Особенности организации образовательной деятельности учреждения детьми ОВЗ

  • Педсоветы
  • docx
  • 02.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал адресован администрации и педагогам, работающим с детьми ОВЗ. В данной статье представлен фрагмент семинара-практикума по теме "Особенности организации образовательной деятельности учреждения детьми ОВЗ". В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ в дополнительном образовании.Фрагмент проблемно-ориентированного семинара
Иконка файла материала Про ОВЗ 3 (Автосохраненный).docx
Особенности организации образовательной деятельности учреждения детьми ОВЗ  Эмоционально­психологический настрой.  Чтобы наша работа прошла продуктивно, необходимо настроиться на тесное взаимодействие, открытый диалог, что возможно при расположении друг к другу. Я   попрошу   вас   всех   встать   и   сделать   круг.   Спасибо   большое,   а   теперь улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу с лева. Прижмитесь плечами друг другу и почувствуйте тепло. Сейчас рассчитайтесь на 1,2,3. Участник №1 складывают руки за головой, №2­упираются руками в бедро, №3 – держат сложенные крест­накрест руки на груди.   А теперь поздоровайтесь локтями с соседом слева, справа и спросите как дела? Выступление  Наш Дом детского творчества – многопрофильное учреждение, реализующее образовательные   программы   по   5   направленностям,   обеспечивающие   интересы детей всех возрастов, имеющих разные способности и возможности, в том числе и ограниченные!   Практическая работа   И   прежде,   чем   продолжить   свой   доклад,   я   предлагаю   вам   поработать   в группе и   помочь мне составить модель   ученика   с ОВЗ,   его характеристику. Перед вами на столе лежат ладошки, задание: на этих ладошках, продолжите фразу «Дети   с  ОВЗ­   это   дети   с…………» (фраза   напечатана   и   прикреплена   на  доске вместе с солнышком) дети  с  задержкой  психического  развития; дети  с  нарушениями  интеллекта; дети  с  нарушениями  слуха;  дети  с  нарушениями  зрения;  дети   нарушениями   с   опорно­двигательного  аппарата;  дети  с  нарушениями  речи;  дети   с   расстройствами   эмоционально­волевой  сферы  и  поведения; дети  с  множественными  нарушениями. Полученные результаты (ладошки) прикрепляем с ответом к солнышку.давайте подведем итоги: дети с ограниченными возможностями здоровья – это   определенная   группа   детей,   требующая   особого   внимания   и   подхода   к   их обучению и  воспитанию. Попадая в оу, как правило эти дети испытывают затруднения  Задание: выберите из предложенных затруднений, типичные для детей с овз Затруднения  у детей с овз Игровые интересы. Погружение в философские проблемы.   между   физическим, Несоответствие интеллектуальным и социальным развитием.  Стремление к совершенству.  Ощущение   Нереалистические Сверхчувствительность.  Нетерпимость.  Низкая продолжительность сна.  неудовлетворенности. цели.   1. Отсутствует мотивация к познавательной  деятельности, ограниченны представления об окружающем мире; 2. Темп выполнения заданий очень низкий; 3. Нуждается в постоянной помощи  взрослого; 4. Низкий уровень свойств внимания  (устойчивость, концентрация,  переключение); 5. Низкий уровень развития речи, мышления; 6. Трудности в понимании инструкций; 7. Инфантилизм; 8. Нарушение координации движений; 9. Низкая самооценка; 10. Повышенная тревожность, повышенной  впечатлительностью; 11. Высокий уровень психомышечного  напряжения; 12. Низкий уровень развития мелкой и  крупной моторики; 13 в результате утомления возникает  двигательное беспокойство; Вывод: Типичными затрудниями являются……… Выступление Для  того    чтобы  решить  эти  проблемы  еще  Выготский   отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта, а именно в системе дополнительного образования заложен это потенциальный ресурс: • меньшая наполняемость группы, чем в школе,  • практико­ориентированное обучение,   •   ориентация   обучения   на   личные   запросы   каждого   учащегося индивидуально, а не на «среднего»,  • возможность свободного выбора ребенком любимого дела,Отсутствия оценочной деятельности • отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.  Таким  образом, среду дополнительного  образования можно  рассматривать как   реабилитационную   для   детей   с   ОВЗ,   поэтому,   уже   больше   7   лет   ДДТ сотрудничает с коррекционными учреждениями  нашего поселка:  с коррекционной школой­интернат №15,  детским домом «Надежда»,  социально – реабилитационным центром. Отдельно     хочется   остановиться   на   учащихся,   обучающихся   в образовательном учреждении   8 вида (это дети с умственной отсталостью), они отличаются низким уровнем развития памяти, интеллекта, внимания, испытывают трудности в освоении социально­бытовых навыков и в общении.  За годы сотрудничества  сотни детей этого учреждения были вовлечены в образовательный   и   творческий   процесс   ДДТ.     Специально   для   всестороннего сопровождения  таких детей специалистами ДДТ  была разработана и реализуется программа инновационной  деятельности  «Доступная образовательная среда». Основная   цель   программы   ­   это   развитие   познавательной   и   личностной активности   ребенка,   преодоление   социальной   изоляции   детей,   коррекция психоэмоциональных состояний. Основой   реализации   данной   программы   являются   дополнительные   для   детей   с   ограниченными   возможностями общеразвивающие   программы   здоровья,   разработанные   в   соответствии   с     требованиями   к     дополнительным образовательным   программам   и   учётом   особенностей   здоровья   учащихся. Отличительная   особенность   общеразвивающих   программ   для   детей   с   ОВЗ, заключается   в   практической   деятельности   базирующейся   на   реализации двуполушарного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в параллельном обращении   к   разным   типам   мышления   ребенка   –  логическому  и  образно­ художественному.   