ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
Оценка 4.9
Рабочие тетради
docx
русский язык
2 кл
05.02.2017
Правописание словарных слов всегда вызывает много трудностей не только у учащихся. Такие слова обычно нельзя проверить, к ним не применимы орфограммы, и их написание необходимо запомнить. Для работы со словарными словами и в помощь всем изучающим русский язык и был создан данный словарь, в нем представлены все сложные для запоминания случаи: словарные слова с непроверяемой гласной, удвоенным согласным, разделительным твердым знаком, приставками пре- и при- и проч.Правописание словарных слов всегда вызывает много трудностей не только у учащихся. Такие слова обычно нельзя проверить, к ним не применимы орфограммы, и их написание необходимо запомнить. Для работы со словарными словами и в помощь всем изучающим русский язык и был создан данный словарь, в нем представлены все сложные для запоминания случаи: словарные слова с непроверяемой гласной, удвоенным согласным, разделительным твердым знаком, приставками пре- и при- и проч.
Статья.docx
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ГОРЧИЦИНА В. С., учитель начальных классов
МБОУ ЛАП №135 г.о. Самара
Язык и стар, и вечно нов
И это так прекрасно!
В огромном море море
слов
Купайся ежечасно!
(А. Шибаев.)
Проблема запоминания детьми слов с непроверяемым написанием всего
лишь одна из многих проблем обучения грамотному письму. Но важность её
нельзя недооценивать, так как с этими словами учащимся приходится
сталкиваться на протяжении всего школьного обучения. Трудность не в том,
чтобы запомнить эти слова, а в том, что дети, только начинающие обучение, не
знают, как это делать. Снабдить ребёнка приёмами и способами (так
называемыми универсальными учебными действиями), способствующими более
лёгкому запоминанию словарных слов – одна из важнейших задач начальной
школы [ 1 ].
В работе над словами с непроверяемым написанием я опираюсь на
методику и разработки нейропсихологов Л.С. Цветковой, А.Е. Соболевой, Е.Н.
Емельяновой, Т.Г. Визель. А.Е. Соболева указывала, что изучать словарные
слова следует, опираясь на один из важнейших принципов педагогики –
системность. В применении к словарным словам это значит, что нужно
воспользоваться алгоритмом запоминания, который будет применяться всегда,
для любых слов и в любом возрасте [ 2 ], то есть превратился в универсальное
учебное действие. Снабдить ребёнка этим алгоритмом – задача учителя. Его же
задача сделать так, чтобы ребёнок усвоил этот алгоритм, принял его, смог
использовать в любой ситуации. Я собрала воедино накопленный мною немалый дидактический материал в
методическое пособие «Работа со словарными словами», который позволяет
разнообразить виды и формы словарной работы на уроке и дома, дополнить
возможности учебника, учитывать индивидуальные способности учащихся.
Работа по усвоению слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского
языка в соответствии с формируемыми учебноинтеллектуальными умениями
проводится с соблюдением определенных условий:
установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что
ему надо запомнить.
Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него
интереса к языку. Практика показывает, что работа над непроверяемыми
написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с
такими орфограммами, малоэффективна. В формировании орфографических
навыков при изучении слов непроверяемыми написаниями должна быть активная
учебная работа учащихся.
Пример последовательности работы с пособием «Работа со словарными
словами» при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:
1. Работа с иллюстрацией.
2. Чтение и заучивание стихотворения.
3. Осознание значения (значений) изучаемого слова.
4. Запись слова с делением на слоги, постановкой ударения и выделением
орфограммы.
Составление и запись словосочетаний с изучаемым словом.
5.
6. Работа с языковым материалом грамматических упражнений.
7. Придумывание и зарисовка яркого запоминающегоСЯ образа изучаемого
слова.
Таким образом, все стороны изучаемого словарного слова рассматриваются в
тесной взаимосвязи. Разносторонний подход к слову обеспечивает его
качественное усвоение и способствует интеллектуальному развитию
обучающихся. заинтересованность: легче запоминается то, что интересно.
