Особенности работы с одарёнными детьми.
Оценка 5

Особенности работы с одарёнными детьми.

Оценка 5
Документация
doc
классное руководство +1
Взрослым
15.01.2017
Особенности работы с одарёнными детьми.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические , лично ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление , обучение, развитие одарённых детей.Особенности работы с одарёнными детьми.
особенности раб. с одаренными детьми.doc
учитель начальных классов                                                                   Некрасова Юлия Владимировна  Статья: «Особенности педагогической работы с одаренными детьми»           Реформы,   произошедшие   в   отечественной   системе   образования   за последнее   десятилетие,   ее   направленность   на   гуманистические,   лично ориентированные   и   развивающие   образовательные   технологии   изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной целью выявление, обучение, развитие одаренных   детей.   Постепенно   в   общественном   сознании   начинает формироваться   понимание   того,   что   переход   в   век   наукоемких   технологий невозможен   без   сохранения   и   умножения   интеллектуального   потенциала общества.   В нашей стране в рамках президентской программы «Одаренные дети» была предпринята   попытка   научной   разработки   концепции   одаренности   на государственном  уровне, которая представляет собой теоретическую  модель, вобравшую   в   себя   все   лучшие   достижения   современной   отечественной   и зарубежной психологии и педагогики.           При   организации   работы   с   одаренными   детьми   в   условиях   массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой среды, которая обеспечивала  бы  возможность   развития  и  проявления  творческой   активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.            Американский   исследователь   Блум,   изучавший   биографии   известных людей,   подчеркивает,   что   «каковы   бы   ни   были   способности   детей   в   раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Поэтому следует   уделять   большое   внимание   подготовке   учителей   для   работы   со способными,   одаренными   детьми.   Педагогам   необходимо   нестандартно подходить   к   организации   и   проведению   уроков,   заниматься   разработкой авторских   программ,   находить   индивидуальный   подход   к   способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант!           Среди   самых   интересных   и   загадочных   явлений   природы   детская одаренность   традиционно   занимает   одно   из   ведущих   мест.   Проблема   ее  диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. В научном плане проблема одаренности характеризуется наличием  множества   различных   теорий   и   подходов,   авторами   которых   являются   как отечественные   исследователи   А.Г.   Богоявленская,  Э.А.Голубева,   Н.С.Лейтес,   А.М.Матюшкин,   С.Л.Рубинштейн,   Б.М.Теплов,    Асмолов,   Д.Б. В.Д.Шадкиков,   Е.С.Белова,   В.С.   Юркевич   и   др.,   а   также   зарубежные Х.Гарднер,  Дж. Гилфорд,  Дж. Рензулли,  Ч. Спирмен,  Р.Стернберг,  К.Тейлор,  П.Торренс и другие. Однако,  несмотря на почти столетнюю историю изучения одаренности и одаренных детей,   единого и общепринятого определения того,  что   следует   понимать   под   одаренностью   и,   соответственно,   кого   из   детей следует   считать   одаренными,   до   настоящего   времени   нет.   Итак,   учитывая своеобразие   феномена   одаренности,   многообразие,   разноликость   и индивидуализацию   психологической   теории   и   практики   одаренность представляет   собой   сложное,   интегральное   психологическое   явление.   Оно образуется   в   системе   взаимодействия   познавательной,   эмоциональной,  волевой,   мотивационной,   психофизиологической   и   других   сфер   психики человека   и   характеризуется   очень   большой   индивидуальностью   как   по характеру   и   интенсивности   своих   проявлений,   так   и   по   динамике развития.                         Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. “Произнося словосочетания “одаренные дети”, мы постоянно подчеркиваем, что существует особая   группа   детей,   качественно   отличающаяся   от   сверстников.   Итак, “одаренным” принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар и перед нами он предстает   как   сложный   итог   взаимодействия   средовых   и   генотипических факторов.   Генетический   дар   раскрывается   благодаря   среде,   и   она   либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как опытный ювелир   может   превратить   природный   алмаз   в   роскошный   бриллиант, благоприятная   окружающая   среда   и   умное   педагогическое   руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант ” (А. Савенков).   Цель  работы педагога:   ­ развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных  способностей, так как можно развивать природные задатки способностей в  определенный благоприятный возрастной период; ­ развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других  интеллектуальных функций).  