Особенности организации исследовательской работы в начальной школе
Оценка 4.8

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
2 кл—4 кл
13.01.2017
Особенности  организации  исследовательской работы в   начальной   школе
Ученые, психологи, методисты отмечают, что в наше время снижается интерес к учебной деятельности. Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи, заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.из опыта работы
Исследовательская работа (Из опыта работы).docx
Симушина Ирина Леонидовна Муниципальное образовательное бюджетное учреждение   «Гимназия № 8» г. Можги учитель начальных классов  Особенности организации исследовательской работы в начальной школе (из опыта работы) Эпиграфом своего выступления взяла слова философа Рене Декарта: «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт А это возможно в большей степени только в ходе исследовательской работы. (Слайд 3)   Что же такое исследовательская работа? Задавала я этот вопрос и себе, и другим коллегам.            Исследовательская   деятельность   –   это     деятельность   учащихся   под руководством учителя, связанная с решением  творческой исследовательской задачи,  заранее неизвестным  решением и предполагающая   наличие основных этапов,   характерных для   исследования  в  научной сфере.        Ещё Л. С. Выготский писал: “Творчество на деле существует не только там, где создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает,   комбинирует,   изменяет   и   создает   что   –   либо   новое,   какой   бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев”.       Ученые, психологи, методисты отмечают, что в наше время снижается  интерес к учебной деятельности.                 Мы   учителя   в  постоянном   поиске   новых   методов,  приемов   и   форм организации обучения, которые привлекли бы школьников к учебе, создавали бы мотивацию образования. 1 Развитию   индивидуализации   личности,   формированию   мотивации   к получению   знаний   у   учащихся   способствует   научно­исследовательская деятельность. Все предметы  программы развивающего обучения построены на мини­исследованиях, т. е. мы готовы вести такую работу. Но как и с чего начать индивидуальную исследовательскую работу?          Изучив литературу по данной теме (а её не так много), я пришла к выводу, что   ориентирована   методика   в   большей   степени   на   старшеклассников,   чьи предметные   интересы   уже   сформировались.   А   начальная   школа   всё­таки осталась   немного   в   стороне,   но   ведь   именно   в   начальной   школе   должен закладываться   фундамент   знаний,   умений   и   навыков   активной,   творческой, самостоятельной   деятельности   учащихся,   приёмы   анализа,   синтеза   и   оценки результатов своей деятельности. Поэтому исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.          В первой книге Вайдорф­Сысоева  «Технология исполнения и оформления научно­исследовательской работы» хорошо раскрывается именно оформления, но   рассчитано   всё   для   старшего   звена,   не   для   начальных   классов.   Журнал «Исследовательская работа школьников» тоже рассчитана на среднее и старшее звено, т.е. дети уже научены   азам исследовательской работы.               Настольной   книгой   в   нашей   школе   является   рабочая   тетрадь   «Я   ­ исследователь».   Она   учит   выбрать   тему,   учит,     как   поставить   цель,     как выдвинуть гипотезу, как вести работу юному исследователю.  Есть и методичка этого автора, но найти её очень сложно.        Ответы на многие свои вопросы мы ­ учителя начальных классов получили на семинаре   14 лицея в ноябре 2010 года. От нашего города присутствовало 20 человек.     Весь   лицей   работает   по   развивающей   программе   Эльконина   – Давыдова и исследовательская работа ведётся с первого класса. 2 В   первом   классе   ­   это   рассказы   о   своих   наблюдениях,   коллективное   исследование. Начиная со второго класса,  проходят классные конференции, где со   своими   докладами   выступают   все   учащиеся   класса.   Для   всех   участников (детей,   родителей,   учителей)   конференция   настоящий   праздник   науки.   Пять лучших работ выбирают на межклассные конференции. Школьная конференция даёт   путёвку   лучшим   работам   на   городскую   конференцию.   Все   достойные работы   участвуют в республиканских конкурсах, за пределами   республики (Обнинск, Эму и др.) Главное заметить и отметить успех каждого. Для этого в холле   школы   сделаны   большие   стенды,   где   отражаются   рейтинги   каждого класса, результаты всех конференций и конкурсов.      