Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для создания системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ должны быть обеспечены условия: • разработка инструментария, процедур и критериев оценки достижения требований к результатам образования и их апробация, • подготовка необходимых методических материалов и программных средств для внедрения разработанной системы. Для достижения этих условий в данной работе кратко рассказывается об этапах создания системы оценивания учебных достижений обучающихся.
Иконка файла материала о системе оценивания.docx

Особенности системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся

   Федеральная целевая программа по развитию образования определяет стратегическую цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

  Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, среди которых и задача формирования механизмов оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. В связи с этим одним из самых важных этапов обучения становится оценивание достижений учащихся. 

    Система оценки - сложная и многофункциональная система,  включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности  школьников, как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

    Для педагогов школы оценивание – это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения, так как обеспечивает интерактивную обратную связь от учителя к ученикам, от учеников – к учителю, друг к другу; повышает активность включения учеников в процесс собственного учения; позволяет учитывать в обучении результаты, полученные при оценивании; и учитель и ученик глубоко осознают то, насколько сильно от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников, которые существенным образом влияют на качество образовательного результата; формирует способность учеников оценивать свои результаты и понимать, как их улучшить. 

   Новизна при переходе образовательного учреждения на ФГОС заключается в том, что требуется вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов, обеспечивая комплексный подход к оценке результатов основной образовательной программы, при этом обучающиеся должны освоить способы контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), выраженные в весьма конкретных регулятивных универсальных учебных действий. 

  Оценка на единой критериальной основе,  формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. 

    В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов, которая реально переключает контроль и оценивание  со старого образовательного результата на новый образовательный результат. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. 

   Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.  Приоритетными в диагностике  становятся теперь вместо репродуктивных заданий (на воспроизведение информации) продуктивные задания  по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.  

   Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика возможностей, приобретённых учеником, – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.  

  Выделяют несколько принципов оценивания: 

·        комплексность: оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в которой отражаются способы получения знаний, методы решения учебных задач;

·        содержательность и позитивность: оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика;

·        определённость: оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением;

·        открытость: оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;

·        объективность: оценка объективна в том смысле, что не вызывает субъективных разногласий и столкновений ученика и учителя;

·        диагностичность: оценка несёт информацию о достижениях ученика и позволяет сравнивать  достижения ученика с его же успехами, планировать дальнейшую учебную деятельность;

·        технологичность: оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителя и учащихся, связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов;

·        доступность: постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному;

·        принцип компьютеризации: применение электронных дневников, электронного журнала. 

    В создании совокупности организационно-педагогических условий обновления системы оценивания учебных достижений обучающихся необходимо участие всего педагогического коллектива образовательного учреждения с привлечением и обучающихся и родителей.

   Представлю этапы создания  системы оценивания учебных достижений обучающихся.

1.     Прежде всего необходимо:

разработать в образовательном учреждении нормативно-правовую базу, определяющую систему оценивания учебных достижений обучающихся.

   В структуру положения о школьной системе оценки качества образования должны входить:

ü Общие положения (определение, нормативно-правовое обеспечение, уровни организации, терминология, пользователи и др.).

ü Цель и задачи школьной системы оценки качества образования.

ü Основные функции школьной системы оценки качества образования.

ü Принципы функционирования школьной системы оценки качества образования.

ü Структура школьной системы оценки качества образования и ее функционирование (подробно описываются организационно-технологическая и организационно-функциональная структуры школьной системы оценки качества образования).

   В соответствии со ст. 15 п. 3 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять систему оценки, формы, порядок и периодичность  промежуточной аттестации обучающихся.   При обновлении учебных программ, учебников, учебных планов должна меняться и система оценивания. Особенности оценивания учебных достижений необходимо прописать в форме локальных актов, положений «Об оценочной безопасности», «О портфолио», «О дневнике учебных достижений», «О системе оценивания учебных достижений учащихся».

   Наличие вышесказанных положений обеспечивает единство в понимании всеми участниками образовательного процесса (руководителем, учителями, учениками, родителями) сути и содержания вводимых изменений, механизмов их реализации.

2.     Многообразный спектр форм и способов учебной деятельности обучающихся может быть оценен только на основе специально разработанных критериев, поэтому необходимо создать творческую группу,  для разработки критерий оценивания учебных достижений. Это:

·        повысит объективность оценивания; станет опорой обучающимся для дифференциации собственных затруднений;

·        поможет и учителю, и обучающимся выявить динамику происходящих во времени изменений, связанных с качеством выполняемой работы, спланировать оптимальное сочетание различных оценочных шкал с учетом возрастных особенностей обучающихся и целенаправленную работу по формированию общеучебных умений и способов деятельности.

·           Необходимо использовать эффективные формы, средства, методы, технологии оценивания. Например, дневники учебных достижений, рейтинговые карты, листы индивидуальных достижений, портфолио, альбомы умных мыслей, ошибок, вопросов и другие средства, позволяющие существенно изменить оценочную деятельность, влекущие за собой необходимость осваивать, разрабатывать новые технологии.

3.     Создать модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и ее основных компонентов.

Для создания модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ необходимо выделить основные компоненты данной системы и рассмотреть их взаимосвязи, выявить ограничения и границы применимости модели, а также оценить возможные риски, которые могут появиться при ее введении и рассмотреть механизмы, которые будут способны уменьшить предполагаемые риски.

   Подводя итог, можно сделать вывод, что для создания системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ должны быть обеспечены следующие условия:

·        разработка инструментария, процедур и критериев оценки достижения требований к результатам образования и их апробация,

·        подготовка необходимых методических материалов и программных средств для внедрения разработанной системы.