ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
Оценка 4.9

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

Оценка 4.9
Рабочие тетради
docx
русский язык
2 кл
05.02.2017
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
Правописание словарных слов всегда вызывает много трудностей не только у учащихся. Такие слова обычно нельзя проверить, к ним не применимы орфограммы, и их написание необходимо запомнить. Для работы со словарными словами и в помощь всем изучающим русский язык и был создан данный словарь, в нем представлены все сложные для запоминания случаи: словарные слова с непроверяемой гласной, удвоенным согласным, разделительным твердым знаком, приставками пре- и при- и проч.Правописание словарных слов всегда вызывает много трудностей не только у учащихся. Такие слова обычно нельзя проверить, к ним не применимы орфограммы, и их написание необходимо запомнить. Для работы со словарными словами и в помощь всем изучающим русский язык и был создан данный словарь, в нем представлены все сложные для запоминания случаи: словарные слова с непроверяемой гласной, удвоенным согласным, разделительным твердым знаком, приставками пре- и при- и проч.
Статья.docx
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ            НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.                                                                                                      ГОРЧИЦИНА В. С., учитель начальных классов                                                        МБОУ ЛАП №135 г.о. Самара Язык и стар, и вечно нов ­ И это так прекрасно! В огромном море ­ море  слов ­ Купайся ежечасно!                                                                                                                                                      (А. Шибаев.)          Проблема запоминания детьми слов с непроверяемым написанием ­ всего лишь одна из многих проблем обучения грамотному письму. Но важность её нельзя   недооценивать,   так   как   с   этими   словами   учащимся   приходится сталкиваться на протяжении всего школьного обучения. Трудность не в том, чтобы запомнить эти слова, а в том, что дети, только начинающие обучение, не знают,   как   это   делать.   Снабдить   ребёнка   приёмами   и   способами   (так называемыми универсальными учебными действиями), способствующими более лёгкому  запоминанию  словарных  слов – одна  из  важнейших  задач  начальной школы [ 1 ].                   В работе над словами с непроверяемым  написанием  я опираюсь на методику и разработки нейропсихологов Л.С. Цветковой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой,   Т.Г.   Визель.   А.Е.   Соболева   указывала,   что   изучать   словарные слова   следует,   опираясь   на   один   из   важнейших   принципов   педагогики   – системность.  В   применении   к   словарным   словам   это   значит,   что   нужно воспользоваться алгоритмом запоминания, который будет применяться всегда, для любых слов и в любом возрасте [ 2 ], то есть превратился в универсальное учебное действие. Снабдить ребёнка этим алгоритмом – задача учителя. Его же задача   сделать   так,   чтобы   ребёнок   усвоил   этот   алгоритм,   принял   его,   смог использовать в любой ситуации. Я   собрала   воедино  накопленный   мною   немалый   дидактический   материал   в методическое   пособие   «Работа   со   словарными   словами»,   который   позволяет разнообразить  виды и формы словарной работы на уроке и дома, дополнить возможности учебника, учитывать индивидуальные способности учащихся. Работа по усвоению слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в соответствии  с формируемыми учебно­интеллектуальными умениями проводится с соблюдением определенных условий:  установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить. Механическое   заучивание   слов   утомляет   ученика   и   не   формирует   у   него интереса   к   языку.   Практика   показывает,   что   работа   над   непроверяемыми написаниями,   ориентированная   только   на   механическое   запоминание   слов   с такими   орфограммами,   малоэффективна.   В   формировании   орфографических навыков при изучении слов непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.  Пример   последовательности   работы   с   пособием   «Работа   со   словарными словами» при ознакомлении с правописанием изучаемого слова: 1. Работа с иллюстрацией. 2. Чтение и заучивание стихотворения. 3. Осознание значения (значений) изучаемого слова. 4. Запись слова с делением на слоги, постановкой ударения и выделением орфограммы.  Составление и запись словосочетаний с изучаемым словом. 5. 6. Работа с языковым материалом грамматических упражнений. 7. Придумывание и зарисовка яркого запоминающегоСЯ образа изучаемого слова. Таким образом, все стороны изучаемого словарного слова рассматриваются в тесной   взаимосвязи.   