Особенности построения современного урока.
Оценка 4.8

Особенности построения современного урока.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
04.04.2018
Особенности построения современного урока.
Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Особенности построение современного урока.docx
«Особенности построения современного урока: подходы и решения» Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно ­ деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение, отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. 1 Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится таким образом, что учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения. Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии. Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться. Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. 2 Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета. Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются: •  субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса); •  метапредметность (формируются универсальные учебные действия); •  деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); •  рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке); •  импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения). Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом: •  1­й этап — изучение учебной программы; •  2­й этап — изучение методической литературы; •  3­й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике; 3 •  4­й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока; •  5­й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают: 1. тему и номер урока в теме; 2. базовый учебник; 3. цель; урока; 4. задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); 5. тип урока; 6. формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.); 7. перечень и место учебных демонстраций; 8. время на каждый этап урока; 9. необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия; 10. структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся. Основная дидактическая структура урока отображается в плане ­ конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура: •  Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока. •  Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). •  Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. •  Сообщение нового материала. •  Решение учебной задачи. •  Усвоение новых знаний. •  Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом). •  Закрепление изученного материала. •  Обобщение и систематизация знаний. •  Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом). 4 •  Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. •  Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. Технологическая карта – обобщенно­графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее ­ УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков: •  Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. •  Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. •  Урок комплексного применения знаний – это практикум, проектная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. •  Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. •  Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения. В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. 5 Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также ­ одаренным детям. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам. Классификация нетрадиционных уроков: Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок­ диспут, урок ­ смотр знаний, урок с применением компьютеров. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок­ролевая игра, урок­ пресс­конференция, урок­КВН, урок­путешествие, урок­аукцион, урок­ театрализованное представление и т.д. Уроки творчества: урок­выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно­творческий урок. Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. В современной дидактике выделяют следующие активные методы обучения: • словесные методы (источником является устное или печатное слово, например: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, семинар, экскурсия, самостоятельная работа (работа с учебником и книгой, конспектирование, составление плана текста)); • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия, например: метод иллюстраций, метод демонстраций); • практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия, например: устные и письменные упражнения, творческие работы, лабораторные работы, практические работы); • методы проблемного обучения (сообщающее изложение с элементами проблемности; познавательное проблемное изложение; диалогическое проблемное изложение; эвристический или частично­поисковый метод; исследовательский метод.) Эти методы можно применять на многих уроках. Новые формы уроков позволяют использовать эти методы, оптимально сочетая их, учитывая 6 содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. Самым главным условием изменения профессионализма учительских кадров для получения новых образовательных результатов учащихся (компетентностей) является изменение педагогических технологий ­ системы, охватывающей все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание, формы, методы и средства. Все они генетически связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К числу современных образовательных технологий можно отнести: •  систему инновационной оценки «портфолио»; Какие требования предъявляются к современному уроку: •  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. •  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; •  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; •  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; •  вывод делают сами учащиеся; •  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •  времясбережение и здоровьесбережение; •  в центре внимания урока ­ дети; •  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; •  умение демонстрировать методическое искусство учителя; •  планирование обратной связи; •  урок должен быть добрым. принципы педагогической техники: •  свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); •  открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); •  деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); 7 •  идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); •  обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). Что же характерно для современного урока? Цель ­ готовность к саморазвитию. Она включает в себя: •  умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям; •  умение ставить перед собой цель, принимать решения; •  умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации; •  умение проконтролировать себя, свои собственные действия; •  умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу; •  умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться. 8__

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.

Особенности построения современного урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018