Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
16.04.2019
В данном материале затронута проблема педагогического общения в условиях школьного обучения пенитенциарной системы. в нем говорится о специфике образовательного процесса, о проблемах общения между учителем и учеником, друг с другом. Тем более, что учениками являются взрослые люди, отбывающие наказание за различные виды преступлений.
Обобщение педагогического опыта.docx
1
Из педагогического опыта
Особенности педагогического общения в школе
пенитенциарной системы
В любой современной школе, так или иначе появляются разногласия между
учениками и учителями, происходит столкновение взглядов и интересов
учеников и учителей. Результаты этих конфликтов нам известны: дети с
меньшей охотой и интересом хотят идти в школу, падает уровень
эффективности обучения, снижается успеваемость по определенным предметам.
Порой учителя не видят или не хотят видеть, как влияет стиль педагогического
общения на эти проблемы. Заняв одну позицию и выбрав одну модель поведения,
они стараются придерживаться ее в дальнейшем, не смотря на последствия. Но
общение между учителем и учеником – это неотъемлемая часть всего процесса
обучения; одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя
мудрость, накопленная человечеством. Педагогическое общение предполагает
взаимообмен информацией между учителем и учащимися; взаимопонимание,
умение смотреть на себя глазами партнера по общению; мобилизация резервов
участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и
учителя; взаимодействие и организация совместной деятельности; разумная,
педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
взаимная удовлетворенность участников общения. В общении складывается
важная система воспитательных взаимоотношений,
способствующих
эффективности воспитания и обучения.
В нашей стране, наряду с «обычными» общеобразовательными школами,
лицеями и гимназиями существуют вечерние школы, подбирающие всех тех, кто
выпадает из основных возрастных образовательных потоков, а также школы,
находящиеся при исправительных колониях. 2
Согласно ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется
обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими
возраста 30 лет, общего образования. После 30 лет в школе обучаются по
собственному желанию. Участие осужденных в образовательной деятельности
способствует повышению их активности в процессе исправления, становлению
их субъективной позиции как в познании самих себя, так и в позитивном
преобразовании себя и окружающего мира. Исправление может быть достигнуто
только самим осужденным после собственного решения начать работу над
собой.
Педагогический процесс в условиях лишения свободы имеет свои
специфические особенности:
объекты воздействия (осужденные) характеризуются значительными
отклонениями в моральном и правовом сознании, достаточно выраженным
своеобразием психических состояний и социальных ролей;
педагогический процесс реализуется в условиях изоляции в педагогически
неблагоприятной среде и регламентируется уголовноисполнительным
законодательством;
в большинстве случаев основные средства перевоспитания воспринимаются
осужденными как принудительные;
результаты педагогического воздействия не всегда можно
проанализировать;
процесс перевоспитания в местах лишения свободы организуется в жестких
правовых рамках.
Кто является учениками школы при исправительном учреждении? Это
преступники, отбывающие наказание. Это взрослые люди от 18 лет, и многие из
них уже имели опыт получения образования. Для них, как правило, характерны
социальнопсихологическая незрелость, утрата мотивации обучения, непринятие
его формальных требований. Наши ученики не верят в справедливость, в 3
дружбу, бескорыстие, доброту. Они равнодушны, а порой и жестоки по
отношению к другим людям. Находятся в особых условиях. Нет рядом
родителей, близких людей, нет друзей.
В таких школах открыты классы с первого по двенадцатый, в которых учатся
ученики, не завершившие своё обучение будучи детьми много лет назад.
В свое время эти дети не желали по какимлибо причинам ходить в школу,
выполнять требования школы, несмотря на то, что учителя, используя
профессиональноличностный потенциал, способны были создать условия, в
которых дети испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Учебное заведение не стало для них «школой радости».
Соответственно, знания у наших учеников на уровне «не знаю» или «знал, но
забыл». Они не хотят учиться, приходят в школу только потому, что их
заставляют начальники отрядов и администрация колонии. Поэтому главная
задача при работе с такими учениками воспитание позитивного отношения к
учёбе через урок и внеклассную работу, развитие их познавательной активности.