Разносторонний   подход   к   слову   обеспечивает   его качественное   усвоение   и   способствует   интеллектуальному   развитию обучающихся.  заинтересованность: легче запоминается то, что интересно.  Кроме   использованных   занимательных   заданий   я   позаимствовала   из   других пособий и учла при создании «Работы со словарными словами» эстетический фактор, определяемый внешней привлекательностью пособия: ­   компьютерная   графика   для   изготовления   дизайн   ­   макета   словаря: продуманный дизайн способствует логичной подаче учебного материала. ­ качественная бумага: любую книгу или журнал должно быть приятно держать в руках,   это   дополнительно   стимулирует   подольше   разглядывать   странички издания.  яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.  В   «Работе   со   словарными   словами»  использован   прием   стихосложения   для запоминания   словарных   слов.  Для   задействования   эмоциональной   памяти   я использовала авторские стихи моей ученицы Лидовской С.: простые стихи с юмором, их интересно читать, учить и запоминать.  В стихах были использованы всем знакомые сюжетные ситуации. Использованные примеры:  В МАГАЗИНЕ у сластёны  Побежал по полкам взгляд! Здесь конфеты и печенье, Торты, кексы, мармелад! Шоколадки здесь и сушки, Вафли, пряники, халва. А ещё есть в “ МАГАЗИНЕ” Две несладких буквы “А”.                       В известной пословице так говорится:           “УЖИН отдайте врагу”. Ну и куда же такое годится?  Без УЖИНА я не могу. Мама на УЖИН готовит котлеты. Как же котлету отдать?  Буду я чётко правило помнить: “И” в слове “УЖИН” писать. ЯБЛОКО ­ очень волшебный фрукт. В истории есть подтверждение: Ньютону на голову плод сей упал ­ Открыл он закон тяготения. Я тоже хочу стать ученым известным Под яблоню сяду, дождусь волшебство. Ну, а пока оно не упало, Запомню: “ ЯБЛОКО” ­  две безударные  “О”.  образность   впечатления:   запоминание,   опирающееся   на   образы, гораздо лучше механического запоминания.  Для   задействования   зрительного   вида   памяти   учеников   начальных   классов используется прием «живая буква». Он заключается в том, что непроверяемая орфограмма в словарном слове «оживляется». То есть рисуется в виде веселого персонажа,   или   выделяется   особым   шрифтом,   или   изображается   на тематическом фоне и т.д.  В представленном дидактическим материале:  ­ выявлены способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов, собранных воедино в дидактическое пособие; ­ определена возможность скорректировать содержание практических заданий с использованием приемов и способов работы со словарными словами. Данный дидактический  материал имеет большую практическую значимость, т.к. вышеизложенный опыт в работе над запоминанием правописания словарных слов уместен   и   эффективен   в   урочной,   во   внеклассной   и   внешкольной   работе, успешно   может   использоваться   педагогами   начальной   школы   и   родителями учащихся с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.   Пособие   «Работа   со   словарными   словами»   содержит   208   словарных   слов, каждое   из   которых   оформлено   компьютерной   графикой   с   применением   к непроверяемой орфограмме метода «живая буква». 99 % всех словарных слов в «словаре»   сопровождается   стихотворением   авторского   сочинения. Стихотворение   содержит   зарифмованное   правило   написания   непроверяемой орфограммы. При его разработке и оформлении учтено воздействие на все виды памяти. То есть достигнут комплексный подход к запоминанию правописания словарных слов.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Примерные   программы   по   учебным   предметам.   Начальные классы // Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626   2.   Емельянова   Е.Н.,   Соболева   А.Е.   Пишу   без   ошибок.   Русский   язык   с нейропсихологом.   –         СПб.:Питер,   2008.   96с.:   ил.   –   (Серия   «Детскому психологу»). 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. М.: 1988, 156с.  4.  Жиренко О.Е, Шестопалова Е.А. Рабочая тетрадь «Словарные слова»  5. Узорова О.Н. Словарные слова: 3 кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 143 с.: ил. 6.   Цветкова   Л.С.   Нейропсихология   счёта,   письма   и   чтения:   нарушение   и восстановление: Учеб. Пособие/ Цветкова. ­   М.: Издат МПСИ; Воронеж: Издат. НПО «МОДЭК», 2005. – 360с. – (Серия «Библиотека психолога»).                 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ: 1.  http://zhukova­nv.jimdo.com                                                                                                    Приложение 1.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ЩКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017