Материал адресован администрации и педагогам, работающим с детьми ОВЗ. В данной статье представлен фрагмент семинара-практикума по теме "Особенности организации образовательной деятельности учреждения детьми ОВЗ". В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, приемы и технологии обучения детей с ОВЗ в дополнительном образовании.Фрагмент проблемно-ориентированного семинара
Особенности организации образовательной деятельности учреждения
детьми ОВЗ
Эмоциональнопсихологический настрой.
Чтобы наша работа прошла продуктивно, необходимо настроиться на тесное
взаимодействие, открытый диалог, что возможно при расположении друг к другу.
Я попрошу вас всех встать и сделать круг. Спасибо большое, а теперь
улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу с лева. Прижмитесь плечами друг другу
и почувствуйте тепло. Сейчас рассчитайтесь на 1,2,3.
Участник №1 складывают руки за головой, №2упираются руками в бедро,
№3 – держат сложенные крестнакрест руки на груди. А теперь поздоровайтесь
локтями с соседом слева, справа и спросите как дела?
Выступление
Наш Дом детского творчества – многопрофильное учреждение, реализующее
образовательные программы по 5 направленностям, обеспечивающие интересы
детей всех возрастов, имеющих разные способности и возможности, в том числе и
ограниченные!
Практическая работа
И прежде, чем продолжить свой доклад, я предлагаю вам поработать в
группе и помочь мне составить модель ученика с ОВЗ, его характеристику.
Перед вами на столе лежат ладошки, задание: на этих ладошках, продолжите фразу
«Дети с ОВЗ это дети с…………» (фраза напечатана и прикреплена на доске
вместе с солнышком)
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушениями интеллекта;
дети с нарушениями слуха;
дети с нарушениями зрения;
дети
нарушениями
с
опорнодвигательного
аппарата;
дети с нарушениями речи;
дети с расстройствами эмоциональноволевой
сферы и поведения;
дети с множественными нарушениями.
Полученные результаты (ладошки) прикрепляем с ответом к солнышку.давайте подведем итоги: дети с ограниченными возможностями здоровья –
это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к их
обучению и воспитанию.
Попадая в оу, как правило эти дети испытывают затруднения
Задание: выберите из предложенных затруднений, типичные для детей с овз
Затруднения у детей с овз
Игровые интересы.
Погружение в философские проблемы.
между
физическим,
Несоответствие
интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление к совершенству.
Ощущение
Нереалистические
Сверхчувствительность.
Нетерпимость.
Низкая продолжительность сна.
неудовлетворенности.
цели.
1. Отсутствует мотивация к познавательной
деятельности, ограниченны представления об
окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи
взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания
(устойчивость, концентрация,
переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, повышенной
впечатлительностью;
11. Высокий уровень психомышечного
напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и
крупной моторики;
13 в результате утомления возникает
двигательное беспокойство;
Вывод: Типичными затрудниями являются………
Выступление
Для того чтобы решить эти проблемы еще Выготский отмечал необходимость
включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально
значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта, а именно
в системе дополнительного образования заложен это потенциальный ресурс:
• меньшая наполняемость группы, чем в школе,
• практикоориентированное обучение,
• ориентация обучения на личные запросы каждого учащегося
индивидуально, а не на «среднего»,
• возможность свободного выбора ребенком любимого дела,Отсутствия оценочной деятельности
• отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с
необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.
Таким образом, среду дополнительного образования можно рассматривать
как реабилитационную для детей с ОВЗ, поэтому, уже больше 7 лет ДДТ
сотрудничает с коррекционными учреждениями нашего поселка:
с коррекционной школойинтернат №15,
детским домом «Надежда»,
социально – реабилитационным центром.
Отдельно
хочется остановиться на учащихся, обучающихся в
образовательном учреждении 8 вида (это дети с умственной отсталостью), они
отличаются низким уровнем развития памяти, интеллекта, внимания, испытывают
трудности в освоении социальнобытовых навыков и в общении.
За годы сотрудничества сотни детей этого учреждения были вовлечены в
образовательный и творческий процесс ДДТ. Специально для всестороннего
сопровождения таких детей специалистами ДДТ была разработана и реализуется
программа инновационной деятельности «Доступная образовательная среда».
Основная цель программы это развитие познавательной и личностной
активности ребенка, преодоление социальной изоляции детей, коррекция
психоэмоциональных состояний.
Основой реализации данной программы являются дополнительные
для детей с ограниченными возможностями
общеразвивающие программы
здоровья, разработанные в соответствии с требованиями к дополнительным
образовательным программам и учётом особенностей здоровья учащихся.
Отличительная особенность общеразвивающих программ для детей с ОВЗ,
заключается в практической деятельности базирующейся на реализации
двуполушарного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в параллельном
обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно
художественному. Таким образом, создаются оптимальные условия для
познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих
способностей. Ребенок максимально включается в учебный процесс во всех его
проявлениях, что особенно важно при работе с данной категорией учащихся.
В результате дети развивают свой мануальный интеллект, учатся
концентрировать внимание и творят, сразу и непосредственно воспринимая
результат творчества.
