Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Оценка 4.7

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
16.04.2019
Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
В данном материале затронута проблема педагогического общения в условиях школьного обучения пенитенциарной системы. в нем говорится о специфике образовательного процесса, о проблемах общения между учителем и учеником, друг с другом. Тем более, что учениками являются взрослые люди, отбывающие наказание за различные виды преступлений.
Обобщение педагогического опыта.docx
1 Из педагогического опыта Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы      В любой современной школе, так или иначе появляются разногласия между учениками   и   учителями,   происходит   столкновение   взглядов   и   интересов учеников   и   учителей.   Результаты   этих   конфликтов   нам   известны:   дети   с меньшей   охотой   и   интересом   хотят   идти   в   школу,   падает   уровень эффективности обучения, снижается успеваемость по определенным предметам. Порой учителя не видят или не хотят видеть, как влияет стиль педагогического общения на эти проблемы. Заняв одну позицию и выбрав одну модель поведения, они стараются придерживаться ее в дальнейшем, не смотря на последствия. Но общение между учителем и учеником – это неотъемлемая часть всего процесса обучения;   одна   из   основных   форм,   в   которой   дошла   до   нас   тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. Педагогическое общение предполагает взаимообмен   информацией   между   учителем   и   учащимися;   взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению; мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;   взаимодействие   и   организация   совместной   деятельности;   разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся; взаимная   удовлетворенность   участников   общения.   В   общении   складывается важная   система   воспитательных   взаимоотношений,   способствующих эффективности воспитания и обучения.            В нашей стране, наряду с «обычными» общеобразовательными школами, лицеями и гимназиями существуют  вечерние школы, подбирающие всех тех, кто выпадает   из   основных   возрастных   образовательных   потоков,  а   также   школы, находящиеся при исправительных колониях. 2          Согласно ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное   получение   осужденными   к   лишению   свободы,   не   достигшими возраста   30   лет,   общего   образования.   После   30   лет   в   школе   обучаются   по собственному желанию. Участие осужденных в образовательной деятельности способствует повышению их активности в процессе исправления, становлению их   субъективной   позиции   как   в   познании   самих   себя,   так   и   в   позитивном преобразовании себя и окружающего мира. Исправление может быть достигнуто только   самим   осужденным   после   собственного   решения   начать   работу   над собой.          Педагогический   процесс   в   условиях   лишения   свободы   имеет   свои   специфические особенности:           ­   объекты   воздействия   (осужденные)   характеризуются   значительными отклонениями   в   моральном   и   правовом   сознании,   достаточно   выраженным своеобразием психических состояний и социальных ролей;      ­  педагогический процесс реализуется в условиях изоляции в педагогически неблагоприятной   среде   и   регламентируется   уголовно­исполнительным законодательством;       ­ в большинстве случаев основные средства перевоспитания воспринимаются осужденными как принудительные;   ­   результаты   педагогического   воздействия   не   всегда   можно         проанализировать;       ­ процесс перевоспитания в местах лишения свободы организуется в жестких правовых рамках.            Кто является учениками школы при исправительном  учреждении? Это преступники, отбывающие наказание. Это взрослые люди от 18 лет, и многие из них уже имели опыт получения образования. Для них, как правило, характерны социально­психологическая незрелость, утрата мотивации обучения, непринятие его   формальных   требований. Наши   ученики   не   верят   в   справедливость,   в 3 дружбу,   бескорыстие,   доброту.   Они   равнодушны,   а   порой   и   жестоки   по отношению   к   другим   людям.   Находятся   в   особых   условиях.   Нет   рядом родителей, близких людей, нет друзей.      В таких школах открыты классы с первого по двенадцатый, в которых учатся ученики, не завершившие своё обучение будучи детьми много лет назад.      В свое время эти дети не желали  по каким­либо причинам ходить в школу, выполнять   требования   школы,   несмотря   на   то,   что     учителя,   используя профессионально­личностный   потенциал,   способны   были   создать   условия,   в которых дети испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Учебное заведение не стало для них «школой радости».      Соответственно, знания у наших учеников на уровне «не знаю» или «знал, но забыл».   Они   не   хотят   учиться,   приходят   в   школу   только   потому,   что   их заставляют   начальники   отрядов   и   администрация   колонии.   Поэтому   главная задача при работе с такими учениками ­ воспитание позитивного отношения к учёбе через урок и внеклассную работу, развитие их познавательной активности.       