообразия   особых   образовательных   потребностей   и индивидуальных возможностей. Дети,   имеющие   статус   ребенка   с   ОВЗ,   должны   обучаться   по   адаптированным образовательным программам. Адаптированная   образовательная   программа   ­   образовательная   программа, адаптированная   для   обучения   лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья   с   учетом особенностей   их   психофизического   развития,   индивидуальных   возможностей   и   при необходимости   обеспечивающая   коррекцию   нарушений   развития   и   социальную   адаптацию указанных лиц. В   зависимости   от   специфики   нарушения   у   обучающихся   отличаются   особые образовательные потребности. Это означает, что для каждого ребенка должен быть составлен свой план обучения и своя адаптированная образовательная программа.  Всех детей с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на группы:         Нарушение зрения; Нарушение слуха; Задержка психического развития (ЗПР); Нарушение интеллектуального развития; Тяжелые нарушения речи; Нарушение опорно­двигательного аппарата; Расстройства поведения и общения; Комплексное нарушение развития. В   нашей   образовательной   организации   с   каждым   годом   увеличивается   количество обучающихся,   имеющих   статус   ребенка   с   ОВЗ.   В   связи   с   этим   одной   из   проблем   стала проблема   поиска   эффективных   условий   для   организации   обучения   детей   с   особыми образовательными потребностями.  Современные научные представления об особенностях психофизического развития   разных   групп   обучающихся   позволяют   выделить   образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся:  получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; получение начального общего образования в условиях образовательных организаций   общего   или   специального   типа,   адекватного   образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; обязательность   непрерывности   коррекционно­развивающего   процесса, реализуемого,   как   через   содержание   предметных   областей,   так   и   в   процессе индивидуальной работы;  психологическое   сопровождение,   оптимизирующее   взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое   сопровождение,   направленное   на   установление взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для   обучающихся   с   ЗПР   характерны   следующие   специфические   образовательные потребности:         обеспечение   особой   пространственной   и   временной   организации образовательной   среды   с   учетом   функционального   состояния   центральной   нервной системы   (ЦНС)   и   нейродинамики   психических   процессов   обучающихся   с   ЗПР (быстрой   истощаемости,   низкой   работоспособности,   пониженного   общего   тонуса   и др.); упрощение системы учебно­познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений   и   навыков   обучающимися   с   ЗПР   («пошаговом»   предъявлении   материала, дозированной   помощи   взрослого,   использовании   специальных   методов,   приемов   и средств,   способствующих   как   общему   развитию   обучающегося,   так   и   компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно­действенный характер содержания образования; обеспечение   непрерывного   контроля   за   становлением   учебно­ познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;    постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых     обществом норм поведения; постоянное   стимулирование   познавательной   активности,   побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование   преимущественно   позитивных   средств   стимуляции деятельности и поведения;  комплексное   сопровождение,   гарантирующее   получение   необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также   специальная   психокоррекционная   помощь,   направленная   на   компенсацию дефицитов   эмоционального   развития   и   формирование   осознанной   саморегуляции познавательной деятельности и поведения; специальная   психокоррекционная   помощь,   направленная   на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и   осознанию   возникающих   трудностей,   формирование   умения   запрашивать   и использовать помощь взрослого;  развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения   и   взаимодействия   (с   членами   семьи,   со   сверстниками,   с   взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; обеспечение   взаимодействия   семьи   и   образовательного   учреждения (организация   сотрудничества   с   родителями,   активизация   ресурсов   семьи   для формирования   социально   активной   позиции,   нравственных   и   общекультурных ценностей).   Только   удовлетворяя   особые   образовательные   потребности   обучающегося   с   ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. Так как данная категория детей обучается в общеобразовательном классе, то учителю не всегда легко построить свой урок так, чтобы было интересно всем. Большую долю детей, имеющих такой статус, составляют дети с ЗПР, т.е. это дети, у которых:    Замедлен темп формирования высших психических функций; Стойкое состояние незрелости эмоционально­волевой сферы; Интеллектуальная недостаточность. Диапазон   различий   в   развитии   детей   с   ЗПР   достаточно   велик   –   от   практически нормально   развивающихся,   испытывающих   временные   и   относительно   легко   устранимые трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно­поведенческой сфер личности. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся при получении   общего   начального   образования   в   систематической   и   комплексной   (психолого­ медико­педагогической) коррекционной помощи. Российскими   учеными   Т.А.   Власовой,   К.С.   Лебединским,   М.С.   Певзнер,   В.И. Лубовским было доказано, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, замедлен прием   и   переработка   информации.   