Особенности развития внимания младших школьников
Оценка 4.9

Особенности развития внимания младших школьников

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
русский язык
1 кл
19.12.2018
Особенности развития внимания младших школьников
Аннотация: В настоящее время возрастает количество детей, утративших интерес к учебе, их интеллектуальный уровень и концентрация внимания снизились. В связи с этим необходимо разработать практические психолого-педагогические средства для увеличения потенциальных возможностей учащихся. В регуляции интеллектуальной активности детей внимание играет первостепенную роль. Ключевые слова: произвольное и непроизвольное внимание; младшие школьники; планирование; наглядность; конкретность.
Статья_Фигурова А., ..doc
Особенности развития внимания младших школьников А.Ю. Фигурова, учитель начальных классов МБОУ «Лицей»   Аннотация: В настоящее время возрастает количество детей, утративших интерес к учебе, их интеллектуальный уровень и концентрация внимания снизились. В связи с этим необходимо разработать практические психолого­педагогические средства для увеличения потенциальных возможностей учащихся. В регуляции интеллектуальной активности детей внимание играет первостепенную роль. Ключевые   слова:   произвольное   и   непроизвольное   внимание;   младшие   школьники; планирование; наглядность; конкретность.  Features of development of attention of younger students A. Y. Figurova, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas branch), student Abstract:  today an  increasing  number of children  who have  lost interest  in learning, decreased   their   intellectual   level,   decreased   concentration,   and   all   this   necessitates   the development of practical psychological and pedagogical tools to increase students ' potential capacity.   Attention   plays   a   significant   role   in   the   regulation   of   intellectual   activity.                  Key words:  voluntary and involuntary attention; younger students; planning; clarity; specificity. Проблема   развития   внимания   младших   школьников   в   наше   время становится все более значимой. Это, в первую очередь, зависит от высокой динамики   жизни,   в   которой   все   более   проблемной   становится   задача здоровьесбережения   учеников,   создание   для   них   наиболее   благоприятных условий   жизни   и   учебной   деятельности.   В   настоящее   время   возрастает количество детей, утративших интерес к учебе, их интеллектуальный уровень и концентрация внимания снизились. В связи с этим необходимо разработать практические   психолого­педагогические   средства   для   увеличения потенциальных возможностей учащихся. [1, с.320] По   своей   сути   внимание   –   это   один   из   феноменов   ориентировочно­ исследовательской деятельности личности, а так же, психическое действие, которое направленно на содержание явления, образа или мысли. В регуляции интеллектуальной   активности   внимание   играет   огромную   роль.   Оно заставляет   сосредоточиться   человека   в   конкретный   момент   времени   на определенном объекте (реальном или идеальном) – явлении, события, мысли, предмете,   образе   и   т.д.   Вниманию   выделяется   особое   место   среди психических явлений, так как оно выступает неразрывной частью познания, воли и чувства. [3, с.220] Младший   школьный   возраст   определяется   поступлением   в   школу.   В наше   время   таковыми   являются   дети   6­7   лет.   Школа   должна   определить готовность ребенка к обучению в начальном звене при помощи разнообразных психологических диагностик. [2, с.8­13] Б.Д. Эльконин считал, что, поступая в школу, ребенок переходит на новую ступень системы взаимоотношений между людьми: у него обозначаются новые   обязанности,   которые   связанны   с   учебной   деятельностью.   Детям   в данном возрасте   присущи некоторые психо­физиологические особенности: прекращается   окостенение   черепа   головы,   закрываются   роднички, закрепляются   черепные   швы   и   продолжает   изменяться   в   целом   скелет; развитие и окостенение конечностей,  костей таза и  позвоночника находится в стадии огромной интенсивности. [4, с.256] П.И. Зинченко говорил о том, что непроизвольное внимание в младшем школьном возрасте зависит в первую очередь от эмоционального восприятия материала, от его конкретности и наглядности, от  влияния на эмоциональную сферу ребенка. Несмотря на то, что непроизвольное внимание всё же более развито, первые годы учебы – это самый важный период формирования и его составляющей произвольной. Непроизвольное внимание имеет преимущество над   произвольным,   так   как   может   быть   объяснено   недостаточным регулированием  в этом  возрасте   деятельности  второй  нервной  системы  по отношению к первой. [5,с.235] Огромное значение для учебной работы   ребенка младшего школьного возраста   имеет   произвольное   внимание,   однако   умение   управлять концентрацией   собственного   сознания   еще   малоразвито.   Несмотря   на   это существуют обстоятельства школьной жизни, которые направлены на развитие данного   вида   внимания:   влияние   детского   коллектива,   наличие   учителя   и некоторых ученических обязанностей, требований. В каждой учебной работе далеко не все ученику интересно, поэтому он часто вынужден произвольно сосредотачиваться   на   предмете   из­за   чувства   долга   или   опосредованного интереса   к   работе.  Разумеется,  после   ряда   усилий   произвольное   внимание переходит в другой вид непроизвольного –  послепроизвольное. [6, с.88]   занимает   обычное   внимание, Важное место в учебной работе младших школьников, по мнению С.