Задачи педагогической работы: ­      Выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности психологическими методами диагностики, а также путем  анализа результативности  умственного труда и методов экспертных оценок  учителей и родителей; ­    Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и  самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать  свою  деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.); ­      Воспитание навыков общения, так как для одаренного ребенка в 6­7 лет умение учиться – это, прежде всего, способность включиться и инициировать  учебное сотрудничество; ­     Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального  благополучия детей как необходимого условия успешности любой  деятельности, особенно школьника: ­ забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной  системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному  умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха,  достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных  потребностей; ­ сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно  связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; ­организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и  обеспечивающей возможность ее удовлетворения. Принципы  педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для  развития личности; • принцип возрастания роли внеурочной деятельности; • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном  участии учителя; • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг.  Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися            Содержание   учебного   материала   должно   настраивать   учащихся   на непрерывное   обучение,   процесс   познания   должен   быть   для   таких   детей самоценным.  А   главное,  нужен  постепенный   переход   к  обучению  не   столько фактам,   сколько   идеям   и   способам,   методам,   развивающим   мышление, побуждающим   к   самостоятельной   работе,   ориентирующим   на   дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.           Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже хорошо подготовленными и способными школьниками. Это   позволит создать условия   для   дальнейшей   социальной   адаптации   одаренных   детей   и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для   максимально   возможного   развития   всех   учащихся.   Однако   при   этом   не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. Методы и формы работы могут быть разделены:  урочные и внеурочные.           Основной   формой   организации   учебного   процесса   в   начальной   школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным   разнообразием   и   направленностью   на   дифференциацию   и индивидуализацию   работы.   Широкое   распространение   получили   групповые формы   работы,   различного   рода   творческие   задания,   различные   формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.            Наряду   с   урочной   деятельностью   способствует   выявлению   и   развитию одаренных учащихся различные кружки, конкурсы, участие в самых различных олимпиадах   и   конкурсах   вне   школы,   система   внеурочной   исследовательской работы учащихся.            Важным   фактором,   влияющим   на   развитие   одаренных   детей   и   на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в образовательном учреждении. Важным   этапом   работы   с   одаренными   детьми   является   диагностика. Необходимо   собрать   предварительную   информацию   об   учащихся.     Данная информация собирается из трех основных источников – это психолог, родители, и   сами   дети.   С   этой   целью   для   родителей   на   первых   порах   используются методики:   «карта   одаренности»   «интеллектуальный   портрет»   и   др.          К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников.  Первым шагом в работе   с   такими   детьми   является   микроисследование,   которое   помогает определиться   в   основных   задачах   работы   с   такими   детьми.            В   комплект   для   исследования   входят   методики,   ставшие   уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим   развитием,   в   отношении   которых   психологом   формируются рекомендации по индивидуальному подходу.           Собранная таким образом информация позволяет учителю создать первое представление о каждом  ребенке. Работая   более 20 лет,  понимаю, что должна думать   обо   всех   детях   сразу,   которые   сидят   в   классе,   и   о   каждом   ребенке отдельно. Именно осознавая тот факт, что в  классе дети очень различаются по своему уровню развития, умению  учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо   создать   банк   данных.   Опираясь   на   банк   данных   и   результаты диагностики   (память,   внимание,   мышление,   креативность),     можно   разделить класс на  группы. И строить свою работу с учетом особенностей каждой группы.        На этапе диагностики необходимо соблюдать следующие условия: Психолого­педагогический мониторинг, используемый с целью выявления  одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований: 1)комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка,       что   позволит   использовать   различные   источники   информации   и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2)   анализ   поведения   ребенка   в   тех   сферах   деятельности,   которые   в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; 3)выявление   признаков   одаренности   ребенка   не   только   по   отношению   к актуальному   уровню   его   психического   развития,   но   и   с   учетом   зоны ближайшего развития. Целесообразно проведение проблемных уроков.  4) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка; 5)   анализ   реальных   достижений   детей   в   различных   предметных   олимпиадах, конференциях, спортивных соревнования, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах;         Однако   комплексный   подход   к   выявлению   одаренности   не   избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит   этой   оценки   в   своей   последующей   деятельности   (случаи рассогласования диагноза и прогноза).          Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой­либо одноразовой процедуры тестирования.          При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать: а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном  возрастном этапе; б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее  реализации в различных видах деятельности; в) потенциальные возможности ребенка к развитию.     Следующий этап работы  ориентирован на создание условий для  оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент  может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их  способностей.           Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной  школе.  При этом деятельность педагогов предусматривает:  а) реализацию личностно­ориентированного педагогического подхода в целях  гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;  б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе  психолого­педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и  раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;  в) изучение факторов психолого­педагогического содействия процессам  формирования личности, эффективной реализации познавательных  способностей учащихся.         Определив, таким образом, свою роль, пришла к выводу о необходимости перестроить свою работу. И так как главная работа учителя осуществляется на уроках,   то   основное   внимание   уделила   учебному   процессу.   Планирование каждой   темы   начинаю   с   постановки   задач.   Остановлюсь   на   общих   задачах (учебных, развивающих и воспитательных).          В учебные задачи ввожу формирование основных знаний и представлений по теме, причем на дифференцированной основе.  Это знакомство с терминами, правилами,   которые   необходимо   запомнить   всем   учащимся,   теоретические вопросы.   развитие   творческого   мышления   через         Развивающие   задачи: алгоритмизацию решения задач, развитие речи, интереса, памяти, воображения, через применение специальных методов и форм работы.          Воспитательные   задачи:   воспитание   таких   черт   характера,   как трудолюбие,   целеустремленность,  упорство,   организованность,   настойчивость, стремление   довести   дело   до   конца.   Воспитание   самоконтроля   и   самооценки своей деятельности.        Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при  изучении данной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков,  типы уроков развивающего обучения: ­урок постановки учебной задачи;  ­урок моделирования и преобразования модели;  ­урок контроля и оценки знаний          Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках  было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач  повышенной сложности.           Изменения в содержании уроков сказываются на развитии детей. У  некоторых учащихся на уроках ярко проявляются предметные умения и навыки, они умеют определить для себя цель работы на уроке, причины своих успехов и  затруднений, могут оценить свою учебную деятельность.  Система моей  работы  с одаренными учащимися представлена  следующими направлениями. На уроках – индивидуальная дифференцированная работа  Кружковая работа по предмету  Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель  Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей  Участие 1–4­х классов  в школьной конференции «День науки» с защитой  учебных проектов  Участие в олимпиадах разного уровня  Участие в творческих конкурсах разного уровня           Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной,   в   частности,   на   раскрытие   творческого   потенциала   учащихся, являются   школьные   декады.   При   проведении   школьной   декады   начальных классов   у   детей   появляется   возможность   использовать   свой   творческий потенциал в полной мере.              Такая   работа   способствует   повышению   мотивации   одаренных   детей   к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Разработана система поощрения победителей конкурсов разного уровня: призы, дипломы и грамоты.             Важнейшей   формой   работы   с   одаренными   учащимися   являются олимпиады.   Они   способствуют   выявлению   наиболее   способных   и   одаренных детей.             Внеурочная деятельность осуществляется и на  дополнительных  занятиях,  где отрабатывается мышление, внимание, креативность.  Данные  занятия не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять  знания в реальной жизни. Организую урочную и внеурочную деятельность как  единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных  способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные  игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические  потребности. Посещая  музыкальную, художественную школы, кружки художественного  творчества, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.           Высокий уровень информационно­технического оснащения школы в  сочетании с современными информационными технологиями позволяет  совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений  дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми  направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять  презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в  Интернете. В работе  с одарёнными детьми использую следующие формы: ­  творческие мастерские; ­  предметные недели;  ­ олимпиады (разных уровней); ­  конкурсы  (Международные, Всероссийские, региональные,  муниципальные,  школьные);  ­ родительские всеобучи.        