На рубеже дошкольного и школьного возраста у детей формируются новые механизмы поведения, происходит активизация роста, улучшаются координация и движения,. Крупная моторика активно развивается, что сказывается на мелкой моторике, которая страдает вследствие недоразвития мелких мышц. Появляется потребность в саморегуляции и самоконтроле, но крайне редко и эпизодично.
Особенности развития детей на рубеже дошкольного и
младшего школьного возраста.
В развитии дошкольника особую роль играет именно старший
дошкольный возраст: в этот период жизни формируются новые
механизмы поведения и деятельности. В этом возрасте происходит
активизация ростового процесса: за год ребенок может сильно
вырасти, до 10 сантиметров. В это же время меняются пропорции
тела. Движения становятся совершеннее, двигательный опыт
дошкольников увеличивается,
двигательные способности
совершенствуются. Координация и равновесие заметно улучшаются,
становится легче выполнять многие движения, причем у девочек
есть некоторое преимущество.
Крупные мышцы активно
развиваются, что сказывается на развитии крупной моторики, а
мелкая моторика страдает вследствие недостаточного развития
мелких мышц, особенно кистевых. Движения других детей
дошкольники зачастую могут верно оценить, а самооценка и
самоконтроль крайне редки и эпизодичны. У детей появляется
понимание значения гигиенических процедур и привычка к ним,
появляется интерес к своему организму, его устройству и их
начинает интересовать уход за своим телом, приобретаются
необходимые практические навыки. Изменяется высшая нервная
деятельность. Помимо совершенствования процессов возбуждения,
активно развиваются процессы торможения, что не может не влиять
на саморегуляцию. Реакции становятся более стабильными вэмоциональном плане, дети становятся более уравновешенными. [4]
Снижается утомляемость, повышается психическая выносливость,
что зависит от возросшей физической выносливости. Способность к
произвольной саморегуляции еще не развита, но всё чаще возникает
самоограничение и прекращение нежелательной деятельности по
собственной инициативе. Формируются социальные моральные
представления. Поведение ребенка переходит в область правил и
норм, уходя от импульсивности и ситуативности. Дошкольники
начинают активно прибегать к правилам в ситуациях, которые
требуют регулировки, особенно со сверстниками. У детей 67 лет
уже складываются представления о добре и зле, о хорошем и
плохом, умеют различать плохие и хорошие поступки, проводя
параллели с личным опытом и литературными героями. При этом
оценка сверстников у них весьма категорична, к чужому поведению
они весьма требовательны, а свое поведение объективно оценить не
могут и весьма к себе снисходительны. Резко улучшаются
показатели интеллекта, по своим характеристикам показатели мозга
ребенка 67 лет приближаются к показателям взрослых. Начинают
появляться причинноследственные связи между предметами и
явлениями, пространственновременные отношения. Таким образом,
дошкольники уже в достаточном объеме оперируют временными
представлениями (утро, день, вечер, ночь), знают и различают
времена года, дни недели. Также ориентируются в пространстве
(верхниз, праволево, передзад, близкодалеко). Кругозор старших
дошкольников необычайно расширяется, возникает множествоинтересов в сфере необычного и удивительного. Старшие
дошкольники зачастую пытаются сами осмыслить и объяснить
поступающую информацию имеющимися знаниями, почерпнутыми
из фильмов, книг, телевизионных передач, вследствие чего
возникают фантастические теории о инопланетянах, космонавтах,
гигантских рыбах и кровожадных туземцах. Дети с удовольствием
слушают рассказы взрослых о происхождении Луны и звезд, об
особенностях нашей планеты, истории из жизни. Так они знакомятся
с профессиями родителей, с новыми гаджетами, с разнообразными
видами труда, приобщаясь к ценностям современного мира.
С огромным удовольствием дошкольники включаются в
исследовательскую деятельность под руководством взрослого, сами
ставят и решают познавательные задачи, выдвигают гипотезы о
возможных причинах и вероятных результатах наблюдаемых
явлений,
используя различные методы проверки: опыты,
с
эвристические рассуждения,
энтузиазмом совершают небольшие «открытия». В этом возрасте
сравнительные наблюдения,
память обретает новые возможности, дошкольники могут намеренно
запоминать информацию в целях дальнейшего воспроизведения и
использования материала, внимание становится более устойчивым.
Развиваются познавательные психические процессы. Повышается
способность цветоразличия, обостряется зрение и слух, возрастает
точность оценок веса и пропорций окружающего. Речь развивается
очень активно. С учетом индивидуальных различий, словарь ребенка
67 лет увеличивается на 1001300 слов по сравнению с предыдущимсловарным запасом. Приобретает связность монологическая речь,
дошкольник может уже без помощи извне пересказать содержание
сказки, мультфильма, описать какоето событие, свидетелем
которого он был.
В связи с тем, что мышцы артикуляционного аппарата окрепли,
ребенок 67 лет может произносить все буквы родного языка, хотя у
некоторых дошкольников в этом возрасте только заканчивается
усвоение правильного произношения шипящих звуков, звуков л, р.
Воображение развивается, дети способны на основе словесного
описания представить себе другие миры, космос, драконов, замки
принцесс и т.п., и себя в них. Это отражается в играх детей,
театрализации, в рисунках, рассказах. Старшие дошкольники любят
рисовать, делиться содержанием рисунков, обмениваться мнениями.
Возрастает потребность детей 67 лет в общении с
ровесниками, в совместных играх и занятиях, что приводит к
возникновению определенного детского сообщества. Развивается
система партнерских, межличностных отношений, взаимных
антипатий и симпатий. Дети становятся крайне избирательны в
своих контактах, преобладают однополые контакты. Ребенок, с
которым никто не хочет играть, начинает страдать изза этого. Игра
обычно происходит небольшими группами в трипять человек,
зачастую состав этих групп стабилен и не изменяется долгое время.
Так у дошкольника появляются первые друзья. Дети старшего
дошкольного возраста стремятся привлечь к себе вниманиевзрослых, активно вовлекают их в разговор, чтобы поделиться
приобретенными
знаниями и сложившимися мыслями,
впечатлениями и суждениями. Таким образом поднимается
самооценка ребенка, он чувствует себя повзрослевшим и
компетентным. Содержательное, разнообразное общение взрослых с
детьми является важнейшим условием их полноценного развития.
Я склонна согласится с позицией Ш. А. Амонашвили, который
считает шестилетний возраст самым благоприятным периодом для
подготовки ребенка к школе. Если не воспользоваться этим
периодом, ребенок может не раскрыть в полной мере свои задатки.
Систематическое и целенаправленное обучение и воспитание
важнейшая форма и главное условие успешного развития ребенка.