С родителями пришлось провести большую объяснительную работу, убеждать в важности исследовательской деятельности.                            В этой работе настольной   книгой     тоже   стала   рабочая   тетрадь         Савенкова   Александра   Это   пособие   помогает   включить   ребёнка   в   собственный Ильича. исследовательский поиск и родителям, и учителю.    Всех родителей обеспечила этой  рабочей чудо­тетрадью для работы дома.             На   первом   собрании   подробно   разобрали   все   этапы   исследовательской работы. На каждом следующем родительском собрании рассматривались темы, посвящённые подготовке детей к работе, к выступлению на конференции.       Продумывали  ход конференции. Родители учили роли, готовили костюмы.      Разбирая этапы исследовательской работы, познакомила  родителей с видами работ. Их выделяют три: теоретические, эмпирические и фантастические. Из небольшого   своего   опыта   наблюдается   следующая   картина:   чаще   всего выбираются ЭМПИРИЧЕСКИЕ темы, т. е. темы, тесно связанные с практикой и предполагающие   проведение   собственных   наблюдений   и   экспериментов.   На втором месте ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  темы.  Эти работы ориентированы на работу по   изучению   и   обобщению   фактов,   материалов,   содержащихся   в   разных 3 теоретических источниках.  В   педагогической   литературе   (автор   идеи   А.П. Трапицина) учебные исследования делятся на три вида, учитывая предметную связь:   монопредметные   (узкое   исследование   по   одному   предмету), межпредметные (охвачено несколько предметов), надпредметные (исследование вышло за рамки предмета).       Итак, первым этапом  обучения учащихся исследовательской деятельности является выбор темы.                На слайде зафиксированы вопросы из Рабочей тетради Савенкова. Они хорошо   помогают,   подсказывают     младшему   школьнику   выбрать   интересную тему для исследования.  ­ Что мне интересно больше всего?                                                                              ­ Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?                                                      ­ По каким предметам я получаю хорошие отметки?                                                  ­ Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?                              ­ Чем я хочу заниматься в первую очередь?                                                                 ­ Есть ли что­то, чем я особенно горжусь?                                                                          Большое  количество работ выполняют ребята по окружающему миру. В  своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем».  Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ.          Область исследования может быть самая разнообразная: животный мир, насекомые, растения, природные явления, предметы быта, история своей семьи и др.   Почему­то некоторые учителя   исследовательские работы на семейную тему считают избитой, а для ребёнка это становится открытием: откуда я? Чей я?  Вашему вниманию предложено несколько тем моих второклассников. Это из истории  вещей: «Школьная форма: прошлое и настоящее»,  и окружающий мир: 4 «Откуда  на  окне   узоры?»,   «Чьё  гнездо?», «Любимая  берёза   в разное  время года», даже из области механики есть: «Как работают моторы?»        Далее с помощью учителя и родителей ребята учатся ставить цель – чего они должны   добиться   в   процессе   своего   исследования.   Определяют   объект   и предмет   исследования.   Правильно   поставить   цель   и   определить   задачи исследования опять поможет рабочая тетрадь Савенкова. Поможет и детям, и родителям, и учителю. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим   на   вопрос   о   том,   зачем   ты   его   проводишь?   Если   цель   одна   (при оформлении работы) ­ ставится тире,  двоеточие, если более одной цели. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные пути.           Учатся выдвигать гипотезы. Гипотеза ­   это рассуждение, догадка ещё не доказанная   и   не   подтверждённая   опытом.   Обычно гипотезы начинаются словами:         предположим…                           допустим…                          что если…                          возможно…           Затем идет подбор информационного материала по выбранной теме  (художественная и научная литература, справочники и энциклопедии,  телепередачи, сеть Интернет).     Следующий   этап   ­   изучение   школьником   собранного   материала,       систематизация его, обобщение и оформление.            