Переход   на   систему   портфолио  позволяет   учитывать   результаты, достигнутые   учеником   в   разнообразных   видах   деятельности   ­   учебной, творческой,   социальной,   коммуникативной   и   др.   Безусловная   ценность портфолио   заключается   в   том,   что   он   способствует   повышению   самооценки ученика,   максимальному   раскрытию   индивидуальных   возможностей   каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.            Выпуская   детей   из   4   класса,   составляю   характеристику   на   каждого ученика,   провожу   индивидуальную   оценку   познавательных,   творческих возможностей   и   способностей   ребенка   через   различные   виды   деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности   говорить   о   степени   одаренности   и   способности   детей   и,   что особенно   важно,   служит   довольно   надежным   основанием   для   построения прогноза развития каждого из них.       Педагогическая работа с одаренными детьми будет эффективной при  соблюдении следующих условий:  ­при условии своевременного выявления признаков одаренности; ­при условии соответствия программы индивидуальным особенностям  одаренного ребенка; ­при условии совместного взаимодействия  образовательного учреждения и  семьи. Работа с одаренными детьми предъявляет определенные требования к  учителю.  Учитель должен быть:      ­ увлечен  своим делом;      ­ способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;         профессионально грамотным;       ­интеллектуальным, нравственным и эрудированным;      ­ проводником передовых педагогических технологий;      ­психологом, воспитателем и умелым организатором учебно­воспитательного  процесса;     ­знатоком во всех областях человеческой жизни. Учитель ­ координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность   на   данный   момент   может   быть   ещё   не   проявившейся,  а  так   же просто   способных   детей,   в   отношении   которых   есть   серьёзная   надежда   на качественный скачок в развитии их способностей.         Целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего   класса,   в   том   числе   и   “слабых”,   создает   атмосферу   сотрудничества. Развивается   интеллектуальная   активность,   формируется   положительное отношение к учебе, потребность в знаниях. Результатом работы с  одаренными детьми является создание  мониторинга одаренности: ­     Создан банк данных, включающих в себя сведения о детях с различными  типами одарённости;  ­Карта одаренности; ­    банк творческих работ учащихся; ­    банк текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;  ­    рекомендации по работе с одаренными  детьми                     Для   того       чтобы   работа   с   одаренными   детьми   складывалась   в определенную   систему   проводится   диагностика   учащихся,     результаты   и достижения в различных направлениях фиксируются в портфолио ученика.          Результативность проявляется в количественных показателях успешности учащихся.   Мои   ученики­   победители   в   зональных   и   муниципальных   этапах предметных   олимпиад;   активные   участники   Всероссийского   конкурса   по языкознанию   «Русский   медвежонок»,   математическому   конкурсу   «Кенгуру»; победители Всероссийской дистанционной олимпиады «Эрудит» по математике и   по   русскому   языку;   победители     различных     краевых   и   муниципальных конкурсов.       Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы   рассмотреть   и   развить   способности   всех   его   представителей.   Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых   детей,   приобретают   особую   актуальность   в   связи   с   последними достижениями психолого­педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20­30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень   многое   зависит   и   от   школы.   Задача   школы   —   поддержать   ребенка   и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.    1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Библиографический список Педагогика. – 2003. ­ №8. – с.13­18. 2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991. 3.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.­ 320 с. 4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды.   –   М.:   Издательство   Московского   психолого­социального   института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с. 5.  Лейтес   Н.С.  Психология   одаренности   детей   и  подростков.   М.,  Академия, 1996. 6.Лободина С. Как развивать способности ребенка. Серия «Вы и ваш ребенок». – Санкт­Петербург, Москва, Харьков, Минск, 1997. 7.Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. – Москва, 1997 8.Савенков. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2000.­ 232 с. 9. Савенков А. И. Одаренные дети в массовой школе. “Начальная школа” №30 2003г 10. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб.гос. ун­т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56. 11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского   психолого­социального  института;  Воронеж:  Издательство   НПО «МОДЭК», 2004. – 336 с.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.

Особенности работы с одарёнными детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017