С. Левитина,   при   котором   ученик сосредотачивается на неинтересной для него работе только потому, что он не единожды занимался аналогичным делом. Существенную роль в умственном развитии   младших   школьников   имеет   правильно   организованная   и совершенствованная познавательная деятельность. [7,с.96] В первую очередь, необходимо   развивать     психические   процессы,   которые   связанны   с непосредственным   познанием   окружающей   среды,   а   именно   ощущение   и восприятие. У младших школьников быстро развивается вторая сигнальная система, связанная с речью и абстрактным мышлением. Это создает условия для   изучения   большинства   вопросов   программы   обучения   как   на   уровне теоретических   понятий,   так   и   на   уровне   представлений,   особенно   из лингвистической и математической сферы. [8,с.500] Ребенок  младшего  школьного возраста  в некотором  роде  способен  и самостоятельно планировать собственную деятельность, однако при этом, по словам Л.И. Уманского, он проговаривает словесно то, что он должен делать, и в какой последовательности он собирается выполнять конкретную работу. [9,с.150]   Планирование   несомненно,   организует   внимание   ребенка.   И   все­ таки,   непроизвольное   внимание   преобладает,   не   смотря   на   то,   что   дети   в начальных   классах   способны   произвольно   регулировать   свое   поведение. Младшим   школьникам   тяжело   сосредоточиться   на   монотонной   и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей большого умственного напряжения. Спасти от переутомления может   отключение   внимания.   Для   этого   в   элементы   занятий   включаются игровые формы и достаточно часто меняются виды деятельности. [11,с.233] Для   увеличения   объёма   внимания   на   уроках   русского   языка,   мы применили следующие упражнения [12, с.255] Упражнение 1. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например: Стол,   чашка,   машина,   конфета,   карандаш,   телевизор,   магнитофон, мотоциклист, командировка. Ваза,   плита,   солнце,   чернила,   пистолет,   спектакль,   автомобиль, конструктор, велосипедист. Упражнение 2. Младшему   школьнику   даётся   бланк   с   напечатанными   на   нем   5­ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенку необходимо найти 10 слов (3­х, 4­х, 5­ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности   может   служить   число   правильно   найденных   слов,   а   так   же скорость выполнения задания. Пример задания: ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦШУЪЩМОЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЖЮГБЕИОПАЖАФСПТУЧ ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ Упражнение 3. «Расшифруй слово». 1 2 3 4 5 6 7 8 9           С И Р У Л Т З А Б 83947 ­ АРБУЗ       98784 ­ … 18586 ­ … Итак,     младшие   школьники   обладают     всеми   видами   внимания, перекликающимися в разнообразных формах деятельности. Однако у детей старшего   дошкольного   возраста   еще   недостаточно   развиты   некоторые свойства   внимания,   а   именно   распределение   и   переключение.   Ученики зачастую отвлекаются на занятиях, им трудно сосредоточится на чем ­ либо второстепенном, малоинтересном для них. [14,с.54] Таким   образом,   вопрос   развития   произвольного   внимания   детей младшего   школьного   возраста   имеет   неимоверное   значение,   так   как   в дальнейшем   оно   становится   неотъемлемым   условием   организации   учебной деятельности   в   школе,   необходимо   проводить целенаправленную и систематическую работу по его развитию уже в детском саду. [15, с.1287]   а   следовательно,   1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. ­ М.: Академия, Литература 1999. – 320 с.  2.   Айзенберг   Б.И.   Сравнительная   характеристика   распределения внимания   в   мыслительной   деятельности   у   учащихся   образовательных   и вспомогательных школ. //Дефектология. ­ 1984. ­ № 6. ­ С. 8­13.  3. Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной   деятельности.   Психологические   вопросы   коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, Т.Н. Головиной. – М.: Педагогика, 1987. – 220 с.  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ­ М.: МОДЭК, 2001. – 256 с.  5.   Блонский   П.П.   Избранные   психологические   произведения.   –   М.: Просвещение, 1964. – 235 с.  6. Возможности практической психологии в образовании. Выпуск 1 – М.: Перспектива, 2001. – 88 с.  7. Вопросы психологии внимания. – Саратов: СГПИ, 1989. – 96 с.  8.   Выготский   Л.С.   Развитие   высших   психических   функций.   –   М.: Просвещение, 1960. – 500 с.  9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд­во Моск. ун­та, 1986. 150 с.  10.   Гальперин   П.Я.,   Кабыльницкая   С.Л.   Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд­во Моск. Ун­та, 1984. – 101 с. [10,с.101] 11. Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. – М.: Просвещение, 1992. – 233 с.  12. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.  13.   Добрынин   Н.   Ф.О   новых   исследованиях   внимания   //   Вопросы психологии. 1973. ­ №3 – С. 121 – 128. 14.   Ефимкина   Р.П.   Психологи   развития.   Методические   указания.   – Новосибирск: Новосибирский ун­т, 2004. – 54 с.  15.   Запорожец   А.В.   Избранные   психологические   труды.   –   М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 1287 с.

Особенности развития внимания младших школьников

Особенности развития внимания младших школьников

Особенности развития внимания младших школьников

Особенности развития внимания младших школьников

Особенности развития внимания младших школьников

Особенности развития внимания младших школьников

Особенности развития внимания младших школьников

Особенности развития внимания младших школьников

Особенности развития внимания младших школьников

Особенности развития внимания младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2018