Таким   образом,   создаются   оптимальные   условия   для познавательной   деятельности,   для   развития   интеллектуальных   и   творческих способностей. Ребенок максимально включается в учебный процесс во всех его проявлениях, что особенно важно при работе с данной категорией учащихся.  В   результате   дети   развивают   свой   мануальный   интеллект,   учатся концентрировать   внимание   и   творят,   сразу   и   непосредственно   воспринимая результат творчества.  Надо отметить, что ежегодно число таких программ увеличивается, в 2012 было 2 программы, а сейчас 12  они представлены на экране:Количество программ и учащихся  2016­2017г. № Программа Коллекция идей Бисерная фантазия 1 2 3 Юный техник Тестопластика 4 Художественная обработка  материалов О тебе, мой край Бумажная пластика Удивительное рядом Территория безопасности 5 6 7 8 9 10 Техника вокруг нас 11 Выпиливаем лобзиком 12 Художественное конструирование Итого: ФИО Тимофеева О.Ф. Петрушкина Г.В. Захарченко В.П. Абельганс Л.П. Лихтарёва И.А. Сорокина М.Ю. Харченко О.М. Фроимчук А.А. 8/12 Кол­ во 10 10 10 14 10 14 14 14 14 15 12 15 10 12 15 15 12 216 программы реализуются по 4 направленностям:  – туристско­краеведческой, социально­педагогической, технической и художественной.   А   значит,   увеличивается   количество   детей   с   ОВЗ.   Динамика   роста представлена на экране. Количество детей, обучающихся в Доме детского творчества Учебный  год Кол­во   детей   с Кол­во   детей  – ограниченными возможностями здоровья 79 103 176 216 2014­2015 2015­2016 2016 – 2017 2017­2018 инвалидов 15 24 34 37Но, не для кого, не секрет, что с такими детьми работать достаточно тяжело, придя первый раз на занятия, они скованны, мало идут на контакт, испытывают эмоциональное   напряжение,   отрицают   предложенное,   но   эти   ситуации   могут происходить неожиданно и в процессе обучения, через месяц, два, полгода. Сейчас я предлагаю Вам поиграть, а в ходе игры решить ситуации, которые часто возникают на занятиях с детьми ОВЗ. Практическая работа «Ситуация» (на четыре команды по сингапурски)           Разберите роли и разыграйте ситуацию Педагог   просит   выполнить   задание   по   образцу,   ребенок   категорически отказывается, при этом свой отказ ничем, не мотивируя.  Ваши действия? Разберите роли и разыграйте ситуацию На занятие по вокалу присутствует ребенок с низким развитием речи. Он заявляет: «Не буду и пробовать, все равно не получится!»  Ваши действия: Разберите роли и разыграйте ситуацию Изготавливая поделку из бумаги, ребенок неожиданно в середине занятия смял   и   выбросил   работу,   мотивируя   это   тем,   что   у   него   ничего   не получается. Ваши действия?  Разберите роли и разыграйте ситуацию На занятии по бисероплетению ребенок вдруг запел. На замечания педагога и просьбы детей никак не реагирует. Ваши действия? Подведение итогов:  Вы   прекрасно   справились   с   заданием,   каждый   достиг   цели   –   успокоить ребенка и включить его в работу.   Так   и   на   занятиях   наши   педагоги,       используются   разные   (специальные) методические приёмы, направленные на восприятие материала и коррекцию: опора на наглядность, метод многократного повторения, включение в подготовительную деятельность   предметных   действий,   работа   с технологическими и инструкционными картами, дидактические игры и  др. В результате учащиеся с ОВЗ включаются в работу и начинают не просто  изготавливать по образцу, а начинают творить!!!! Результатом их творчества  является активное участие в конкурсах разного уровня, где учащиеся с ОВЗ  занимают призовые места. Таблица участия в конкурсе представлена на экране   проговаривание   вслух,Участие в конкурсах (победы)  детей с ОВЗ 2016­2017г. Уровень конкурсов Всероссийский ­ Всероссийский конкурс творческих работ" Милые  зверушки" ­ ­Всероссийский конкурс «Новогодняя игрушка» ­Всероссийский конкурс «Аргоника» Результат Педагог Диплом 1 степени Петрушкина Г.В., Тимофеева  О.Ф. Диплом 1 степени Петрушкина Г.В., Тимофеева  О.Ф. Диплом 1 степени Петрушкина Г.В., Тимофеева  О.Ф. ­Всероссийский конкурс «Радуга талантов» Диплом 1 степени Петрушкина Г.В., Тимофеева  О.Ф. ­Всероссийский конкурс «Я бы в космос полетел»  Диплом 1 степени Петрушкина Г.В. Харченко  Региональный конкурс прикладного творчества «Времена года» Городской  Конкурс рисунков: «Я за здоровый образ жизни»  (муниципальный) Конкурс рисунков: «Я за здоровый  образ жизни» (муниципальный) ­ Слёт «Золотая осень» ­ Конкурс рисунков, поделок: «Все краски осени!».  ­ Все краски осени  Конкурс рисунков: «Я выбираю жизнь!» ­городской туристический слёт «Золотая осень» Диплом 1 степени О.М. Захарченко В.П. 3 место Захарченко 2 место 3 место Захарченко В.П. Захарченко В.П. Лихтарёва И.А. , Фроимчук  А.А., Захарченко В.П. Абельганс Л.П., Захарченко  В.П.  Дом   детского   творчества   является   также     центром   организационно­массовой работы     для   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (коррекционный интернат),   детей­инвалидов.   Ежегодно   увеличивается     количество   проводимых учреждением массовых мероприятий, возрастает и количество детей принимающих в них участие.  Это говорит об успешной социализации данной группы детей.