Надо отметить, что ежегодно число таких программ увеличивается, в 2012
было 2 программы, а сейчас 12 они представлены на экране:Количество программ и учащихся 20162017г.
№
Программа
Коллекция идей
Бисерная фантазия
1
2
3 Юный техник
Тестопластика
4
Художественная обработка
материалов
О тебе, мой край
Бумажная пластика
Удивительное рядом
Территория безопасности
5
6
7
8
9
10 Техника вокруг нас
11 Выпиливаем лобзиком
12 Художественное конструирование
Итого:
ФИО
Тимофеева О.Ф.
Петрушкина Г.В.
Захарченко В.П.
Абельганс Л.П.
Лихтарёва И.А.
Сорокина М.Ю.
Харченко О.М.
Фроимчук А.А.
8/12
Кол
во
10
10
10
14
10
14
14
14
14
15
12
15
10
12
15
15
12
216
программы реализуются по 4 направленностям: – туристскокраеведческой,
социальнопедагогической, технической и художественной.
А значит, увеличивается количество детей с ОВЗ. Динамика роста
представлена на экране.
Количество детей, обучающихся в Доме детского творчества
Учебный год
Колво детей с
Колво детей
–
ограниченными
возможностями
здоровья
79
103
176
216
20142015
20152016
2016 – 2017
20172018
инвалидов
15
24
34
37Но, не для кого, не секрет, что с такими детьми работать достаточно тяжело,
придя первый раз на занятия, они скованны, мало идут на контакт, испытывают
эмоциональное напряжение, отрицают предложенное, но эти ситуации могут
происходить неожиданно и в процессе обучения, через месяц, два, полгода.
Сейчас я предлагаю Вам поиграть, а в ходе игры решить ситуации, которые часто
возникают на занятиях с детьми ОВЗ.
Практическая работа «Ситуация» (на четыре команды по сингапурски)
Разберите роли и разыграйте ситуацию
Педагог просит выполнить задание по образцу, ребенок категорически
отказывается, при этом свой отказ ничем, не мотивируя. Ваши действия?
Разберите роли и разыграйте ситуацию
На занятие по вокалу присутствует ребенок с низким развитием речи. Он
заявляет: «Не буду и пробовать, все равно не получится!» Ваши действия:
Разберите роли и разыграйте ситуацию
Изготавливая поделку из бумаги, ребенок неожиданно в середине занятия
смял и выбросил работу, мотивируя это тем, что у него ничего не
получается. Ваши действия?
Разберите роли и разыграйте ситуацию
На занятии по бисероплетению ребенок вдруг запел. На замечания педагога
и просьбы детей никак не реагирует. Ваши действия?
Подведение итогов:
Вы прекрасно справились с заданием, каждый достиг цели – успокоить
ребенка и включить его в работу.
Так и на занятиях наши педагоги, используются разные (специальные)
методические приёмы, направленные на восприятие материала и коррекцию: опора
на наглядность, метод многократного повторения, включение в подготовительную
деятельность предметных действий,
работа с
технологическими и инструкционными картами, дидактические игры и др.
В результате учащиеся с ОВЗ включаются в работу и начинают не просто
изготавливать по образцу, а начинают творить!!!! Результатом их творчества
является активное участие в конкурсах разного уровня, где учащиеся с ОВЗ
занимают призовые места. Таблица участия в конкурсе представлена на экране
проговаривание вслух,Участие в конкурсах (победы) детей с ОВЗ
20162017г.
Уровень конкурсов
Всероссийский
Всероссийский конкурс творческих работ" Милые
зверушки"
Всероссийский конкурс «Новогодняя игрушка»
Всероссийский конкурс «Аргоника»
Результат
Педагог
Диплом 1 степени Петрушкина Г.В., Тимофеева
О.Ф.
Диплом 1 степени Петрушкина Г.В., Тимофеева
О.Ф.
Диплом 1 степени Петрушкина Г.В., Тимофеева
О.Ф.
Всероссийский конкурс «Радуга талантов»
Диплом 1 степени Петрушкина Г.В., Тимофеева
О.Ф.
Всероссийский конкурс «Я бы в космос полетел»
Диплом 1 степени Петрушкина Г.В. Харченко
Региональный
конкурс прикладного творчества «Времена года»
Городской
Конкурс рисунков: «Я за здоровый образ жизни»
(муниципальный) Конкурс рисунков: «Я за здоровый
образ жизни» (муниципальный)
Слёт «Золотая осень»
Конкурс рисунков, поделок: «Все краски осени!».
Все краски осени
Конкурс рисунков: «Я выбираю жизнь!»
городской туристический слёт «Золотая осень»
Диплом 1 степени
О.М.
Захарченко В.П.
3 место
Захарченко
2 место
3 место
Захарченко В.П.
Захарченко В.П.
Лихтарёва И.А. , Фроимчук
А.А., Захарченко В.П.
Абельганс Л.П., Захарченко
В.П.
Дом детского творчества является также центром организационномассовой
работы для детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционный
интернат), детейинвалидов. Ежегодно увеличивается количество проводимых
учреждением массовых мероприятий, возрастает и количество детей принимающих
в них участие. Это говорит об успешной социализации данной группы детей.