Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся
Оценка 4.9

Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
19.01.2017
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся
Для создания системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ должны быть обеспечены условия: • разработка инструментария, процедур и критериев оценки достижения требований к результатам образования и их апробация, • подготовка необходимых методических материалов и программных средств для внедрения разработанной системы. Для достижения этих условий в данной работе кратко рассказывается об этапах создания системы оценивания учебных достижений обучающихся.
о системе оценивания.docx

Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся

   Федеральная целевая программа по развитию образования определяет стратегическую цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

  Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, среди которых и задача формирования механизмов оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. В связи с этим одним из самых важных этапов обучения становится оценивание достижений учащихся. 

    Система оценки - сложная и многофункциональная система,  включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности  школьников, как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

    Для педагогов школы оценивание – это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения, так как обеспечивает интерактивную обратную связь от учителя к ученикам, от учеников – к учителю, друг к другу; повышает активность включения учеников в процесс собственного учения; позволяет учитывать в обучении результаты, полученные при оценивании; и учитель и ученик глубоко осознают то, насколько сильно от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников, которые существенным образом влияют на качество образовательного результата; формирует способность учеников оценивать свои результаты и понимать, как их улучшить. 

   Новизна при переходе образовательного учреждения на ФГОС заключается в том, что требуется вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов, обеспечивая комплексный подход к оценке результатов основной образовательной программы, при этом обучающиеся должны освоить способы контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), выраженные в весьма конкретных регулятивных универсальных учебных действий. 

  Оценка на единой критериальной основе,  формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. 

    В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов, которая реально переключает контроль и оценивание  со старого образовательного результата на новый образовательный результат. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. 

   Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.  Приоритетными в диагностике  становятся теперь вместо репродуктивных заданий (на воспроизведение информации) продуктивные задания  по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.  

   Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика возможностей, приобретённых учеником, – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.  

  Выделяют несколько принципов оценивания: 

·        комплексность: оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в которой отражаются способы получения знаний, методы решения учебных задач;

·        содержательность и позитивность: оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика;

·        определённость: оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением;

·        открытость: оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;

·        объективность: оценка объективна в том смысле, что не вызывает субъективных разногласий и столкновений ученика и учителя;

·        диагностичность: оценка несёт информацию о достижениях ученика и позволяет сравнивать  достижения ученика с его же успехами, планировать дальнейшую учебную деятельность;

·        технологичность: оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителя и учащихся, связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов;

·        доступность: постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному;

·        принцип компьютеризации: применение электронных дневников, электронного журнала. 

    В создании совокупности организационно-педагогических условий обновления системы оценивания учебных достижений обучающихся необходимо участие всего педагогического коллектива образовательного учреждения с привлечением и обучающихся и родителей.

   Представлю этапы создания  системы оценивания учебных достижений обучающихся.

1.     Прежде всего необходимо:

разработать в образовательном учреждении нормативно-правовую базу, определяющую систему оценивания учебных достижений обучающихся.

   В структуру положения о школьной системе оценки качества образования должны входить:

ü Общие положения (определение, нормативно-правовое обеспечение, уровни организации, терминология, пользователи и др.).

ü Цель и задачи школьной системы оценки качества образования.

ü Основные функции школьной системы оценки качества образования.

ü Принципы функционирования школьной системы оценки качества образования.

ü Структура школьной системы оценки качества образования и ее функционирование (подробно описываются организационно-технологическая и организационно-функциональная структуры школьной системы оценки качества образования).

   В соответствии со ст. 15 п. 3 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять систему оценки, формы, порядок и периодичность  промежуточной аттестации обучающихся.   При обновлении учебных программ, учебников, учебных планов должна меняться и система оценивания. Особенности оценивания учебных достижений необходимо прописать в форме локальных актов, положений «Об оценочной безопасности», «О портфолио», «О дневнике учебных достижений», «О системе оценивания учебных достижений учащихся».

   Наличие вышесказанных положений обеспечивает единство в понимании всеми участниками образовательного процесса (руководителем, учителями, учениками, родителями) сути и содержания вводимых изменений, механизмов их реализации.

2.     Многообразный спектр форм и способов учебной деятельности обучающихся может быть оценен только на основе специально разработанных критериев, поэтому необходимо создать творческую группу,  для разработки критерий оценивания учебных достижений. Это:

·        повысит объективность оценивания; станет опорой обучающимся для дифференциации собственных затруднений;

·        поможет и учителю, и обучающимся выявить динамику происходящих во времени изменений, связанных с качеством выполняемой работы, спланировать оптимальное сочетание различных оценочных шкал с учетом возрастных особенностей обучающихся и целенаправленную работу по формированию общеучебных умений и способов деятельности.

·           Необходимо использовать эффективные формы, средства, методы, технологии оценивания. Например, дневники учебных достижений, рейтинговые карты, листы индивидуальных достижений, портфолио, альбомы умных мыслей, ошибок, вопросов и другие средства, позволяющие существенно изменить оценочную деятельность, влекущие за собой необходимость осваивать, разрабатывать новые технологии.

3.     Создать модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и ее основных компонентов.

Для создания модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ необходимо выделить основные компоненты данной системы и рассмотреть их взаимосвязи, выявить ограничения и границы применимости модели, а также оценить возможные риски, которые могут появиться при ее введении и рассмотреть механизмы, которые будут способны уменьшить предполагаемые риски.

   Подводя итог, можно сделать вывод, что для создания системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ должны быть обеспечены следующие условия:

·        разработка инструментария, процедур и критериев оценки достижения требований к результатам образования и их апробация,

·        подготовка необходимых методических материалов и программных средств для внедрения разработанной системы.



 

Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся

Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной…

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной…

В создании совокупности организационно-педагогических условий обновления системы оценивания учебных достижений обучающихся необходимо участие всего педагогического коллектива образовательного учреждения с привлечением и обучающихся и родителей

В создании совокупности организационно-педагогических условий обновления системы оценивания учебных достижений обучающихся необходимо участие всего педагогического коллектива образовательного учреждения с привлечением и обучающихся и родителей

В структуру положения о школьной системе оценки качества образования должны входить: ü

В структуру положения о школьной системе оценки качества образования должны входить: ü

Необходимо использовать эффективные формы, средства, методы, технологии оценивания

Необходимо использовать эффективные формы, средства, методы, технологии оценивания

Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся

Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017