Перед педагогом встает проблема тактичного преодоления привычных для ученика форм и способов сохранения и защиты своего достоинства от явной или воображаемой педагогической агрессии. Этому способствуют особо тщательное соблюдение норм и правил педагогической этики и отказ от общения в рамках социальных масок «Взрослый – ребенок». Восстановление доверия к школе начинается с постановки ученика в непривычно­приятную для него позицию равноправного уважительного общения по схеме «Взрослый – взрослый».   Это   предполагает   соответствующий   поведенческий   этикет, возможность выбора решений учащимся и ответственность за выбор, выявление и учет состояний, мнений и желаний учащегося, уважение права на пробу и ошибку, и главное – оптимистическое программирование развития личности. 4          Но главное в этой работе с таким контингентом  учащихся, чтобы тебя уважали   как   человека   и   педагога   и   чтобы   тебе   доверяли.   Особенно   важно установить с осуждёнными доверительные отношения, расположить их к себе, добиться того, чтобы они почувствовали и осознали желание педагога помочь им встать   на   правильный   жизненный   путь,   но   при   этом   соблюдать   дистанцию, помнить, что перед тобой не просто ученик, а человек, отбывающий наказание за совершенное преступление. И тогда «можно больше требований к нему».            Будучи   неплохими   психологами,   имея   определенный   жизненный   опыт, осужденный тонко чувствует, кто из учителей хочет им помочь в этот непростой период их жизни, а кто выполняет свои должностные обязанности формально. В данном   случае   мы   говорим,   что   от   стиля   педагогического   общения   зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие.           Для   успешного  решения    общеобразовательных   и воспитательных  задач используются       направления   педагогической   работы,   такие   как:     коррекция имеющихся   знаний,   практическая   работа   по   развитию   образного   мышления, работа по реабилитации на возврат к утраченным нормам морали и права.      На школьных уроках словесные методы обучения занимают ведущее место в системе методов обучения. Они помогают в краткий срок передать большую по объёму информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения.   Огромную   роль   играет   выбранный   учителем   стиль   педагогического общения для ситуации успеха на уроке. При обучении учащихся­осуждённых использование метода объяснения более необходимо, чем другие. Происходит непосредственное   взаимодействие   двух   субъектов.   Дело   в   том,   что   ученик открывает для себя новые знания, новый мир и ему куда интереснее услышать из уст   педагога   –   профессионала,   нежели   прочитать   в   учебнике.   Не   все   любят книги, не все любят читать. Поэтому выражения «Как Вы думаете…?», «Как Вы считаете…?» становятся неотъемлемой частью в общении педагога со своими воспитанниками.   Тогда   ученик   чувствует,   что   в   нем   видят   не   только 5 отрицательные, но и положительные черты, тем более что среди осужденных присутствует деление на различные неофициальные группы.       Поведение осуждённых, их отношение к окружающей действительности, как правило, носит противоречивый характер. В сознании многих из них существуют и   правильные   взгляды   на   многие   политические,   экономические,   научно­ технические   проблемы,   заботливое   отношение   к   семье,   родителям, добросовестное отношение к труду, любовь к своей профессии, привязанность к коллективу, в  котором  работал  до  ареста.  Поэтому  очень  важно  в  общении, когда учитель говорит: «Я согласна с тобой…», «Действительно …».              Очень   сложно   добиться   от   многих   взрослых   учащихся   высказывания собственного мнения. Одними правит страх за высказанное неправильное мнение или суждение.  Хотя осмеивать этого ученика среди одноклассников не принято в   силу   особенности   различных   категорий   осуждённых,   определяемых   по соответствующим   основаниям:   возраст,   пол,   вид   преступления,   степень криминальной   заражённости   и   её   стойкости,   тяжесть   совершённого преступления,   характерологические   особенности   личности   и   т.   п.     Другие боятся,   что   учитель   поставит   удовлетворительную   (неудовлетворительную) оценку. Положительная оценка ­ своеобразный стимул активной деятельности. Поэтому я стараюсь как можно чаще ставить положительные оценки, тем самым стараюсь найти в ученике достоинства, нежели его недостатки. И очень важно объяснить, почему ученик получил ту или иную отметку, на каком этапе урока.      А когда взрослый молодой человек, имеющий опыт криминальной жизни, за правильный   ответ   слышит   «Молодец!»,   «Да   Вы   философ…»   расплывается   в улыбке, это уже показатель качества его труда и труда учителя.       Даже при незначительных успехах учеников нужно быть щедрым на похвалу. Хвалить в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. 6          Другие же ученики проявляют равнодушие в силу того, что их заставили прийти в школу на занятия. Здесь не работает никакой «учительский нажим».  И такие стили общения, как устрашение, заигрывание и общения­превосходство не помогут, не смотря на опыт педагога, а только  усложнят педагогический процесс и снизят его эффективность.            Например,  для   общения­устрашения   характерно   устойчивое   стремление учителя   захватить   инициативу   на   уроке,   занять   доминирующее   положение   и навязать свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в форме приказа, нотации, наставления. В основе организации учебного процесса у такого учителя лежат «авторитарно­императивные принципы. В этом случае взаимодействие учителя и учеников представляет собой по сути дела простой   взаимообмен   репликами,   в   ходе   которого   учитель   выступает,   как правило,   в   роли   формального   организатора   учебного   процесса.   