ОСОБЕННОСТИ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ И ПОЛЬЗА ОТ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
Оценка 4.7
Библиография
docx
музыка
Детсад
12.11.2017
Как известно, культура русского народа отличалась ярко выраженной самобытностью и своеобразием. Такая оригинальность возникла как в результате сохранения и развития языческой народной традиции, так и как творческое заимствование европейских культурных традиций и перенимание традиций месного населения покоряемых земель (Сибирские традиции, например). В частности, музыкальная (песенная) культура подразделяется на 8 основных регионов распространения традиции. Для них характерны общие стилистические признаки, хотя довольно часто встречаются и переходные образцы (песен).Эти песенки можно и нужно стараться исполнять a capрella, а для успешного сценического показа их нужно спеть побольше – 5-7 песенок. Это, в сочетании с подобранными стихами, не обязательно авторскими, чаще из песен с забытым напевом, позволяет создать приемлемую композицию, позволяющую наиболее полно показать красоту незыблемых основ народного искусства.
Самостоятельная работа №2.docx
ОСОБЕННОСТИ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РУССКИХ
И ПОЛЬЗА ОТ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
Как известно, культура русского народа отличалась ярко выраженной
самобытностью и своеобразием. Такая оригинальность возникла как в
результате сохранения и развития языческой народной традиции, так и как
творческое заимствование европейских культурных традиций и перенимание
традиций месного населения покоряемых земель (Сибирские традиции,
например). В частности, музыкальная (песенная) культура подразделяется
на 8 основных регионов распространения традиции. Для них характерны
общие стилистические признаки, хотя довольно часто встречаются и
переходные образцы (песен). Перечислим же эти регионы: 1)сдержанный и
строгий Северорусский регион, включающий Архангельскую, Вологодскую,
Вятскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области,
песенное творчество в которых отличается «оканьем», сдержанностья
исполнения в сочетании с внутренним эмоциональным напряжением,
употреблением «Ё» в глаголах и смягчение глагольных окончаний,
смягчением согласной «Ч» превращением её в «Ц» или «Т»; 2)колоритный
Западнорусский регион, включающий Смоленскую и Брянскую области, для
которого характерен «акающий» диалект, отсутствие звука «Ф», нечеткое
произнесение согласных «В» и «Л» переход их в неслоговое «У»,
претативное «Г» «h», а также подвергшийся украинскобелорусскому
влиянию; 3)Южнорусский регион с песнями «терпкими», отличающимися
повышенной экспрессивностью и яркой, открытой манерой пения,
включающий в себя Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Рязанскую,
Липецкую, Тульскую, Волгоградскую и Ростовскую области; 4)
Центральный(Среднерусский) регион, в состав которого входят
Владимирская, Ивановская, Костромская, Московская, Орловская,
Тамбовская, Пензенская, Тверская и Ярославская области. Песни региона
достаточно известны и многие как бы представляют Россию (чаще в
искаженном виде) как страну, их лексика близка литературным нормам
нашего языка, а выразительность сродни выразительности лубочных картинок
конца XIX века, когда лубок осуждался за картинность, приукрашивание и
украшательство, излишнюю поэтизацию, даже слащавость при изображении
различных историй из жизни простонародья. 5)Поволжье представляет собой регион различных стилевых направлений – от гетерофонных песен в
Саратовской области до многоголосных в Астраханской и включает в себя,
помимо вышеназванных ещё Волгоградскую, Самарскую и Нижегородскую
области. 6) Уральский регион также хранит разнообразные певческие
традиции, что связано с историей освоения края и включает в себя
Екатеринбургскую, Пермскую, Челябинскую и Оренбургскую области.
Песенные особенности (7)Сибирского и (8) Приамурского регионов тесно
связаны с историей России, они разнообразны и изучены, к большому
сожалению, локально. Сибирский регион включает в себя Иркутскую,
Кемеровскую, Новосибирскую, Томскую, Омскую, Читинскую области, а
также Красноярский край и Алтай. Амурская и Владивостокская области,
Камчатка и Сахалин составляют Приамурский регион. Печально, но уже
умерли последние аутентичные исполнители (практически все), и теперь в
распоряжении населения остаются лишь те немногие коллективы, которые
сохраняют и исполняют аутентичные образцы народного искусства,
перенятые у нены почивших исполнителей. Но не следует слишком
драматично воспринимать ситуацию, которая сложилась в настоящее время
вокруг народной песни, так как мы не можем знать, каким образом события
окружающей жизни в различное время влияли на существование народно
песенного искуства, будь то искоренение песни Церковью (в XIVXVIIвв), или
высмеивание народных исполнителей в XX веке, на комсомольских
собраниях 30х годов, в послевоенные времена, да и в 7080е годы
безграмотной технической интеллигенцией, поклонявшихся тогда авторской
песне и начинавшей своё шествие зарубежной эстрадной музыке. Поэтому
очень важно в наши дни обязательно знакомить детей и население с народной
песней (не всегда в её первоначальном звучании, так как оно непонятно(!) для
слушателей) и пытаться исполнять эти песни. Можно отметить, что дети,
исполняюшие русские народные песни, несколько отличаются от своих
сверстников, которые практически не соприкасаются с народной музыкой. И
вот важное замечание – чем ближе песня к первоисточнику(аутентичный
вариант, с диалектными особенностями и т.п.), тем больше отмечаются
появление и проявления внутренней свободы у ребенка, освоившего
конкретный песенный материал. Даже если не позволять ребенку
переиначивать мелодию песни, добиваться точного следования нотному
тексту при многочисленных «куплетах» песни, это не сильно сковывает
ребенка, а только дисциплинирует; игровое начало, заложенное в тексте,
помогает развить смелость, раскрепоститься, не сдерживает, не отупляет маленького исполнителя, тем самым позволяя гармонично развивать разные
стороны личности. И, несомненно, стоит отметить стойкую тенденцию к
развитию точной певческой интонации у ребенка, появлению которой
способствует текстовая составляющая песен. Я не раз наблюдала эти
следствия воздействия народнопевческого материала, но конкретного
анализа не делала практически никогда. Но могу сказать, что следование
образцам песен, обработанных русскими композиторами в XIX веке для
исполнения, не дает такого эффекта у дошкольников, эти песни лучше
исполнять подросткам и юношеству иной уровень мышления позволяет им
легко справиться с песнями из минимума РимскогоКорсакова, например,
Даже младшим школьникам довольно трудно освоить эти песни (из
минимума), не говоря уже о дошкольниках, которым предпочтительней всего
давать для исполнения детские заклички и прибаутки – материал, который
перешел в детский фольклор сам, по окончании применения взрослыми
(заклички – остатки различных обрядов земледельцев, к примеру). Эти
песенки можно и нужно стараться исполнять a capрella, а для успешного
сценического показа их нужно спеть побольше – 57 песенок. Это, в сочетании
с подобранными стихами, не обязательно авторскими, чаще из песен с
забытым напевом, позволяет создать приемлемую композицию, позволяющую
наиболее полно показать красоту незыблемых основ народного искусства.
ОСОБЕННОСТИ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ И ПОЛЬЗА ОТ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ И ПОЛЬЗА ОТ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ И ПОЛЬЗА ОТ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.