Перед педагогом встает проблема тактичного преодоления привычных для
ученика форм и способов сохранения и защиты своего достоинства от явной или
воображаемой педагогической агрессии. Этому способствуют особо тщательное
соблюдение норм и правил педагогической этики и отказ от общения в рамках
социальных масок «Взрослый – ребенок». Восстановление
доверия к школе начинается с постановки ученика в непривычноприятную для
него позицию равноправного уважительного общения по схеме «Взрослый –
взрослый». Это предполагает соответствующий поведенческий этикет,
возможность выбора решений учащимся и ответственность за выбор, выявление
и учет состояний, мнений и желаний учащегося, уважение права на
пробу и ошибку, и главное – оптимистическое программирование развития
личности. 4
Но главное в этой работе с таким контингентом учащихся, чтобы тебя
уважали как человека и педагога и чтобы тебе доверяли. Особенно важно
установить с осуждёнными доверительные отношения, расположить их к себе,
добиться того, чтобы они почувствовали и осознали желание педагога помочь им
встать на правильный жизненный путь, но при этом соблюдать дистанцию,
помнить, что перед тобой не просто ученик, а человек, отбывающий наказание за
совершенное преступление. И тогда «можно больше требований к нему».
Будучи неплохими психологами, имея определенный жизненный опыт,
осужденный тонко чувствует, кто из учителей хочет им помочь в этот непростой
период их жизни, а кто выполняет свои должностные обязанности формально. В
данном случае мы говорим, что от стиля педагогического общения зависит
психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие.
Для успешного решения общеобразовательных и воспитательных задач
используются направления педагогической работы, такие как: коррекция
имеющихся знаний, практическая работа по развитию образного мышления,
работа по реабилитации на возврат к утраченным нормам морали и права.
На школьных уроках словесные методы обучения занимают ведущее место в
системе методов обучения. Они помогают в краткий срок передать большую по
объёму информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их
решения. Огромную роль играет выбранный учителем стиль педагогического
общения для ситуации успеха на уроке. При обучении учащихсяосуждённых
использование метода объяснения более необходимо, чем другие. Происходит
непосредственное взаимодействие двух субъектов. Дело в том, что ученик
открывает для себя новые знания, новый мир и ему куда интереснее услышать из
уст педагога – профессионала, нежели прочитать в учебнике. Не все любят
книги, не все любят читать. Поэтому выражения «Как Вы думаете…?», «Как Вы
считаете…?» становятся неотъемлемой частью в общении педагога со своими
воспитанниками. Тогда ученик чувствует, что в нем видят не только 5
отрицательные, но и положительные черты, тем более что среди осужденных
присутствует деление на различные неофициальные группы.
Поведение осуждённых, их отношение к окружающей действительности, как
правило, носит противоречивый характер. В сознании многих из них существуют
и правильные взгляды на многие политические, экономические, научно
технические проблемы, заботливое отношение к семье, родителям,
добросовестное отношение к труду, любовь к своей профессии, привязанность к
коллективу, в котором работал до ареста. Поэтому очень важно в общении,
когда учитель говорит: «Я согласна с тобой…», «Действительно …».
Очень сложно добиться от многих взрослых учащихся высказывания
собственного мнения. Одними правит страх за высказанное неправильное мнение
или суждение. Хотя осмеивать этого ученика среди одноклассников не принято
в силу особенности различных категорий осуждённых, определяемых по
соответствующим основаниям: возраст, пол, вид преступления, степень
криминальной заражённости и её стойкости, тяжесть совершённого
преступления, характерологические особенности личности и т. п. Другие
боятся, что учитель поставит удовлетворительную (неудовлетворительную)
оценку. Положительная оценка своеобразный стимул активной деятельности.
Поэтому я стараюсь как можно чаще ставить положительные оценки, тем самым
стараюсь найти в ученике достоинства, нежели его недостатки. И очень важно
объяснить, почему ученик получил ту или иную отметку, на каком этапе урока.
А когда взрослый молодой человек, имеющий опыт криминальной жизни, за
правильный ответ слышит «Молодец!», «Да Вы философ…» расплывается в
улыбке, это уже показатель качества его труда и труда учителя.
Даже при незначительных успехах учеников нужно быть щедрым на похвалу.
Хвалить в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь
должна быть при этом выразительной. 6
Другие же ученики проявляют равнодушие в силу того, что их заставили
прийти в школу на занятия. Здесь не работает никакой «учительский нажим». И
такие стили общения, как устрашение, заигрывание и общенияпревосходство
не помогут, не смотря на опыт педагога, а только усложнят педагогический
процесс и снизят его эффективность.
