Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Нередко сенсорному развитию уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами - памятью, мышлением, воображением. Но именно сенсорное развитие лежит в основе всех познавательных способностей, составляет мощный потенциал развития личности ребёнка.
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно
Именно этот возраст наиболее благоприятен для
переоценить.
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего
умственного развития ребенка. Нередко сенсорному развитию уделяют
недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными
познавательными процессами памятью, мышлением, воображением. Но
именно сенсорное развитие лежит в основе всех познавательных
способностей, составляет мощный потенциал развития личности ребёнка.
Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста изучали
многие учёные. Например, Фуко выяснил, что с возрастом острота зрения
ребёнка повышается, а Т. В. Ендовицкая установила, что острота зрения
повышается в условиях игровой деятельности. Е. А. Аркина и 3. М.
Истоминой изучали динамику цветоразличения на протяжении дошкольного
возраста, и пришли к выводу, что точность цветоразличения также
повышается с возрастом. Таким образом, исследования учёных показали, что
дошкольное детство является периодом интенсивного сенсорного развития
ребенка.
Сенсорное развитие начинается с младенческого возраста ребёнка. А.В.
Запорожец описал формирование хватательных движений у ребенка,
начинающееся с третьего месяца жизни, которые оказывают существенное
влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов.
Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей связан с практикой
передвижения ребенка в пространстве и с действиями руки. Сенсорные
включаясь в обслуживание практических действий по
процессы,
манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и самиприобретают характер ориентировочноисследовательских перцептивных
действий.
Ребенок уже в раннем детстве овладевает умением учитывать
пространственное расположение предметов, но не отделяет направлений
пространства и пространственных отношений между предметами от самих
предметов.
Усвоение названий цвета и формы детьми раннего возраста происходит
с помощью «опредмеченных» наименований: прямоугольник кирпичик,
треугольник — крыша, овал — огурчик.
В раннем детстве дети часто не связывают название цвета с конкретным
цветом. Двухлетний ребенок, произнеся слово красный, может указать на
другой цвет.
Восприятие формы детьми раннего возраста также имеет следующие
особенности: выбор по образцу однородных предметов заданной формы
осуществляется путем проб и ошибок.
В раннем дошкольном возрасте соотносящие и орудийные действия
(многочисленные подбор и соединения предметов по их форме, величине,
расположению в пространстве) выступают как внешние ориентировочные
действия. Они несовершенны и не дают возможности расчленено
Зрительное восприятие носит
воспринимать свойства предметов.
непроизвольный и избирательный характер, опирается на «бросающиеся в
глаза» или случайные признаки. У ребенка накапливается запас представлений
о свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают играть
роль образцов.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются
представления о соотношении по величине между тремя предметами
(большой, меньше, самый маленький). Дети начинают определять как большие
или маленькие некоторые знакомые им предметы независимо от того,сравниваются ли эти предметы с другими («слон большой», «муха
маленькая»).
Усвоение эталонов цвета, формы, величины, длины, ширины, высоты
происходит в продуктивной деятельности, а также в практической и
повседневной жизни ребёнка. Важную роль в этом играет слово, которое
фиксирует сенсорный эталон, закрепляет его в памяти ребенка. Это
происходит, если названия эталонов вводят на основе собственных действий
ребенка по обследованию.
Трехлетние дошкольники, когда им дают новый предмет и просят
рассказать, какой он, определить, для чего он может служить, сразу же
начинают действовать с предметом. Рассмотреть или ощупать предмет у них
не наблюдается; на вопросы о том, каков предмет, дети не отвечают.
Дети четырех лет начинают рассматривать предмет, но делают это
непоследовательно, не систематически, часто переходя к манипулированию.
При словесном описании они называют только отдельные части и признаки, не
связывая их между собой.
У детей пяти и шести лет появляется более планомерное и
последовательное обследование и описание предмета. Они вертят предмет в
руках, ощупывают его, обращая внимание на заметные особенности.
К семи годам дети планомерно рассматривают предметы и уже могут не
держать их в руках. Они описывают свойства предмета, пользуясь зрительным
восприятием, могут мысленно расчленять видимый предмет на части и затем
объединять их в целое. Помимо контура выделяются и структура предметов,
пространственные особенности и соотношения его частей.
Итак, совершенствование перцептивных действий происходит в течение
всего дошкольного возраста. В раннем возрасте ребенок извлекает сведения о
предметах в процессе манипуляций, в младшем дошкольном возрасте –
восприятие предмета сочетается с практическим действием, они помогаютдруг другу. В старшем дошкольном детстве сенсорные действия становятся
организованными и дают полное представление о предмете.
Развитие перцептивных действий имеет
закономерность:
преобразование внешних ориентировочных действий в действия восприятия.
Внешние ориентировочные действия служат для того чтобы путем проб
решать задачи, которые дети еще не могут решить при помощи восприятия.
Младшие дошкольники используют прикладывание к образцу, либо обводят
контур предмета и образца пальцем и улавливают сходство. На протяжении
дошкольного детства внешние ориентировочные действия, необходимые для
применения сенсорных эталонов интериоризуются, заменяются движениями
глаза или ощупывающей руки.
Усвоение сенсорных эталонов другая сторона сенсорного развития
детей дошкольного возраста. В.С. Мухина отмечает, что усвоение
дошкольниками сенсорных эталонов начинается в продуктивных видах
деятельности. Когда перед ребенком ставят задачу воспроизвести в рисунке,
конструкции, аппликации какой – то предмет, он старается соотнести
особенности этого предмета с особенностями имеющегося материала. Это
заставляет ребенка обследовать материал, что ведет к запоминанию например,
цвета красок, формы кубиков, элементов мозаики. Когда усвоены эталоны,
ребенок четко и точно воспринимает свойства предметов, которые с этими
эталонами совпадают. Если эталоны еще не усвоены, восприятие ошибочно.
Усложнение продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок
постепенно усваивает новые эталоны формы и цвета.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит
на чувственном познании мира, в практической и продуктивной деятельности;
при манипулировании предметами с помощью внешних ориентировочных
действий; за счёт усвоения сенсорных эталонов.
В процессе сенсорного развития детей среднего и старшего
дошкольного возраста происходит расширение и углубление представления,соответствующих сенсорным эталонам; обследование предметов приобретает
сенсорные действия
систематизированный и плановый характер;
свёртываются, уменьшаются за счет интериоризации отдельных операций, за
счет формирования внутренних эталонов.
Н.Я. Большунова отмечает важность формирования сенсорной
рефлексии в старшем дошкольном возрасте, как способности вглядываться,
вчувствоваться в свои ощущения, давать себе отчет о них средствами образов,
высказываний. Например, дети чувствуют прикосновение солнечного луча и
называют, какой он: ласковый, жгучий.
Показатели сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста.
Различение и называние: цветов: черного, белого, красного, оранжевого,
желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового;
форм: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, ромб, трапеция
и пятиугольник, шестиугольник); секунда, минута.
Обследование: прикладывания, наложения друг на друга, ощупывания,
«на глаз».
Сравнение двух трех предметов: длиннее короче, шире уже, выше
ниже, толще тоньше.
Итак, дошкольное детство – это период интенсивного сенсорного
развития. Дети научаются различать и называть цвета, формы предметов, их
количество и т.д. Уметь обследовать предмет с помощью руки, а также на
Формирование сенсорной рефлексии обогащает восприятие
глаз.
окружающего мира.