Для   наших учеников, с их неустойчивой психикой, данные стили вообще не приемлемы. Это создаёт   напряжённость   во   взаимоотношениях   между   учениками   и   учителем, нередко приводит к конфликтам между ними, вызывает взаимную неприязнь.           Необходимо   организовать   учебно­воспитательный   процесс   так,   чтобы   у учащихся   возникла   внутренняя   мотивация   учебной   деятельности   и   стойкий познавательный   интерес   к  учению.  Здесь   работает  индивидуальный   подход   к каждому   ученику,   в   котором   присутствует   доброжелательность,   открытость, предложение попробовать, например, решить небольшой тест, прочитать какой либо   отрывок   не   из   учебника,   а   из   иллюстрированного   дополнительного материала по теме урока и т.п.      Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса   у   воспитанников   является   показателем   серьезных   недостатков   в организации обучения. Мотивация учащихся и их интерес являются основными факторами в обучении. Проблема повышения мотивации обучения требует от 7 учителя   нового   подхода.   Надо   помнить,   что   в   процессе   обучения   важны   не только знания, но и впечатления, с которыми ученик уходит с урока.           Также   необходимо   создать   условия   для   активной   совместной   учебной деятельности   учащихся   в   разных   учебных   ситуациях.   Ученики   разные:   одни быстро   «схватывают»   все   объяснения   учителя;   другим   требуется   не   только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 2­4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив   роль   каждого   ученика   группы   в   выполнении   этого   задания,   то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале   (заодно   и   сильный   школьник   имеет   возможность   проверить собственное   понимание   вопроса).   Совместными   усилиями   ликвидируются пробелы в знаниях. Но специфика школы подразумевает формирование групп с учетом психологической совместимости ребят.          Таким образом, учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося,   опираясь   на   внутренние   стимулы:   учащийся   с   удовольствием выполняет   задание,   потому   что   оно   интересное   и   более­менее   получает удовольствие от самого процесса учения в данном случае.       Доброжелательное отношение, словесное поощрение, положительные оценки ­   вызывают   потребность   в   познании.   Положительная   мотивация   к   процессу обучения   появится   только   путем   выявления   и   развития   положительного     в каждом  человеке. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам. 8      Особой популярностью у взрослых учащихся пользуется такой методический прием, как синквейн.   Это форма свободного творчества. Требует от автора умение   находить   в   информационном   материале   наиболее   существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. При внешней простоте формы, синквейн ­ быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять   своё   отношение   к   рассматриваемой   проблеме,   используя   всего   5 строк. Данный прием требует того, чтобы наши ученики прислушивались друг к другу и брали из синквейнов те мысли, которые созвучны с их собственными. Как правило, это порождает спор, который, однако, идет ребятам на пользу. Для ребят   сочинение   тематических   стихотворений   может   стать   своего   рода «творческой   паузой»,   вносящей   в   урок   приятное   разнообразие.   А   учитель, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание   предмета   урока,  но   и   почувствовать   отношение   учеников   к   теме, понять, что их больше всего заинтересовало.           На уроках в школе закрытого типа важны применение разных методов и приемов: словесные методы, наглядные и практические. В противном случае, ожидаемо неадекватное поведение ученика, что вызывает гнев или возмущение со   стороны   учителя.  Педагог   должен   вести   себя   спокойно   и   даже   выражать безразличие. Авторитарный стиль педагогического общения здесь не поможет, категорически противопоказан.           Особенность   работы   педагога   в  пенитенциарной   системе   заключается   в специфических принципах воспитания: ­   гуманное   отношение   к   осужденным   в   сочетании   с   высоким   уровнем требовательности; ­   исправление   личности     в   общественно­полезной   деятельности,   в   системе коллективистских отношений;  ­ участие в перевоспитании общественности. 9          И эта специфика процесса исправления состоит в том, что происходит в рамках   исполнения   уголовного   наказания.   Нормой   отношений   педагогов   и воспитанников   в   данной   школе   являются   гуманные   или   так   называемые педагогически целесообразные отношения. Такие взаимоотношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися   авторитета,   прав,   знаний   и   опыта   педагога   и   его   лидерства.   Это проявляется в стремлении учащихся учиться у учителя, общаться с ним.

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы

Особенности педагогического общения в школе пенитенциарной системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2019