В процессе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с  различными методами, приемами и используют их:                                                    ­ изучение теоретических источников; ­ наблюдение;                                                                                   ­ поисковый эксперимент (в переводе с латинского “проба”) 5 ­ анкетирование; ­ итервьюирование; - описательный.          Далее намечают  план действий, описывают  основные шаги, наблюдают, экспериментируют  и сделав вывод, фиксируют  результаты.               Завершающим этапом исследовательской работы является защита.                   В   нынешнем   наборе   многие   дети     имеют   недостаточно   развитые   для успешного   обучения   психические   процессы:   внимание,   память,   логическое мышление.  В преодолении этих проблем  помогает исследовательская работа.              Цель   работы  –   стимулировать   развитие   интеллектуально­творческого потенциала   младшего   школьника   через   развитие   и   совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.      Задачи конференции: ­ обучение проведению учебных исследований младших школьников; ­   развитие   творческой   исследовательской   активности   детей ­стимулирование   у   детей   интереса   к   фундаментальным   и прикладным   наукам   ­   ознакомление   с   научной   картиной   мира ­ вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс;              Всё на свете начинается с первого шага. Наша конференция   «Юный исследователь» первый шаг в науку. В какую именно науку ­ не уточняемся, каждый  выбрал для изучения и доклада любую тему. Конечно, он выбирал то, что роднее, ближе, интереснее. Затем собирал материалы, делал выводы…  А в этот день все собрались   для презентации полученных знаний.  6 Эпиграфом нашей конференции стали слова китайского  мудреца, мыслителя Конфуция «Учение без размышлений тяжкий  труд; размышления без учения ­ пагубны»                  Семинар в 14 лицее был замечательный, но  ни какими наработка в  напечатанном виде они не поделились. Поэтому  критерии пришлось  разрабатывать  самой. Почему такая дотошность, конкретность и чёткость в критериях и  баллах?         Во­первых, На первой городской конференции начальных классов я была просто слушателем, и оказалась невольным свидетелем подведения итогов жюри (они заседали в моём классе, а я пришла одеваться). Членам жюри было трудно оценить   критерий:   не   было   конкретности   и   разбалловки.   А   когда   пошли претензии   со стороны учителей и родителей по поводу низких баллов, то  жюри не смогли чётко ответить: где же были потеряны баллы?         Во­вторых,   облегчить   работу   жюри.   На   конференции   они   присутствуют   в   своё   личное   свободное   время,   поэтому   надо бережно и заботливо относится к работе членов жюри.   Для того чтоб   ускорить   подсчёт   результатов   каждый   критерий   имеет   свой балл. Всё заносится в одну общую таблицу, где каждому ученику выделяется колонка.  Сводные таблицы с критериями имеет каждый член жюри. В жюри приглашаются:          учителя – коллеги,  учителя среднего и старшего звена,    коллеги – студенты,  ученики школьного научного общества. 7 Все   проставленные   баллы   складываются,     находится   средний   балл, определяются победители и призёры. А имея перед собой таблицу все видят свои пробелы, видят над чем надо поработать больше в следующий раз. Выступления   учеников   –   это   итог   большой   совместной   работы:   учителя, родителей и ученика.   К проведению конференции была проведена огромная работа: Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность, стремление к науке: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. Н. А. Умов   8

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе

Особенности  организации  исследовательской работы в   начальной   школе

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе

Особенности  организации  исследовательской работы в   начальной   школе

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе

Особенности  организации  исследовательской работы в   начальной   школе

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе

Особенности  организации  исследовательской работы в   начальной   школе

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе

Особенности  организации  исследовательской работы в   начальной   школе

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе

Особенности  организации  исследовательской работы в   начальной   школе

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе

Особенности  организации  исследовательской работы в   начальной   школе

Особенности организации исследовательской работы в начальной школе

Особенности  организации  исследовательской работы в   начальной   школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017