У   данной   категории   обучающихся   были   выявлены следующие проблемы:                                 Восприятие:  нет целостности и последовательности    затруднения при новых ракурсах    Мышление:  снижена познавательная активность наглядно­действенное нарушены пространственные представления   преобладание анализа  инертность и ригидность   смещение с главного на частности    Речь: Бессвязность нет логики, ясности   бедность лексики    Память: низкий объем и скорость преобладание наглядной памяти непродуктивность непроизвольная   нарушена механическая память Внимание: неустойчивость и отвлекаемость  сниженная концентрация   трудность переключения и распределения   Движения:    замедленное  нечеткое  нарушение регуляции    Поведение:    импульсивность и резкая расторможенность  плаксивость   негативизм   агрессивность. Основной задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Следующим   очень   важным   средством   активизации   учения   являются   методы   и   приемы обучения.   Именно   через   использование   тех   или   иных   методов   реализуется   содержание обучения.   Важным   принципом   при   разработке   уроков   и   коррекционных   занятий   является принцип   доступности.   Необходимо   учитывать   и   быструю   смену   настроения   детей,   и   их психологическое состояние на данный момент. Часто по ходу занятия необходимо быстро перестроить структуру. Во время урока можно использовать как современные технологии обучения, так и традиционные, и их сочетание.  Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется   необходимая   психологическая   коррекция,   а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.   медицинское   лечение, Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены. Традиционно   в   образовательных   организациях   создаются   следующие   специальные условия обучения данной категории детей: 1. индивидуальная помощь в случаях затруднения; 2. дополнительные многократные упражнения для закрепления материала; 3. более   частое   использование   наглядных   дидактических   пособий   и индивидуальных карточек; 4. Вариативные приемы обучения:  Поэлементная инструкция.  Планы   –   алгоритмы   и   схемы   выполнения   (наглядные, словесные).    (вопросов)    Демонстрация действий. Чередование   легких   и   трудных   заданий Совместные действия. Имитационн ые действия.   Начало действия.  5. Введение физминуток через 15­20 минут урока. Кроссворды и ребусы. 6. Создание ситуации успеха на занятии. 7. Динамическое наблюдение за каждым обучающимся (не реже 1 раза в четверть;   обсуждение   результатов   наблюдений   на   школьных   психолого­медико­ педагогических консилиумах или малых педсоветах). Как   показывает   практика,   применение   перечисленных   условий   организации образовательного   процесса   в   полной   мере   не   обеспечивают   эффективность   процессов обучения и воспитания детей с ЗПР. Поэтому актуальным встает вопрос систематической реализации коррекционно­развивающих методов в работе с данной категорией детей.  На сегодняшний день в практике коррекционной работы с детьми с ЗПР существуют множество методов:  Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…). При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо   иметь  виду,   что   вопросы   педагога   должны   быть  хорошо   продуманы   и четко   сформулированы   и   должны   быть   доступны   детям.   Часто   используется одноступенчатая   инструкция.   Объяснение   педагога   часто   требует   повтора.   Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети   с   задержкой   психического   развития   испытывают   трудности   в   восприятии   и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому   словесные   методы   следует   сочетать   с   применением   наглядных   и практических.  Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).  Наглядные   методы   особенно   широко   применяются   в   коррекционной   работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные   –   не   показываются.   А   также   в   коррекционной   работе   необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод является   очень   действенным   методом   в   коррекционной   работе,   поэтому   к   нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей. Практические (практические упражнения, графические работы…).  Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР   наиболее   эффективными   являются   упражнения   и   дидактическая   игра. Необходимость   упражнений   обусловлена   слабой   мыслительной   активностью   детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью   упражнений,   многократного   выполнения   умственного   и   практического действия достигается овладение определенными знаниями. Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок   усваивает   знания   через   игру.   «Учить   –   играя».   Такого   принципа придерживаются   коррекционные   педагоги.   Дидактическая   игра   содержит   в   себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Можно утверждать, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.  Список литературы: 1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001 2. Леонидова И. В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Леонидова, И. А. Колесникова, В. В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.– практ.   конф.   (Чебоксары,   3   апр.   2016   г.)   /   редкол.:   О.   Н.   Широков   [и   др.].   — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 154–158. 3. Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогики – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 4. Труфанова Г.К. Сборник Коррекционно­развивающие методы работы с обучающимися с задержкой психического развития/ Екатеринбург, 2015 5. https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya­detey­s­ovz/#yakor_3

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2019