Например, для общенияустрашения характерно устойчивое стремление
учителя захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и
навязать свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание,
угрозу в форме приказа, нотации, наставления. В основе организации учебного
процесса у такого учителя лежат «авторитарноимперативные принципы. В этом
случае взаимодействие учителя и учеников представляет собой по сути дела
простой взаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как
правило, в роли формального организатора учебного процесса. Для наших
учеников, с их неустойчивой психикой, данные стили вообще не приемлемы. Это
создаёт напряжённость во взаимоотношениях между учениками и учителем,
нередко приводит к конфликтам между ними, вызывает взаимную неприязнь.
Необходимо организовать учебновоспитательный процесс так, чтобы у
учащихся возникла внутренняя мотивация учебной деятельности и стойкий
познавательный интерес к учению. Здесь работает индивидуальный подход к
каждому ученику, в котором присутствует доброжелательность, открытость,
предложение попробовать, например, решить небольшой тест, прочитать какой
либо отрывок не из учебника, а из иллюстрированного дополнительного
материала по теме урока и т.п.
Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания
учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие
интереса у воспитанников является показателем серьезных недостатков в
организации обучения. Мотивация учащихся и их интерес являются основными
факторами в обучении. Проблема повышения мотивации обучения требует от 7
учителя нового подхода. Надо помнить, что в процессе обучения важны не
только знания, но и впечатления, с которыми ученик уходит с урока.
Также необходимо создать условия для активной совместной учебной
деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни
быстро «схватывают» все объяснения учителя; другим требуется не только
значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные
примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы
при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают,
не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить
ребят в небольшие группы (по 24 человека) и дать им одно общее задание,
оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то
возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей
работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что особенно важно, за
результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных
все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы
все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в
материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить
собственное понимание вопроса). Совместными усилиями ликвидируются
пробелы в знаниях. Но специфика школы подразумевает формирование групп с
учетом психологической совместимости ребят.
Таким образом, учитель воздействует на мотивационную сферу личности
учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием
выполняет задание, потому что оно интересное и болееменее получает
удовольствие от самого процесса учения в данном случае.
Доброжелательное отношение, словесное поощрение, положительные оценки
вызывают потребность в познании. Положительная мотивация к процессу
обучения появится только путем выявления и развития положительного в
каждом человеке. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам. 8
Особой популярностью у взрослых учащихся пользуется такой методический
прием, как синквейн. Это форма свободного творчества. Требует от автора
умение находить в информационном материале наиболее существенные
элементы, делать выводы и кратко их формулировать. При внешней простоте
формы, синквейн быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и
обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и
определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5
строк. Данный прием требует того, чтобы наши ученики прислушивались друг к
другу и брали из синквейнов те мысли, которые созвучны с их собственными.
Как правило, это порождает спор, который, однако, идет ребятам на пользу. Для
ребят сочинение тематических стихотворений может стать своего рода
«творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А учитель,
проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и
понимание предмета урока, но и почувствовать отношение учеников к теме,
понять, что их больше всего заинтересовало.
На уроках в школе закрытого типа важны применение разных методов и
приемов: словесные методы, наглядные и практические. В противном случае,
ожидаемо неадекватное поведение ученика, что вызывает гнев или возмущение
со стороны учителя. Педагог должен вести себя спокойно и даже выражать
безразличие. Авторитарный стиль педагогического общения здесь не поможет,
категорически противопоказан.
Особенность работы педагога в пенитенциарной системе заключается в
специфических принципах воспитания:
гуманное отношение к осужденным в сочетании с высоким уровнем
требовательности;
исправление личности в общественнополезной деятельности, в системе
коллективистских отношений;
участие в перевоспитании общественности. 9
И эта специфика процесса исправления состоит в том, что происходит в
рамках исполнения уголовного наказания. Нормой отношений педагогов и
воспитанников в данной школе являются гуманные или так называемые
педагогически целесообразные отношения. Такие взаимоотношения подчинены
достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании
учащимися авторитета, прав, знаний и опыта педагога и его лидерства. Это
проявляется в стремлении учащихся учиться у учителя, общаться с ним.
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.