В приобретенных знаниях, умениях и навыках, закладываются основы социального опыта личности, тем самым формируются важные мировоззренческие качества: интересы, убеждения, идеалы. От желания и мастерства педагога во многом зависит организация такого творческого процесса на уроках музыкальной литературы, которая помогает становлению личности, способной постичь духовные и материальные богатства, накопленные человечеством.
Особенности первого года изучения музыкальной литературы
Успехи эстетического воспитания зависят от того, насколько глубоко
раскрывается перед учеником природа прекрасного.
В.А. Сухомлинский
I Вступление
Современная методика преподавания музыкальной литературы ставит
на первое место воспитание гармонически развитой личности.
«Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности»
(Лернер).
II Возраст учащихся
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте
с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).
(Младший школьный возраст 6,7 – 10,11. В этом возрасте происходит смена образа и
стиля жизни: детям предъявляются новые требования, они получают новую
социальную роль – ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная
деятельность. В это время у ребенка меняется восприятие своего места в системе
отношений. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от нагляднообразного к словеснологическому
мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение младших
школьников к отметкам).
4. Происходит смена распорядка дня.
5. Изменяется система взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми.
С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро
тянуться вверх, наблюдается дисгармония в их физическом развитии, оно опережает
нервнопсихическое развитие ребёнка, что сказывается на временном ослаблении
нервной системы.
Проявляется повышенная утомляемость,
беспокойство,
повышенная потребность в движениях. Самим надо прочитать про внимание,
восприятие, речь)Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте
с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс). (Младший
подростковый возраст 1012 лет. Период перехода детства к взрослости.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым.
Основные
психологические потребности подростка – стремление к общению со
сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости,
«эмансипация» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других
людей. Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но
отступает на задний план. Главная потребность подростка найти своё
место в обществе, быть «значимым» реализуется в обществе
сверстников. Ведущая деятельность этого возраста — интимно
личностное общение со сверстниками. В ней формируется самосознание
как основное новообразование возраста. Динамика мотивов общения со
сверстниками:1) 1011 лет — желание быть в среде сверстников, участие
в совместной деятельности; 2) 1213 лет стремление занять
определённое место в коллективе сверстников; 3) 1415 лет стремление
к автономии и поиск признания ценности собственной личности.
Поведенческие реакции подростка: 1) реакция отказа; 2) реакция
оппозиции, протеста; 3) реакция имитации; 4) реакция компенсации и
гиперкомпенсации; 5) реакция эмансипации; 6) реакция группирования; 7)
реакция увлечения; 8) реакции,
обусловленные формирующимся
сексуальным влечением).
Качество современного урока в значительной мере определяется
активностью учащегося. Проблема активности решается благодаря
интересному построению урока, применению методов вызывающих у учеников
живой интерес, и несомненно индивидуального подхода учителя к каждому
ученику. Учителю важно знать своих учеников, помнить об их сильных ислабых сторонах, интересах, склонностях, уметь проникнуть в мир ребёнка,
оптимистически оценивать каждого.
III Творческий подход
Акцентирование творческого подхода к занятиям обусловлено не
только творческой природой самой музыки, внимание к творческой
деятельности обусловлено её местом в процессе становления личности.
Песталоцци говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует
сделать». Объект познания надо актуализировать (приблизить его к человеку).
Деятельность ребёнка направленная на создание «нечто нового» можно
истолковывать как детское творчество. Наибольший простор для его
использования на уроках музыкальной литературы возникает в 1ый год
обучения. при изучений явления музыкального творчества, различных жанров
народной и профессиональной музыки, выразительных средств музыкальной
структуры произведений,
Здесь выявляется
речи,
синтетическая природа предмета, его связь с изобразительным искусством,
инструментами.
историей и литературой. Благодаря этому ученик получает возможность быть
причастным к музыке, живописи, поэзии и другим видам искусства.
Именно комплекс искусств помогает облегчить процесс приближения к
каждому из них. Многое может дать ребенку сопоставление разных видов
искусства на уровне образности, используя для этой цели аналогии на основе
знакомых и несложных образов типа зарисовок пейзажей и настроений
сказочных персонажей и так далее.
Некоторые типы творческих заданий для применения в младших
классах:
1) Концертная страничка (Пение или игра на шумовых ударных
инструментах несложных пьес).
2) Решение загадок, кроссвордов, несложных ребусов.
3) Сочинение и исполнения произведения (например: былины,
музыкальной открытки к какомунибудь празднику).
4) Составление коллекции из произведений различных видов искусства
по теме (пейзаж, настроение, портрет и так далее).5) Исполнение театральных сценок, постановок (например: постановка
сказки о выразительных средствах музыки).
6) Построение «Музыкального домика». Фундамент это фактура
произведения; Стены это средства музыкальной выразительности, такие как
динамика, регистры, штрихи, размер, ритм и так далее; Крыша это образ
произведения; Дым из дымоходной трубы это жанр произведения.
Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание
творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений,
того что было сочинено на уроке. Формы проведения таких мероприятий:
урок – концерт;
праздничный утренник;
конкурс;
родительское собрание;
Уроки наполненные творчеством играют немаловажную роль в
творческом и общим развитии личности. Они не только оснащают человека
знаниям, умениями и навыками в музыке, но и закладывают основы
личностной расположенности к музыке, отзывчивости на неё, потребности в
ней.
как:
В творческой деятельности вырабатываются такие свойства личности,
воображение;
внимание;
память;
восприятие;
эмоции;
мышление;
воля;
IV Слушание музыки. Анализ музыки (все должно быть связано с
образом, в любом произведении).
Дети в силу своих возрастных особенностей воспринимают все через
игру, через образ.
Весь анализ вытекает из образного строя. Анализ должен состоять из
трех частей: 1 часть – вводная (можно поговорить о персонаже. Например ктотакая БабаЯга. Как вы себе её представляете? Добрая или Злая?), 2 часть –
послушать произведение и подумать, (а какая тут БабаЯга, почему она
такая?), 3 часть – вывод по образу (если изучали СМВ то вместе с ними).
V Варианты проверки знаний
Формы проведения таких мероприятий:
урок – концерт;
праздничный утренник;
конкурс;
родительское собрание;
так же можно проводить разнообразные формы работы с
кроссвордами, ребусами, играми и т.д.
опросы со звездочками;
VI Выводы
В приобретенных знаниях, умениях и навыках, закладываются основы
социального опыта личности,
тем самым формируются важные
мировоззренческие качества: интересы, убеждения, идеалы. От желания и
мастерства педагога во многом зависит организация такого творческого
процесса на уроках музыкальной литературы, которая помогает становлению
личности, способной постичь духовные и материальные богатства,
накопленные человечеством.