ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
дефектология +2
5 кл—11 кл
13.06.2019
В данной работе рассматривается проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с задержкой психического развития. в настоящее время эта тема очень актуальна в связи с ростом количества детей данной категории, а закон "Об образовании" подразумевает инклюзивное обучение.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С Ограниченными возможностями здоровья.docx
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ.
Судакова Д.В.,
учитель МБОУ СОШ №67,
г. Пенза.
В современном мире очень актуальна проблема обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
Обучение детей данной категории может осуществляться в общеобразовательном
учреждении. Это право регулируется федеральным законом Российской Федерации «Об
образовании» от 29.12.2012 №273ФЗ, который предполагает инклюзивное образование.
Пункт 26 статьи 2 гласит: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психологомедикопедагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие
получению образования без создания специальных условий». В данном законе прописывается
и определение инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Дети, имеющие статус ребенка с ОВЗ, должны обучаться по адаптированным
образовательным программам.
Адаптированная образовательная программа образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
В зависимости от специфики нарушения у обучающихся отличаются особые
образовательные потребности. Это означает, что для каждого ребенка должен быть составлен
свой план обучения и своя адаптированная образовательная программа.
Всех детей с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на группы:
Нарушение зрения;
Нарушение слуха;
Задержка психического развития (ЗПР);
Нарушение интеллектуального развития;
Тяжелые нарушения речи;
Нарушение опорнодвигательного аппарата;
Расстройства поведения и общения;
Комплексное нарушение развития. В нашей образовательной организации с каждым годом увеличивается количество
обучающихся, имеющих статус ребенка с ОВЗ. В связи с этим одной из проблем стала
проблема поиска эффективных условий для организации обучения детей с особыми
образовательными потребностями.
Современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционноразвивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные
потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР
(быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и
др.);
упрощение системы учебнопознавательных задач, решаемых в процессе
образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
нагляднодейственный характер содержания образования;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно
познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а
также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию
дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь,
направленная на
формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности
и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение
социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения
(организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных
ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР,
можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Так как данная категория детей обучается в общеобразовательном классе, то учителю
не всегда легко построить свой урок так, чтобы было интересно всем. Большую долю детей,
имеющих такой статус, составляют дети с ЗПР, т.е. это дети, у которых:
Замедлен темп формирования высших психических функций;
Стойкое состояние незрелости эмоциональноволевой сферы;
Интеллектуальная недостаточность.
Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и
аффективноповеденческой сфер личности. От детей, способных при специальной поддержке
на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся при
получении общего начального образования в систематической и комплексной (психолого
медикопедагогической) коррекционной помощи. Российскими учеными Т.А. Власовой, К.С. Лебединским, М.С. Певзнер, В.И.
Лубовским было доказано, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, замедлен
прием и переработка информации. У данной категории обучающихся были выявлены
следующие проблемы:
Восприятие:
нет целостности и последовательности
затруднения при новых ракурсах
Мышление:
снижена познавательная активность
нагляднодейственное
нарушены пространственные представления
преобладание анализа
инертность и ригидность
смещение с главного на частности
Речь:
Бессвязность
нет логики, ясности
бедность лексики
Память:
низкий объем и скорость
преобладание наглядной памяти
непродуктивность непроизвольная
нарушена механическая память
Внимание:
неустойчивость и отвлекаемость
сниженная концентрация
трудность переключения и распределения
Движения:
замедленное
нечеткое
нарушение регуляции
Поведение:
импульсивность и резкая расторможенность
плаксивость
негативизм
агрессивность.
Основной задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации
и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации
обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы
обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание
обучения. Важным принципом при разработке уроков и коррекционных занятий является
принцип доступности. Необходимо учитывать и быструю смену настроения детей, и их
психологическое состояние на данный момент. Часто по ходу занятия необходимо быстро перестроить структуру. Во время урока можно использовать как современные технологии
обучения, так и традиционные, и их сочетание.
Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно
реализуется необходимая психологическая коррекция,
а
педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и
дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.
медицинское лечение,
Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального
обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки
учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля,
культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.
Традиционно в образовательных организациях создаются следующие специальные
условия обучения данной категории детей:
1. индивидуальная помощь в случаях затруднения;
2. дополнительные многократные упражнения для закрепления материала;
3.
более частое использование наглядных дидактических пособий и
индивидуальных карточек;
4. Вариативные приемы обучения:
Поэлементная инструкция.
Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные,
словесные).
(вопросов)
Демонстрация действий.
Чередование легких и трудных заданий
Совместные действия.
Имитационн
ые действия.
Начало
действия.
5. Введение физминуток через 1520 минут урока.
Кроссворды и ребусы.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Динамическое наблюдение за каждым обучающимся (не реже 1 раза в
четверть; обсуждение результатов наблюдений на школьных психологомедико
педагогических консилиумах или малых педсоветах).
Как показывает практика, применение перечисленных условий организации
образовательного процесса в полной мере не обеспечивают эффективность процессов
обучения и воспитания детей с ЗПР. Поэтому актуальным встает вопрос систематической
реализации коррекционноразвивающих методов в работе с данной категорией детей.
На сегодняшний день в практике коррекционной работы с детьми с ЗПР существуют
множество методов:
Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…). При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР
необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и
четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется
одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ
педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и
переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие,
поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и
практических.
Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных
иллюстраций, схем…).
Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе.
Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или
явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует
помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема
восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо
предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе.
Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо
применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы
чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод
является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему
предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал
должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать
изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию
детей.
Практические (практические упражнения, графические работы…).
Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с
ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра.
Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей
данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с
помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического
действия достигается овладение определенными знаниями.
Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте
ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа
придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе
большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Можно утверждать, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее
эффективному положительному результату.
Список литературы:
1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко.
– М.: АРКТИ, 2001 2. Леонидова И. В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития
[Текст] / И. В. Леонидова, И. А. Колесникова, В. В. Чередниченко // Педагогика и
психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–
практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. —
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 154–158.
3. Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогики – Ростов н/Д:
Феникс, 2006.
4. Труфанова Г.К. Сборник Коррекционноразвивающие методы работы с обучающимися
с задержкой психического развития/ Екатеринбург, 2015
5. https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiyadeteysovz/#yakor_3
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.