Кроме использованных занимательных заданий я позаимствовала из других
пособий и учла при создании «Работы со словарными словами» эстетический
фактор, определяемый внешней привлекательностью пособия:
компьютерная графика для изготовления дизайн макета словаря:
продуманный дизайн способствует логичной подаче учебного материала.
качественная бумага: любую книгу или журнал должно быть приятно держать в
руках, это дополнительно стимулирует подольше разглядывать странички
издания.
яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то,
что вызывает определенные эмоции.
В «Работе со словарными словами» использован прием стихосложения для
запоминания словарных слов. Для задействования эмоциональной памяти я
использовала авторские стихи моей ученицы Лидовской С.: простые стихи с
юмором, их интересно читать, учить и запоминать. В стихах были использованы
всем знакомые сюжетные ситуации. Использованные примеры:
В МАГАЗИНЕ у сластёны
Побежал по полкам взгляд!
Здесь конфеты и печенье,
Торты, кексы, мармелад!
Шоколадки здесь и сушки,
Вафли, пряники, халва.
А ещё есть в “ МАГАЗИНЕ”
Две несладких буквы “А”.
В известной пословице так говорится:
“УЖИН отдайте врагу”.
Ну и куда же такое годится?
Без УЖИНА я не могу.
Мама на УЖИН готовит котлеты.
Как же котлету отдать?
Буду я чётко правило помнить: “И” в слове “УЖИН” писать.
ЯБЛОКО очень волшебный фрукт.
В истории есть подтверждение:
Ньютону на голову плод сей упал
Открыл он закон тяготения.
Я тоже хочу стать ученым известным
Под яблоню сяду, дождусь волшебство.
Ну, а пока оно не упало,
Запомню: “ ЯБЛОКО” две безударные “О”.
образность впечатления: запоминание, опирающееся на образы,
гораздо лучше механического запоминания.
Для задействования зрительного вида памяти учеников начальных классов
используется прием «живая буква». Он заключается в том, что непроверяемая
орфограмма в словарном слове «оживляется». То есть рисуется в виде веселого
персонажа, или выделяется особым шрифтом, или изображается на
тематическом фоне и т.д.
В представленном дидактическим материале:
выявлены способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов,
собранных воедино в дидактическое пособие;
определена возможность скорректировать содержание практических заданий с
использованием приемов и способов работы со словарными словами.
Данный дидактический материал имеет большую практическую значимость, т.к.
вышеизложенный опыт в работе над запоминанием правописания словарных слов
уместен и эффективен в урочной, во внеклассной и внешкольной работе,
успешно может использоваться педагогами начальной школы и родителями
учащихся с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Пособие «Работа со словарными словами» содержит 208 словарных слов,
каждое из которых оформлено компьютерной графикой с применением к
непроверяемой орфограмме метода «живая буква». 99 % всех словарных слов в «словаре» сопровождается стихотворением авторского сочинения.
Стихотворение содержит зарифмованное правило написания непроверяемой
орфограммы. При его разработке и оформлении учтено воздействие на все виды
памяти. То есть достигнут комплексный подход к запоминанию правописания
словарных слов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Примерные программы по учебным предметам.
Начальные
классы // Федеральный государственный образовательный стандарт.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
2. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с
нейропсихологом. – СПб.:Питер, 2008. 96с.: ил. – (Серия «Детскому
психологу»).
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. М.: 1988, 156с.
4. Жиренко О.Е, Шестопалова Е.А. Рабочая тетрадь «Словарные слова»
5. Узорова О.Н. Словарные слова: 3 кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.:
ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 143 с.: ил.
6. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и
восстановление: Учеб. Пособие/ Цветкова. М.: Издат МПСИ; Воронеж:
Издат. НПО «МОДЭК», 2005. – 360с. – (Серия «Библиотека психолога»).
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ:
1. http://zhukovanv.jimdo.com
Приложение 1.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.